Записки северного медведя (nord_ursus) wrote,
Записки северного медведя
nord_ursus

Categories:

Томск. Часть 3

В завершающей части осмотрим север исторического центра Томска — всё тот же проспект Ленина и улицы, ведущие на показанную в предыдущей части Воскресенскую гору.



2. Так выглядит проспект Ленина, уходящий на север от Губернаторского квартала. Застройка рубежа XIX и XX веков.



3.



4. Доходный дом Некрасовых, построенный в 1890 году. Им же принадлежал доходный дом напротив.



5. Кое-где старая застройка соседствует с советской:



6. Трёхэтажная хрущёвка в крупном областном центре — довольно редкое явление. Правда, здесь моё внимание больше привлекла надпись на крыше.



7. Здание гимназии начала XX века, в котором ныне располагается школа №3:



8.



9. Томское деревянное зодчество:



10.



11. Последние несколько показанных зданий находятся на боковых переулках. А мы идём дальше по проспекту Ленина:



12. Что за постройка справа, я так и не догадался. Для водонапорной башни слишком маленькая. А что бы это ещё могло быть?



13. Параллельная улица Розы Люксембург (бывшая Магистратская) с трамвайным движением:



14. Здесь деревянного зодчества уже больше, чем в самом центре города:



15.



16.



17. А над домами — Воскресенская гора и одноимённая церковь, показанная в предыдущем посте:



18. К сожалению, некоторые деревянные дома пребывают в полуразвалившемся состоянии. Особенно контрастируя на фоне строящихся многоэтажек.



19.



20.



21.



22. Томская хоральная синагога. Здание в стиле эклектики было построено в 1902 году на средства еврейских купцов, — а их и в Сибири было немало.



23. А поблизости есть и ещё одна улица, ведущая на подъём на Воскресенскую гору — Кузнечный взвоз. Кстати, сам термин "взвоз" встречается в основном именно в Сибири.



24. Красивый деревянный дом начала XX века на взвозе (а лучше сказать над ним):



25. Здание томского коммерческого училища, построенное по проекту К. К. Лыгина в 1902-1904 годах. Ныне это один из корпусов архитектурно-строительного университета.



Надо же, интересное совпадение. В Тюмени тоже архитектурно-строительный университет расположен в здании коммерческого училища. В одних стенах обучали сначала финансовому делу, а потом строительному.

26. А главный корпус университета построен в 1937 году в стиле конструктивизма:



27. Здание городского суда, используемое и ныне по назначению. Построено по проекту К. К. Лыгина в 1904 году, видимо, как единый ансамбль с училищем, в похожем стиле. То, что это суд, можно, кстати, догадаться и по скульптуре Фемиды, венчающей фасад.



Проходя мимо этих зданий, Кузнечный взвоз переходит в улицу Пушкина.

28. Здесь же рядом — необынчый модерновый Дом науки, построенный по проекту А. Д. Крячкова в 1911-1912 годах:



29. И снова деревянное зодчество:



30. Близнец этого дома. Только в более худшем состоянии.



31. Дома постройки 1902 года:



32.



33.



34.



35. Улица Пушкина уходит дальше в сторону окраины города и железнодорожного вокзала Томск-2:



Я же поворачиваю направо.

36. Водонапорная башня начала прошлого века:



37. А это Белое озеро. Вокруг водоёма расположен одноимённый парк.



38. У входа в парк установлен памятник космонавту Николаю Рукавишникову, который был уроженцем Томска.



39. Рядом памятник спускаемой капсуле космического корабля:



40. Ещё деревянное зодчество. Эти дома явно победнее, и со ставнями, которых на томских домах зачастую нет (а может быть, просто не сохранились).



41. И с сибирскими четырёхскатными крышами:



42. Здесь на одном этаже есть ставни, на другом нет. А наличники одинаковые.



43.



44. Впереди снова видна Воскресенская церковь, показанная в предыдущем посте. Мы сделали круг.



И в целом Томск, безусловно, город очень самобытный и заметно выделющийся среди других городов Сибири. Что неудивительно, если вспомнить, какое положение город раньше занимал. Особенный колорит облику города придаёт и деревянное зодчество. А ансамбль каменной архитектуры создавался примерно в одном стиле и одной группой архитекторов, из которых наиболее заметно себя проявил Константин Лыгин; отметился здесь и Крячков, который уже в советские годы немало потрудился над созданием городского облика Новосибирска. Как уже говорилось, в связи с тем, что Транссибирская магистраль в конце XIX века обошла Томск стороной, этот город своё значение несколько утратил, но отчасти и выиграл от этого. Он не стал огромным мегаполисом, подобным Новосибирску, но и не потерял своего значения настолько сильно, как Тобольск. Остался в своём роде золотой серединой.
Tags: Западная Сибирь, Путешествия, Россия, Сибирь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments