nord_ursus


Записки северного медведя

Cogito ergo sum


Previous Entry Share Next Entry
Вельск
nord_ursus
В Вельске я наблюдал Утро Русского Севера. Именно такой эпитет возник в голове при созерцании пейзажей этого небольшого городка в те часы, когда большинство его жителей ещё спали, а солнце плавно поднималось после короткой северной ночи. Вельск — один из самых древних городов Русского Севера (впервые упоминается в 1137 году), но при этом не самый интересный в плане достопримечательностей, однако же и весьма уютный. Город насчитывает 23 тысячи жителей и стоит среди лесов и живописных северных деревень.



В Вельск я ехал ночью из Котласа проходящим дополнительным поездом Сосногорск - Новороссийск (и даже, как оказалось при посадке, в одном из прицепных вагонов Котлас - Новороссийск). На часах было 11 вечера, и вагоны наполнялись людьми, едущими на черноморские курорты. Мне же до Вельска ехать всего 5 часов, и билет я взял максимально дешёвый, — на верхнее боковое у туалета и без белья. Спал недолго, и уже в 4 утра меня будит проводница: "Ваша станция через полчаса!". За окнами заря, мелькают сосновые леса и верховые болота, временами и маленькие станции со штабелями готовых к погрузке брёвен. А я, наблюдая всё это, пью утренний чай, пробуждая ещё не до конца проснувшийся разум. Все пассажиры, кроме меня, спят и, возможно, им уже "снится тёплое Чёрное море"... В половину пятого поезд остановился в Вельске. Лишь я один выхожу, а навстречу довольно много людей садится.

2. Стоянка всего 5 минут, и я провожаю взглядом летний курортный поезд. В голове тепловоз ТЭП70 из депо Котлас. Через 117 километров, в Коноше, его сменят на электровоз.



3. В Вельске новый вокзал. Довольно красивый и необычно большой и просторный для города такого размера. Внутри удалось вкусно позавтракать в буфете.



4.



Вельск, как и Котлас, стоит на Печорской магистрали — Коноша - Воркута, построенной в предвоенные годы. Участок Коноша - Вельск — первые 110 километров дороги, — был открыт ещё в 1934 году (а вся магистраль уже в 1941). Особенно интересно, что на стокилометровом участке между Вельском и станцией Валдеево возле Коноши магистраль раздваивается на две параллельные линии, и пассажирское сообщение есть по обеим. Для чего так построили, я так и не понял.

5. Вокзал со стороны города:



6. Покинув вокзал, я отправился гулять по уютному утреннему Вельску.



В Вельске железная дорога пересекается с транспортными путями, идущими на север. Один из них старинный — река Вага и её приток Вель (собственно, у их слияния город и расположен), а второй современный — автомобильная трасса М8 Москва - Архангельск, ныне обходящая мимо города по объездной. Поэтому мне особенно удобно было добираться от Котласа до Каргополя именно через Вельск.

7. Поблизости от вокзала — промзона:



8. Среди пятиэтажек попадаются деревянные железнодорожные домики явно времён постройки Печорской магистрали.



9. Характерные казармы железнодорожников. С типичными для Русского Севера деревянными мостками. Ведь здесь кругом лес...



10. Школа типовой сталинской постройки:



11. На часах ещё нет и шести утра. Городок пока спит.



12. В Вельске много уютного вида деревянных домиков. Вот так может выглядеть одна из главных улиц города (это, вроде, улица Пушкина).



13. Кажется, единственный в городе перекрёсток со светофором:



14. Есть здесь и типично северные барачные дома:



15. И тоже (но гораздо более давнего типа) типично северные пятистенные избы:



16.



17.



18. Даже близко к центру города некоторые улицы могут являть собой грунтовки.



19. Гуляя по Вельску, я порой слышал стук колёс и гудки тепловозов, которые тут, наверное, разносятся на многие километры в леса. А по виду некоторых изб видно, что они помнят времена, когда железной дороги здесь не было...



20. Улочка-грунтовка вывела меня в какие-то кусты. По тропинке мне навстречу прошёл пожилой человек с собакой, а потом я увидел перед собой песчаный пляж и речку Вель, на которой уже заканчивается город, и перед глазами предстаёт природа. Хотя за ближайшим лесом — довольно немало сёл.



21. Вель через три километра впадает в Вагу — один из крупнейших притоков Северной Двины. По мосту Вель пересекает дорога, ведущая из города к архангельской трассе. По нему я потом и выезжал.



22. Постояв у реки, возвращаюсь на городские улицы:



23. Ещё старые дома, из каких, наверное, лет сто назад город состоял почти целиком. В доме слева, как гласит мемориальная доска, в 1919 году проходило первое собрание местного Комсомола.



Как уже говорилось, Вельск известен с 1137 года. Долгое время он был Вельским погостом, затем, с 1550 года, посадом, а с 1780 года — городом — центром Вельского уезда Вологодской губернии. Сейчас он в составе Архангельской области, но к Вологде в два раза ближе (260 километров, против 540 до Архангельска), и, как мне кажется, больше тяготеет именно к ней.

24.



Как и многие города на Севере, Вельск ещё до революции был местом ссылки, которую здесь отбывали некоторые российские революционеры, в том числе, к примеру, организатор Морозовской стачки Пётр Моисеенко. В сталинские годы эти места не обошёл стороной ГУЛАГ, когда здесь шло строительство Печорской магистрали. А в послевоенные годы город продолжал развиваться уже как один из центров лесной промышленности.

25.



26. Хоть и нет в Вельске большого количества достопримечательностей, в этом городе есть своё обаяние.



27. Так я пришёл на пустынную в шесть утра площадь Ленина — главную в городе. Центральное её здание, кстати, не администрация, а суд.



28. Наклонившийся Ленин с кепкой в кармане стоит на фоне школы:



29. Вяло реставрируемый старый домик соседствует с новоделом:



30. Площадь благоустроенная, даже целый фонтан есть. Сохранилось несколько дореволюционных купеческих домов.



31. Другая сторона. В доме на дальнем плане — краеведческий музей.



32.



33. А в этом домике — редакция районной газеты "Вельские вести".



34. А это уже советские барачные дома. В Вельске они обычные, и таких шедевров, как в Шарье, Котласе и Архангельске, мне не попадалось.



35. В Вельске есть Набережная улица, обращённая уже к реке Ваге. Хоть и до реки отсюда полкилометра, но обрыв речной долины уже рядом с улицей, и, наверное, во время весеннего половодья вода доходит и прямо досюда.



На карте Вельск выглядит стоящим на слиянии двух рек, но фактически город больше обращён к Вели, и лишь район Лесобаза находится за Вагой, а к слиянию двух рек город выходит только северной оконечностью, и я дотуда не дошёл. Вага здесь описывает крутую излучину в виде лежащей на боку буквы г, и устье Вели находится в её середине. На Ваге Вельск — самый крупный населённый пункт и один из двух городов (второй — Шенкурск ниже по течению). Течёт она сюда из Вологодской области, где на ней стоит посёлок Верховажье, и почти постоянно параллельно архангельской трассе (точнее, наоборот), а в 250 километрах севернее Вага впадает в Северную Двину.

36. За Вагой — деревня Аргуновская и стройный сосновый лес.



37. И небо северного утра...



38. Дореволюционный деревянный дом:



39. А этот домик, наверное, уже советский:



40. Здесь же, рядом с обрывом важской долины, находится городское кладбище и Успенская церковь (1793-96 годы).



41. А в этом домике приютилась церковная лавка:



42. Вежливая табличка, однако!



43. Ещё один старый дом, ныне занятый школой:



44. А это улица Дзержинского, которую, наверное, можно считать главной в городе. Время неуклонно шло к семи утра, и город просыпался. На этой улице было уже довольно людно.



45. Есть здесь и торговые центры.



46. 7-этажная новостройка в правой части кадра — наверное, самое высокое здание Вельска.



47. А здесь виден корпоративный автобус одного из главных городских предприятий, название которого вызывает желание написать об этих местах "Сказки Вельского леса". Лесозавод находится за мостом через Вагу.



Я вновь пришёл к железной дороге. Переезд уводит в южную, залинейную часть города, но я туда не ходил. Вместо этого уже пошёл обратно к вокзалу.

48.



49. В Парке Победы — мемориал вельчанам, погибшим на Великой Отечественной войне:



50.



51. А также Воинам-Интернационалистам:



52. Улица Гагарина ведёт меня обратно к вокзалу:



Оттуда я и продолжил свой путь в северном направлении. Возле ЖД вокзала находится автостанция (фактически там её нет, просто посадочные площадки с расписанием, от которых отправляются автобусы). Гуляя по Вельску, я видел уезжающий на север автобус Вельск - Северодвинск, который до конечного пункта будет идти целых 10 часов. Я поехал в Каргополь автостопом, для чего мне нужно было добраться до трассы. Сначала думал местным пригородным поездом доехать до первой остановки 100-й километр, которая как раз у трассы расположена, но в итоге сел на ПАЗик и поехал до деревни Филяевской в 8 километрах от города. По пути клевал носом, — всё же мало спал в поезде.

53. Минут через двадцать я доехал до Филяевской. Сама деревня небольшая.



54. Взгляд назад. Слева виден автобус, на котором я приехал. Обратно в сторону города идёт цепочка деревень: Петуховская, Горка Муравьёвская, Вороновская и Лукинская (характерная особенность топонимики Русского Севера — деревни на "-ская").



55. По Филяевской я подробно не гулял. Лишь прошёл её за несколько минут.



56. До трассы ещё три километра. Сейчас я иду по старой трассе, — до постройки объездной она проходила через Вельск.



57. Где-то рядом течёт Вага. Даже можно различить её высокий правый берег.



58. Пройдя бодрым шагом три километра, я вышел на федеральную трассу М8 Москва - Архангельск, именуемую "Холмогоры", и начал стопить (машин, как видно, было довольно мало).



Через несколько минут застопил фуру с номерами Свердловской области. Водитель-дальнобойщик оказался из Нижнего Тагила и вёз грузы в Архангельск. Мне же нужно было ехать не прямо, а лишь 60 километров по трассе до поворота на Каргополь. Погода стала пасмурной, и пару раз прошёл дождь. Уже перед нужным поворотом дорога в одном месте живописно подходит к берегу Ваги. Выхожу у поворота с указателем, гласящим, что налево дорога ведёт в Няндому и Каргополь. До последнего осталось 213 километров.

59. Здесь, кстати, снова распогодилось. Выглянуло солнце.



60. Северный русский лес:



У поворота довольно быстро застопил микроавтобус с вологодскими номерами. Очень приятные вологжане с отчётливым окающим говором, муж с женой лет по 35 на вид, ехали в гости и порыбачить в какую-то деревню у границы Архангельской области с Карелией, а потому до Каргополя мне с ними сразу было по пути. Особенно запомнилось, что в машине у них всю дорогу играл "Наутилус Помпилиус". Двести с лишним километров лесных пейзажей, с холмами, деревнями, иногда озёрами. Проехали без остановки город Няндома (20 тысяч жителей), стоящий на Архангельской железной дороге, и потому служащий воротами в Каргополь с поезда. Качество дороги было разное. После почти идеальной архангельской трассы она поначалу казалась совсем разбитой, в паре мест шёл ремонт. Заметно лучше дорога стала после въезда в Каргопольский район. Уже перед самым Каргополем попали под короткий, но совершенно проливной дождь, успевший закончиться к моменту моего приезда в пункт назначения. Ну а Каргополь, стоящий на реке Онеге, — удивительно красивый маленький город. В следующий раз я расскажу именно о нём.

  • 1
У Вельска облик довольно нетипичный для Архангельской области, а именно - много пятиэтажных советских домов. Я его представлял себе совсем иначе. Местами, кстати, напоминает Котлас.
Очень необычно в таком месте смотрится большой вокзал. Станция не узловая, а город, вроде, небольшой.

Edited at 2017-01-05 09:39 am (UTC)

Я бы не сказал, что нетипичный, потому как город больше многих других в этой же области. В Каргополе действительно пятиэтажек, по-моему, вообще нет, но он ведь и меньше в два раза.
Кстати, в Карелии в городах такого размера, как Вельск, уже нормой являются девятиэтажки.

Вокзал — действительно необычно. Даже и не знаю, почему так построили.

Онега сравнима по населению с Вельском, однако выглядит гораздо беднее и там в разы меньше домов больше двух этажей. Хотя там даже действует морской порт. То же и с Няндомой (население 20 тысяч). Из всех городов Архангельской области (не считая Архангельска и Северодвинска) относительно большое количество многоэтажек могу вспомнить только в Котласе и Коряжме, но в первом случае население 60 тысяч человек, во втором - 30 тыс.

Сейчас на спутниковом снимке сравнил Няндому с Вельском, — количество пятиэтажек примерно одинаковое (в Няндоме заметный микрорайон юго-западнее вокзала). В Вельске не сказать бы, что их очень много, — просто, видимо, многие мне попали в кадр. Но вообще да, города Архангельской области довольно малоэтажны для северного региона (за исключением самого Архангельска, где, для 350-тысячного города, довольно много домов выше 9 этажей, в т. ч. советских). Особенно если сравнивать с Карелией, где есть 9-этажки даже в Сортавале и Питкяранте.

Именно советских пятиэтажек там где-то половина. Так сразу в штуках не скажу, но примерно десятка полтора. Некоторые были заложены при СССР, но достроены только концу девяностых, а некоторые и в нулевых.
К примеру, с шестой фото пятиэтажка - это конец девяностых. В советское время там только котлован вырыть успели. На заднем плане - советская. И на остальных фото примерно такое же соотношение.

Вокзал там вроде как считается не только для Вельска, но и для окрестных районов - как бы общий, потому и большой такой. Хотя строили его тоже долго, потому лично для меня такие его размеры логичны. :D

  • 1
?

Log in