?

Log in

No account? Create an account

nord_ursus


Записки северного медведя

Cogito ergo sum


Previous Entry Share Flag Next Entry
Дивногорск и Красноярская ГЭС
nord_ursus
Дивногорск — город-спутник Красноярска. Город, названный в честь Дивных гор — красивых скал на берегу Енисея, можно сказать, порождён водой. На Енисее, в трёх десятках километров выше Красноярска по течению, в 1950-х-60-х годах была построена ГЭС. Посёлок Дивногорск, ставший в 1963 году городом, возник именно при строительстве электростанции. Сейчас население города составляет чуть меньше 30 тысяч человек.



Доехать из Красноярска в Дивногорск можно каждые полчаса на автобусах и маршрутках, отправляющихся с Предмостной площади (правобережная часть Красноярска). Дорога, петляющая по крутым склонам скалистых берегов Енисея, уже порядком впечатляет. Есть, правда, и почти что экзотический (с точки зрения расписания) способ попасть в Дивногорск для особых любителей, — электричка, ходящая один раз в день. Но на ней я ехал лишь обратно, и этому будет посвящён отдельный пост.

2. Центр города и рынок. Здесь я вышел из автобуса.



3. Автостанция:



4. Идём по городу:



5. Довольно много деревянных советских домов. Видимо, это самые первые жилые дома здесь. Построенные, когда Дивногорск был ещё посёлком гидростроителей.



6. Пейзаж маленького города на фоне окутанных туманом Дивных гор:



7. Дивногорск — достаточно зелёный город.



8. А также с живностью:



9. Линия высоковольтной ЛЭП, видимая в кадре, насёт энергию от ГЭС.



10. Строящаяся церковь. Притом почему-то в стиле храмов Русского Севера.



11. Детский сад:



12.



13. Не только в Красноярске, но и здесь можно встретить такую раритетную табличку:



14. Как человека, привыкшего к равнине, меня всегда впечатляет вид гор между жилыми домами (впервые я это почувствовал три года назад на Южном Урале). Мол, как же это? Там горы, а среди них дома стоят, как обычно, как ни в чём не бывало. Хотя привыкшие к этому местные жители воспринимают это именно так.



15.



16. Дивногорск устроен, как ступенчатая терраса. Каждая из ступеней постепенно снижается к берегу Енисея, и по каждой из них проходит улица. А Клубный бульвар, который мы видим в кадре, пересекает эти улицы поперёк и спускается на набережную.



17. Памятник А. Е. Бочкину — видному советскому гидростроителю, руководившему сооружением Красноярской ГЭС:



18. Мемориальная доска на стоящем по соседству доме детского творчества. По-моему, Гагарин тут на себя не очень похож.



19. "Деревянное зодчество" Дивногорска. Глядя на эти дома, я вспомнил город Волхов в Ленинградской области, где тоже таких много. Да и в целом что-то общее у этих городов есть в их облике. Потом я вдруг вспомнил, что Волхов — это тоже город при ГЭС. Так что неспроста это...



20. Спускаемся по Клубному бульвару на улицу Комсомольскую, что уровнем ниже. Справа стоит городская администрация.



21. Посередине — скромный, но необычный памятник Ильичу в виде обелиска с барельефом профиля. Да и фон впечатляющий.



Кстати, на фото 16 обелиск хорошо виден с перспективе.

22. Оглядываемся на Комсомольскую улицу:



23. И спускаемся дальше. Уже видна вода Енисея.



24. С этой ступени "террасы" неожиданно попадаем на... пешеходный мост над железнодорожной станцией. Из Красноярска в Дивногорск по берегу Енисея ведёт тупиковая электрифицированная железнодорожная ветка длиной в тридцать километров, построенная в 1960-е годы для обеспечения строительства ГЭС материалами. Только вот пассажирское движение по этой линии дышит на ладан. Здесь курсирует всего одна пара электропоездов в сутки. И обратно в Красноярск я возвращался именно на электричке. Эта электричка видна в кадре.



25. Взгляд с моста "вниз по течению" ветки, то есть в сторону тупика:



26. Спускаемся дальше:



27. Сосновый лес в городском дворе. Прямо как в карельской Костомукше.



28. Мемориал Великой Отечественной войне:



29. Памятник строителям Дивногорска, символически сделанный в виде палатки. На заднем плане видна БМП-1 на постаменте — памятник Воинам-Интернационалистам.



30. Так я вышел на Пионерскую площадь и набережную Енисея:



31. Взгляд обратно:



32. И вышел я на берег могучего Енисея с его быстрым течением и прозрачной холодной водой. А над противоположным берегом возвышаются красивые неприступные скалы — Дивные горы, давшие городу название.



33.



34. А на горах — лес...



35.



36. На одной из скал покорители водрузили российский флаг:



37.



38. Речная пристань. Ещё один вид транспорта, связывающий Дивногорск с краевым центром — скоростной теплоход "Заря".



39. Пейзажами можно долго любоваться...



40.



Но я пошёл дальше — в сторону ГЭС. По дороге, ведущей на западный выезд из города.

41. Подъездной путь к Красноярской ГЭС, уходящий дальше станции. Не знаю, используется ли он сейчас.



42. Вдоль берега Енисея растут сосны весьма небольшой высоты, — видимо, от того, что почва каменистая. Примерно как в Карелии бывает.



43. В паре мест есть хорошие выходы к берегу:



44. Дорога идёт дальше. Город здесь уже фактически закончился, хотя официально продолжается до ГЭС. Её сооружения уже видны в перспективе.



45. Грузовик МАЗ-525 на постаменте — памятник строителям ГЭС:



46. Енисей и его левый берег:



47. Дорога поворачивает направо и выводит на мост через Енисей. А перед мостом — вот она, Красноярская гидроэлектростанция имени 50-летия СССР. Как ясно из названия, открыта она была в 1972 году.



48. Вид поближе. Я не то чтобы особый любитель индустриальных сооружений (хотя в целом неплохо к этому отношусь), но ГЭС — это всегда красиво.



На самом деле, жалею, что я посмотрел и запечатлел плотину только с моста, то есть спереди. Если пройти чуть дальше (не заходя на мост), то там есть хорошие виды сбоку. Именно с этого ракурса она и изображена на билете Банка России достоинством 10 рублей.

49. Мост. Кстати, он серьёзно охраняется. Есть и видеокамеры, и будки с охраной, и колючая проволока, закрывающая проходы под мост. Я сначала опасался, что будут вопросы по поводу фотосъёмки, но потом понял, что вряд ли, ведь ГЭС у туристов довольно популярна. И внимание ко мне если и было, то только потому что редко кто ходит по этому мосту пешком. Машин много, а пешеходов я на мосту так и не увидел, кроме себя.



50. Правый берег. Справа виден краешек плотины.



51. А в левой (по течению, а по взгляду с моста — правой) части ГЭС находится судоподъёмник — уникальное сооружение, и единственное в своём роде в России. Если обычно для пропуска судов через плотины ГЭС используются шлюзы, то здесь оборудован такой своеобразный лифт для кораблей.



В общем, ГЭС — сооружение мощное и производит впечатление. Надеюсь также в будущем увидеть и Саяно-Шушенскую, и Братскую, и многие другие гидроэлектростанции.

52. С другой стороны моста открывается красивый вид вниз по течению Енисея, то есть в сторону города:



53. Вид на левый берег, на который я сейчас иду:



Енисей здесь ещё относительно не очень широкий. Примерно как Нева в Петербурге. Это ещё его верхнее течение. Великая сибирская река начинается в Туве от слияния рек Бий-Хем и Ка-Хем (соответственно Большой и Малый Енисей, этимология аналогична алтайским рекам Бия и Катунь, из которых начинается Обь), причём исток Ка-Хем находится в Монголии. На слиянии стоит город Кызыл, дальше Енисей течёт через Хакасию в Красноярский край.

54. Так течёт Енисей, а я лишь перешёл на левый его берег. Вдаль, среди гор, уходит дорога, ведущая далеко на юг — в Абакан и в Кызыл.



55. А я свернул направо и пошёл по берегу:



56.



57. Прибрежные скалы:



58. Вот среди таких пейзажей я гулял по берегу Енисея. Видите огород на переднем плане? У кого-то здесь дачные участки.



59. А вот и садоводство. Расположенное в распадке между горами. В красивом месте у кого-то дачи.



60.



61. Опушка тайги:



62. Горно-таёжная речка Большая Лиственная:



63. Взгляд в другую сторону:



Видео:



64. А поблизости находится устье этой речки:



65.



66. Красивые пейзажи Енисея:



Это, как уже говорилось, верхнее течение. Среднее течение начинается в трёхстах километрах севернее, где Енисей сливается с Ангарой, становясь значительно шире. Нижнее течение Енисея, вроде, принято считать от устья Подкаменной Тунгуски на севере Красноярского края. Река, которую я вижу здесь — в обжитых местах, возле миллионного Красноярска, — течёт далеко на север, в глухие и суровые таёжные (а затем и тундровые) края, где на многие километры нет присутствия человека. И встречаются лишь редкие северные городки — Туруханск, Игарка и ряд других. А ведь где-то там далеко, за устьем Енисея, есть и арктический Диксон... И всё это Красноярский край! Даже представить трудно. Об этом я и думал, глядя на Енисей вниз по течению, — о том, куда идут эти воды, которые я вижу.

67. Взгляд обратно. Виден мост, который я перешёл, а за ним ГЭС.



68. Последний взгляд на Енисей:



И я пошёл обратно, проделав в итоге тот же путь. Перейдя мост, я сел на городской автобус с прекрасным маршрутом КГЭС - ДЗНВА. На нём я доехал до центра города, откуда пошёл наверх — на уже показанную в этом посте железнодорожную станцию, на которой сел на электричку до Красноярска. Но об этом — в следующем посте.


При взгляде на Дивногорск, особенно на деревянные дома, вспоминается Микунь - в республике Коми. Обычная советская архитектура, которая ничем не интересна и не примечательна.

Но пейзажи-то какие! :)

Очень красивые места.

А посты про Столбы видел? :)

масштабно конечно. природа фантастическая какая-то.

А в реальности ещё больше впечатляет. При взгляде с дивногорской набережной горы кажутся какими-то необъятными.

Городок обычный, а вот природа - !!!

Рядом с такой природой любой город меркнет. Даже довольно красивый Красноярск.

Сибирь хороша!

Я там был, там очень неплохо, красивая природа. Но сейчас, видимо, город запущен, раньше лучше было. Спасибо.

Город надо бы подлатать, внешне он довольно неказист. Хотя в целом депрессивным не выглядит, вполне оживлённый городок.

Красивые места! А фон памятнику Ильичу действительно впечатляет.
Мне городок не показался депрессивным, довольно чистенький. Несколько памятников - все в хорошем состоянии. И те дороги, что видны на фото тоже выглядят прилично.

Это как раз тот случай, когда природа компенсирует (почти) все изьяны человеческого быта.

Колоритный городок. Фото 6 вызвало ассоциации с Северобайкальском. А про судоподъёмник стоило бы побольше написать. Например, у него наверху есть поворотный круг, до которого эта штуковина поднимается, разворачивается и спускается под тем же углом уже в водохранилище. Кроме того, там самая большая в мире ж/д колея.
Что касается автобусных маршрутов - в Пензе помню из той же оперы: ЗИФ - МСЧ-2. И в моём Жуковском недавно продлили маршрут 5, теперь он выглядит так: "1-я столовая - магазин "Силуэт". Проходит почти через весь город.

Да, про поворотный круг знаю. Хотя ещё интереснее было бы там внутри побывать. На Красноярскую ГЭС иногда экскурсии водят (как и у нас на Волховскую).

Насчёт маршрутов, — ещё в Кемерово есть трамвай КХЗ - КЗЭМИ.

Самосвал это МАЗ-525, единственный сохранившейся экземпляр.

Ага, спасибо. Внесу в пост.

В Дивногорск не заезжали, а вот на ГЭС смотрели. Ночью она подсвечивается.


Очень живописная природа!
Спасибо за фоторепортаж. В свой следующий приезд в Красноярск обязательно съезжу туда.

Да, там побывать стоит.

Удивительнро красивые места! А грузовик, как выше уже написали - МАЗ-525.

Ух, какие там берега у Енисея-то! Посимпатичней, чем в Красноярске! Жаль, так и не добрался до туда.

По Красноярскому краю я теперь хочу побывать во-первых, на юге края в Саянах. А во-вторых, совершить путешествие на теплоходе на север по Енисею — до Дудинки. Совсем здорово было бы на Диксон попасть, но это уже как получится :)