nord_ursus


Записки северного медведя

Cogito ergo sum


Previous Entry Share Next Entry
Лихославль. Столица Тверской Карелии
nord_ursus
Наверное, рассказ о каждом месте, расположенном на пути из Петербурга в Москву, можно начинать со слов о том, что большинство жителей обеих столиц проезжает через него, не подозревая, сколько можно увидеть, хотя бы ненадолго там остановившись. И это действительно так. Я уже говорил о малоизвестном феномене Тверской Карелии, сложившемся в нескольких районах Тверской области, — с первой половины 17 века эти места населяют карелы, переселившиеся сюда из Северного Приладожья, попавшего после Смутного времени под власть шведов. В 1930-е годы Тверская Карелия несколько лет существовала и вполне официально, в виде административной единицы — Карельского национального округа с центром в Лихославле. Сейчас в этом маленьком городке толком ничего карельского не увидеть, хоть и в районе карелы составляют 16% населения. И если не знать о тверских карелах заранее, то вряд ли просто так о них узнаешь, случайно заехав в этот город. Но в городе — пусть даже в маленьком, национальный колорит почти всегда размывается. Однако железнодорожный городок Лихославль по-прежнему можно считать городским воплощением Тверской Карелии.



В Тверскую Карелию я на три дня отправился в начале ноября. На руках у меня был билет Петербург - Лихославль и обратный Максатиха - Петербург. Оба места в Тверской области, и по этим билетам едва ли можно было понять, что я собираюсь посетить места проживания карел. В полночь с Московского вокзала отправлялся поезд Санкт-Петербург - Белгород. Ему путь лежит в южное Черноземье, а мне ехать всего 6 часов в близкую Тверскую область.

2. Так выглядел спящий сидячий вагон в середине ночи. Гулкий стук колёс, спящие в креслах пассажиры, за окнами заснеженная темнота, которая порой прерывалась ярко освещёнными станциями. Мы едем по главному ходу Октябрьской железной дороги.



3. Хоть и едет поезд по скоростной магистрали, но при этом незримо (ночь ведь!) погружается в провинцию. В четыре утра 20-минутная стоянка в Бологом, во время которой вагон немного оживился, — некоторые выходили на перрон подышать свежим воздухом. Продолжал тихо падать снег, наметая сугробы, — и это только начало ноября...



Вскоре после Бологого поезд остановился в Вышнем Волочке, где я был в январе этого года. А это значит, что железная дорога пересекла водораздел, и теперь я оказался уже в волжском бассейне. Наконец, в шесть утра — очередная станция. Поезд очень плавно сбавил ход и ещё минут пять ехал на очень медленной скорости, пока, наконец, не остановился. Лихославль!

4. Выхожу из тёплого вагона на перрон, и иду в сторону вокзала по скрипящему снегу, которого на глазах становится всё больше и больше.



5. Вокзал — типовой, послевоенной постройки, один из самых массовых проектов. Рядом по платформе ходил человек и разгребал снег лопатой, а из динамиков раздавалось "Скорый поезд номер сто девятнадцать Санкт-Петербург - Белгород отправляется от первой платформы" — с характерной интонацией, в которой подчёркивается каждое слово.



6. Вот так выглядит этот вокзал внутри. Центральный зал и два крыла: в одном зал ожидания с кассами, а в другом буфет. Кстати, на входе в вокзал даже нет рамок (как и в Окуловке и Малой Вишере).



7. Раннее утро выходного дня. Людей на улице не видать. Те, что сошли с поезда, уже разъехались. От пустынной в столь ранний час привокзальной площади вглубь города уводит ярко освещённая улица (с уличным освещением в городе, вроде бы, довольно неплохо). Сделав небольшой круг по привокзальной местности, я вернулся затем на вокзал, где сел дремать, коротать время и ожидать рассвета.



Пока сидел на вокзале, периодически подрёмывая, вокруг что-то происходило. Приходили одни пассажиры, уходили другие. Сквозь полудрёму я слышал чьи-то разговоры. Помню, как объявляли одну за другой электрички на Тверь, потом на Торжок. В какой-то момент я увидел, что за окном стало совсем светло, и продолжает наметать сугробы, одновременно узнавая, что в Карелии (не в Тверской, а в Республике Карелия), в районах вдоль Мурманской магистрали, снега значительно меньше... Выпив чаю в вокзальном буфете, я отправился гулять по городу.

Кликабельная карта города с локализацией фотографий по их номерам в посте.



8. После девяти утра уже показанное выше место стало выглядеть вот так. Теперь здесь уже многолюдно, часто проезжают машины. Улица, уходящая в центр города, скромно называется Привокзальным переулком. Даром, что претендует на роль одной из главных улиц города.



В Лихославле проживает 12 тысяч человек и он стоит в треугольнике Тверь - Вышний Волочёк - Торжок. При этом он является самым близким к Твери райцентром Тверской области (расстояние до областного центра — всего 35 километров по железной дороге и 55 по автомобильной). В общем, расположен он в окружении старинных городов, но при этом, несмотря на своё веющее стариной название, является довольно молодым городом, — статус города Лихославль получил только в 1925 году.

9.



Впрочем, сам по себе топоним Лихославль действительно уходит корнями вглубь веков, и его происхождение точно не известно. Легенды связывают "лихую славу" этого места с якобы произошедшими здесь то ли ограблением царского обоза Петра I, то ли убийством заезжего помещика. Есть и версия, связанная с тверскими карелами, которые, согласно ей, представляются как упрямые и лихие люди.

10. Вид вокзала со стороны города. Рядом есть и автостанция, но фактически там только остановка с расписанием.



До революции Лихославлем называлось имение дворян Сулиных, расположенное неподалёку. На месте нынешнего города было сельцо Осташково в составе Новоторжского уезда (центр — Торжок) Тверской губернии. Открытая в 1851 году Николаевская железная дорога породила здесь пристанционный посёлок. До 1902 года станция называлась Осташково и затем получила нынешнее название (чтобы не путать с городом Осташковом, который расположен довольно недалеко). В 1870 году станция стала узловой: была открыта Новоторжская железная дорога — ответвление на Торжок, продлённое в 1874 году до Ржева, а в 1888 — до Вязьмы. Статус города Лихославль получил уже при советской власти — в 1925 году.

11. А так выглядит вокзал со стороны путей, уже в светлое время суток. К сожалению, недавно вокзал перекрасили в цвета РЖД.



Приведу здесь и теперь уже историческое фото. Таким я успел запечатлеть этот вокзал в 2012 году, по дороге из Тулы в Питер.



По-прежнему здесь трёхсторонний железнодорожный узел, расположенный севернее станции. Участок до Торжка даже электрифицирован, и на него есть прямой путь и со стороны Бологого, позволяющий поездам, идущим в Торжок с севера, не заходить в Лихославль и не менять направление.

12. Вокзал в Лихославле советский, зато водонапорная башня сохранилась с 19 века.



13. Рядом с вокзалом проходит улица Советская, идущая вдоль железной дороги. И несмотря на название, на ней сохранилась дореволюционная застройка, напоминающая о тогда ещё пристанционном посёлке. Хоть он и был посёлком, но здесь уже строили каменные дома. Состояние их весьма разное. Некоторые вполне ухоженны.



14. А это здание явно давно не видело ремонта. Сейчас в нём краеведческий музей, но я его не посетил, — он оказался закрыт, несмотря на то, что, согласно указанному у входа графику, должен был работать. Называется он, кстати, не иначе как "Карельский краеведческий музей".



Что интересно, карельская символика присутствует и на гербе Лихославля:



15. Очень красивое деревянное здание железнодорожной амбулатории:



16. Вот так Советская улица идёт вдоль путей, — крайне типичная картина для городков вдоль оживлённых ЖД магистралей. Маленький провинциальный город, тихие улочки, с которых видна магистраль, по которой мчатся скорые поезда. Именно это место в Лихославле внешне поразительно напомнило мне Малую Вишеру. По железной дороге стрелой проносились "Сапсаны", и я даже подумал, что в этом некоторый драматизм провинции, лежащей между Питером и Москвой, — постоянные наблюдения за тем, как столичные поезда проносятся мимо и без остановки...



17. Раритетные артефакты на одном из деревянных домов:



18. На этом доме тоже можно увидеть:



19. Где-то есть даже и огороды, и сады с яблонями. Но сейчас пока всё укутано снегом.



20. Поблизости от вокзала есть сквер с памятником ликвидаторам чернобыльской аварии.



21. Железная дорога делит Лихославль на две части, из которых главная — к западу от неё. В залинейную часть города, почти целиком состоящую из частного сектора, я не углублялся, увидев там лишь дореволюционное здание железнодорожной школы (ныне школа №7).



22. Вернёмся на Привокзальный переулок. В одну сторону перспектива этой улицы замыкается вокзалом (заглавный кадр), а в другую — сквером Победы.



23. А это перспектива боковой улицы:



24. С другой стороны — небольшой квартал новостроек:



25. Лихославльский кот:



26. Уже показанный выше сквер Победы с мемориалом. Слева виден педагогический колледж (филиал Торжокского).



В годы войны Лихославль не был в оккупации, но с октября по декабрь 1941 года был прифронтовым городом, — в период, когда немецкие войска заняли Старицу и Калинин (Тверь). Лихославль подвергался немецким бомбёжкам, — именно это и является причиной того, что ЖД вокзал здесь послевоенной постройки.

27. Занесённая снегом Первомайская улица:



28.



29. Здесь довольно много послевоенных двухэтажных сталинок, которые, возможно, строили пленные немцы.



30. За сквер Победы продолжается Привокзальный переулок. Хоть он и переулок, но длина его — почти километр, а здесь это половина города в поперечнике.



31. Довольно много здесь частного сектора. Иногда попадаются новые дома, — вероятно, участки здесь покупают и тверичане, и даже москвичи и питерцы.



32. А перспективу Привокзального переулка замыкает вот эта пятиэтажка:



33. Что-то было сонное в этом городке в этот ноябрьский, но уже зимний день. Несмотря даже на постоянно слышную в городе оживлённую жизнь железной дороги.



34. А вот такая табличка висела на входе в школу:



35. Из окон этих пятиэтажек были слышны то чьи-то голоса, то плач ребёнка, то звон посуды. А мимо проходили люди, наверное, удивлённые наметённым буквально за сутки сугробам. Жизнь идёт...



36. Затем я вышел на центральную площадь города.



37. Гранитный бюст Ильича причудливо покрылся снежной шапкой. А за густыми елями скрывается районная администрация.



38. А напротив — районный дом культуры, позднесоветской постройки:



39. Весьма интересное советское панно на фасаде ДК:



40. Чуть подальше — новодельный торговый центр. Почти как у вокзала, только другого цвета.



41. На этом ТЦ можно увидеть вывеску аптеки, и один из соседних деревянных домиков оказался с интересной деталью. Кстати, здесь даже улица называется Аптекарская.



42. Отсюда выйдем вновь к железной дороге. Рядом с ней — городской сад, ещё не расчищенный от свежего снега, который покрывает собой рыжие, не успевшие облететь, лиственницы.



43. Половина скверика занята детскими площадками с деревянными фигурами сказочных персонажей.



44. И снова Советская улица с дореволюционной застройкой:



45. Вот, собственно, и железная дорога, связывающая две столицы. На фото вид в сторону Москвы. До столицы отсюда 209 километров, а до северной столицы — 435.



По автомобильному путепроводу идёт главная автомагистраль города — улица Октябрьская - Гагарина - Ямская. Это — автодорога, идущая полукругом по маршруту Медное - Лихославль - Толмачи - Спирово - Выдропужск, и замкнутая обоими концами на трассе Петербург - Москва. Она связывает между собой сёла Лихославльского и Спировского районов.

46. Рядом с путепроводом и железной дорогой стоит Успенская церковь, построенная в 1887 году, ещё когда Лихославль был посёлком Осташково.



47. Вид с путепровода на железную дорогу, уже в сторону Питера. Железная дорога Петербург - Москва мне всегда представляется как такой разделитель Тверской области на запад и восток. По эту сторону от путей — край Ржева, Осташкова, Торопца и прочего Нелидово, а по другую — край Калязина, Бежецка, Весьегонска и прочей Удомли :) Лихославль стоит посередине.



48. Ещё один вид на Успенскую церковь:



Как уже говорилось, о карельской составляющей Лихославля вряд ли можно догадаться, если о ней не знать. Всё-таки это, пусть и маленький, но город. Но мне путь лежал дальше — в аутентичную тверскую-карельскую глубинку. Маленький, но битком набитый ПАЗик повёз меня на 45 километров вглубь Лихославльского района, — на такое расстояние от железной дороги, которое уже не рассмотришь из мимо проезжающего поезда. Там находится карельское село Толмачи — одно из главных и самых крупных сёл Тверской Карелии. О нём я и расскажу в следующий раз.

  • 1
Всё относительно, всё. Мне для работы например отсуствие снега до Нового Года, как это уже иногда бывало,было бы очень кстати...

  • 1
?

Log in

No account? Create an account