nord_ursus


Записки северного медведя

Cogito ergo sum


Previous Entry Share Next Entry
Вельск
nord_ursus
В Вельске я наблюдал Утро Русского Севера. Именно такой эпитет возник в голове при созерцании пейзажей этого небольшого городка в те часы, когда большинство его жителей ещё спали, а солнце плавно поднималось после короткой северной ночи. Вельск — один из самых древних городов Русского Севера (впервые упоминается в 1137 году), но при этом не самый интересный в плане достопримечательностей, однако же и весьма уютный. Город насчитывает 23 тысячи жителей и стоит среди лесов и живописных северных деревень.



В Вельск я ехал ночью из Котласа проходящим дополнительным поездом Сосногорск - Новороссийск (и даже, как оказалось при посадке, в одном из прицепных вагонов Котлас - Новороссийск). На часах было 11 вечера, и вагоны наполнялись людьми, едущими на черноморские курорты. Мне же до Вельска ехать всего 5 часов, и билет я взял максимально дешёвый, — на верхнее боковое у туалета и без белья. Спал недолго, и уже в 4 утра меня будит проводница: "Ваша станция через полчаса!". За окнами заря, мелькают сосновые леса и верховые болота, временами и маленькие станции со штабелями готовых к погрузке брёвен. А я, наблюдая всё это, пью утренний чай, пробуждая ещё не до конца проснувшийся разум. Все пассажиры, кроме меня, спят и, возможно, им уже "снится тёплое Чёрное море"... В половину пятого поезд остановился в Вельске. Лишь я один выхожу, а навстречу довольно много людей садится.

2. Стоянка всего 5 минут, и я провожаю взглядом летний курортный поезд. В голове тепловоз ТЭП70 из депо Котлас. Через 117 километров, в Коноше, его сменят на электровоз.



3. В Вельске новый вокзал. Довольно красивый и необычно большой и просторный для города такого размера. Внутри удалось вкусно позавтракать в буфете.



4.



Вельск, как и Котлас, стоит на Печорской магистрали — Коноша - Воркута, построенной в предвоенные годы. Участок Коноша - Вельск — первые 110 километров дороги, — был открыт ещё в 1934 году (а вся магистраль уже в 1941). Особенно интересно, что на стокилометровом участке между Вельском и станцией Валдеево возле Коноши магистраль раздваивается на две параллельные линии, и пассажирское сообщение есть по обеим. Для чего так построили, я так и не понял.

5. Вокзал со стороны города:



6. Покинув вокзал, я отправился гулять по уютному утреннему Вельску.



В Вельске железная дорога пересекается с транспортными путями, идущими на север. Один из них старинный — река Вага и её приток Вель (собственно, у их слияния город и расположен), а второй современный — автомобильная трасса М8 Москва - Архангельск, ныне обходящая мимо города по объездной. Поэтому мне особенно удобно было добираться от Котласа до Каргополя именно через Вельск.

7. Поблизости от вокзала — промзона:



8. Среди пятиэтажек попадаются деревянные железнодорожные домики явно времён постройки Печорской магистрали.



9. Характерные казармы железнодорожников. С типичными для Русского Севера деревянными мостками. Ведь здесь кругом лес...



10. Школа типовой сталинской постройки:



11. На часах ещё нет и шести утра. Городок пока спит.



12. В Вельске много уютного вида деревянных домиков. Вот так может выглядеть одна из главных улиц города (это, вроде, улица Пушкина).



13. Кажется, единственный в городе перекрёсток со светофором:



14. Есть здесь и типично северные барачные дома:



15. И тоже (но гораздо более давнего типа) типично северные пятистенные избы:



16.



17.



18. Даже близко к центру города некоторые улицы могут являть собой грунтовки.



19. Гуляя по Вельску, я порой слышал стук колёс и гудки тепловозов, которые тут, наверное, разносятся на многие километры в леса. А по виду некоторых изб видно, что они помнят времена, когда железной дороги здесь не было...



20. Улочка-грунтовка вывела меня в какие-то кусты. По тропинке мне навстречу прошёл пожилой человек с собакой, а потом я увидел перед собой песчаный пляж и речку Вель, на которой уже заканчивается город, и перед глазами предстаёт природа. Хотя за ближайшим лесом — довольно немало сёл.



21. Вель через три километра впадает в Вагу — один из крупнейших притоков Северной Двины. По мосту Вель пересекает дорога, ведущая из города к архангельской трассе. По нему я потом и выезжал.



22. Постояв у реки, возвращаюсь на городские улицы:



23. Ещё старые дома, из каких, наверное, лет сто назад город состоял почти целиком. В доме слева, как гласит мемориальная доска, в 1919 году проходило первое собрание местного Комсомола.



Как уже говорилось, Вельск известен с 1137 года. Долгое время он был Вельским погостом, затем, с 1550 года, посадом, а с 1780 года — городом — центром Вельского уезда Вологодской губернии. Сейчас он в составе Архангельской области, но к Вологде в два раза ближе (260 километров, против 540 до Архангельска), и, как мне кажется, больше тяготеет именно к ней.

24.



Как и многие города на Севере, Вельск ещё до революции был местом ссылки, которую здесь отбывали некоторые российские революционеры, в том числе, к примеру, организатор Морозовской стачки Пётр Моисеенко. В сталинские годы эти места не обошёл стороной ГУЛАГ, когда здесь шло строительство Печорской магистрали. А в послевоенные годы город продолжал развиваться уже как один из центров лесной промышленности.

25.



26. Хоть и нет в Вельске большого количества достопримечательностей, в этом городе есть своё обаяние.



27. Так я пришёл на пустынную в шесть утра площадь Ленина — главную в городе. Центральное её здание, кстати, не администрация, а суд.



28. Наклонившийся Ленин с кепкой в кармане стоит на фоне школы:



29. Вяло реставрируемый старый домик соседствует с новоделом:



30. Площадь благоустроенная, даже целый фонтан есть. Сохранилось несколько дореволюционных купеческих домов.



31. Другая сторона. В доме на дальнем плане — краеведческий музей.



32.



33. А в этом домике — редакция районной газеты "Вельские вести".



34. А это уже советские барачные дома. В Вельске они обычные, и таких шедевров, как в Шарье, Котласе и Архангельске, мне не попадалось.



35. В Вельске есть Набережная улица, обращённая уже к реке Ваге. Хоть и до реки отсюда полкилометра, но обрыв речной долины уже рядом с улицей, и, наверное, во время весеннего половодья вода доходит и прямо досюда.



На карте Вельск выглядит стоящим на слиянии двух рек, но фактически город больше обращён к Вели, и лишь район Лесобаза находится за Вагой, а к слиянию двух рек город выходит только северной оконечностью, и я дотуда не дошёл. Вага здесь описывает крутую излучину в виде лежащей на боку буквы г, и устье Вели находится в её середине. На Ваге Вельск — самый крупный населённый пункт и один из двух городов (второй — Шенкурск ниже по течению). Течёт она сюда из Вологодской области, где на ней стоит посёлок Верховажье, и почти постоянно параллельно архангельской трассе (точнее, наоборот), а в 250 километрах севернее Вага впадает в Северную Двину.

36. За Вагой — деревня Аргуновская и стройный сосновый лес.



37. И небо северного утра...



38. Дореволюционный деревянный дом:



39. А этот домик, наверное, уже советский:



40. Здесь же, рядом с обрывом важской долины, находится городское кладбище и Успенская церковь (1793-96 годы).



41. А в этом домике приютилась церковная лавка:



42. Вежливая табличка, однако!



43. Ещё один старый дом, ныне занятый школой:



44. А это улица Дзержинского, которую, наверное, можно считать главной в городе. Время неуклонно шло к семи утра, и город просыпался. На этой улице было уже довольно людно.



45. Есть здесь и торговые центры.



46. 7-этажная новостройка в правой части кадра — наверное, самое высокое здание Вельска.



47. А здесь виден корпоративный автобус одного из главных городских предприятий, название которого вызывает желание написать об этих местах "Сказки Вельского леса". Лесозавод находится за мостом через Вагу.



Я вновь пришёл к железной дороге. Переезд уводит в южную, залинейную часть города, но я туда не ходил. Вместо этого уже пошёл обратно к вокзалу.

48.



49. В Парке Победы — мемориал вельчанам, погибшим на Великой Отечественной войне:



50.



51. А также Воинам-Интернационалистам:



52. Улица Гагарина ведёт меня обратно к вокзалу:



Оттуда я и продолжил свой путь в северном направлении. Возле ЖД вокзала находится автостанция (фактически там её нет, просто посадочные площадки с расписанием, от которых отправляются автобусы). Гуляя по Вельску, я видел уезжающий на север автобус Вельск - Северодвинск, который до конечного пункта будет идти целых 10 часов. Я поехал в Каргополь автостопом, для чего мне нужно было добраться до трассы. Сначала думал местным пригородным поездом доехать до первой остановки 100-й километр, которая как раз у трассы расположена, но в итоге сел на ПАЗик и поехал до деревни Филяевской в 8 километрах от города. По пути клевал носом, — всё же мало спал в поезде.

53. Минут через двадцать я доехал до Филяевской. Сама деревня небольшая.



54. Взгляд назад. Слева виден автобус, на котором я приехал. Обратно в сторону города идёт цепочка деревень: Петуховская, Горка Муравьёвская, Вороновская и Лукинская (характерная особенность топонимики Русского Севера — деревни на "-ская").



55. По Филяевской я подробно не гулял. Лишь прошёл её за несколько минут.



56. До трассы ещё три километра. Сейчас я иду по старой трассе, — до постройки объездной она проходила через Вельск.



57. Где-то рядом течёт Вага. Даже можно различить её высокий правый берег.



58. Пройдя бодрым шагом три километра, я вышел на федеральную трассу М8 Москва - Архангельск, именуемую "Холмогоры", и начал стопить (машин, как видно, было довольно мало).



Через несколько минут застопил фуру с номерами Свердловской области. Водитель-дальнобойщик оказался из Нижнего Тагила и вёз грузы в Архангельск. Мне же нужно было ехать не прямо, а лишь 60 километров по трассе до поворота на Каргополь. Погода стала пасмурной, и пару раз прошёл дождь. Уже перед нужным поворотом дорога в одном месте живописно подходит к берегу Ваги. Выхожу у поворота с указателем, гласящим, что налево дорога ведёт в Няндому и Каргополь. До последнего осталось 213 километров.

59. Здесь, кстати, снова распогодилось. Выглянуло солнце.



60. Северный русский лес:



У поворота довольно быстро застопил микроавтобус с вологодскими номерами. Очень приятные вологжане с отчётливым окающим говором, муж с женой лет по 35 на вид, ехали в гости и порыбачить в какую-то деревню у границы Архангельской области с Карелией, а потому до Каргополя мне с ними сразу было по пути. Особенно запомнилось, что в машине у них всю дорогу играл "Наутилус Помпилиус". Двести с лишним километров лесных пейзажей, с холмами, деревнями, иногда озёрами. Проехали без остановки город Няндома (20 тысяч жителей), стоящий на Архангельской железной дороге, и потому служащий воротами в Каргополь с поезда. Качество дороги было разное. После почти идеальной архангельской трассы она поначалу казалась совсем разбитой, в паре мест шёл ремонт. Заметно лучше дорога стала после въезда в Каргопольский район. Уже перед самым Каргополем попали под короткий, но совершенно проливной дождь, успевший закончиться к моменту моего приезда в пункт назначения. Ну а Каргополь, стоящий на реке Онеге, — удивительно красивый маленький город. В следующий раз я расскажу именно о нём.

  • 1
Я так понимаю, что про ЖД речь именно про ПДСы. Так как пригород есть и через Усть-Шоношу, и через Келареву Горку.

Насчёт половодья на Ваге, — в принципе, вполне вероятно, что как раз весной прошлого года вода и могла дойти до берега, т. к. в 2016 году в тех краях почти на всех реках были рекордные половодья на последние 30, а кое-где и 40 лет. В Великом Устюге залило некоторые улицы.

"За линию" — так везде говорят.

Насчёт вашего дома — забавно вышло. Предыдущий пост про Котлас комментировал человек родом из этого города, и оказалось, что я его дом сфотографировал. Вот так ходишь по городу и не знаешь, что снимаешь дома, где кто-то из твоих ЖЖ-френдов жил :)

Edited at 2017-01-05 10:09 am (UTC)

Про ПДС. А пригорода там три штуки в сутки, если мне память не изменяет.
Кстати, откопал вот такую информацию: http://parovoz.com/1520mm/2000-03/0098.html
Возможно, что правда. Я не отслеживал, как там ходят товарные поезда, по обеим веткам или только по одной. :)

Про "за линию" - всё же не везде, только если туда населенный пункт вырос со временем, после постройки ЖД. Если ЖД строилась через город, то обычно районы за ней сохраняли свои старые названия.

Кстати, вы два дома сфотографировали, где я жил. :) На заглавном фото вдали из-за дерева выглядывает двухэтажка (второй дом от площади, только уголок торчит), в которой пару лет провел - ну, по паре зимних и летних каникул - дом на Пушкина тогда ремонтировали методом "снести нафиг и построить на том же фундаменте новый".

Пригород два раза через Усть-Шоношу (Кулой - Коноша и Кулой - Вересово; первым я как раз сначала думал на трассу выезжать) и один раз через Келареву Горку (Кулой - Вересово).
ПДСы я сейчас специально проверил: Котлас - Архангельск в обе стороны идёт через Келареву Горку, а вот остальные действительно разными путями. Москва - Воркута (оба поезда) и Москва - Лабытнанги через Усть-Шоношу, а обратно через Келареву Горку. СПб - Воркута остановок между Коношей и Вельском не делает, так что его уже не проверить.

  • 1
?

Log in