nord_ursus


Записки северного медведя

Cogito ergo sum


Previous Entry Share Next Entry
Котлас
nord_ursus
Город Котлас в верховьях Северной Двины — это историческое место встречи железнодорожного мира с речным, а также Русского Севера с коми-зырянским. Город возник сперва как посёлок при конечной станции железной дороги, пришедшей сюда с Вятки в 1899 году, и получил статус города в 1917 году. Совсем недалеко отсюда сходятся четыре региона — Архангельская область с Кировской, к которым с двух сторон примыкают Коми и Вологодская. Сам Котлас является третьим по населению городом Архангельской области (62 тысячи жителей) и локальным центром цивилизации для края, в котором находится.



2. В Котлас я приехал со стороны Кирова — по той самой исторической Пермь-Котласской железной дороге, которая и породила сто лет назад этот город, а теперь является второстепенной. Ступаю на перрон вокзала Котлас-Южный, который уже знаком мне по дороге из Воркуты в прошлом году. Вокзал довольно большой и многолюдный. На втором пути готов к отправке пассажирский поезд Котлас - Архангельск, который 700 с небольшим километров до областного центра будет идти почти сутки, останавливаясь на каждой станции.



Вокзал оживлённый, в динамиках постоянно звучат объявления. В летний день табло на привокзальной площади показывало +27 градусов. Котлас — это железнодорожный узел, при этом довольно замысловато устроенный.

3. Красивый сталинский вокзал, 1957 года постройки. Судя по фотографиям, его совсем недавно отреставрировали, и цвет у него раньше был другой.



Старый вокзал выглядел вот так. Точно такой же, как на станции Киров-Котласский (там сохранился, но я его не сфотографировал).



Между прочим, вокзал стоит совсем близко к берегу Северной Двины, — их разделяет только площадь. Так было построено специально, поскольку Пермь-Котласская железная дорога служила для связи волго-камского бассейна с Северной Двиной, и Котлас был перевалочным пунктом, где грузы и пассажиры пересаживались с конечной станции поезда на речной транспорт, продолжая путь на север по реке. До постройки железной дороги здесь было лишь коми-зырянское село Пырас, известное с 14 века, а также погост Котлас, названный по речке (ныне называется Котлашанка). До революции это место входило в состав Великоустюжского уезда Вологодской губернии. В 1890 году при строительстве станции возник посёлок, ставший городом в 1917 году, при Временном правительстве. А в 1930-е годы Котлас стал одной из главных баз строительства Северо-Печорской железной дороги, открывшейся перед самой войной. Начальным пунктом магистрали стала станция Коноша на Архангельской железной дороге, а конечным — далёкая заполярная Воркута. Именно в неё и идёт большинство поездов, проходящих через Котлас.

4. На привокзальной площади стоит паровоз-памятник, трудившийся на Печорской магистрали несколько десятилетий:



Вот так выглядит трёхсторонний Котласский узел на карте. Как видно, Печорская магистраль пересекает по мосту Северную Двину, а затем проходит город по южной окраине, где находится станция Котлас-Узловой. Но при этом все поезда (кроме поезда Москва - Сыктывкар) идут не напрямик, а заходят на Котлас-Южный, так как именно это главный вокзал, и расположен он в центре города. Но поскольку Пермь-Котласская дорога исторически строилась близко к реке, то с моста нет на неё прямого пути, — слишком мало места. Из-за этого поездам приходится заходить на Котлас-Узловой, менять направление движения и следовать уже на Котлас-Южный, затем выходя дальше в сторону Воркуты по соединительной линии на севере города. Карта кликабельна.



5. На фоне вокзала стоит памятник Ильичу. Рядом видны маршрутки на соседний город Коряжму (37 тысяч жителей) — промышленный спутник Котласа, расположенный в 35 километрах восточнее. Вместе с ним, а также посёлком Вычегодский и заречным маленьким городком Сольвычегодском, Котлас образует своего рода агломерацию.



6. В этом здании вместе с магазинами находится автовокзал, оказавшийся неожиданно маленьким для города такого размера. Автобусы отсюда регулярно ходят в знаменитый город Великий Устюг, до которого всего 65 километров (но область уже Вологодская). Также я наблюдал здесь прибытие автобуса из Северодвинска, который идёт целых 10 часов, по прямой трассе вдоль левого берега Северной Двины.



7. ЖД вокзал обращён не к центру города, а к Северной Двине. И точно напротив него стоит бывший речной вокзал. Ныне уже не действующий, и занятый магазинами, гостиницей и прочими заведениями.



Вплоть до середины 2000-х годов по Северной Двине ходили пассажирские теплоходы до Архангельска, но увы, теперь мы лишены этого удовольствия. Кстати, особенно интересно, что Котлас, во-первых, является одним из самых отдалённых районных центров Архангельской области (600 километров от Архангельска, дальше только сёла Ильинско-Подомское и Яренск), а во-вторых, целых два соседних региональных центра к нему гораздо ближе своего собственного, — Киров и Сыктывкар. Поэтому, как я успел понять, Котлас больше тяготеет к Кирову, а с Архангельском вообще связан довольно слабо.

8. Но всё же он стоит с ним на одной реке. Северная Двина начинается в Великом Устюге от слияния Сухоны и Юга и несёт свои воды на север, в Белое море. В трёх километрах ниже в неё впадает текущая с востока Вычегда. Хотя на самом деле, наоборот, — в месте слияния Вычегда больше, и поэтому участок Двины выше их слияния иногда именуется как Малая Северная Двина.



9. Из города видно только основное русло Двины. Дальше на несколько километров простирается пойма, в которую входят протоки. Наверное, красиво тут весной, во время половодья!



Название Двина неизбежно напоминает про Западную Двину. Хотя, на самом деле, название реки имеет местное финно-угорское происхождение (на коми-языке Выньва). Впрочем, вполне вероятно, что русским переселенцам на Север это слово могло напомнить про ту Двину, на которой стоят Витебск и Полоцк, что и привело к такому результату.

10. Вид вверх по течению. Я даже символически омочил руку в двинской воде. Но долго стоять у берега было тяжело, — много мошкары.



Чуть южнее реку пересекает не только железнодорожный, но и автомобильный мост, который связывает город с трассой на Вологду и Архангельск. Что интересно, построили его только в 2001 году, а до этого был паром или ледовая переправа.

11. Между рекой и железной дорогой — узкий и вытянутый Прибрежный район.



12. Он совсем небольшой, и осью его является улица Виноградова, идущая между железной дорогой и рекой, параллельно им обеим.



Здесь же находится историческое сердце города — ансамбль храмов погоста Котлас, построенный в конце 18-начале 19 веков, когда здесь не было ещё ни города, ни железной дороги.

13. Никольская церковь в стиле устюжского барокко. Изначально она была построена в 1778 году, но обветшала и разрушилась, к сожалению, совсем недавно — в 1980-е годы. Воссоздана в первоначальном виде в 1990-е.



14. Слева стоит колокольня 1829 года (это уже подлинная постройка), в которую входит церковь святого Стефана Пермского — крестителя коми-зырян, который начал свой миссионерский путь в 1379 году именно отсюда.



Чуть дальше погоста виден обрывистый берег Двины.

Вот как погост выглядел с реки чуть больше ста лет назад:



15. Теперь вернёмся к вокзалу и направимся в центр. Прибрежный район с привокзальной площадью от центра плотно отделён железной дорогой. Вблизи вокзала нет автомобильного моста или переезда, и поэтому пешеходный мост над путями почти постоянно многолюден. Внизу обильно заставленные вагонами пути.



16. И рядом — локомотивное депо ТЧЭ-19 Северной ЖД. Здесь нигде нет электрификицаии, — безраздельное царство тепловозной тяги. И котласские тепловозы я в прошлом году видел даже в Воркуте и Лабытнангах.



17. Наконец, осмотрев привокзальную местность, отправимся в центр! Котлас с первых же минут оставляет впечатление достаточно оживлённого города. Видимо, сказывается то, что он самый крупный на добрых пару сотен километров вокруг.



18. Рынок и торговые центры поблизости от вокзала:



Как уже говорилось, Котлас, в большинстве своём, советский город. Значительный рост города происходил во время и после строительства Печорской железной дороги. В то время в Котласе находился крупный ГУЛАГовский пересыльный лагерь. Есть потомки заключённых и вольнонаёмных рабочих и среди современных жителей города. Но всё же, впечатления города с лагерным прошлым Котлас сейчас не оставляет.

19.



20. Котлас не может похвастаться обилием исторических достопримечательностей (в отличие от соседних Устюга и Сольвычегодска), но выглядит весьма уютным городом.



21. С 1930-х годов в городе сохранились весьма интересные образцы советского деревянного зодчества. Похожие мне ещё предстояло в большом количестве увидеть в Архангельске и Северодвинске.



22. Некоторые — настоящие шедевры. Жаль, что большинство из них ветхие, и скоро будут снесены. Наверное, ещё недавно их было значительно больше.



23. Зелени в городе тоже достаточно много.



24. Одно из наиболее примечательных зданий Котласа — это бывшее управление Печорской железной дороги, построенное в 1954 году. Ныне, вроде, железнодорожная школа.



25. По соседству — площадь Советов. Есть на ней Дом Советов (городская администрация) с барельефом Ильича на фасаде.



26. А вместо памятника Ленину (который у вокзала) здесь стоит интересный монумент "Слава Труду" (1980 год), изображающий рабочего и матроса.



27. А это, вроде, поликлиника. Похоже, что довоенное здание.



28.



29. Типовая сталинская застройка на центральных городских улицах. Здесь было очень приятно гулять.



30. Панельные дома:



31. А это уже новостройка. Надо, кстати, сказать, что Котлас удивляет своей малоэтажностью. При населении больше 60 тысяч жителей здесь даже новые дома строят не выше пяти этажей. Во всяком случае, девятиэтажек я точно не видел.



32. Кстати, новостроек в городе много. Довольно немало и современных торговых центров. В общем, судя по старым фотографиям, Котлас заметно изменился за последние 8-10 лет.



Если учесть, как вырос город за советскую эпоху, следует логичный вывод, что большинство населения здесь не коренное. Несмотря на это, в Котласе присутствует говор, похожий на вятский. Иногда в городе мне попадались типичные финно-угорские типажи, но видимо, это приезжие из окрестных сёл.

33.



34. В городском парке — мемориал Великой Отечественной войне. За ним находится городской парк развлечений, где было многолюдно, и играла музыка. На фоне этого молчаливая фигура солдата напоминала о том, кому мы обязаны мирной жизнью.



35.



36. По соседству — городской ДК:



37. В городе активно строятся новые дома. Это — северная часть Центрального района.



С той стороны центр ограничивается железной дорогой. За ней — микрорайон Новая Ветка, а дальше Лименда — окраина, выходящая к берегу Вычегды. Там же находится промзона и речной порт.

38. Котласские новостройки приятно выглядят внешне. Без аляповатых излишеств, и напоминают советские пятиэтажки 1970-х-80-х годов.



39. И даже в оформлении фасадов используются традиции тех лет:



40. А вот, кстати, и аналогичный по оформлению советский дом:



41. Или этот:



42. Сталинское здание школы:



43. Севернее центра можно увидеть частный сектор. Некоторые дома, похоже, что дореволюционных времён. Возможно, это и есть то, что осталось от железнодорожного посёлка. В нижней части кадра можно даже увидеть булыжную мостовую.



44. Кое-где есть дощатые мостки:



45. Вернёмся в самый центр. Это — проспект Мира, одна из главных улиц города. Слева виден памятник 40-летию Победы, ставший одним из символов Котласа.



46. Двор. Над домом довольно эффектного вида туча. Пока я гулял по жаркому Котласу, пару раз вдалеке громыхало, но гроза в итоге прошла мимо.



47. Народные украшения дворов:



48.



49. Хоть и грозы не было, но короткий и не сильный дождь всё-таки успел пройти.



50. В этом кадре заметна интересная деталь. В Котласе есть небольшое количество подержанных немецких автобусов. Но всё же преобладают ПАЗики, как на кадре выше.



51. Дом детского творчества. Перед ним — памятник адмиралу Николаю Кузнецову, который возглавлял ВМФ СССР во время Великой Отечественной войны. Родился он в 1904 году в деревне Медведка Великоустюжского уезда, ныне входящей в состав Котласского района. Имя Кузнецова носит военно-морская академия в Петербурге, расположенная рядом с моим домом.



52. Летний Котлас после дождя:



53. Сделав круг, возвращаемся к железной дороге. На этом снимке она почти за моей спиной.



54. Ещё котласских новостроек:



55. В Галиче Костромской области я видел похожую пятиэтажку 1980 года с олимпийским медведем, а здесь увековечили уже события наших времён. Радует такая историческая преемственность.



56. Второй способ попасть из центра в Прибрежный район — это Горбатый мост через железную дорогу. Не знаю, почему, но сейчас он закрыт для автотранспорта, и является исключительно пешеходным, из-за чего для попадания туда на машине приходится делать крюк в несколько километров. Оно бы и ладно, — Прибрежный район маленький. Но ведь именно там находится привокзальная площадь.



57. Ещё одна "деревянная сталинка", рядом с мостом:



58. С Горбатого моста открывается превосходный вид на саму станцию Котлас-Южный. Впереди хорошо виден уже показанный пешеходный мост, справа вагонное и локомотивное депо, а слева вокзал.



Наверное, для людей, регулярно ездящих в Республику Коми или обратно, Котлас становится одним из самых запоминающихся мест в пути. На проследование этого сложного ЖД узла поезда тратят больше часа и подолгу стоят на обеих станциях. Есть здесь и пригородное сообщение, — на запад до станции Кизема и на восток до станции Урдома. Также есть рабочие поезда до города Микунь в Коми, на которые, вроде, берут пассажиров.

59. Вид в обратную сторону. Здесь станция уже заканчивается. Это и есть линия на Киров (поэтому станция и называется Котлас-Южный), в пяти километрах южнее — пересечение с Печорской магистралью, со съездами в сторону Котласа-Узлового, где поезда меняют направление для выхода на мост. Параллельно идёт улица, ведущая к автомобильному мосту.



60. Вид из окна поезда на южной окраине города (снято утром, перед прибытием в Котлас). Справа, похоже, дореволюционный железнодорожный дом.



Рассказ о Котласе я на этом завершаю. В общем-то, увидел я почти только центральную часть города, но в Котлас у меня ещё есть повод вернуться. В этой поездке он был единственным городом этого края в северо-двинских верховьях, который я посетил. Между тем, в окрестностях есть и крошечный Сольвычегодск с его старинными церквями, и промышленная Коряжма с целлюлозно-бумажным комбинатом, и, чуть дальше, древний Великий Устюг, и множество сёл. Сольвычегодск я даже хотел посетить в этот раз, но не учёл, что он к Котласу не настолько близко, как кажется. В общем, в эти места я ещё обязательно вернусь. А в этот раз я сразу после Котласа продолжил углубляться в Архангельскую область. Долго думал, как мне ехать в сторону Каргополя, в итоге купил на ночь самый дешёвый билет до города Вельска на проходящий дополнительный поезд Сосногорск - Новороссийск (при посадке оказалось, что я еду в прицепном вагоне Котлас - Новороссийск). "Самый дешёвый билет" — значит верхнее боковое у туалета без белья. Так я ехал несколько часов ночью и даже успел поспать. В 4 утра поезд высадил меня в Вельске, о котором я и расскажу в следующий раз.

61. Напоследок — вечернее небо над Котласом:


  • 1
Самое современное оформление бокового фасада на доме вне советской эпохи, как на 39 фото , ранее не видел .

Бросается в глаза , что в Городе из необластных центров много новостроек , это отрадно

Спасибо за репортаж .

Да, я таких среди современных тоже раньше не встречал

  • 1
?

Log in