Записки северного медведя (nord_ursus) wrote,
Записки северного медведя
nord_ursus

Categories:

Омск. Часть 1

Омск — в пути следования второй сибирский город после Тюмени. Тобольск, некогда являвшийся столицей Сибири, расположен в стороне от Транссибирской магистрали (от которой я, как следствие, на один день отклонился). А вот Омск, основанный относительно поздно (в 1716 году), стал фактически второй в истории сибирской столицей. В Омске воплощается городская составляющая южной, степной Сибири. Это столица сибирского казачества, а в XIX веке город являлся центром Степного генерал-губернаторства (большая часть современного Казахстана). В общем, если современной столицей Сибири считается молодой город Новосибирск — порождение Транссиба, то Омск я без преувеличения могу назвать столицей Западной Сибири. Нынешний город выглядит достаточно солидно, — в облике Омска заметен и старый губернский город, и советский областной центр, уже в ту эпоху разросшийся до больших размеров. В первой части пройдём по центру города от вокзала до берега реки Омь (правый приток Иртыша), в основном по проспекту Маркса.



2. Город начинается с вокзала. Он был открыт в 1896 году в составе Транссибирской магистрали после постройки моста через Иртыш; до этого два года поезда приезжали на временную станцию Омский пост на левом берегу (очень напоминает историю вокзала в Тобольске, вплоть до того, что река там та же самая). Здание вокзала — уже современное, притом довольно необычное, а бирюзовый цвет напоминает мне вокзал в Смоленске.



3. По соседству стоит пригородный вокзал. А перед ним — своеобразный монумент со схематичным изображением Омского железнодорожного узла.



У узла довольно интересная история. Дело в том, что в Омске сходится главный ход Транссиба с историческим, который ныне является второстепенным. В 1896 году железная дорога в Омск пришла из Челябинска через Курган и Петропавловск (который ныне находится в Казахстане), железная дорога из Тюмени через город Ишим появилась лишь в 1913 году, но именно она, соединяясь, к западу от Тюмени, с Екатеринбургом, впоследствии стала главным ходом Транссиба. От Омска магистраль продолжается дальше на восток — в Новосибирск, Красноярск и так далее. А на юго-восток отходит ныне малодеятельная линия на Барнаул, также зацепляющая территорию Казахстана (а потому большинство поездов на Барнаул идёт не по ней, а по линии Татарская — Карасук).

4. Привокзальная площадь и отходящий от неё проспект Карла Маркса, — пожалуй, что главная улица города:



5. Всех приезжающих в Омск встречает Вождь. Фото, к сожалению, вышло нечётким.



6. Поблизости немало неплохих образцов довоенной советской архитектуры:



7. Конструктивистская железнодорожная школа:



8. Двигаемся по проспекту в центр города:



9. Советская застройка Омска продолжает удивлять:



10.



11. Администрация Ленинского района города Омска:



12. Застройка становится более старой. Эти дома — видимо, вторая половина 1950-х.



13. Сталинская архитектура:



14. Бульвар Победы с мемориалом, посвящённым омичам, погибшим на Великой Отечественной войне:



15. Танк Т-34:



16. Цирк напротив бульвара:



17. Дальше проспект идёт мимо корпусов радиолокационного завода "Сатурн":



18. Очень изящное здание управления Омской железной дороги в стиле неоклассицизма начала прошлого века. Построено оно было в 1916 году, во время Первой мировой войны, руками военнопленных немцев и австрийцев, по проекту петербургского архитектора Ф. И. Лидваля. Особенно любопытно, что стоящие наверху фасада четыре статуи — "Путь", "Тяга", "Движение" и "Администрация", были изготовлены тоже одним из пленных — чешским скульптором Владимиром Винклером. Сейчас в здании расположен Омский университет путей сообщения.



19. В сторону отходит улица Маяковского. На углу стоят жилые довоенные дома в стиле конструктивизма.



20.



21. Артефакт советской эпохи на одном из домов:



22. Безусловная доминанта проспекта Маркса — "дом со шпилем". Сталинский жилой дом, построенный в 1951 году по проекту архитектора О. Е. Либготта. Это же здание, кстати, видно и на заглавном кадре.



23. Слева находится Ленинградская площадь, переходящая затем в Ленинградский мост через Иртыш, ведущий на его левый берег. Угловой дом на Ленинградской площади отмечен вот такой мемориальной табличкой:



24. И не так давно поблизости был поставлен памятник детям блокадного Ленинграда:



25. Идём дальше по проспекту Маркса. В этом кадре заметна одна транспортная особенность Омска — большое (по сравнению с другими городами) количество маршруток-газелей.



26. Улица Ленина, параллельная проспекту Маркса:



27. Уже появляется старая дореволюционная застройка:



28. Ремонтируемая пешеходная улица Чокана Валиханова. Сейчас, когда я это пишу, она уже открыта. А названа она в честь российского путешественника и этнографа, который, будучи сам казахом по национальности, стал первым за много лет иностранным путешественником, которому удалось проникнуть в закрытую для посещения страну Кашгарию.



29. Здесь же находится дом-музей советского художника Кондратия Белова — очень интересное здание начала XX века, сочетавшее в себе деревянное зодчество и модерн:



30. Особняк Гриневицкого — модерновое кирпичное здание постройки 1914 года. Сейчас в нём находится консульство Казахстана, а рядом (в кадре, если приглядеться, видно) стоит памятник Валиханову.



31. Советская архитектура здесь почти полностью сдаёт позиции дореволюционной губернской застройке. Перед глазами появляется старый Омск.



32. Омский кадетский корпус — здание бывшего казачьего войскового училища, построенное в стиле классицизма в первой половине XIX века:



33. Напротив стоит Никольский казачий собор, построенный архитектором В. П. Стасовым (для человека, разбирающегося в архитектуре Санкт-Петербурга, это очень знакомое имя) в 1833-1840 годах:



34.



35.



36. Доходный дом Е. А. Терехова. Многие старые здания в Омске — почти петербургского уровня.



И, кстати, Омск был одним из шести городов Российской империи, имевших право поднимать над губернаторским дворцом государственный флаг (также такое право имели Санкт-Петербург, Москва, Гельсингфорс, Варшава и Тифлис), что подчёркивало статус столицы Сибири.

37. Конструктивистское здание управления Иртышского речного пароходства, расположенное на проспекте Маркса:



38. А вот так проспект Маркса заканчивается:



39. Здесь же поблизости находится мемориал гражданской войне с вечнём огнём:



Как известно, во время гражданской войны, а именно в 1918-1919 годах, Омск побывал столицей Белой России, здесь располагалась ставка адмирала А. В. Колчака, и такое положение дел сохранялось до ноября 1919 года, когда белогвардейцы потеряли Омск в результате наступления Красной армии. Можно много рассуждать о том, как сложилась бы история России, если бы победили белые, но главное, что сейчас мы живём уже не в советскую эпоху, а потому, на мой взгляд, демонизацию белогвардейцев и их окрашивание в чёрный цвет стоит оставить в прошлом, не прибегая, впрочем, к аналогичной крайности в отношении красных. Кстати, особняк Батюшкина, в котором была ставка Колчака, находится поблизости, но до него я, к сожалению, не дошёл.

40. Барельефы на тему гражданской войны:



41. Без памятника Ильичу тоже не обошлось:



42. Театральная площадь и Омский музыкальный театр — интересное здание в стиле советского модернизма, построенное в 1981 году по проекту архитекторов Д. Е. Лурье, Н. Н. Стужина и Н. Н. Белоусовой:



43. В сквере напротив — новодельная часовня святого Илии пророка:



44. А это маленькая река Омь и её впадение в уже виденный мной в Тобольске Иртыш:



45. Юбилейный мост, построенный в 1967 году, ведёт на правый берег Оми — в старую часть города:



Туда и направимся в следующей части.
Tags: Западная Сибирь, Путешествия, Россия, Сибирь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments