?

Log in

No account? Create an account

nord_ursus


Записки северного медведя

Cogito ergo sum


Previous Entry Share Flag Next Entry
Тобольск. От вокзала до кремля
nord_ursus
Вторым пунктом путешествия по Сибири стал Тобольск — до революции губернский город (хотя уже в начале XX века он стал уступать Тюмени по населению), а когда-то и вовсе главный город в Сибири, претендовавший на роль "восточной столицы" России. В XX веке этот город сильно утратил своё значение, но во многом именно благодаря этому смог сохранить свой колорит. А город этот весьма необычен.



Переночевав в Тюмени, я направился в Тобольск ранним утром следующего дня. Расстояние около 230 километров поезд преодолевает за четыре часа. Я ехал проходящим поездом Пенза - Нижневартовск, в котором теперь нету сидячих вагонов (а два года назад, когда я ехал на нём же (только в обратную сторону) от Миасса до Уфы, они были), поэтому даже такое небольшое расстояние пришлось ехать в плацкартном вагоне. Поезд, кстати, оказался на редкость отстойным, — допотопный вагон, да ещё и весьма грязный... Не знаю, может быть, просто с вагоном не повезло, но приходилось слышать, что поезда формирования Куйбышевской железной дороги (а это был пензенский поезд, то есть именно её) — худшие на всём РЖД. В общем, хорошо, что провести в этом поезде мне нужно было всего четыре часа, да и почти всю дорогу я спал. До относительно недавних пор Тобольск не имел железной дороги. Югорско-Ямальская магистраль (это не официальное название, а моё собственное) Тюмень - Новый Уренгой была построена в 1960-х-70-х годах после открытия нефтегазовых месторождений севера Тюменской области. Электрификации она не имеет, и мой поезд тянул тепловоз ТЭП70 из депо Тюмень (Войновка). Здесь уже очень хорошо чувствуется почти не заметная на Транссибе особенность Сибири — низкая плотность населения. Железная дорога идёт среди нескончаемых лесов (хотя между Тюменью и Тобольском они ещё не таёжные, а смешанные), а за окном мелькают редкие разъезды и пристанционные посёлки. И за полчаса до прибытия в Тобольск вдруг, после того, как поезд преодолевает кривую, над лесами и болотами, вдалеке на возвышении, из ниоткуда, словно Китеж-град, появляется белокаменный кремль. Зрелище впечатляющее, и очень жаль, что я его не сфотографировал. После этого поезд по мосту переезжает Иртыш и ещё через несколько минут прибывает на станцию Тобольск. Выехав из Тюмени в 6-50 утра, уже в 10-45 я был в Тобольске.

Кстати, первый, временный вокзал в Тобольске находился на левом берегу Иртыша и был открыт в 1967 году, когда туда пришла железная дорога. Для попадания в город, то есть на правый берег, необходимо было использовать паромную переправу. За последующие два года был сооружён мост через Иртыш, и 29 марта 1969 года первый поезд приехал на правый берег. Так впервые стало возможным попадание в Тобольск без парома (тогда не было и автомобильного моста, он был построен ещё на двадцать лет позже).

2. Вокзал постройки 1967-1969 годов в стиле советского модернизма, весьма интересен для своей эпохи. Насколько я знаю, в таком стиле построены почти все крупные вокзалы этой магистрали. Удивила, кстати, и высокая платформа, — такой роскоши нету даже в Тюмени.



Но что касается платформ и путей, то тут меня больше удивила другая вещь. Для приёма пассажирских поездов на вокзале используется два пути и две платформы (вторая низкая). Но между платформами нет никаких переходов — ни тоннеля, ни пешеходного моста. И если на первом пути стоит один поезд, а на второй приезжает другой и оказывается загороженным первым, то на второй поезд пассажиры проходят через первый сквозь тамбуры! И на вокзале звучит объявление диспетчера: "Поезд номер ххх сообщением К-N прибыл на второй путь; выход к поезду осуществляется через тамбуры поезда номер ууу сообщением N-K, стоящего на первом пути. Просьба проводникам поезда номер ууу открыть тамбуры для сквозного прохода пассажиров". Вот такого я нигде, кроме Тобольска, не видел.

Железная дорога манит вдаль, уходя на север — в Сургут, Новый Уренгой... Что ж, надеюсь, как-нибудь я поеду и дальше. А пока мне предстоит побывать в Тобольске.

3. Привокзальная площадь и здание вокзала. Между прочим, вокзал от города находится в восьми километрах (так получилось из-за трудностей выбора трассы при строительстве моста через Иртыш). Рядом пристанционный посёлок Менделеево, но фактически вокзал находится просто среди леса.



В город нужно добираться автобусом №4, который ходит почти каждые десять минут. Уже в автобусе я заметил, что в Тобольске много сибирских татар, в Тюмени они мне попадались лишь периодически. Выглядят они уже совсем не так, как волжские, а скорее больше похожи на башкир — смуглые, монголоидные, но кстати, в самом городе они все говорят по-русски.

4. Автобус идёт до кремля, но в первую очередь город начинается с окраин. Позднесоветские районы Тобольска застраивались в 1970-е-80-е годы после того, как был построен Тобольский нефтехимический комбинат, вдохнувший в город новую жизнь (а до этого некогда губернский Тобольск был маленьким захолустным городком).



5. Наверное, примерно так и выглядят города Югры и Ямала. Тобольск их, можно сказать, "предваряет".



6.



7.



8. Проспект Менделеева:



9. "Периодический дом химических элементов" на этом проспекте:



10. А вот и памятник самому Менделееву. А он ведь, между прочим, уроженец Тобольска. Учёный мирового уровня, вышедший из Сибири.



Здесь же поблизости находится автовокзал, тесно втиснутый между домами. Такое положение дел объясняется тем, что автовокзал появился лишь в девяностые годы, так как автомобильный мост через Иртыш, как уже упомянуто выше, был открыт только в 1991 году; до этого же автостанция находилась на левом берегу, а в город нужно было переправляться на пароме. С тобольского автовокзала я ездил в село Абалак, но об этом отдельно.

11. Комсомольский проспект, уходящий в центр города:



12.



13. Советское панно на одном из домов. Люблю такие.



14. Драматический театр. Здание, видимо, после сильной реконструкции.



15. Круглая площадь со стелой "Жемчужина Сибири" и баптистской церковью:



16.



17. Уже начинаются малоэтажные хрущёвки:



18.



19. Уже попадаются старые здания. Это явно какой-то бывший завод.



20.



21.



22. И в центре хрущёвки переходят уже в дореволюционную архитектуру. Сталинок в Тобольске попросту нет, видно и правда город был в ту пору захолустный. Это — ныне школа, а изначально, судя по архитектуре, была гимназия.



23. Здание военного госпиталя в стиле неоклассицизма начала XX века. Сейчас в нём размещается администрация Тобольского района.



24. Рядом — довольно необычный мемориал Победы:



25. На другой стороне площади — городская дума. А рядом несколько гостиниц, туристов в этом городе немало.



26.



27. Радуга над Тобольском после дождя:



28. На соседней улице видна Петропавловская церковь, построенная в стиле сибирского барокко в 1768-1788 годах:



29. Здесь стоит памятник писателю П. П. Ершову, жившему и умершему в Тобольске (родился он в городе Ишим Тобольской губернии, а ныне Тюменской области), но его, по досадной оплошности, сфотографировать я забыл. Зато рядом есть скульптуры, посвящённые его сказкам. В том числе Чудо-Юдо-Рыба-Кит, — ощущение, что образ этого существа навеян тобольским пейзажем.



30. Дом из красного кирпича, выкрашенный в белый цвет:



31. Соседняя (параллельная) Октябрьская улица:



32. И вот, во всей красе, и уже с близкого расстояния, перед нами предстаёт Тобольский кремль — самый восточный в России:



33. Здание Тобольского мужского духовного училища начала XX века. Судя по кресту сверху, оно и сейчас находится в ведении церкви.



34. Водонапорная башня:



35. Художественный музей (а изначально краеведческий). Здание построено по проекту архитектора П. П. Аплечеева в 1887-1888 годах.



Рядом находится сад Ермака с обелиском, посвящённым покорителю Сибири. Но туда я, к сожалению, не сходил, хотя был совсем рядом. Ещё один мой пробел по Тобольску.

36. В Тобольске, прямо как в Москве, есть кремль и Красная площадь при нём. Красная площадь у тоболяков излюбленное место для прогулок.



В сердце города — кремль, и направимся в следующей части.


  • 1
Какое небо!!! Вот за Уралом никогда не была. Самое восточное место, куда добиралась - Кунгур, Пермский край.

У меня до этого лета самым восточным местом был Курган. Это уже за Уралом, но почему-то Сибирью сейчас считать не принято, хотя Курган был в Тобольской губернии.

А небо — да, какое-то прямо прозрачное. Холодно было, кстати.

Вижу большие изменения с тех пор, как я был в Тобольске в 2005 году. Тогда он был как будто разрушен войной, и только Кремль прилично выглядел. Сейчас лучше!
Вот мой взгляд: http://russiantowns.livejournal.com/115930.html

Пока я показал только "нагорную" часть Тобольска. Подгора действительно выглядит хуже, но, насколько я знаю, за последние несколько лет в лучшую сторону изменилась и она.

В принципе отлично выглядящий город... Я даже и не ожидала)
Велика Расеюшка...)

Там есть ещё старый район — Подгора, который выглядит хуже) Хотя, насколько я знаю, значительно лучше, чем лет десять назад.

велика не то слово))она нереально огромна))

Интересный город.

А главное, очень необычный. Об этом я ещё напишу.

Чистый и аккуратный город. Жду пост про кремль.

Ещё будет и про кремль, и про район Подгора.

Осталось до Нового Уренгоя доехать. После Тобольска поезд через часа три среди тайги проезжает станцию Юность Комсомольская, пересекает болота-рямы до горизонта, часов в 23 проезжает по мосту через Обь (и там это РЕКА, не чета новосибирской), стоит в Сургуте, ты спишь, а утром просыпаешься с открытым горизонтом: мы в лесотундре. Вся дорога заросли карликовой берёзкой.

Доеду как-нибудь. Но лучше не сразу в Уренгой, а не спеша и постепенно, — заеду в Сургут, в Нижневартовск, Ханты-Мансийск, а там уже и до Уренгоя.

У меня кстати есть план на посмотреть, т.к. сам ни разу не был кое-где, там и знакомых полно:

От Ёбурга на север по жд вдоль Урала к Воркуте и Лабытнагам.
В Лабытнангах 3-4 дня посмотреть Полярный Урал.
Потом через Обь в Салехард - Северный полярный круг, тундра. Обская губа.
Из Салехарда до Ханты-Мансийска на корабле по Оби - вот это реально клёво, там я так уже ходил.
Ханты-Мансийск пара дней, Самаровский чугас., Памятники Мамонту и т.п.
С Хантов на автобусе (ибо жд там нет) до Сургута.
С Сургута через пару дней - на поезде до Демьянки, Юности Комсомольской - там дикая тайга, тож клёво.
Потом Тобольск.
Потом Тюмень.

Вот, вполне реально дать такой круг на четыре тыщщи километров дней за 14. И по деньгам в принципе немного. Не с кем.

Идея, на самом деле, весьма интересная, в том числе в плане передвижения по воде. Я бы с удовольствием так проехал, хотя мне интересно ещё и полностью проехать ЖД до Уренгоя, ну и в районе Сургута ещё где-нибудь побывать, вроде Нижневартовска. А так, в целом, — очень даже.

Да, самое низкое по течению место на Оби, которое я видел, — это село Могочино в Томской области (250 км на север от Томска, уже после слияния Оби с Томью). И там это уже широченная река. А потому я боюсь представлять, какая она в Югре. А вот Иртыш, если честно, как-то шириной не особо впечатляет, хотя казалось бы, какая длинная река. Правда, Иртыш, насколько я знаю, очень глубокий.

Ну, как раз скоро достроят автодорогу Салехард-НУР, так что можно там зациклиться. Маршрут будет в виде не 0, а 8.

Иртыш казахи у себя перекрывают, как и Ишим.

Пожалуй, что очень хорошая идея!

Только на Воркуту и Лабытнанги по ЖД надо будет двигаться не из Екб, а из Коми, ЖД ведь оттуда идёт (из Екб на север только до Приобья).

А, точно, сам же год назад ездил Приобье-Екб и попутал чёт(

Ну, или можно до Приобья а оттуда до Салехарда на метеоре.

Да, по-разному можно. Как время придёт, можно будет и точный маршрут составить.

Да если честно, нет, не страшно. В целом вероятность встречи с каким либо криминалом, как правило, в большинстве мест не сильно превышает таковую вероятность в собственном дворе. Путешественник по России Varandej объездил полстраны, а побит был только один раз в своём собственном дворе.
Хотя тот же самый Тобольск (и особенно Подгора, и особенно Заабрамка) имеет в этом отношении не лучшую репутацию.

В общем, я, если что, согласен составить компанию. Если будут какие соображения, то сообщай, пиши.

Не страшно одному мотаться по всяким ибеням?

А насколько скоро?

Вроде, года через четыре. Хотя мне как-то ждать не очень охота, если честно :)

хз но работа ведется

Все очень чисто и ухоженно. Видно, что регион живет нормально

  • 1