?

Log in

No account? Create an account

nord_ursus


Записки северного медведя

Cogito ergo sum


Previous Entry Share Flag Next Entry
Красноярск. Часть 1
nord_ursus
Красноярск — это ворота Восточной Сибири. Границу двух половин Сибири я предпочитаю проводить по водоразделу Оби и Енисея, который проходит совсем близко к Красноярску, — за час до прибытия в Красноярск поезд проезжает остановочный пункт с названием Водораздел и стелой "< Обь Енисей >", — левая (западная) граница бассейна Енисея проходит намного ближе к реке, чем правая. Теперь уже миллионный Красноярск является третьим по населению городом Сибири. Не могу сказать, что Красноярск — очень выдающийся город в плане своей архитектуры (несмотря на губернское прошлое), и тем не менее, это колоритный город со своим лицом, его стоит посетить. Колорита ему придаёт и природное окружение, — подступающие к городу отроги Восточного Саяна, лесистые сопки которых видны в городе почти отовсюду.



2. Как обычно, город начинается с вокзала. Паровозный гудок Красноярск впервые услышал в 1895 году, когда Транссибирская магистраль достигла берегов Енисея.



3. А нынешний вокзал — современный, построенный в 2004 году по образу и подобию стоявшего здесь же советского вокзала. А на верхушке колонны, стоящей на площади — скульптура геральдического льва с серпом и лопатой.



Красноярск — важный пункт Транссиба. Здесь, как и через Новосибирск, проходят все поезда, следующие в Восточную Сибирь и на Дальний Восток.

4.



5.



6. На одном из привокзальных зданий — какие-то советские панно. Видимо, что-то в память о ссылке Ильича в Шушенское (которое находится как раз в Красноярском крае).



Тогда, когда вокзал открылся, он находился за городом (как и в Омске или Барнауле). Но сейчас он вошёл в черту города уже давно и плотно. От вокзала в центр города ведёт улица Братьев Абалаковых, названная в честь советских альпинистов. Фамилия казачья, наверняка происходит от казаков-покорителей Сибири (на ум сразу приходит Абалак, что под Тобольском).

7. Улица эта застроена в основном хрущёвками. На одной из которых я увидел вот такой советский артефакт.



8. В паре мест до сих пор ютятся старые деревянные домики:



9. Красная площадь со сквером и явно незавершённым обелиском. Поскольку на нём ничего вообще не написано.



10. Здесь же — два несимметричных, но интересных дома с башенками. Это ворота улицы Карла Маркса — одной из главных улиц города. Фото, к сожалению, не вышло.



11. Эти места я осматривал в основном в первый день своего пребывания в Красноярске. А погода в первый день стояла отвратительная, — холодно и целый день дождь. А в Красноярске, похоже, как и в Новокузнецке, серьёзные проблемы с ливневой канализацией.



12. Углубляемся в центр города по улице Маркса:



13. Уже попадается дореволюционная застройка, купеческие дома.



14. Так можно выйти на центральную площадь города — площадь Революции, на которой стоит сурового вида серое сталинское здание краевой администрации.



15. Памятник Ленину, поставленный к его столетию. В кепке, кстати.



16. Также в ансамбль площади входят элитные жилые дома партийных работников:



Ансамбль площади был спроектирован архитектором А. Д. Крячковым (который, напомню, проявил себя также в Новосибирске и Томске) и воплощён в реальность уже после войны — в 1950-е годы.

17. А в этом здании — управление Красноярской железной дороги:



18. Макет паровоза Черепановых рядом со зданием:



19. А это — вид на площадь Революции с противоположной стороны — с проспекта Мира, параллельного улице Маркса:



20. Улица Дзержинского с соответствующим памятником. Застройка, как видим, сталинская, довоенная.



21. Ещё немного привокзальной местности с соседних улиц:



22.



23. С площади Революции также можно попасть в Центральный парк, над перспективой аллеи которого нависают сопки саянских отрогов. Но в парк заглянем чуть позже.



24. Улица Ленина, параллельная Маркса и Мира. Фактически, эти три параллельных улицы и составляют транспортную основу центра Красноярска.



25.



26.



27. Старых деревянных домов в Красноярске не так уж много. Но те, что есть, являют собой настоящие шедевры.



28. Панно на ленинскую тематику. Как-никак, улица Ленина.



29. Архиерейский дом и церковь Рождества Иоанна Предтечи (1896 год, архитекторы Е. Морозов и П. Масленников):



30. А это застройка улицы Горького, проходящей мимо площади Революции и парка:



31. На этой улице встречаются также и старые деревянные домики. Вот, например, модерновый дом Гланца (1908 год).



32. Усадьба Колесникова (1906):



33. Усадьба Телегина (1910):



34. Угол улиц Декабристов и Бограда:



35. Чуть левее стоит здание Красноярской духовной семинарии, построенное в псевдорусском стиле в 1903 году по проекту архитектора А. Фольбаума. С 1920-х годов в нём размещается военный госпиталь.



36. На соседней улице Декабристов видим очень интересное архитектурное соседство:



37. В окружении советской застройки стоит яркий образец неоготики — костёл Преображения Господня, построенный для местной польско-литовской общины в 1911 году по проекту архитектора В. А. Соколовского. Сейчас, кстати, здание совмещает в себе и храм, и филармонию.



38. Построенный тогда же приходской дом:



39. С этих улиц можно свернуть в уже показанный Центральный парк. В парке обращает на себя внимание вот такая миниатюрная детская железная дорога (она выглядит миниатюрной именно что даже для обычных ДЖД).



40.



41.



42. Пройдя через весь парк, можно выйти на смотровую площадку на берегу Енисея. Внизу проходит улица Дубровинского.



43. Енисей в этом месте делится на две протоки и поэтому на фото — неполная его ширина. Хотя здесь вообще лишь верхнее его течение, в котором он гораздо уже, чем на севере Красноярского края.



В правой части кадра, кстати, видны фермы железнодорожного моста через Енисей.

44. Именно на этих отрогах и расположены знаменитые Красноярские столбы, зубцы которых, выпирающие из вершины перевала, можно, приглядевшись, увидеть и на этом фото. Высотные жилые дома, что видны поближе, — это правобережная часть Красноярска.



45. Вернёмся на улицу Маркса и пойдём по ней дальше. Это — довоенное здание НКВД, а ныне — управление МВД и ФСБ по Красноярскому краю.



46. Цум:



47. Идём дальше:



48. Дореволюционный купеческий домик и крайне неуклюжее позднесоветское здание телефонной связи:



49. Стеклянный торговый комплекс:



50. На перекрёстке с улицей Вейнбаума (ведёт на Коммунальный мост через Енисей) — позднесоветская городская администрация с красноярским "Биг-беном" — часовой башней.



51. Эклектический особняк Зельмановича (1910-1911 годы):



52. Отсюда сворачиваем с улицы Маркса и выходим вновь на параллельную ему набережную Енисея. В кадре — Коммунальный мост, построенный в конце 1950-х годов. Тот, который изображён на 10-рублёвой купюре.



53. Вид на правобережную часть:



54. Часовня Димитрия Солунского, построенная в 2000-е годы в память о бойцах силовых подразделений МВД, погибших при исполнении служебного долга (часовня находится возле районного отделения УВД). Не хочется здесь говорить о политике, но, узнав, в честь кого часовня, невольно вспоминаешь про "Беркут"...



55. Сталинский речной вокзал. Енисей — река судоходная. И от Красноярска на теплоходе можно отправиться в далёкие суровые северные края и добраться до самой Дудинки. Расстояние огромное, но всё это — один Красноярский край! Проходя мимо речного вокзала, я подумал о том, что как-нибудь поеду и туда.



И вообще, гуляя по Красноярску, трудно поверить, что этот город — центр таких огромных территорий, простирающихся далеко на север.

56. Застройка улицы Дубровинского, проходящей по берегу Енисея:



В следующей части более подробно осмотрим центр города.


  • 1
Что за "шестисотые" поезда такие?

Этой такой вид пассажирских поездов. Которые ездят на небольшие расстояния (в пределах одной ночи пути) и почти у каждого столба останавливаются. Номера у них всегда трёхзначные и начинаются на 6 (допустим, 677 пассажирский Санкт-Петербург - Великие Луки).

С Вашего разрешения, несколько замечаний-дополнений.

> А нынешний вокзал — советский, сталинский.
Здание 1961 года разобрано в 2004 по состоянию. Правда, построено на его месте почти точно такое же :)

> На одном из привокзальных зданий — какие-то советские панно.
Прижелезнодорожный почтамт.

> На одной из которых я увидел вот такой советский артефакт
Относительно недавно напротив через площадь были "СЛАВА РАБОЧЕМУ КЛАССУ" :)

> Красная площадь со сквером и явно незавершённым обелиском.
Он с 1977 года такой стоит. Это штык, вонзенный в землю. Символизирует братскую могилу. Что характерно, сама могила на противоположной стороне площади и при реконструкции (еще в советское время) закатана в асфальт.

> Здесь же — два несимметричных, но интересных сталинских дома с башенками.
Левый - пожарная каланча, стоит с тех пор. Правая - новострой, приделанный к зданию оборонного радиозавода буквально несколько лет назад при предыдущем мэре, для квазисимметрии и ворот :)

> А в Красноярске, похоже, как и в Новокузнецке, серьёзные проблемы с ливневой канализацией.
Да её здесь, проще сказать, нет :)

> Также в ансамбль площади входят элитные жилые дома партийных работников
На фото Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края, или попросту краевая библиотека, у которой, кстати, есть собственный блог kraevushka :) Здание специальной постройки под библиотеку с читальными залами, книгохранилищами, лифтами для книг и т.п. Слева к его фасаду примыкает административное здание 1950 года постройки, ныне Министерство строительство и архитектуры Красноярского края, при советской власти не помню, кажется, что-то с лесом было связано, а может и тоже строители.

> Панно на ленинскую тематику. Как-никак, улица Ленина.
Администрация Железнодорожного района Красноярска, кстати.

> В окружении советской застройки стоит яркий образец неоготики — костёл Преображения Господня
В своей светской ипостаси еще и Органный зал Красноярской филармонии

> В парке обращает на себя внимание вот такая миниатюрная детская железная дорога
Первая на территории РСФСР и вторая на территории СССР. Никогда в жизни на ней не было типового подвижного состава заводского производства, всегда самодельные, изготовленные на месте. А одном из райцентров Красноярского края (на станции Ужур), кстати, была единственная в СССР электрифицированная ДЖД.

> Дореволюционный купеческий домик и крайне неуклюжее позднесоветское здание телефонной связи:
Ныне детская больницы и как была, так и осталась, МГТС, попросту междугородка.

> Стеклянный торговый комплекс
Был действительно торговый комплекс Хамелеон, а потом здание целиком купил себе Сбербанк под офис.

> позднесоветская городская администрация с красноярским "Биг-беном" — часовой башней.
при соввласти башня была чуть выше крыши, что рядом с ней и увенчивалась цифровыми часами из семисегметных индикаторов. в 2001 была надстроена до бигбена и стрелочные часы сделали чуть ли не на НПО ПМ (ИСС им Решетнева, где делают спутники связи)

> Эклектический особняк Зельмановича (1910-1911 годы)
Как ни странно, но до сих пор музыкальная школа :)

> Часовня Димитрия Солунского, построенная в 2000-е годы в память о бойцах силовых подразделений МВД, погибших при исполнении служебного долга (часовня находится возле районного отделения УВД).
На самом деле даже не районного, а собственно ГорУВД.

Спасибо. Всегда интересно посмотреть на свой город глазами людей, которые в нем не живут :)


Спасибо и вам за ценные дополнения.

Посты про Красноярск будут ещё. А ещё — про Дивногорск и про Столбы. :)

Edited at 2014-11-07 06:28 pm (UTC)

Интересный город.

Часто езжу от Красноярска до Абакана на 124 поезде. Это скорый. Тоже ночь идет, но у каждого столба не останавливается.

А, я, видимо, попутал с поездом Абакан-Новокузнецк.

Один из моих любимых городов. Спасибо. Не был на вокзале. Надо исправлять)

Видимо, из-за погоды город на твоих фотографиях выглядит очень уныло и неуютно. Возможно, неуютно ещё из-за специфического облика японских машин - не таких, которые мы привыкли видеть в европейской части России. Заметил похожую особенность в Иркутске.
А насчёт деревянных домов - для миллионного города состояния могло быть намного лучше.
> она выглядит миниатюрной именно что даже для обычных ДЖД
за счёт самой узкой колеи среди ДЖД - 508 мм (обычно 750 мм). А раньше была ещё уже - 305 мм. Причём такой странный выбор колеи обусловлен тем, что она строилась под существующий подвижной состав, а именно - модель паровоза СУ в масштабе 1/25.

Edited at 2014-11-08 10:53 am (UTC)

Холодная погода так и сквозит на фотографиях :) Но будут и следующие части, в которых есть и фотографии, сделанные в более хорошую погоду.

с погодкой конечно не повезло,но даже и так по фотографиям видно,что город за счет ландшафта отличается от других крупных мегаполисов Сибири.

В следующих частях погода будет лучше)

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
и ещё непринципиальное уточнение: 34 - угол Бограда и Декабристов (соседняя параллельная с Горького улица, там где готический костёл)
а так да, спасибо, занимательно :)

Интересно. Родной город все таки. Памятник на Красной Площади перенесли. Он раньше стоял над братской могилой расстрелянных в гражданскую войну прямо напротив улицы Маркса. Пионеры в 70-х и 80-х там стояли "почетный караул".
Много неточностей в тексте по поводу "сталинских домов". Большинство из них поствоенной постройки.
А вообще спасибо. Приятно посмотреть.

Сталинская архитектура — это в том числе и послевоенная, примерно до середины 1950-х годов. Этот термин используется для архитектурного стиля, который сложился в 1930-е годы и получил продолжение в конце 40-х. Если дом построен в таком стиле в середине-конце 50-х, то его тоже можно назвать сталинским, несмотря на то, что собственно И. С. умер в 1953 году (это не главное в данном случае).

Читал одно время блогеров из Красноярска, город даже в районах новой (яркой, что характерно, в цветовой гамме) жилой застройки очень симпатичный, в центре - тем более.

А ливнёвки, увы, и у нас в Петербурге по большей части заброшены, мама на "Водоканале" работает, говорит, что за их поддержку работникам не доплачивают, а "за спасибо" ими, конечно. никто не занимается, исключения - лишь несколько мест по городу...

Ну и да, Сбербанк очень крут тут)

Мрачноватая погода, совсем другое настроение от прогулки!

Часто раньше бывал в Красноярске, но вот от вокзала всегда проезжал на автобусе (или троллейбусе) и, честно говоря, даже не особо видел эти места. Надо навёрстывать упущенное...

  • 1