nord_ursus


Записки северного медведя

Cogito ergo sum


Previous Entry Share Next Entry
Донской
nord_ursus
Донской — ещё один город в индустриальной агломерации, сложившейся вокруг Новомосковска. И можно считать, что именно он имеет в ней наиболее давнюю историю. Промышленная добыча бурого угля здесь, в отличие от Узловой, началась ещё до революции, когда поблизости уже сто лет существовало село Бобрик-Гора, получившее название от речки Бобрик — одного из самых верхних притоков Дона. Уже в 1883 году здесь была открыта первая угольная шахта, и возник горняцкий посёлок, получивший название Донской. Городом он стал уже в советские времена — в 1939 году.



Добыча угля здесь, как и во всей Тульской области, уже не ведётся. Однако Донской от этого пострадал не так сильно, как, к примеру, Узловая, так как есть и другие действующие предприятия. Правда, мне он показался довольно мрачноватым, — может быть, на контрасте с вполне благополучным Новомосковском, но всё же это отнюдь не самый депрессивный город в Тульской области. Население Донского официально составляет 64 тысячи жителей (третье место в области), но это за счёт включённых в его состав в 2005 году города Северо-Задонска (15 тысяч жителей) и рабочих посёлков Новоугольный, Комсомольский, Шахтёрский, Задонье, Подлесный и Руднев. Фактически в самом Донском проживает лишь около 30 тысяч человек.

2. Это улица Октябрьская — центральная городская магистраль. Сюда меня привезла маршрутка из Новомосковска.



3. Городской почтамт:



4. Как и в соседних городах, в Донском большое количество красного кирпича и послевоенных двухэтажек.



5. Дальше находится железнодорожный переезд через электрифицированную ветку на Новомосковск, а за ним — самый центр города, который выглядит, в общем, вполне цивильным и оживлённым.



6. Красивое сталинское здание музыкальной школы. На фасаде увековечили П. И. Чайковского.



7. Эти дома могут быть ещё довоенной постройки.



8.



9. Весьма интересное здание универмага. Облицовано почти мод модерн начала 20 века.



10. Напротив — скромные памятники воинам-интернационалистам и ликвидаторам чернобыльской аварии:



11. Во дворах можно найти типовые барачные дома из дранки, которые постепенно расселяются как ветхие.



12. А вот интересный дом, — с контрфорсами. Не видел таких раньше.



Здесь же находится и железнодорожный вокзал (станция Бобрик-Донской), но его осмотрим уже в конце. Пока вернёмся на Октябрьскую улицу и пойдём в восточном направлении — в сторону микрорайона с забавным названием Бобрик-Гора.

13. Школа (или дом детского творчества?) в красивом сталинском здании:



14. Довольно много здесь вот таких домов. Такие же я видел на окраине Узловой из окна маршрутки, а судя по фотографиям, таких много и на Донбассе. Типовые шахтёрские дома?



15. А это новостройка на одной из боковых улиц. Таких здесь довольно много, и строятся они для переселения из ветхих домов.



16. Городская администрация:



17. Рядом — мемориал Великой Отечественной войне:



Во время войны Донской, как и Узловая и Сталиногорск (Новомосковск), находился короткое время в немецкой оккупации во время обороны Тулы. Гитлеровцы вошли в город 26 ноября 1941 года. Но уже спустя 17 дней, он был освобождён советскими войсками, — 13 декабря, на следующий день после Сталиногорска.

18. Памятник погибшим на войне дончанам:



19. Идём дальше:



20. Местами можно встретить и заброшки. В частности, дома, расселённые как ветхое жильё.



21. А это бывший механический завод, производивший шахтное оборудование, и закрывшийся вслед за прекращением добычи угля.



22. Сохранился и заброшенный подъездной путь к нему. Весьма живописно заросший деревцами.



23. Дальше — какой-то развлекательный парк:



24. А вы когда-нибудь видели зелёных медведей?



25. Ещё кирпичные шахтёрские дома:



В этом месте я сел на маршрутку и поехал на Бобрик-Гору — удалённый от центра на 4 километра исторический район города на месте бывшего села, которое возникло возле усадьбы графов Бобринских в конце XVIII века. Бобрик-Гора, как нетрудно догадаться, возвышенное место. Это холм у впадения речки Бобрик в Дон.

26. Бобрик-Гора оказалась запущенным и печальным местом. На Советской площади сохранилось пару дореволюционных домов.



27. Рядом — ещё один военный мемориал:



28. Магазин, облицованный разноцветной плиткой, как универмаг в центре города. Смотрится достаточно красиво.



29. Среди запустения, вдруг, — неожиданно яркая реновированная пятиэтажка:



30. Историческая достопримечательность — Спасо-Преображенская церковь, построенная при усадьбе Бобринских в 1778 году. Это старейшее сохранившееся здание Донского (да и всей Новомосковской агломерации).



Фамилия Бобринские пошла именно от названия речки Бобрик. Родоначальником графской династии стал внебрачный сын Екатерины II и графа Григория Орлова — Алексей Григорьевич Бобринский. Именно ему императрица завещала имение в Епифанском уезде Тульской губернии. Тогда это было, наверное, довольно тихое и уединённое место, и никто, наверное, ещё не предполагал, что в 20 веке здесь вырастет густозаселённая индустриальная агломерация.

31. Сохранившиеся здания усадьбы, построенные в конце 18 века архитектором И. Е Старовым (который довольно много творил в Петербурге), ныне заняты краеведческим музеем и пребывают в постепенной реставрации. Правда, всё же ставить стеклопакеты в постройках двухсотлетнего возраста было, пожалуй, совсем необязательно.



32.



33. На уже современной ограде усадьбы — два бобра, которые изображены даже на современном гербе Донского.



Собственно, герб:



34. Ну а вот так выглядит сейчас Бобрик-Гора. Тихая городская окраина.



35. Некоторые дворы довольно уютны:



36.



37. А чуть свернув в сторону, можно увидеть и тульскую природу. Где-то под этим склоном течёт тихий Дон — пока ещё совсем маленький и незаметный.



И последнее место города, которое я покажу, — это железнодорожный вокзал, или станция Бобрик-Донской. Название её примечательно не только тем, что звучит довольно забавно, но и тем, что образовано от двух рек сразу. Гудок паровоза здесь впервые раздался в 1874 году, когда была открыта Сызрано-Вяземская железная дорога. Станция Бобрик-Донской расположена в 10 километрах восточнее Узловой, а в 1943 году здесь образовался локальный узел после открытия ветки на Новомосковск, обходящей Узловую. Ныне эта ветка электрифицирована (тогда как основная линия тепловозная), и по ней ходят местные электрички с очень короткими маршрутами.

38. В этом кадре путь на Новомосковск виден слева, — заметны и столбы контактной сети, и электричка, готовая к отправлению. Причём платформа ещё и высокая (тогда как основная — низкая).



39. Электричка, кстати, в родной расцветке, а не в цветах РЖД.



40. С другой стороны электрифицированный путь заканчивается:



41. С пешеходного моста можно увидеть какие-то полузаброшенные промзоны рядом с вокзалом. Ещё дальше, уже за городом, есть и закрытые шахты.



42. Вокзал на станции довольно невзрачен снаружи:



43. Зато внутри — приятный сталинский интерьер:



44. На фасаде вокзала — мемориальная доска Владимиру Алексеевичу Бобринскому, внуку вышеупомянутого Алексея Григорьевича. В 1869-71 годах В. А. Бобринский, будучи министром путей сообщения, не мог не посодействовать тому, чтобы стальная магистраль прошла через его малую родину.



Пригородное сообщение по станции Бобрик-Донской довольно активное в направлении Тулы, но почти все поезда идут до станции Урванка в Новомосковске. Дальше на восток, до города Ряжска, ходит только один пригородный поезд в день.

45. Ещё хуже с дальним сообщением. Если через соседнюю Узловую проходит множество поездов, то на Бобрике-Донском дальнее сообщение ограничивается всего одним поездом в неделю, зато каким! Белорусский поезд с вот таким крайне нетривиальным маршрутом. Он же и единственный, который Тулу проходит через Ряжский вокзал.



Кстати, я ездил на нём в 2011 году. Но тогда его маршрут звучал попроще — Челябинск - Минск (но шёл он по той же нитке). Причём именно с таким маршрутом я ехал от начала до конца, и был единственным таким пассажиром в своём вагоне (если не во всём поезде).

46. Приехал дизель-поезд РА2 сообщением Урванка - Тула, принявший меня в один из своих вагонов. Фото, правда, смазанным вышло.



47. Через 15 минут я снова проехал уже знакомую мне Узловую, а дальше понеслись за окном поля и рощи. Поезд вёз меня в Тулу, до которой из Донского полтора часа езды.



Поговорим в следующий раз немного про Тулу, которая, впрочем, давно и хорошо знакомый мне город. Даже почти родной.

  • 1
Судя по тому , что колея железной дороги на 22 фото расчищена, видимо там есть кое-какое движение .
Судя по облику рядовых городов Тульской области, так и создаётся ощущение , что Москва все выгребла оттуда все трудоспособное население.

Печальнее всего в этом плане , на мой взгляд , Тверская

видимо так (был только в Твери и Торопце, если судить).

Вряд ли. Всё-таки деревья над ней наклонены слишком низко. Мне кажется, по габаритам там даже маневровый тепловоз не пройдёт.

Насчёт населения — не без этого, увы. Печальная участь околостоличных регионов. Хотя, пожалуй, Тульская ещё не самая пострадавшая в этом плане, т. к. не самая бедная из соседних с Москвой.

пока из соседних регионов с Москвой, видимо, хорошо развилась Калужская область (сужу по самой Калуге, Боровску и Козельску), благодаря местной сборке автомобильной и бытовой техники западных компаний.

В Калужской области активно скупают жильё гастарбайтеры, особенно в северных районах и в пригородах Калуги.

Через Тулу-3 еще проходит летний веселый поезд Анапа - Москва Киевская. Наверное, единственный в своем роде поезд, который идет из Тулы в Москву через Калугу )))
Ну и совсем уж редкий летний Калининград - Челябинск.

Донской мимо меня прошел, вернее, проплыл за окнами любимого транспорта под названием Д1. Жаль, не осталось их уже, хотел с сыном прокатиться. На РА2 не очень интересно.

В данный момент его нет в расписаниях. Да и летом выходит, что тоже не было (ведь на моём фото видно). Калининград-Челябинск — это тот же Барановичи-Караганда.

Да, Д1 жалко, что списали. Я, кстати, в Узловой ещё успел его увидеть, когда проезжал в 2011 году. Надо будет выложить фото.

В данный момент анапского не может быть, так как он летний. Через Донской он не идет, так как в Узловую с Ефремова попадает. А вот через Тулу-3 проходит и уходит в сторону Калуги, не заходя на главный вокзал.
Про Калинингадский согласен.

Очень интересно!

Спасибо.

Интересный рассказ, спасибо) Еще раз убедился, что везде есть интересности)
И дом с контрфорсами интересный, рискну предположить, что это самодеятельный ремонт тех, кто расселяться не хотел, проект дома похож на тот, что на 20 фото. Хотя может при постройке что-то не так пошло, а сносить и заново делать рука не поднялась.

В принципе, не исключаю такого варианта.

Если в Донском дома оштукатурить, и покрасить в разные цвета - он уже совершенно не будет смотреться так депрессивно. Вот что меня тут всегда удивляло - в Новомосковске так сделали, а в Узловой и Донском - почему-то нет.

Кто увековечен на фасаде, я, к сожалению, запамятовал - Чайковский же :)

Контрфорсы, наверное, поздние. Чтобы дом не развалился.

В вики занимательно про Бобрик-Гору написано: "микрорайон города Донского и его исторический центр. Население отсутствует."

Кстати, да. Это очень странно. Вполне себе жилой район ведь.

И до туда плитка добралась!:)

Дотянулись щупальца!

  • 1
?

Log in