nord_ursus


Записки северного медведя

Cogito ergo sum


Previous Entry Share Next Entry
Тула. Август 2016
nord_ursus
Тула для меня — почти что второй родной город (наряду с Минском). Бывать здесь доводилось уже множество раз, до этого года в последний раз — в июле 2013. Этот пост будет не столько подробным отчётом об улицах и зданиях Тулы, а лишь общим обзором наблюдений относительно города и изменений, произошедших в нём за последние годы. Впрочем, покажу я здесь и пару мест, где прежде в городе не бывал.



2. Начнём с самого центра города. Это площадь Ленина — давно знакомый мне и один из самых открыточных тульских видов. За кадром осталось правительство области, а впереди Тульский кремль. Справа — Преображенский и Успенский соборы. Бросается в глаза то, что с моего последнего приезда в кремле успели отреставрировать собор и воссоздать колокольню, которую снесли в 1930-е годы. Теперь это снова самая высокая постройка кремля, и кажется, будто она была здесь всегда.



3. Теперь кремлёвский Успенский собор выглядит вот так:



4. Кстати, приглядевшись, можно увидеть, что колокольня фактически стоит отдельно от собора, но при этом соединена с ним аркой.



5. Второй собор кремля — Богоявленский, в котором ныне музей оружия. Музей, в свою очередь, несколько лет назад был расширен, и для него было построено новое второе здание за Зареченским мостом через Упу.



6. В кремле теперь сделали бесплатный вход (в прошлый приезд стоил 20 рублей), а также обустроили приятную прогулочную зону. Здесь уютно и спокойно, — не так, как было в начале 17 века, когда укрывшийся в тульских стенах Иван Болотников оборонялся от войск Василия Шуйского...



7. Справа полу-новодельное здание — это сильно реконструированная электростанция изначально дореволюционной постройки, в которой теперь расположен музей.



8. В общем, Тульский кремль за последние годы сильно преобразился. Во многом это можно сказать и про сам город, где в сравнении с 2007 годом стало лучше с благоустройством (это я заметил ещё в 2012-13 годах).



9. Аллея, идущая вдоль стены кремля с внешней стороны:



10. А это уже прилегающая к кремлю местность. Улица Металлистов (бывшая Пятницкая) ведёт от кремля к Тульскому оружейному заводу.



11. А это Благовещенская церковь — старейший сохранившийся храм в городе (1692 год). В ней, кстати, меня крестили.



12. Проспект Ленина (до революции — Киевская улица) — главная магистраль Тулы (на южной окраине города незримо переходит в шоссе на Ясную Поляну и Щёкино). Перспектива его в сторону кремля теперь замыкается на колокольне. Кстати, видно, что кремль здесь расположен в низине, что довольно нетипично.



13. Это обратный вид — на проспект Ленина с площади:



14. На проспекте Ленина много дореволюционной архитектуры родом из губернского города Тулы.



15. А вот здесь до революции город уже заканчивался. В кадре видно дореволюционное здание, частично перестроенное в советские времена, где сейчас находится областное УМВД.



16. Дальше к югу начинается советская часть города. Есть красивые сталинки. Ещё поблизости отсюда находится совершенно гигантский по площади городской парк культуры и отдыха, но в нём я пока ни разу не был.



17. Тула — Город-Герой! Надпись на доме явно сохранилась с советских времён.



18. Коль скоро пошла речь о советских артефактах, — ещё одна вывеска сохранилась на входе в выставочный зал на Красноармейском проспекте, соединяющем кремль и Московский вокзал.



19. Ещё одна из главных магистралей города — Советская улица. Своего рода "объездная кремля", огибающая его полукругом, и замкнутая на двух мостах через Упу. В кадре видна церковь Флора и Лавра (1772-96) и, конечно, старый добрый чехословацкий трамвай "Татра". Помню, как в детстве, увидев тульские трамваи, удивился, когда узнал, где они произведены.



Кстати, что в Туле всё-таки стало хуже в последние годы, — это как раз состояние городского общественного транспорта. Впервые в жизни я в свой приезд в Тулу так ни разу и не проехал на трамвае. Если в центре города они ходят ещё более-менее исправно, то в таких окраинных районах, как Мясново и Криволучье, их по вечерам теперь можно ждать больше получаса. Зато сверх меры расплодилось маршруток (их в Туле называют почти исключительно "автолайнами"). И это отлично видно, например, на этой фотографии, или на этой. Правда, хотя бы автопарк маршруток нормальный, а то в Новомосковске такая же концентрация Газелей.

20. Но есть и приятные моменты. Неплохо обновляется парк троллейбусов. Многие новые поступают сюда из Белоруссии.



Интересно, что вокзал на кадре выше называется Московский, но сама станция — Тула-Курская. Есть в городе и второй вокзал — Ряжский (пассажирское сообщение там почти исключительно пригородное, кроме поезда с экзотическим маршрутом Барановичи-Караганда), но станция называется Тула-Вяземская.

21. Ещё на тему общественного транспорта. Честно говоря, на питерских остановках я ничего подобного не видел. Впрочем, и в Туле тоже пока редкость.



22. Боковые улочки в центре города:



23. Есть и деревянные дореволюционные домики с красивой резьбой.



24.



25. Улица Кауля. Прямо такой типично тульский вид.



26. Здесь с благоустройством похуже, чем на главных улицах.



27. Ещё советский артефакт:



28. Один год своей жизни я прожил в Туле, причём ещё в несознательном возрасте. Жили мы вот в этой панельной пятиэтажке, и в этом дворе я делал первые шаги.



29. Противотанковая пушка ЗИС-2 — памятник защитникам Тулы, на улице Оборонной.



30. Ещё одна интересная историческая улица — Староникитская:



31.



32.



33. А это — Тульская духовная семинария:



34. И домовая церковь в ней:



35. Старое промышленное здание:



36.



37. Из центра перенесёмся к перифериям. Это — район Мясново за железной дорогой. Живописная перспектива улицы Воздухофлотской, по которой прогромыхал очередной трамвай, после чего снова воцарилась тишина. В детстве я помню, как они ездили по этой улице каждые десять минут...



38. Мясново — это район почти целиком из частного сектора (при том весьма разнокалиберного). Это, кстати, северо-западная окраина, где в сорок первом году совсем близко проходила линия фронта.



39. В Мясново совсем недавно построили церковь. В 2013 году она ещё строилась.



40. Интересная социальная реклама. Мне одному кажется, что на плакате красуется флаг Луганской народной республики?



Теперь покажу ещё одно интересное место на другой, восточной окраине города, где прежде не доводилось бывать. А именно — металлургический комбинат "Тулачермет". У комбината есть собственный соцгород — микрорайон Криволучье, с довольно интересной сталинской архитектурой. Но его я толком не пофотографировал, что надеюсь исправить в следующий раз. Зато сходил посмотреть на пейзажи самого комбината.

41. Общественный транспорт в Криволучье ходит до конечной "Стадион "Металлург", за которым уже и заканчивается город. Я пошёл пешком по путям исторической Сызрано-Вяземской железной дороги. Именно по ней я перед этим приезжал в Тулу со стороны Новомосковска. За моей спиной ещё город, а впереди — поля и рощи.



42. Живописная кривая:



43. И вечернее небо:



44. И рядом расстилаются природные пейзажи, уже не похожие на наш Северо-Запад. Тула расположена вблизи границы смешанных лесов и лесостепи, Средней полосы России и Черноземья.



45. Вдруг за деревьями по правую руку виднеются дымящие трубы...



46. А потом перед глазами предстаёт такой внушительный индустриальный пейзаж. Это — Новотульский металлургический комбинат, ныне известный как "Тулачермет". Основан он был в 1931 году и введён в строй в 1935. Предприятие хоть и не такое большое, как, например, череповецкая "Северсталь", но выглядит тоже интересно.



47.



48.



Ещё рядом с Тулой есть интересный дореволюционный Косогорский металлургический завод, по дороге в Щёкино. Тула — город в большей степени индустриальный, чем соседние, к примеру, Рязань и Калуга. То же можно сказать и про область.

В общем, я сделал правильно, что поехал смотреть комбинат именно издалека, не обратив внимание на автобусы, у которых Тулачермет значится в качестве конечной. Созерцать промышленные пейзажи лучше со стороны, чтобы охватить взглядом.

49. Совсем рядом — такой вот классический среднерусский пейзаж:



50. А посмотрев в другую сторону, можно увидеть город.



51. На окраинах активно строятся новые дома. Я помню время (ещё не так уж и давно), когда самым высоким зданием Тулы была, кажется, одна на весь город 16-этажка. А в этом кадре чуть правее можно увидеть высокую колокольню Всехсвятского собора почти в центре города.



52.



Ну и на этом пока всё. Тула меняется и потихоньку развивается, что не может не радовать. В этом посте я, правда, показал город довольно фрагментарно, уделив, в частности, мало внимания центру (видимо, потому что бывал там множество раз). В следующий раз расскажу про город Белёв на юго-западе области, куда я съездил в один из дней своего пребывания в Туле.

  • 1
Точно пока не могу сказать. Но в новом здании за мостом он в 2013 уже работал. Причём видно было, что ещё есть пустующие места.

Просто мы в феврале были и там, и там. И музей из церкви явно съезжать не собирался...

Хотя да. Похоже, ты прав. Этого так и не стали делать, хотя планы были. Так что исправлю.

Музей оружия на месте, экспозиции как в старом, так и в новом здании.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account