nord_ursus


Записки северного медведя

Cogito ergo sum


Previous Entry Share Next Entry
Тула. Август 2016
nord_ursus
Тула для меня — почти что второй родной город (наряду с Минском). Бывать здесь доводилось уже множество раз, до этого года в последний раз — в июле 2013. Этот пост будет не столько подробным отчётом об улицах и зданиях Тулы, а лишь общим обзором наблюдений относительно города и изменений, произошедших в нём за последние годы. Впрочем, покажу я здесь и пару мест, где прежде в городе не бывал.



2. Начнём с самого центра города. Это площадь Ленина — давно знакомый мне и один из самых открыточных тульских видов. За кадром осталось правительство области, а впереди Тульский кремль. Справа — Преображенский и Успенский соборы. Бросается в глаза то, что с моего последнего приезда в кремле успели отреставрировать собор и воссоздать колокольню, которую снесли в 1930-е годы. Теперь это снова самая высокая постройка кремля, и кажется, будто она была здесь всегда.



3. Теперь кремлёвский Успенский собор выглядит вот так:



4. Кстати, приглядевшись, можно увидеть, что колокольня фактически стоит отдельно от собора, но при этом соединена с ним аркой.



5. Второй собор кремля — Богоявленский, в котором ныне музей оружия. Музей, в свою очередь, несколько лет назад был расширен, и для него было построено новое второе здание за Зареченским мостом через Упу.



6. В кремле теперь сделали бесплатный вход (в прошлый приезд стоил 20 рублей), а также обустроили приятную прогулочную зону. Здесь уютно и спокойно, — не так, как было в начале 17 века, когда укрывшийся в тульских стенах Иван Болотников оборонялся от войск Василия Шуйского...



7. Справа полу-новодельное здание — это сильно реконструированная электростанция изначально дореволюционной постройки, в которой теперь расположен музей.



8. В общем, Тульский кремль за последние годы сильно преобразился. Во многом это можно сказать и про сам город, где в сравнении с 2007 годом стало лучше с благоустройством (это я заметил ещё в 2012-13 годах).



9. Аллея, идущая вдоль стены кремля с внешней стороны:



10. А это уже прилегающая к кремлю местность. Улица Металлистов (бывшая Пятницкая) ведёт от кремля к Тульскому оружейному заводу.



11. А это Благовещенская церковь — старейший сохранившийся храм в городе (1692 год). В ней, кстати, меня крестили.



12. Проспект Ленина (до революции — Киевская улица) — главная магистраль Тулы (на южной окраине города незримо переходит в шоссе на Ясную Поляну и Щёкино). Перспектива его в сторону кремля теперь замыкается на колокольне. Кстати, видно, что кремль здесь расположен в низине, что довольно нетипично.



13. Это обратный вид — на проспект Ленина с площади:



14. На проспекте Ленина много дореволюционной архитектуры родом из губернского города Тулы.



15. А вот здесь до революции город уже заканчивался. В кадре видно дореволюционное здание, частично перестроенное в советские времена, где сейчас находится областное УМВД.



16. Дальше к югу начинается советская часть города. Есть красивые сталинки. Ещё поблизости отсюда находится совершенно гигантский по площади городской парк культуры и отдыха, но в нём я пока ни разу не был.



17. Тула — Город-Герой! Надпись на доме явно сохранилась с советских времён.



18. Коль скоро пошла речь о советских артефактах, — ещё одна вывеска сохранилась на входе в выставочный зал на Красноармейском проспекте, соединяющем кремль и Московский вокзал.



19. Ещё одна из главных магистралей города — Советская улица. Своего рода "объездная кремля", огибающая его полукругом, и замкнутая на двух мостах через Упу. В кадре видна церковь Флора и Лавра (1772-96) и, конечно, старый добрый чехословацкий трамвай "Татра". Помню, как в детстве, увидев тульские трамваи, удивился, когда узнал, где они произведены.



Кстати, что в Туле всё-таки стало хуже в последние годы, — это как раз состояние городского общественного транспорта. Впервые в жизни я в свой приезд в Тулу так ни разу и не проехал на трамвае. Если в центре города они ходят ещё более-менее исправно, то в таких окраинных районах, как Мясново и Криволучье, их по вечерам теперь можно ждать больше получаса. Зато сверх меры расплодилось маршруток (их в Туле называют почти исключительно "автолайнами"). И это отлично видно, например, на этой фотографии, или на этой. Правда, хотя бы автопарк маршруток нормальный, а то в Новомосковске такая же концентрация Газелей.

20. Но есть и приятные моменты. Неплохо обновляется парк троллейбусов. Многие новые поступают сюда из Белоруссии.



Интересно, что вокзал на кадре выше называется Московский, но сама станция — Тула-Курская. Есть в городе и второй вокзал — Ряжский (пассажирское сообщение там почти исключительно пригородное, кроме поезда с экзотическим маршрутом Барановичи-Караганда), но станция называется Тула-Вяземская.

21. Ещё на тему общественного транспорта. Честно говоря, на питерских остановках я ничего подобного не видел. Впрочем, и в Туле тоже пока редкость.



22. Боковые улочки в центре города:



23. Есть и деревянные дореволюционные домики с красивой резьбой.



24.



25. Улица Кауля. Прямо такой типично тульский вид.



26. Здесь с благоустройством похуже, чем на главных улицах.



27. Ещё советский артефакт:



28. Один год своей жизни я прожил в Туле, причём ещё в несознательном возрасте. Жили мы вот в этой панельной пятиэтажке, и в этом дворе я делал первые шаги.



29. Противотанковая пушка ЗИС-2 — памятник защитникам Тулы, на улице Оборонной.



30. Ещё одна интересная историческая улица — Староникитская:



31.



32.



33. А это — Тульская духовная семинария:



34. И домовая церковь в ней:



35. Старое промышленное здание:



36.



37. Из центра перенесёмся к перифериям. Это — район Мясново за железной дорогой. Живописная перспектива улицы Воздухофлотской, по которой прогромыхал очередной трамвай, после чего снова воцарилась тишина. В детстве я помню, как они ездили по этой улице каждые десять минут...



38. Мясново — это район почти целиком из частного сектора (при том весьма разнокалиберного). Это, кстати, северо-западная окраина, где в сорок первом году совсем близко проходила линия фронта.



39. В Мясново совсем недавно построили церковь. В 2013 году она ещё строилась.



40. Интересная социальная реклама. Мне одному кажется, что на плакате красуется флаг Луганской народной республики?



Теперь покажу ещё одно интересное место на другой, восточной окраине города, где прежде не доводилось бывать. А именно — металлургический комбинат "Тулачермет". У комбината есть собственный соцгород — микрорайон Криволучье, с довольно интересной сталинской архитектурой. Но его я толком не пофотографировал, что надеюсь исправить в следующий раз. Зато сходил посмотреть на пейзажи самого комбината.

41. Общественный транспорт в Криволучье ходит до конечной "Стадион "Металлург", за которым уже и заканчивается город. Я пошёл пешком по путям исторической Сызрано-Вяземской железной дороги. Именно по ней я перед этим приезжал в Тулу со стороны Новомосковска. За моей спиной ещё город, а впереди — поля и рощи.



42. Живописная кривая:



43. И вечернее небо:



44. И рядом расстилаются природные пейзажи, уже не похожие на наш Северо-Запад. Тула расположена вблизи границы смешанных лесов и лесостепи, Средней полосы России и Черноземья.



45. Вдруг за деревьями по правую руку виднеются дымящие трубы...



46. А потом перед глазами предстаёт такой внушительный индустриальный пейзаж. Это — Новотульский металлургический комбинат, ныне известный как "Тулачермет". Основан он был в 1931 году и введён в строй в 1935. Предприятие хоть и не такое большое, как, например, череповецкая "Северсталь", но выглядит тоже интересно.



47.



48.



Ещё рядом с Тулой есть интересный дореволюционный Косогорский металлургический завод, по дороге в Щёкино. Тула — город в большей степени индустриальный, чем соседние, к примеру, Рязань и Калуга. То же можно сказать и про область.

В общем, я сделал правильно, что поехал смотреть комбинат именно издалека, не обратив внимание на автобусы, у которых Тулачермет значится в качестве конечной. Созерцать промышленные пейзажи лучше со стороны, чтобы охватить взглядом.

49. Совсем рядом — такой вот классический среднерусский пейзаж:



50. А посмотрев в другую сторону, можно увидеть город.



51. На окраинах активно строятся новые дома. Я помню время (ещё не так уж и давно), когда самым высоким зданием Тулы была, кажется, одна на весь город 16-этажка. А в этом кадре чуть правее можно увидеть высокую колокольню Всехсвятского собора почти в центре города.



52.



Ну и на этом пока всё. Тула меняется и потихоньку развивается, что не может не радовать. В этом посте я, правда, показал город довольно фрагментарно, уделив, в частности, мало внимания центру (видимо, потому что бывал там множество раз). В следующий раз расскажу про город Белёв на юго-западе области, куда я съездил в один из дней своего пребывания в Туле.

  • 1
Красиво. Не была, но собираюсь, только не знаю, когда.

Да. Город интересный. Побывать стоит.

5. Музей уже успел выехать? В конце февраля ещё на месте был.

Точно пока не могу сказать. Но в новом здании за мостом он в 2013 уже работал. Причём видно было, что ещё есть пустующие места.

Просто мы в феврале были и там, и там. И музей из церкви явно съезжать не собирался...

Хотя да. Похоже, ты прав. Этого так и не стали делать, хотя планы были. Так что исправлю.

Музей оружия на месте, экспозиции как в старом, так и в новом здании.

Я трижды пытался доехать до Тулы, но каждый раз срывалось, однажды на середине пути пришлось вернуться...

Был летом в Туле, но площадь пропустил. А в кремле была небольшая тусовка ретро-автомобилей и развал с запчастями.

Хм, даже не знал, что там такое бывает.

Там праздник был, 12 июня вроде бы. Потому на площадь и не попал, кстати - толпы народу, контроль на входе и т.п. Пришлось обходить стороной.

Ежегодно в эти дни проходит фестиваль ретро-автомобилей Автострада. http://avtostrada.tula.ru/index.php?option=com_datsogallery&func=viewcategory&catid=24
Я, правда, редко попадаю, так как в это время обычно нахожусь на Селигере. Но в 2016 с Селигером не срослось и фестиваль посетил. Кстати, на мой взгляд, организация была нормальная, ходил с сыном и толп не заметил.

Ну не знаю. Я туда подошел во второй половине дня, на площади было какое-то выступление почетных караулов и толпа, через которую было не пройти.

Дворянское собрание - напротив МВД, в бывшем Доме офицеров на другой стороне проспекта. Сейчас там филиал филармонии и, если будете брать билет вам обязательно скажут - в основном здании филармонии будет мероприятие или в Дворянском собрании. А в здании на снимке в дореволюционные времена был приют для детей-дворян

Подзабыл уже.
Спасибо! Исправил

Да не за что! ) А город, действительно изменился в лучшую сторону за последние пару лет. И транспорт, да - головная боль.
А в Мясново в начале декабря (в парке на улице Жукова) в начале декабря открыли музейный комплекс "Партизанская деревня" с соответствующим антуражем. А на въезде со стороны Москвы - в Горелках/Заречье огромный памятник летчикам - "Воздушный таран". А на Московском ж\д вокзале стоит бронепоезд-музей.

Это на случай, если еще раз соберетесь )

Бронепоезд видел. Правда, не фоткал.
В Мясново у меня дядя живёт (собственно, я к нему и приезжал в гости). Так что в следующий приезд я в этот музейный комплекс первым делом и схожу)

Состояние трамвайных путей удручает. Рельсы кривые, травой заросли...

Это Мясново, периферийный район. В остальной части города, как правило, лучше.

Интересно, что колокольня, восстановленная с нуля, выглядит весьма органично, а вот в соборе местами явно проглядывает новодел: чрезмерно блестящие купола и стеклопакеты на окнах.
У меня до сих пор Тула - "белое пятно" на карте, даром что не очень далеко от Москвы. Да Тульскую область было бы интересно изучить подробнее.

Возможно, но мне так не показалось. Хотя если так, то это всё равно не новодел в классическом понимании, т. к. собор, в отличие от колокольни, подлинный.

Иногда, к сожалению, так отреставрируют, что иначе как новоделом назвать язык не поворачивается.

Понятно. Значит, мой снимок уже исторический.

Константин, спасибо! Как всегда, очень интересно, хотя город мне более чем знаком )))
Немного по фоткам.
1. На главной фотке получился интересный вид, я даже улицу не сразу узнал. Слева за большим деревом скрыт городской роддом, в машину на переднем плане грузится счастливая семья с новорожденным )))
2. Колокольня как будто всегда там была. Ее хорошо видно из разных точек города.
8. Прежний губернатор Груздев В.С. сделал очень много в плане преображения облика Тулы. Надеюсь, нынешний продолжит начатое.
16. Насчет парка – это действительно уникальное для России явление, самый большой по площади городской парк в Европе. В ближайший приезд в теплое время года непременно стоит его посетить. С нынешним уровнем его благоустройства он достоин отдельного поста.
17. Надпись действительно историческая. В детстве жил на Первомайской, сколько себя помню – она была. Теперь вместо нее новодел (((
18. В этом доме я прожил с 1988 по 2013 годы, и поныне здесь живут мои родители. По крайней мере с 1988 года вывеска не менялась. Ну сам выставочный зал известен в Туле и за ее пределами. Который, конечно же, неоднократно принимал в своих стенах шедевры братьев Карташовых. Вот как тесен мир…
19. Да, живы еще старые добрые чехи ))) Облазил я их в детстве вдоль и поперек. Дом с выставочным залом еще примечателен тем, что прямо в его дворе до 2006 года располагалось вагоноремонтное трамвайное депо, через забор которого мы пацанами лазили чуть ли не ежедневно.
К сожалению, трамваев действительно не дождаться. Это скорее вопрос к деятельности «Тулгорэлектротранса. Такое впечатление, что ни один губернатор не может справиться с этой конторой и заставить ее нормально работать.
Зато маршруток пруд пруди, благо хоть автопарк обновляется.
Что же касается названия «Автолайн», то об этом есть даже статья в Википедии [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D1%88%D1%80%D1%83%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%82%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%B8_%D0%A2%D1%83%D0%BB%D1%8B
48. Место для съемки Тулачермета выбрано блестяще! Лучше придумать просто невозможно. Я там не был с далекого детства, когда ездил к маме на работу (как раз на Тулачермет), а потом втихаря вылезал из автобуса на переезде и гулял в этих местах. Захотелось повторить )))
А вообще, насколько я понял, есть еще в Туле и окрестностях много интересного и неохваченного. Один парк чего стоит. Ясную Поляну можно посещать бесконечно, а рядом еще историческая станция Козлова Засека. Косая гора и Щекино порадуют индустриальными пейзажами. В общем, welcome!

Спасибо за хороший отзыв!

А упомянутые братья Карташовы — это мои отец и дядя (отец, к сожалению, остался в Кармадонском ущелье с группой Бодрова, а дядя сейчас живёт в Туле, — собственно, к нему я и приезжал). В этом зале я хорошо помню их выставку 2006 года (которая через год была ещё раз проведена в Питере).

В Ясной Поляне бывал, даже не раз. За индустриальными пейзажами в Щёкино (а также в Советск, где ГРЭС) ещё обязательно съезжу.

Братьев Карташовых я не просто так упомянул. Моя мама - поклонница их творчества, причем не только живописи, но и поэзии.
Твой пост про Кармадон я, конечно же, видел. Очередной раз поразился, насколько тесен мир. Все-таки, твоего отца многие туляки считают своим земляком. В 2002-м в новостях фамилия Карташов звучала едва ли не чаще, чем Бодров.

Ясная Поляна по-своему прекрасна в разные времена года. Я не был только весной, надо восполнить этот пробел.

В Туле, к сожалению, не удалось побывать. Был там только проездом по пути в Ясную Поляну, но за это время город успел понравиться.

Да, с погодой мне тогда в Туле не очень повезло, к сожалению. попали под оттепель, когда сильно снег таял, и лёд с крыш рушился, что тогда решил идти ради собственной безопасности по проезжей части (время ещё 7,30 утра было). возможно, из-за погоды мне показался экономически необеспеченным, даже хуже Брянска в плане новостроек.

трамвай довелось 40 минут ждать, так и не дождался, потом пешком до хостела шёл вдоль городского парка культуры и отдыха.

да, и относительно Газелей в защиту выскажусь, мне лично на них никогда не укачивает в отличие от fordов, Мерседесов и Fiatов, оттого чаще охотнее на газельке проедусь ))

Да, погода часто может влиять на восприятие. Но в плане экономической ситуации в Туле, в принципе, неплохо. Новостроек немало, но в центре их действительно почти нет. В основном, на окраинах.

Кирилл, не знаю дату Вашей поездки в Тулу, поэтому прокомментирую по состоянию на данный момент.
Новостроек у нас девать некуда, не успевают распродавать. Просто в центре тупо нет места, однако все равно пихают. С конца 90-х примерно до 2012 года власти практиковали разрешения на "точечные" застройки. На самых лакомых местах сносили гаражи, сараи, да и дворами с детскими площадками не брезговали. Груздев эту вакханалию прекратил, что-то удалось отсудить, что-то успели построить.
Теперь новостройки преимущественно на пустырях или совсем новые районы строятся, причем цены вполне приемлемые.

В слякоть, конечно, окружающая действительность становится еще более серой. Проблема сосулек не носит массовый характер, но встречается, конечно.

На Газели по городу еще куда ни шло, но в свое время ездил на них до Москвы - вот где ад. Кстати, Мерседесовские маршрутки довольно жесткие, нижнее полушарие мозга отбивают не хуже Газелей ))) В остальных да, морскую болезнь можно поймать.

  • 1
?

Log in