nord_ursus


Записки северного медведя

Cogito ergo sum


Нижегородский метрополитен
nord_ursus
Отдельная и своеобразная достопримечательность Нижнего Новгорода — это метро. Сразу стоит сказать, что нижегородская подземка невелика, станции её не очень интересны, да и, в общем-то, интегрирована она в городское пространство достаточно плохо. То есть во всех смыслах метро в Нижнем не очень яркое. Но зато такая особенность города, как его наличие, присуща только самым крупным городам страны, и Нижний тут — один из немногих. Так что отдельное внимание метрополитену уделить стоит. Впрочем, я сразу скажу, что этот обзор будет кратким, и многие фотографии плохого качества. Причина в том, что в нижегородском метро слишком редко ходят поезда, что усложняет его изучение. Поэтому ни в первый, ни во второй приезд я детально метро не объездил, а некоторые станции я снимал через открытые двери, не выходя из поезда, на телефон (потому что фотоаппарат бы "долго думал"). Так что мой отчёт, наверное, будет не очень интересным, но всё же покажу то, что я успел увидеть. Есть тут и кадры 2013 года (это видно по летней одежде пассажиров).



Читать дальшеCollapse )

Нижний Новгород. Машиностроительный завод и Центр Сормова
nord_ursus
В прошлый раз я показал Автозаводский район — соцгород ГАЗа на юго-западе левобережной "нижней" части города. Теперь отправимся на северо-запад города, где есть свои советские заводские районы, которые туристы почти никогда не посещают. Здесь мы увидим Калининский микрорайон (входит в состав Московского района) — соцгород машиностроительного завода, а затем центр района Сормово, выросшего при судостроительном заводе. Эти места мы посетили в вечернее время и не очень подробно, основное внимание уделив лишь Калининскому микрорайону, а не центру Сормова. Поэтому скажу сразу, что рассказ будет довольно кратким, и с не очень хорошими фотографиями.



Читать дальшеCollapse )

Нижний Новгород. Автозаводский район
nord_ursus
Нижний Новгород — город большой и разнообразный. Как правило, приезжающие в старинный волжский город туристы смотрят только его центр и иногда левобережный Канавинский район, где находится Московский вокзал. Гораздо менее известны советские районы Нижнего, выросшие в ту эпоху, когда город носил название Горький. Один из них — Автозаводский район, расположенный на юге заречной части города. Собственно, автозавод, при котором он вырос, — это широко известный Горьковский автомобильный завод (ГАЗ), продукцию которого вы, скорее всего, постоянно видите в своих городах и весях, а иногда может быть и ездите. Осмотрим в этот раз построенный при нём соцгород с красивой советской архитектурой. В свой первый приезд в Нижний Новгород в 2013 году я сюда не добирался.



Читать дальшеCollapse )

Нижний Новгород - 2017. Канавинский район
nord_ursus
Погуляв в прошлый раз по центру (Верхней части) Нижнего Новгорода, перенесёмся теперь на левый берег Оки, в Нижнюю часть, названную так из-за расположения на низком берегу реки. Здесь, в левобережном Канавинском районе, когда-то находилась Нижегородская ярмарка, от которой сохранилось главное здание. Здесь же Московский вокзал, стрелка Оки и Волги, и некоторые другие интересные места.



Читать дальшеCollapse )

Нижний Новгород - 2017. Центр
nord_ursus
Итак, Нижний Новгород. Старинный русский город на Волге, где в неё впадает Ока. Некогда форпост России на восточном рубеже, впоследствии богатый губернский город, затем промышленный советский город Горький, разросшийся до полутора миллионов жителей. Ныне снова Нижний Новгород, такой провинциальный миллионник, очень многоликий город, в котором есть и старинный мощный кремль, и метро, и интересные советские районы, и многое другое. Я оказался в Нижнем уже не впервые, — первый приезд был в июле 2013 года. Теперь удалось обновить впечатления, и уже зимой. Начну свежий рассказ о городе с центра.



Читать дальшеCollapse )

Театр безопасности на транспорте
nord_ursus
Как ни печально, но тенденция к продолжению фейковой "борьбы с терроризмом" при помощи досмотрового оборудования на вокзалах не заканчивается, а постепенно набирает всё новые обороты. Как мы помним, в 2011 году, после теракта в Домодедово, установили рамки на входах в ЖД вокзалы (причём не только крупные, но и вокзалы среднего размера). В 2013 году на вокзалах в самых крупных городах страны, а также на ряде вокзалов в южных и кавказских регионах поставили ещё и интроскопы (ящики с лентами для досмотра багажа), на которые уже всем без исключения пассажирам надо при входе ставить багаж. В Петербурге, как ни странно, они появились только в январе 2017 года.

Понятное дело, что пассажиры, как правило, не задумываются о целесообразности всего этого оборудования. Однако если хоть немного вникнуть и рассудить логически, то несложно понять, что пользы в плане обеспечения безопасности оно не приносит. Для начала о целях, то есть о том, для чего всё это предназначено. Если цель состоит в том, чтобы исключить пронос на поезд взрывного устройства или запрещённых к провозу предметов, то об этом говорить не приходится. Большинство поездов делает остановки и на маленьких станциях, не оборудованных ни рамками, ни, тем более, рентген-аппаратами, давая возможность любому пассажиру, в том числе и злоумышленнику, сесть на поезд уже там, а не в начале пути следования. Более того, — если вспомнить теракт с подрывом поезда "Невский Экспресс" в 2009 году, то легко понять, что террористам для совершения подрыва даже не нужно проникать внутрь поезда, а достаточно положить взрывчатку на рельсы на любом перегоне. Именно в этом заключается принципиальное отличие целесообразности досмотра в аэропортах и на железнодорожных и автовокзалах: во-первых, на самолёт, в сравнении с поездом, важнее не допустить пронос взрывчатки или оружия, — там другой уровень опасности чрезвычаной ситуации на отдельном виде транспорта (подрыв самолёта почти гарантированно ведёт к гибели абсолютно всех, кто в нём находится), а во-вторых, эта задача действительно реальна, так как самолёт летит либо без остановок, либо делает одну-две посадки в других аэропортах, где для прохода к нему также необходим досмотр. Пока самолёт летит, приблизиться к нему, в отличие от поезда, по понятным причинам, невозможно. Реально ли обеспечить досмотр багажа у всех людей, имеющих возможность сесть в поезд/автобус, или хотя бы просто подойти близко к нему на всём пути его следования, а не только на крупных вокзалах? Вопрос риторический. Идём дальше. Если речь идёт о том, чтобы защитить от подобной угрозы сами вокзалы, как места массового скопления людей, то стоит вспомнить печальный пример Волгограда, где террористический акт произошёл на вокзале в декабре 2013 года... в очереди, скопившейся перед зоной досмотра, где и взорвался террорист-смертник. То есть досмотр пассажиров создаёт очередь, зачастую очень даже плотную и многолюдную, которая не только отнимает у людей время, но и, увы, опять-таки становится подходящей целью для террористов, которым для реализации своего преступного замысла даже не нужно проходить досмотр.

Теперь поговорим о практике, то есть о том, как в реальности всё это работает. Именно на стадии реального наблюдения за этим явлением, невольно совершаемого при пользовании железнодорожным транспортом, становится отлично видна его бесполезность. Процедура прохода через рамку чисто формальная, и вне зависимости от звука, который она издаёт, никто из охранников никого не останавливает. Как правило, два охранника просто стоят рядом и непринуждённо беседуют, изредка поглядывая на пассажиров, либо один со скучающим лицом сидит рядом за столом. Останавливать каждого, кто "звенит", и досматривать его отдельно, невозможно, потому что звенят все. При желании, конечно, можно останавливать выборочно, надеясь, что авось так террорист и попадётся, но на последнее нет гарантии, и ошибка может стоить очень дорого. В такой ситуации имеет смысл либо тотальный контроль (который невозможен), либо вообще никакого. На тех вокзалах, где установлены интроскопы, ситуация отличается только обязанностями пассажиров, которые должны снимать с себя весь багаж и ставить его на ленту. У мониторов интроскопа — всё те же охранники с рассеянными взглядами, порой болтающие друг с другом, или сидящие в гаджетах, временами поглядывая на своё прямое рабочее место. Ну и ещё, конечно, пару ретивых охранников, приставленных к рамкам с целью не допустить пронос ни одним из пасажиров ни одной сумки (даже самой маленькой, которую при желании можно просто спрятать под курткой, и тогда уже никто слова не скажет). Не знаю, многие ли из сотрудников вокзалов, работающих на досмотре, задумываются о его целесообразности, но для них (а значит и для пассажиров) это рутинная формальность, при этом доставляющая пассажирам неудобства в виде уменьшения полезной площади вокзала, ограничения возможностей входа и выхода, а также увеличения количества манипуляций со своим багажом. Я бы согласился это терпеть, если бы это реально повышало мою безопасность. Но честно говоря, если в очереди на досмотр собирается толпа, то в ней я себя ощущаю в куда меньшей безопасности, чем на вокзале, не оборудованном аппаратами досмотра. Отдельный вопрос — количество и размер вокзалов, оснащённых этим оборудованием. Если, допустим, я готов с относительным пониманием воспринимать досмотр на вокзалах в Москве и Питере, то кто мог бы объяснить смысл рамок на таких станциях, как Сосногорск, Арзамас, Шарья или Коноша? Последний пример особенно меня добил: станция хоть и крупная и узловая, но находится в 11-тысячном ПГТ, и в зале ожидания вокзала основную часть времени находится не больше десяти человек. Однако на входе есть звенящая рамка и клюющий носом охранник.

Кстати, театр безопасности есть и в российских метрополитенах. Пассажиропоток там совсем иной, нежели на входе в вокзал (если это, конечно, не Нижний Новгород с его пустынным метро), и заставить всех класть багаж на ленты нереально. Поэтому досмотр проводится выборочно. Сотрудник службы контроля высматривает в толпе любого приглянувшегося пассажира (это почти исключительно лица мужского пола любой национальности, имеющие при себе рюкзак или относительно крупную сумку) и просит пройти на досмотр в отдельный павильон рядом с турникетами. Процедура занимает несколько секунд и ограничивается просвечиванием багажа на интроскопе. В питерском метро это сделать порой просят и меня, поскольку я нередко хожу по городу с небольшим рюкзаком. Мне оно, в общем-то, не сложно, но... работники подземки мне пару раз признавались (причём сами, я у них ничего не спрашивал), что делают это лишь для отработки количественного плана, который им даёт начальство. Конечно, как уже написано выше, можно было бы уповать на "авось так и выловим террориста". Но ведь 3 апреля этого года, к большому сожалению, не выловили... Он просто прошёл именно в момент, когда они отвлеклись.

Возвращаясь к сказанному в самом начале. Тенденция не прекращается, а продолжается. То есть неудобства для пассажиров появляются на всё новых вокзалах. Честно говоря, когда всюду стояли только рамки, я почти не обращал на них внимания (ну, разве что заходить в вокзал можно только через одну дверь из двух). Когда появился досмотр с интроскопами при посадке на скоростные поезда, а также на вокзалах Москвы (я на тот момент ещё не знал, что оно уже есть на львиной доле вокзалов Юга России), я отнёсся к этому терпимо, как к неудобным, но всё-таки исключениям, сделанным в специфических местах. Я надеялся, что тенденция этим ограничится. Но нет. Сегодня читаю о том, что она постепенно проникает уже и в обычные областные центры. В данном случае речь идёт о Вологде: http://cherinfo.ru/news/85868-na-zeleznodoroznom-vokzale-vologdy-postavat-introskop-dla-dosmotra-passazirov Вчитайтесь в эту издевательскую формулировку: "Как сообщает пресс-служба Северной железой дороги, интроскоп позволит сократить время проведения досмотра, который сейчас осуществляется с помощью стационарных рамок и ручных металлодетекторов". В реальности очевидно, что никакого ручного контроля там не проводится, и все спокойно идут через рамку, а теперь время только возрастёт. Однако я всё же надеюсь, что дальше тенденция не зайдёт, и областные центры всё-таки станут её "потолком".

В общем, ситуация глупая. Пользы для безопасности практически нет, неудобства пассажиров есть, а деньги потрачены огромные. Зато РЖД имеет возможность отчитаться наверх о том, что меры безопасности принимаются. Сильно огорчает в этой ситуации ещё и то, что, сначала я прихожу, к примеру, на Витебский вокзал и вижу там это дорогостоящее оборудование, на которое деньги нашлись, а потом сажусь на поезд и еду в Псковскую область, где вижу на маленьких станциях закрытые вокзалы, которые раньше действовали, и на них расписания с пустыми строчками отменённых пригородных поездов, на которые денег почему-то не нашлось... Я искренне надеюсь, что на бесполезность всего этого "театра" всё-таки всерьёз обратят внимание сверху, в результате чего зоны досмотра на вокзалах в их существующем виде если не демонтируют, то хотя бы не будут устанавливать на других вокзалах. Только боюсь, что пока тенденция ещё не достигла необходимого для этого градуса абсурда. Я не скажу ничего принципиально нового, если заявлю о том, что борьба с терроризмом эффективна именно на дальних подступах, а предотвращение терактов — на стадии их подготовки. И к счастью, об этом у нас прекрасно знают, и спецслужбы вполне реально работают в этом направлении, — дай Бог им в этом дальнейших успехов и полной победы. Но то, что мы видим на наших вокзалах, к обеспечению безопасности на транспорте имеет очень мало отношения, зато вред пассажирам наносит вполне ощутимый.

P. S. — конечно, я не превозношу важность и возможности своего журнала, но если вдруг этот текст внесёт хотя бы малейший вклад в остановку или поворот вспять описанной здесь тенденции (к примеру, поспособствует донесению описанных здесь фактов и утверждений туда, куда надо), то я буду очень рад.

Зимний Плесецк
nord_ursus
Плесецк — посёлок городского типа среди лесов Архангельской области, на железной дороге Вологда - Архангельск, стал самым северным пунктом моего путешествия на Русский Север в конце января. Отсюда я ездил в посёлок Липаково, что на реке Онеге в 50 километрах южнее, а оттуда — по узкоколейной железной дороге в глухоманные лесные посёлки Лужма и Сеза. Узкоколейка стала отдельным сильным впечатлением, но прежде, чем отправиться туда, я приехал ночью на поезде в Плесецк, где провёл конец ночи и раннее утро. Это уже знакомое мне место, — в Плесецке я уже был летом 2016 года, всего на полгода раньше, и о летнем Плесецке писал отдельно.



Читать дальшеCollapse )

Немного о дороге в Нижний Новгород
nord_ursus
В конце февраля мы вдвоём с andrew_rewsr совершили четырёхдневное путешествие на Нижегородскую землю, где я побывал уже во второй раз (первая поездка была летом 2013 года). Об этом я расскажу отдельно и подробно, а пока — несколько кадров, сделанных по пути в Нижний Новгород из Петербурга. Ехали мы с пересадкой в Москве, и оттуда на поезде "Стриж" (смысл такого варианта заключался и в обкатке этого поезда, и в удешевлении поездки).



Читать дальшеCollapse )

Ещё костромское железнодорожное
nord_ursus
В дополнение к предыдущему посту, где я опубликовал видео, снятое из поезда по дороге из Мантурово в Петербург, покажу ещё несколько сделанных тогда же фотографий.

1. Станция Мантурово. Вид на восток, в ожидании поезда.



Читать дальшеCollapse )

Костромская область из окна поезда
nord_ursus
В конце апреля и начале мая я съездил на три дня в Костромскую область, посетив при этом три города — Мантурово, Кологрив и Макарьев. О самом этом путешествии я расскажу чуть позже. А пока что — видео, снятое на обратном пути, из Мантурово в Петербург. Это северный ход Транссиба, проходящий через Костромскую область. Первые два фрагмента видео сняты между Антропово и Галичем, на втором ­— станция Россолово. Третий фрагмент, где поезд идёт по неправильному пути, — где-то между Галичем и Буем.


?

Log in