nord_ursus


Записки северного медведя

Cogito ergo sum


Previous Entry Share Next Entry
Кологрив. Город лесной тишины
nord_ursus
«Конечно, вы не из Парижа. Вы приехали из Кологрива навестить свою покойную бабушку»
(Ильф и Петров, «12 стульев»)

Город лесной тишины — этот эпитет как нельзя лучше подходит к этому удивительному месту. Кологрив — это очень маленький город. Ну то есть реально очень маленький. Население его всего три тысячи жителей, и он при этом имеет статус города. Да и расположен он так, что даже на карте его сразу найти непросто. Глухие леса с редкими деревнями на десятки километров вокруг. Таков Костромской Север — та часть Сорок четвёртого региона, которая расположена севернее железнодорожной магистрали. Доехав поездом до города Мантурово, и погуляв по нему, я отправился в Кологрив — 80 километров на север. Этот затерянный в этой лесной тишине город оказался очень колоритным, и с неповторимой атмосферой.



Если город Мантурово возник как станция на пересечении железной дороги с рекой Унжей, то Кологрив стоит на этой же реке выше по течению, и историю имеет гораздо более давнюю. Именно он был в дореволюционные времена уездным городом, но железная дорога в 1906 году обошла его мимо в 80 километрах южнее, Мантурово быстро стало расти, а Кологрив будто бы застыл во времени. Через него и магистральные автодороги тоже не проходят (в отличие от также обделённых стальной магистралью, например, Макарьева и Ветлуги). Город находится практически в транспортном тупике. Помимо своей нетронутости и глухоманности, Кологрив ещё и труднодоступен, — единственный автобус из Костромы ходит теперь всего раз в неделю, да и дорога там, прямо скажем, одна из худших, что я видел...

Из Мантурово я пешком дошёл до трассы Кострома - Киров и поехал в Кологрив автостопом. Вбок от трассы уходит автодорога на север — в сёла Георгиевское и Пыщуг, а от неё, спустя 20 километров, начинается дорога на Кологрив. Один водитель довёз меня до кологривского поворота, а там уже до Кологрива меня подвозила молодая пара с ребёнком, — они были из Костромы и ехали в Кологрив к родителям жены. Довезли меня до самого центра города. По городу я немного погулял вечером, потом переночевал в небольшой гостинице и продолжил осмотр города на следующий день (основная часть снимков сделана днём, но некоторые вечером, и свет может различаться).

2. Кологрив я бы назвал, пожалуй, квинтэссенцией городов русской глубинки. Он, наверное, почти не изменился с начала прошлого века. Да и населения здесь ныне живёт столько же, сколько и сто лет назад. Только по меркам тех времён он был одним из важнейших в этом краю.



3. Меня почему-то особенно манит именно на север Костромской области. Проезжая эти края на поезде, всегда хотелось сойти в каком-нибудь Антропово, Нее или том же Мантурово, и углубиться в леса. В случае с Кологривом манит и его необычность (города меньше пяти тысяч — вообще редкое явление), и причудливое название, при звучании которого представляется то ли собирательный образ глубинки (вроде соседней Чухломы), то ли подобие таинственного Китеж-Града.



Кологрив впервые упоминается в начале XVII века как крепость на реке Унже, недавно потерявшая своё значение в связи с расширением страны на восток в ходе присоединения Казанского ханства, — крепость входила в одну оборонительную систему с Галичем и Парфеньевом. И причудливое название города произошло от "около грив", где гривами называются лесистые холмы. Впрочем, изначально город находился не там, где сейчас, а в 40 километрах выше по течению, а на нынешнее место был перенесён в 1727 году, где и стал затем уездным городом Костромской губернии.

4.



5. Город, как уже говорилось, выглядит словно как сто лет назад. Стоит на левом берегу Унжи среди лесов. В городе несколько причудливо изогнутых улиц. А вот так выглядит центральная площадь. За домами — Успенский собор, построенный в 1807 году. Это архитектурная доминанта города, и его видно почти отовсюду, — это, между прочим, традиционно для русского городского пейзажа.



6. Вроде и центральная площадь, а за ней уже виднеется природа. Блестит за деревьями разлившаяся по весне река Унжа, а вдалеке лес. А на площади парк с памятником Ильичу.



7. В парке детские площадки, где утром второго дня было весьма многолюдно.



8. И там же — часовенка конца 19 века:



9. В старинном Кологриве немало и интересной уездной застройки. В этих каменных купеческих домиках находится ныне городская администрация.



А вот как выглядит герб Кологрива. Здесь гриву изобразили в буквальном смысле.



10. А тут у домика до сих пор сохранилось деревянное крыльцо, скрипящее под ногами. У центральной площади довольно много магазинов, и среди продуктов там много мантуровских и шарьинских. Кстати, Кологрив настолько маленький и отдалённый, что здесь до сих пор нет ни одного сетевого магазина (даже костромская сетка "10 баллов" сюда не добралась).



11. Центральный собор окружён раскидистыми деревьями, а рядом — домики и сараи с поленницами. А что? Ведь когда-то большинство крупных ныне русских городов так выглядели. Что уж говорить, — и Москва когда-то такой была. А Кологрив свою атмосферу старины бережно хранит.



12. Граффити на сарае. С юмором.



13. Так выглядит улица Кирова — главная улица города. Перспективу её замыкает железнодорожный вокзал... да, я не шучу! Кологрив столь необычен, что даже такое здесь не удивляет.



А всё дело в том, что при проектировании железной дороги Петербург - Вятка один из вариантов предполагал возможность строительства её через Кологрив. История гласит, что местный лесопромышленник Макаров успел построить здание для будущего вокзала, дабы потом продать его железной дороге. Но железная дорога прошла через Мантурово, а красивое здание из красного кирпича так и осталось вокзалом, на который не приходят поезда, и даже нет рельсов. Впрочем, возможно, это и легенда (всё-таки конструкция здания на вокзал не очень похожа), и по другой версии, это был дом купца, который он обещал продать под вокзал (видимо, с последующей переделкой). Я на секунду попытался представить, что здесь была бы станция, грохот товарняков, а сам город был бы значительно больше. И только этот вокзал в пейзаже был бы узнаваем.

14. Но этому было не суждено сбыться, и в несостоявшемся вокзале ныне краеведческий музей. У его стены похоронен местный художник Геннадий Ладыженский, в честь которого рядом названа улица (продолжение улицы Кирова).



15. Кологрив окружён густым таёжным лесом и плавно в него перетекает. Местами прямо в городе растут сосны. И конечно, большинство домов тут деревянные. Вот это, например, — дореволюционный двухэтажный дом. И не стоит считать, что Кологрив выглядит как деревня. Нет, — он именно такой очень маленький город.



16.



17. Новые дома, кстати, тоже строят с сохранением традиции.



18. Пожарная часть, вероятно, тоже начала прошлого века:



19. А рядом — скромный памятник не вернувшимся с войны кологривчанам:



20. Почти любой вид в этом городе — пастораль русской глубинки. В обрамлении весеннего пейзажа.



21. А это городской пруд, образованный плотиной на речке Киченке. По ней получило название село Кичино, которое было здесь до появления города.



22. У берега пруда — администрация Кологривского района, занимающая здание земского правления 19 века постройки. Предназначение здания, можно сказать, сохранилось.



23. Необычный домик с башенкой:



24. И табличка на нём:



25. Деревянная застройка начала прошлого века:



26. Газа в городе нет. Поэтому неотъемлемая деталь кологривского пейзажа — повсеместные поленницы.



27. В более холодную погоду в городе, наверное, всюду пахнет уютным печным дымом. Но первого мая воздух прогрелся до 25 градусов, и печки не топили.



28. А это больница. Так и ожидаешь увидеть в дверях земского врача из рассказов Чехова.



29. Эта табличка, наверное, годов так 50-х:



30. Один из корпусов больницы — в здании бывшей уездной аптеки 1900 года постройки.



31. В Кологриве действительно красив почти каждый деревянный домик.



32. А тут справа виден, вероятно, самый высокий дом Кологрива — единственная в городе трёхэтажка. Рядом ещё несколько таких же двухэтажек, — это самые капитальные советские здания в городе.



33. Пару шагов от центра, — и город уже заканчивается. Дорога, приводящая в Кологрив, продолжается ещё дальше в лесные дебри, сперва взбираясь на высокий мост через Унжу. Построен он в 1989 году, и неожиданно большой для этого места, ведь за рекой по дороге лишь несколько деревень, а за ними уже тупик. На мосту есть столбы, но фонари почему-то так и не сделали.



34. А на Унже половодье. От души разлилась весенняя стихия.



35. Вдалеке видны лесистые холмы, — их и называли гривами. Хоть и сначала город стоял в другом месте, но здесь он тоже "около грив".



36. А вот так живописно смотрится город с моста:



37. А на лугу за рекой — стаи диких гусей. Вот почему приезжать в Кологрив особенно интересно именно в конце апреля и начале мая. Дело в том, что именно это место — участок долины Унжи у Кологрива, каждую весну служит местом остановки диких перелётных гусей по пути из Западной Европы в Арктику. В течение двух-трёх недель гуси здесь отдыхают и набираются сил, после чего улетают дальше в Заполярье. И так каждый год уже на протяжении многих лет.



38. Посмотреть на гусей туристы в последние годы приезжают всё чаще. В середине дня я видел на мосту довольно много людей с биноклями и фотоаппаратами и, главное, любопытными взглядами. Кроме простых туристов ежегодно приезжают сюда и учёные-орнитологи. И ещё каждый год в начале мая в Кологриве проводят праздник "День гуся" (в этом году, вроде, был 6 мая).



39.



40.



К реке и гусям ещё вернёмся в конце рассказа, а пока ещё пройдём по городским улицам.

41. В другую сторону от центральной площади уходит улица Трефолева:



42. Есть в Кологриве и традиционные для Русского Севера деревянные мостки:



43. Нередко на городских улицах встречаются автомобили-лесовозы. Основное занятие жителей — лесозаготовки. Впрочем, объём их нынче уже совсем не тот, что в былые годы. Сто лет назад и в советские времена был активный лесосплав по Унже, а в посёлке Ужуга в районе действовала лесовозная узкоколейка.



В городе действительно очень тихо. Это такой особый вид тишины, который есть только в местах, откуда далеко до магистральных транспортных путей. Эту тишину я буквально слышал, когда лёг спать в кологривской гостинице. И люди тут спокойные и открытые. Дети всё время здороваются с прохожими.

44.



45. А ещё в городе пахнет соснами. Леса, окружающие Кологрив, почти уникальны, — тут есть реликтовые леса, не испытавшие антропогенного воздействия, и с 2006 года взятые под охрану в качестве заповедника "Кологривский лес". Возраст некоторых деревьев там превышает 250 лет, и существует даже такая порода дерева, как Кологривская ель.



46. А это речка Олексинка. В половодье залила чей-то огород.



47. В Кологриве, как и в Мантурово, много изб переходного типа, — размер и облик ещё скорее среднерусские, но при этом пятистенный сруб, как на Русском Севере. А ещё здесь характерный внедорожный автопарк — преобладают УАЗы, Нивы и Нивы Шевроле.



48.



49. Ещё один кологривский храм — Спасская церковь 1911 года:



50. На краю город перетекает в живописный лес. На переднем плане, кстати, стоит сибирская пихта, — она на Костромском Севере уже встречается.



51. В общем-то о городе на этом я рассказ завершу. Но я, приехав сюда, не ограничился только городом, а побывал и в ближних окрестностях, начав с уже показанного моста через Унжу. Так что — перед нами снова пейзажи разлившейся реки и кологривские гуси.



52. Город за ветками вербы. Успенский собор, кстати, построен в характерной костромской традиции, и своим обликом сильно напоминает мне Воскресенский собор в соседнем Парфеньеве.



53. И снова гуси:



Кологривская пойма имеет статус заказника, и в апреле и мае туда запрещено заходить. Впрочем, посмотреть и поснимать гусей можно и с моста, да и с дороги можно подойти, не нарушая границ заказника. Главное — осторожно, чтобы птиц не спугнуть.

54.



55.



56. Вид на реку вверх по течению. Начало она берёт в глухих лесах у границы с Вологодской областью, а впадает в Волгу, — напротив её устья стоит город Юрьевец Ивановской области (Волга в этом месте являет собой Горьковское водохранилище, поэтому историческое устье не сохранилось).



57.



58. Лестница к водяному царю:



59. Пойма и маленькие силуэты гусей:



60. Щиплют молодую весеннюю траву:



61.



Вот такой он — удивительный город Кологрив. Здесь и гуси, и реликтовые леса вокруг, и город, словно не изменившийся за последние сто лет. В следующем рассказе осмотрим ещё немного ближних окрестностей города, а именно — сёла Суховерхово и Екимцево на другом берегу Унжи.

У меня тоже Кологрив, первым делом, с фразой из "Двенадцати стульев" ассоциируется :) какой интересный город, оказывается!

Да. Очень интересный!

Очень колоритный город.

Это для вас красиво, для приезжих, а нам тут жить приходится.
(Ильф и Петров, «Золотой телёнок»)

северо-восток Костромской области по облику лесов уже мало напоминает Среднюю полосу.
Когда с НН еду на север, то все эти таёжные нотки нарастают сразу же как выезжаю из города.

Но вообще от Костромской области - впечатления не очень, в первую очередь из-за дорог(
это какой-то трэш

Да, согласен. Находясь в Кологриве, мне было странно представлять, что это ЦФО (в который входит не то что Тула, а даже Воронеж). Если Кострома — это ещё средняя полоса, то здесь уже Русский Север. Прямо на самом северо-востоке я пока не был — в смысле, все эти Павино, Пыщуг, Боговарово и т. д., но там, я так думаю, природные пейзажи гораздо больше напоминают окрестности того же Котласа, нежели окрестности Костромы.

Дороги действительно ужасны, но в целом мне Костромская в последнее время нравится всё больше.

Здорово! Ощущение тишины, глухомани, лесного запаха есть. Особенно третий кадр хорош.
Про диких гусей не знал, неожиданно.

Про вокзал - вроде бы всё-таки это легенда, скорее купец говорил, что отдаст под вокзал свой дом. Конструкция же совершенно не вокзальная, нету сквозного прохода.

Да, возможно и так. Я для уточнения дополнил

Какая красота! Действительно, улицы как старинные

Какое чудо! Спасибо за рассказ и фото.

ооо!
надо побывать непременно.

Очень ламповый городишка

Во! Именно ламповый!.. я бы даже сказал, свечной :)

Надо ехать в Кологрив... Как гостиница?

Скорее гостевой дом даже — в небольшом деревянном домике на одной из центральных улиц. Называется "Постоялый двор", стоит 800 рублей.

Обалдеть, какой красивый и самобытный городок. Очень хорошие фотки, спасибо за рассказ!

Насчёт гривы понятно... А почему "коло-"?

"Коло" значит "около"

Вау, вот это городочек! Я думала, уж нет таких, все рассыпались от ветхости.
Волшебство! Представляю, как там хорошо зимой, когда печки топят, снег скрипит, солнце яркое...

А я теперь осенью туда хотел бы

Потрясающий город. Вроде особых достопримечательностей нету, зато атмосфера городка та, что надо: тихая, размеренная и без суеты. Про гусей и про несостоявшийся вокзал не знал. Хотя Кологрив как "гусиная столица" может хорошо троллить "утиную столицу" Плёс.

Про Мантурово я узнал прочитав в вашем журнале, а Кологрив известный город. Часто упоминается в литературе XIX века.

А где ещё упоминается, кроме 12 стульев? (впрочем, это 20 век уже)

Офигительно, на самом деле. Спасибо за рассказ. Надо как-нибудь будет сюда забраться. Наверное, в начале осени тут тоже должно быть неплохо.

Хочу тудааааа...
Извините, а можно у Вас поспрашивать "пароли\явки"? Типа откуда конкретно отправляется автобус из Костромы, есть ли у него расписание в сети и можно ли ему верить, есть ли номер у автобуса или только название маршрута (это, конечно, если Вы пользовались автобусом, нет?) Бронировали ли Вы гостиницу заранее, или просто пришли наудачу, как Вы там питались? Люблю путешествовать, но ОЧЕНЬ боюсь, поэтому хотелось бы шпаргалок от более знающих. А Кологрив действительно как-то пронзил.

Нет, я автостопом ехал, как об этом, кстати, написано у меня в посте. Насчёт автобуса сейчас проверил, — похоже, что с моей поездки его уже отменили окончательно, и теперь автобусов в Кологрив нет совсем (а тогда ходил раз в неделю). На самом деле, это очень редкий случай.
Заранее не бронировал, — места и так были.

?

Log in

No account? Create an account