Записки северного медведя (nord_ursus) wrote,
Записки северного медведя
nord_ursus

Category:

Барнаул. Часть 1

Барнаул — это первый по течению город на Оби. История возникновения этого города тесно связана с именем промышленника Акинфия Демидова, который оставил свой след не только на Горнозаводском Урале, но и в Западной Сибири; благодаря ему на Алтае возник Колывано-Воскресенский горный округ (первая часть названия от села Колывань в Алтайском крае, а не от той Колывани, которая под Новосибирском), в котором велась добыча и переработка руд; до появления в советские годы Кузбасса именно это и был главный промышленный регион Сибири. И если Бийск был основан по указу Петра I как крепость, то Барнаул возник в 1730-е годы при среброплавильном заводе. Барнаул являлся уездным городом Томской губернии, а в 1917-1925 годах успел побыть центром недолго существовавшей Алтайской губернии. С 1937 года Барнаул является центром Алтайского края, и сейчас это крупный город, — его население ныне превышает полмиллиона. В первой части осмотрим район вокзала и начнём продвижение к берегу Оби через центр города.



2. Железнодорожный вокзал. Чугунка пришла в Барнаул в 1915 году, при постройке железнодорожной линии Новониколаевск - Семипалатинск. Нынешний вокзал уже послевоенной советской постройки. Причём типовой, — точно такой же вокзал я помню в Магнитогорске.



Ещё годом раньше железная дорога пришла в Бийск, но уездный город Барнаул обошла мимо. Причина, вероятно, та же, по которой Транссиб прошёл не через Колывань, а через пустое место, где возник нынешний Новосибирск, — в трудности постройки моста через Обь: Барнаул находится на левом берегу, а железная дорога на Бийск идёт вдоль правого, то есть для захода железной дороги в Барнаул пришлось бы строить два моста через Обь (что было нецелесообразно, поскольку железная дорога на Семипалатинск на тот момент уже строилась). Железнодорожный узел, предваряющий Барнаул, — станция Алтайская (находится в городе Новоалтайск, который местные называют Алтайка), и пассажирский поезд Новосибирск - Бийск, на котором я ездил, сворачивает с основного хода и заезжает в Барнаул и затем выезжает обратно, таким образом меняя здесь направление движения, и два раза проезжая по мосту через Обь.

3. Автовокзал по соседству с железнодорожным. Не только в Бийске, но и тут можно видеть туристов с большими рюкзаками, направляющихся на Горный Алтай.



4. Привокзальная местность:



5. Здесь же, у вокзала, стоит весьма внушительный мемориал Славы, сооружённый к 30-летию Победы в 1975 году, и посвящённый уроженцам Алтая, не вернувшимся с войны.



6.



7. Имена погибших барнаульцев:



8. И мемориальные плиты с землёй из Городов-Героев:



9. Танк Т-34 напротив дополняет сюжет мемориала:



10. Сталинская архитектура Барнаула окрашена в основном в светлые тона. А буквы на крыше этого дома напоминают нам, что мы находимся в Железнодорожном районе.



11. А соседний дом сообщает приезжающим в столицу Алтая, что город-то не простой, а орденоносный! Барнаул награждён орденом Октябрьской революции.



12. Привокзальный дом с башенкой, судя по архитектуре, довоенный, а сейчас в нём находится Алтайский институт экономики.



13. Гостиница "Барнаул". Здание, похоже, годов так восьмидесятых.



14. По позднесоветским кварталам углубляемся теперь от вокзала в центр города:



15. Районная администрация в жилом доме. Ближе к народу, так сказать.



16. Забавное и наивное советское панно на одном из домов:



17. Здание банка. Серое и мрачноватое:



18. Колесо обозрения:



19. Социалистический проспект. В перспективе просматривается вокзал.



20. В правой части кадра виден краевой драматический театр имени Василия Шукшина — уроженца Алтайского края:



21. Здание построено в стиле советского модернизма:



22. И тоже с панно:



В этом месте Железнодорожный район заканчивается, и начинается Центральный. А вместе с ним начинается и сталинская архитектура.

23. Вот, например, университет:



24. Просторная площадь Советов — центральная в городе. Застроена послевоенными сталинскими домами. Она же, кстати, видна и на заглавном кадре.



25. Здание краевой администрации 1950-х годов постройки и вождь с развевающимся плащом:



26. На юг уходит центральная улица города — проспект Ленина:



27. С бульваром посередине:



28. Позднесоветское здание Политеха и памятник И. И. Ползунову, — известный учёный работал в Барнауле и именно здесь и сконструировал паровую машину.



29. Идём по проспекту дальше:



30. Весьма интересное здание. Фасад говорит нам о том, что это аптека, построенная в 1937 году (причём по назначению используется и поныне).



31. Но на самом деле это капитально перестроенное здание костёла, который был построен в 1909-1913 годах в неоготическом стиле по проекту архитектора М. Носовича. Вот как костёл выглядел:



32. Розовый, тёмно-оранжевый, светло-красный — полностью преобладающие цвета в советской архитектуре Барнаула.



33. А это здание по архитектуре больше похоже на административное, — потому что изначально строилось именно под государственные органы. Уже когда здание было построено, решения поменялись, и с 1950-х годов здесь располагается медицинский университет.



34. Есть в Барнауле и стеклянные бизнес-центры:



35. Угловое здание — экономический техникум. Построен, видимо, в 1930-х годах.



36. А это — полковая Никольская церковь, построенная в 1904-1906 годах по проекту архитектора Ф. М. Вержбицкого:



Церковь эта построена по типовому проекту военных храмов начала XX века и сильно похожа, к примеру, на церковь Александра Невского 96-го пехотного Омского полка в псковском Завеличье (по ссылке на фото 19)

37. Чем ближе к берегу Оби, тем старше застройка. Уже преобладают довоенные дома.



38. Конструктивистское (или всё же позднесоветское?) здание КГБ, а ныне управление ФСБ России по Алтайскому краю. Красная мозаика на революционную тематику слишком уж, на мой взгляд, сильно выбивается из облика фасада.



39. Отмечено оно и бюстом Железного Феликса:



40. А это панно уже с более глубоким содержанием. Гуси, солнце, и какие-то видимо этнические орнаменты.



41. Трёхэтажная сталинка. А справа краешком видна новостройка, носящая в народе название "Три богатыря", но её я отдельно не сфотографировал.



42.



43. Мощное и красивое сталинское здание крайкома КПСС, построенное в 1930-1941 годах по проекту архитектора А. В. Баранского. Ныне здесь — краевой суд, и здание более известно как "Дом Правосудия".



44. Переплетение эпох. Герб одной эпохи, флаг — уже другой.



45. Второй по счёту (хотя первый по возрасту, 1937 года) в Барнауле памятник Ильичу. Точно такого же Ильича я видел городском парке в Саранске.



46. С крайкомом соседствует Дом Союзов, построенный по проекту архитекторов А. В. Баранского и В. Л. Казаринова в 1939-1941 годах:



47. Фасад украшен скульптурами рабочих:



И на этом пока прервёмся. Чтобы в следующей части продолжить движение на юг по проспекту Ленина. Из первой части видно, что Барнаул обладает весьма неплохим собранием памятников сталинской архитектуры, но это взгляд на город лишь с одной стороны. В следующей части увидим реку Обь, а также ознакомимся со старым Барнаулом.
Tags: Алтай, Западная Сибирь, Путешествия, Россия, Сибирь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments