Записки северного медведя (nord_ursus) wrote,
Записки северного медведя
nord_ursus

Categories:

Будогощское направление

От вокзалов Санкт-Петербурга, подобно лучам, расходится несколько железнодорожных направлений. По некоторым из них пассажирское движение активное, и мне самому нередко доводилось ездить по ним как на электричках, так и на поездах дальнего следования. А вот направление в город Кириши и посёлок Будогощь, что на юго-востоке Ленинградской области, до сей поры оставалось мной не изученным. Не очень оживлённая железнодорожная линия, отходящая от Мурманской магистрали направо на станции Мга, идёт параллельно магистральной линии на Вологду и ещё на территории Ленинградской области соединяется с ней перемычкой — совсем уж глухоманной веткой Будогощь - Тихвин. В начале октября этого года, в пору золотой осени, я совершил двухдневное путешествие по круговому маршруту Санкт-Петербург - Будогощь - Тихвин - Санкт-Петербург. А до Будогощи я сперва добирался на утренней электричке, о чём решил составить отдельный пост.



Пригородный поезд на Тихвин, к которому мне нужно успеть, отправляется из Будогощи в шесть часов вечера, причём ходит всего раз в неделю — по субботам. Однако и расписание электричек между Санкт-Петербургом и Будогощью в последние годы сильно поредело. Настолько, что для попадания в Будогощь к шести вечера нужно ехать на электричке, отправляющейся из Питера в 8-45 утра и прибывающей в конечный пункт в 11-47. Потому как следующая электричка будет только вечером... Но в моём случае всё получилось ещё интереснее. Я решил ехать не сразу в Будогощь, а по пути заехать в районный центр город Кириши. Для этого я вставал совсем уж ни свет, ни заря, и покинул свой дом в шесть часов утра, — чтобы сесть на первую электричку Санкт-Петербург — Кириши отправлением в 6-57. Приехав на Московский вокзал, я понял, что не зря сделал это заранее. В три кассы стояли очереди человек по пятнадцать. И куда же это едет столько народу из Питера в субботу в такую рань?.. В общем, во время я благополучно уложился, купил билет и вышел на платформу.

2. Моя электричка сообщением Санкт-Петербург — Кириши у перрона Московского вокзала. Время — без десяти семь утра.



3. Несмотря на столпотворение у касс, в вагоне электрички обилия пассажиров я не обнаружил. Хотя ближе к окраинам — в Обухово и Рыбацком, она чуть подзаполнилась.



Пока светало, поезд выезжал из Петербурга по маршруту Московский вокзал - Обухово - Рыбацкое - Пелла - Мга. На этом, давно знакомом мне, участке пути я периодически подрёмывал.

4. Через час дороги прибываем на станцию Мга. Стоянка около десяти минут, — пропускаем встречную электричку Малукса - Обухово. Ведь дальше пойдёт однопутная линия.



Трогаемся из Мги. Влево уходит магистральная линия, ведущая на Волховстрой, Лодейное Поле и в итоге, Мурманск. Ну а моя электричка сворачивает на доселе неизведанную мной однопутную линию.

5. Станция Сологубовка — первая после Мги:



6. За окнами электропоезда — туманное северо-западное осеннее утро в дремучих лесах и болотах:



7. Утренний туман настолько густой, что создаёт ощущение пасмурности. Хотя на самом деле, небо в то утро было безоблачным, и чуть позже сквозь туман всё явственнее просвечивало солнце.



8. Это — станция Малукса. Поблизости отсюда находится несколько красивых озёр (причём искусственного происхождения, — затопленные карьеры). Поэтому в Малуксе из вагона вышло несколько рыбаков.



А ещё — эти красивые места хорошо помнят Великую Отечественную войну. В конце августа 1941 года немецкие войска почти полностью заняли железную дорогу Ленинград - Будогощь в рамках окружения Ленинграда и наступления в сторону Свири с целью соединения с финнами. В начале сентября была оккупирована Мга, что фактически установило блокаду Ленинграда с суши. Однако дальнейшее наступление немцев на Свирь в итоге окончилось крахом, и в ноябре-декабре, в результате Тихвинской наступательной операции, советские войска одержали, по сути, первую стратегическую победу под Ленинградом, отбросив немцев к Киришам, а спустья несколько месяцев, — уже весной 1942 года, перерезав железнодорожную линию, по которой я сейчас еду. Весной 1942 года была освобождена станция Погостье, однако взять Кириши и Сологубовку тогда не удалось. 18-я немецкая армия довольно прочно там закрепилась, — возле Сологубовки до сих пор сохранилось некоторое количество немецких дотов.

9. Едем дальше:



Видео, снятое здесь же:



10. Станция Жарок:



На этом видео я сделал небольшую ошибку в начальном слайде. Прибытия на 55-й километр здесь нету, хотя закончил я снимать как раз перед ним.



11. Солнце поднимается всё выше:



А это видео я снял, пересев на противоположную сторону. Чтобы солнце не светило в объектив. Эх, красивые всё таки места здесь.



12. Станция Посадниково:



13. Утро золотой осени. Первые заморозки, — трава уже покрыта блестящим на солнце инеем.



14.



15. Электричка уже почти пустая. До Киришей едут немногие, — большинство пассажиров сошло на остановках где-то между Мгой и Погостьем.



16. Подъезжаем к Киришам. Станция Путепровод.



Здесь мы пересекаем электрифицированную ветку Волховстрой - Чудово, соединяющую Мурманскую магистраль с Петербургско-Московской. Эта линия позволяет поездам, следующим из Москвы в направлении Мурманска, обходить Санкт-Петербург. Прошлой зимой (то есть в январе 2013 года) именно здесь я проезжал пассажирским поездом Мурманск - Москва, когда ехал из Петрозаводска в Тверь. Правда, я в тот момент спал, так как поезд проходил этот участок ночью. Эта ветка постоянно идёт вдоль левого берега реки Волхов (после Чудово идёт такая же линия на Великий Новгород) и проходит мимо города Кириши, расположенного на правом берегу.

А вот и завершающий момент дороги из Петербурга в Кириши — проезд по мосту через Волхов. В то солнечное осеннее утро, когда туман уже рассеялся, от Волхова шли густые клубы пара.



17. Станция Кириши в тумане и лучах утреннего солнца. Вот электричка и достигла конечной цели. На часах — девять утра.



Однако мне ведь нужно добраться дальше — в Будогощь. Электричка, вышедшая из Питера в 8-45, будет через два часа. Это время я гулял по субботним утренним Киришам и обошёл почти весь город. О Киришах будет отдельный пост.

18. А через два часа я пришёл обратно на вокзал. Солнце уже гораздо выше, и стрелки часов уже миновали цифру 11. На заднем плане видна высокая платформа, на которую я приехал два часа назад. На соседних путях стоят грузовые составы с нефтяными цистернами, напоминающие о том, что здесь находится крупный нефтеперерабатывающий завод.



19. А сейчас электричку на Будогощь я ожидаю на забавного вида временной деревянной платформе, которая появилась здесь на время реконструкции станции.



20. Старое советское здание вокзала:



21. А вот и новый вокзал строят:



И наконец подошла электричка сообщением Санкт-Петербург — Будогощь. После выезда из Киришей погода изменилась, — быстро сгустились облака, стало пасмурно. А ещё как-то поменялась и общая атмосфера тех мест, через которые я проезжаю. Дорога ещё электрифицирована, но уже мало что напоминает о том, что я нахожусь возле северной столицы. За окном — глушь и провинция. Даже не знаю, почему такие ощущения у меня появились именно здесь, и их не было между Мгой и Киришами, хотя пейзажи там почти не отличаются. И этой своей чертой Будогощское направление напомнило мне Приозерское. Там город Приозерск служит подобной "чертой цивилизации". После Приозерска усиливается атмосфера провинции; ещё через пару десятков километров — посёлок Кузнечное, где заканчивается электрификация, а за ней заканчивается и Ленинградская область. Так же и здесь, — контактная сеть над головой пока ещё есть, но она закончится через тридцать километров в посёлке Будогощь; а дальше уже — граница Ленинградской и Новгородской областей.

22.



23. А за окном — дремучие леса...



24.



В конце этого видео поезд прибывает на станцию Пчёвжа:



25. А вот и сама станция:



26. Лесопилки — неотъемлемая часть северо-западного провинциального пейзажа:



27. Ещё несколько километров едем среди живописных сосновых лесов:



28. И болот. Сейчас, в осеннюю пору, там, наверное, клюквы много.



29. И наконец, в без десяти двенадцать часов дня, электричка прибывает на станцию Будогощь.



30. Электричку вскоре отогнали в расположенный за станцией парк отстоя электропоездов, а по первому пути проехал рабочий поезд под двойной "Машкой" (тепловоз 2М62У).



31. Взгляд обратно:



32. Водонапорная башня 1920-х годов, то есть времён постройки станции. Фото, кстати, сделано уже вечером, перед отправлением в Тихвин.



Будогощь — классическая станция стыкования электрификации с тепловозной тягой на краю области. Здесь есть одна островная платформа, состоящая из двух частей, переходящих друг в друга — высокой и низкой. К высокой платформе прибывают электрички из Питера, а с низкой, расположенной чуть дальше, — отправляются тепловозные "подкидыши", идущие дальше. Именно на такого рода поезде Будогощь — Тихвин мне и предстоит ехать сегодня вечером.

33. А вот и он. Уже стоит у низкой платформы, ещё за шесть часов до отправления. Таблички с маршрутом нет, но я сразу понял. что это именно он.



34. В Будогощи, в отличие от Оредежа (Витебское направление), электрификация, как и в Кузнечном, заканчивается уже за станцией. Таким образом, сюда может зайти электровоз со стороны Питера.



35. Пост ЭЦ станции:



36. Это бывшая товарная весовая, ныне исполняющая функцию кассового павильона:



37. Это, по-видимому, пост ДСП:



38. Вид станции со стороны посёлка. В Будогощи я провёл шесть часов, то есть можно сказать, полдня. А вечером уехал пригородным поездом в Тихвин. Про Будогощь также будет отдельный пост, в котором будет фигурировать часть показанных здесь фотографий станции. Будогощь — хоть и не Бологое, но посёлок насквозь железнодорожный, а потому немыслимый без чугунки.



Вот так я открыл для себя новое, не виденное мной раньше пригородное направление в Ленинградской области. Но дальше будет ещё интереснее :)
Tags: Железная дорога, Ленинградская область, Путешествия, Россия, Северо-Запад
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments