Записки северного медведя (nord_ursus) wrote,
Записки северного медведя
nord_ursus

Category:

Красноярск. Часть 1

Красноярск — это ворота Восточной Сибири. Границу двух половин Сибири я предпочитаю проводить по водоразделу Оби и Енисея, который проходит совсем близко к Красноярску, — за час до прибытия в Красноярск поезд проезжает остановочный пункт с названием Водораздел и стелой "< Обь Енисей >", — левая (западная) граница бассейна Енисея проходит намного ближе к реке, чем правая. Теперь уже миллионный Красноярск является третьим по населению городом Сибири. Не могу сказать, что Красноярск — очень выдающийся город в плане своей архитектуры (несмотря на губернское прошлое), и тем не менее, это колоритный город со своим лицом, его стоит посетить. Колорита ему придаёт и природное окружение, — подступающие к городу отроги Восточного Саяна, лесистые сопки которых видны в городе почти отовсюду.



2. Как обычно, город начинается с вокзала. Паровозный гудок Красноярск впервые услышал в 1895 году, когда Транссибирская магистраль достигла берегов Енисея.



3. А нынешний вокзал — современный, построенный в 2004 году по образу и подобию стоявшего здесь же советского вокзала. А на верхушке колонны, стоящей на площади — скульптура геральдического льва с серпом и лопатой.



Красноярск — важный пункт Транссиба. Здесь, как и через Новосибирск, проходят все поезда, следующие в Восточную Сибирь и на Дальний Восток.

4.



5.



6. На одном из привокзальных зданий — какие-то советские панно. Видимо, что-то в память о ссылке Ильича в Шушенское (которое находится как раз в Красноярском крае).



Тогда, когда вокзал открылся, он находился за городом (как и в Омске или Барнауле). Но сейчас он вошёл в черту города уже давно и плотно. От вокзала в центр города ведёт улица Братьев Абалаковых, названная в честь советских альпинистов. Фамилия казачья, наверняка происходит от казаков-покорителей Сибири (на ум сразу приходит Абалак, что под Тобольском).

7. Улица эта застроена в основном хрущёвками. На одной из которых я увидел вот такой советский артефакт.



8. В паре мест до сих пор ютятся старые деревянные домики:



9. Красная площадь со сквером и явно незавершённым обелиском. Поскольку на нём ничего вообще не написано.



10. Здесь же — два несимметричных, но интересных дома с башенками. Это ворота улицы Карла Маркса — одной из главных улиц города. Фото, к сожалению, не вышло.



11. Эти места я осматривал в основном в первый день своего пребывания в Красноярске. А погода в первый день стояла отвратительная, — холодно и целый день дождь. А в Красноярске, похоже, как и в Новокузнецке, серьёзные проблемы с ливневой канализацией.



12. Углубляемся в центр города по улице Маркса:



13. Уже попадается дореволюционная застройка, купеческие дома.



14. Так можно выйти на центральную площадь города — площадь Революции, на которой стоит сурового вида серое сталинское здание краевой администрации.



15. Памятник Ленину, поставленный к его столетию. В кепке, кстати.



16. Также в ансамбль площади входят элитные жилые дома партийных работников:



Ансамбль площади был спроектирован архитектором А. Д. Крячковым (который, напомню, проявил себя также в Новосибирске и Томске) и воплощён в реальность уже после войны — в 1950-е годы.

17. А в этом здании — управление Красноярской железной дороги:



18. Макет паровоза Черепановых рядом со зданием:



19. А это — вид на площадь Революции с противоположной стороны — с проспекта Мира, параллельного улице Маркса:



20. Улица Дзержинского с соответствующим памятником. Застройка, как видим, сталинская, довоенная.



21. Ещё немного привокзальной местности с соседних улиц:



22.



23. С площади Революции также можно попасть в Центральный парк, над перспективой аллеи которого нависают сопки саянских отрогов. Но в парк заглянем чуть позже.



24. Улица Ленина, параллельная Маркса и Мира. Фактически, эти три параллельных улицы и составляют транспортную основу центра Красноярска.



25.



26.



27. Старых деревянных домов в Красноярске не так уж много. Но те, что есть, являют собой настоящие шедевры.



28. Панно на ленинскую тематику. Как-никак, улица Ленина.



29. Архиерейский дом и церковь Рождества Иоанна Предтечи (1896 год, архитекторы Е. Морозов и П. Масленников):



30. А это застройка улицы Горького, проходящей мимо площади Революции и парка:



31. На этой улице встречаются также и старые деревянные домики. Вот, например, модерновый дом Гланца (1908 год).



32. Усадьба Колесникова (1906):



33. Усадьба Телегина (1910):



34. Угол улиц Декабристов и Бограда:



35. Чуть левее стоит здание Красноярской духовной семинарии, построенное в псевдорусском стиле в 1903 году по проекту архитектора А. Фольбаума. С 1920-х годов в нём размещается военный госпиталь.



36. На соседней улице Декабристов видим очень интересное архитектурное соседство:



37. В окружении советской застройки стоит яркий образец неоготики — костёл Преображения Господня, построенный для местной польско-литовской общины в 1911 году по проекту архитектора В. А. Соколовского. Сейчас, кстати, здание совмещает в себе и храм, и филармонию.



38. Построенный тогда же приходской дом:



39. С этих улиц можно свернуть в уже показанный Центральный парк. В парке обращает на себя внимание вот такая миниатюрная детская железная дорога (она выглядит миниатюрной именно что даже для обычных ДЖД).



40.



41.



42. Пройдя через весь парк, можно выйти на смотровую площадку на берегу Енисея. Внизу проходит улица Дубровинского.



43. Енисей в этом месте делится на две протоки и поэтому на фото — неполная его ширина. Хотя здесь вообще лишь верхнее его течение, в котором он гораздо уже, чем на севере Красноярского края.



В правой части кадра, кстати, видны фермы железнодорожного моста через Енисей.

44. Именно на этих отрогах и расположены знаменитые Красноярские столбы, зубцы которых, выпирающие из вершины перевала, можно, приглядевшись, увидеть и на этом фото. Высотные жилые дома, что видны поближе, — это правобережная часть Красноярска.



45. Вернёмся на улицу Маркса и пойдём по ней дальше. Это — довоенное здание НКВД, а ныне — управление МВД и ФСБ по Красноярскому краю.



46. Цум:



47. Идём дальше:



48. Дореволюционный купеческий домик и крайне неуклюжее позднесоветское здание телефонной связи:



49. Стеклянный торговый комплекс:



50. На перекрёстке с улицей Вейнбаума (ведёт на Коммунальный мост через Енисей) — позднесоветская городская администрация с красноярским "Биг-беном" — часовой башней.



51. Эклектический особняк Зельмановича (1910-1911 годы):



52. Отсюда сворачиваем с улицы Маркса и выходим вновь на параллельную ему набережную Енисея. В кадре — Коммунальный мост, построенный в конце 1950-х годов. Тот, который изображён на 10-рублёвой купюре.



53. Вид на правобережную часть:



54. Часовня Димитрия Солунского, построенная в 2000-е годы в память о бойцах силовых подразделений МВД, погибших при исполнении служебного долга (часовня находится возле районного отделения УВД). Не хочется здесь говорить о политике, но, узнав, в честь кого часовня, невольно вспоминаешь про "Беркут"...



55. Сталинский речной вокзал. Енисей — река судоходная. И от Красноярска на теплоходе можно отправиться в далёкие суровые северные края и добраться до самой Дудинки. Расстояние огромное, но всё это — один Красноярский край! Проходя мимо речного вокзала, я подумал о том, что как-нибудь поеду и туда.



И вообще, гуляя по Красноярску, трудно поверить, что этот город — центр таких огромных территорий, простирающихся далеко на север.

56. Застройка улицы Дубровинского, проходящей по берегу Енисея:



В следующей части более подробно осмотрим центр города.
Tags: Восточная Сибирь, Путешествия, Россия, Сибирь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 37 comments