?

Log in

No account? Create an account

nord_ursus


Записки северного медведя

Cogito ergo sum


Previous Entry Share Next Entry
Новосибирский метрополитен
nord_ursus
Завершаю я рассказ о Новосибирске постом о его подземке. Новосибирское метро — единственное в Сибири и самое восточное в России. Как и большинство не столичных метрополитенов бывшего СССР, новосибирская подземка не отличается особенной красотой станций, но при этом отличается продуманностью и удобством с точки зрения логистики (в отличие, например, от Екатеринбурга). В Новосибирске две линии метро и одна пересадка, и 13 станций. Открыто метро было в январе 1986 года, став одиннадцатым по счёту в СССР. Я сделал общий обзор, хоть и не затрагивающий все станции (хотя большинство из них я запечатлел), но дающий общее представление о новосибирском метро. На всякий случай скажу сразу, — не удивляйтесь пустынности на станциях. Всё дело исключительно в том, что я, чтобы сделать кадр получше, специально выжидал, когда будет поменьше народу в объективе.



Схема новосибирского метро. Две линии: первая — Ленинская (красная), вторая — Дзержинская (зелёная).



Всё метро — мелкого заложения, на некоторых станциях есть короткие эскалаторы. А по конструкции станции в основном колонные и односводчатые мелкого заложения. Как и, например, в Екатеринбурге или Нижнем Новгороде, здесь тоже очень продолжительные интервалы между поездами — в середине рабочего дня от шести до восьми минут. И каждое прибытие поезда объявляется по громкой связи: "Прибывает поезд. На второй путь. Будьте осторожны".

2. Привокзальная станция метро — Площадь Гарина-Михайловского (1987 год, первая очередь второй линии). Она расположена настолько близко к вокзалу, что забежать сюда посмотреть станцию можно даже будучи проездом, во время стоянки своего поезда (а если стоянка совсем долгая, можно даже немного прокатиться).



Станция конечная, при этом используется здесь только один путь, служащий по совместительству оборотным тупиком: поезд приезжает и, после перехода машиниста в хвостовую кабину, меняет направление движения (говоря простым языком, — даёт задний ход) и, выезжая со станции, переезжает по соединительному тоннелю на второй путь.

3. Соседняя станция метро — Сибирская, открытая также в 1987 году. В центре зала наверх и вбок ведёт переход на Ленинскую линию, к станции Красный проспект.



4. На путевых стенах камнем выложены рисунки на сибирскую тематику:



5.



6. Вход на станцию Сибирская на поверхности. Вестибюль, кстати, нетипичен. Большинство их в Новосибирске расположено в подземных переходах.



До 2000 года Дзержинская линия представляла собой "аппендикс" в виде двух станций. К востоку от Сибирской находится полностью постсоветский участок линии со станциями: Маршала Покрышкина (2000 год), Берёзовая роща (2005) и Золотая Нива (2010).

7. Станция Маршала Покрышкина:



8.



9. Оформление станции напоминает о том, кем был Александр Иванович Покрышкин:



10. Под потолком — довольно забавная модель истребителя P-39, на котором и воевал Покрышкин. Кстати, она появилась тут позже — в 2013 году, когда отмечалось столетие со дня рождения лётчика.



11. На Берёзовой роще я не выходил, а на этом кадре уже конечная станция Золотая Нива. Она была открыта осенью 2010 года, но спустя несколько месяцев, опять временно закрывалась из-за технических ошибок, допущенных при строительстве. Напомнило нашу историю со Спасской в Питере, только её открыть тогда сразу не успели.



12. На этой станции тоже используется только один путь, а второй загорожен:



13. Осмотрим теперь первую, Ленинскую линию. Это — станция Красный проспект, открытая в 1986 году в составе первого пускового участка метрополитена из пяти станций. В середине вниз ведёт переход на станцию Сибирская.



Другие станции первой очереди расположены к югу, а пока съездим в северный конец Ленинской линии. Станции Гагаринская и Заельцовская, расположенные к северу от Красного проспекта, были открыты 2 апреля 1992 года. Самое забавное, что в период с 1987 по 1992 год на пересадочном узле "Красный проспект — Сибирская" обе станции были конечными, то есть две линии соприкасались друг с другом концами. Даже непонятно, почему их тогда временно не объединили, соединительный тоннель-то есть.

14. Гагаринская, станция с довольно оригинальным оформлением. На самом деле, станцию с таким названием было бы символичнее открыть не второго апреля, а двенадцатого.



15.



16. Портреты Гагарина здесь были тоже не изначально, а появились в 2011 году, к 50-летию его полёта.



17. Конечная станция Заельцовская — односводчатой конструкции:



18. Подвижной состав. Мытищинский вагон, хотя есть и питерские.



Теперь осмотрим южный радиус Ленинской линии, включающий в себя станции первой очереди.

19. Станция Площадь Ленина:



20. Панно, набранное из камней, над выходом:



21. Станцию Октябрьская я не фотографировал, а за ней следом идёт пожалуй, что самая интересная станция новосибирского метро — Речной вокзал. Она здесь единственная станция с боковыми платформами и путями посередине и она же единственная, расположенная не под землёй.



Именно эту станцию мы видим и на заглавном кадре.

22. Конструкция станции такова, что она встроена в начинающийся на правом берегу метромост через Обь и потому находится даже не на поверхности, а над ней:



23. А потому, для попадания на неё из города, нужно не спускаться вниз, как это обычно бывает, а подниматься. На фото — вид со станции в вестибюль.



А сама станция, расположенная, как следует из названия, возле речного вокзала, украшена подсвеченными витражами с изображениями городов Западной Сибири, которые находятся в бассейне Оби (а я именно по этому признаку и отделяю Западную Сибирь от Восточной), и в которые, соответственно, можно попасть по воде непосредственно с этого речного вокзала.

24. Вот, например, Тобольск:



Узнаю кремль и Прямской взвоз — спуск в Подгору.

25. Бийск:



26. Новокузнецк:



27. Изобразили даже давно не существующий город Мангазея, который находился в Заполярье (на реке Таз, чуть восточнее Обской губы) и был упразднён и заброшен в конце XVII века по ряду экономических причин.



28. Фактура витража:



Помимо показанных городов, на витражах этой станции изображены ещё Тюмень, Сургут, Омск, Барнаул, Томск и сам Новосибирск. В эту поездку я только что в Сургуте и приснопамятной Мангазее и не побывал.

Кстати, если бы построили метро в Красноярске, можно было бы там сделать аналог — метромост через Енисей со станцией метро Речной вокзал, которая была бы украшена витражами с городами бассейна Енисея; скорее всего, там были бы изображены Красноярск, Иркутск, Баргузин, Абакан, Кызыл, Енисейск, Туруханск, Дудинка.

29. Метромост через Обь (виден на переднем плане) — между прочим, самый длинный в мире. У меня было желание снять на видео проезд по метромосту из окна поезда, но меня ожидало разочарование, — метромост, к сожалению, крытый. В отличие от, например, метромоста через Оку в Нижнем Новгороде.



За метромостом, на левом берегу, ещё две станции.

30. Студенческая (1986, в составе первой очереди):



31. И конечная Площадь Маркса (1991):



Кстати, на Ленинской линии, в отличие от Дзержинской, составы на конечных станциях оборачиваются обычным способом.

Вот такой он — самый восточный метрополитен в России и единственный за Уралом. Станции красотой особенно не блещут (хоть и есть несколько интересных), но система метрополитена и расположение станций достаточно удобны. В общем, Новосибирский метрополитен я могу считать воплощением функциональности на этом виде транспорта.

  • 1
>отличается продуманностью и удобством с точки зрения логистики (в отличие, например, от Екатеринбурга)

Не понял, что не так в Екате?

Ну сейчас получше, вроде (в 2012 году две новых станций открыто), но в 2011 году одна, притом довольно короткая линия для такого города мне показалась куцей :)

нас тоже метромост разочаровал. я предвкушал виды Новосиба под дождем,а там ничего не видно)

А с чем связана такая странная схема оборота поездов?

На Золотой Ниве, как я понял, второй тоннель ещё не достроили. А насчёт площади Гарина-Михайловского мне тоже непонятно. Решили, видимо, не заморачиваться со строительством оборотного тупика. В Питере аналогичная схема действовала на станции Площадь Мужества в период "размыва", когда северная часть одной из линий была отрезана и работала автономно (названная станция была южной конечной на этом обрубке); ещё такая схема была на временной станции Дачное, существовавшей с 1966 по 1977 год, но там был перекрёстный съезд (то есть принимать поезда могли оба пути, но оборотного тупика за станцией не было, и соединительные пути для переезда на другой путь пересекались крест-накрест).

Вообще, складывается впечатление, что российским нестоличным городам с метро не повезло - везде какие-то недостроенные обрубки.

...продуманностью и удобством...

"новосибирская подземка...отличается продуманностью и удобством с точки зрения логистики..." - особенно "отличается", в этом плане, нижний переход со ст.Кр.Проспект на ст.Сибирская построенный по принципу - "как бык п...ал"

Edited at 2014-09-27 05:30 pm (UTC)

Re: отличается продуманностью и удобством с точки зрени

Вполне нормальный переход, на мой взгляд. А я вообще-то говорил о положении метрополитена в городской среде.

«но при этом отличается продуманностью и удобством с точки зрения логистики (в отличие, например, от Екатеринбурга)»

Странный пример неудачности.
В Екатеринбурге метро приблизительно около 6 млн. человек в год на 1 станцию в среднем. В Новосибирске около 6,5 млн. в на 1 станцию в среднем. Разница невелика.
Статистика по пассажиропотоку 2012 года:
http://www.mrl.ucsb.edu/~yopopov/rrt/maps/statistics.html

По другим городам для сравнения.
Москва 12,5
СПБ 11,5
Казань 4
НН 2,5
Самара 2 — вот где провал.

Меня снова не так поняли. Я имел в виду охват метрополитеном города. Когда я был в Екатеринбурге (три года назад), там была короткая и куцая линия, даже с южного автовокзала пришлось на трамвае до ближайшего метро (Геологическая) ехать. Сейчас, правда, уже лучше всё равно.

В Самаре я сам пока не был. Поэтому в полной мере оценить этого не могу.

Edited at 2014-09-27 06:32 pm (UTC)

Фоткать никто не мешал и не запрещал?

Нет. При том, что один из кадров был сделан на глазах у сотрудника полиции.

Понравилось оформление станции "Маршала Покрышкина". Остальные станции очень посредственные.

Да, хотя мне Речной вокзал больше понравился.

Гагаринская понравилась, а так, конечно, чувствуется рука советских архитекторов. Интересно, почему до сих пор станции продолжают строить в подобном стиле?

отличный обзор . спасибо на добром слове

А метро ничего, ухоженное. Заметил, что указаны места остановки поезда и дверей, то, чего многим городам иногда не хватает.

Но сколько же советизмов-то везде, дурдом какой-то...

Сколько проезд стоит? Как с интервалом движения поездов?

В смысле, советизмов? Здесь это разве что панно "1917" на станции Площадь Ленина :) Или ты про названия станций?

Проезд стоит 16 рублей. Интервалы большие, по шесть минут, иногда даже по восемь.

  • 1