?

Log in

No account? Create an account

nord_ursus


Записки северного медведя

Cogito ergo sum


Previous Entry Share Next Entry
Будогощь
nord_ursus
Будогощь (ударение на первый слог) — это край Ленинградской области и конечный пункт питерских электричек. Рабочий посёлок, возникший на основе одноимённой деревни в начале XX века в связи со строительством железной дороги Мга - Сонково (Мологская, как я её называю), — до сих пор насквозь железнодорожный, и без железной дороги не мыслится. Официально он имеет статус посёлка городского типа, хотя внешне на ПГТ не тянет. Большая часть застройки — частный сектор, домов выше двух этажей в посёлке почти нет. В Будогощи я не мог отделаться от ощущения, что я не в Ленинградской области, а где-то в глубинке, километрах в трёхстах от Петербурга. А может быть, просто история сказывается, — ведь когда-то это была Новгородская губерния.



2. Железнодорожная станция Будогощь, до которой за три часа можно доехать на электричке от Питера:



3. Это, по-видимому, здание ДСП. Но явно не вокзал.



4. Один из пристанционных домов. Видимо, бывшая путейская казарма. Есть, кстати, и не действующий ныне заколоченный деревянный вокзал, правда, его я забыл сфотографировать.



5. Чётная горловина станции (то есть южная, со стороны Новгородской области). Контактная сеть над головой ещё есть, но уже подходит к концу.



6. Поэтому и готовый к отправке грузовой состав — уже под тепловозом.



7. Новые дома рядом с железной дорогой — похоже, единственные в посёлке выше двух этажей.



8. Станция Будогощь здесь уже заканчивается:



9. Разумеется, Будогощь не была бы Будогощью без вот этой таблички на железной дороге:



10. За которой начинается царство тепловозной тяги:



11. Дальше две ветки расходятся. Налево — на Тихвин, куда я поеду вечером. А прямо — в Новгородскую область.



12. Мологская железная дорога была построена в 1910-х-1920-х годах. Сейчас это малодеятельная линия, сильно утратившая в последние годы своё значение. До конца девяностых годов по ней даже ходил пассажирский поезд Санкт-Петербург - Сонково - Москва. Такой альтернативный маршрут меж двух столиц.



13. Эта линия воспринимается как единое целое с линией Москва - Савёлово - Сонково, которую транспортные путешественники окрестили названием "Савёловская глухомань". Сейчас этот термин применяют уже не только к этой железнодорожной ветке, но и вообще к окружающим её местам.



14. А вокруг — красивый лес...



15. Железная дорога устремляется дальше — в новгородскую провинцию, в лесную тепловозную даль. Там дальше — Неболчи, Пестово, Сонково, с которого можно выйти на Рыбинско-Бологовскую железную дорогу... И маленькие станции с загадочными ласкающими слух названиями — Кушавера, Кабожа... и, конечно же, Анциферово-Мологское. Я надеюсь ещё успеть туда съездить, пока хоть какое-то пассажирское движение там сохраняется.



16. Но это будет как-нибудь потом. Пока что, бросив последний взгляд на поворот (А что там за ним, в этих неизведанных местах?..), идём обратно.



17. Теперь перенесёмся обратно в посёлок. Вот так из посёлка выглядит железнодорожная станция.



18. Пристанционная улица:



19. Население Будогощи сейчас составляет четыре тысячи человек. Даже как-то и не скажешь, что это посёлок городского типа. По своему облику и застройке он не очень соответствует этому статусу. Похоже скорее на обычный посёлок.



20.



21.



22.



23. Забавная новодельная церквушка. Переделанная, видимо, из жилого дома.



24. Тихие будогощские улочки:



25. Это, кажется, поселковый дом культуры:



26. Двухэтажные хрущёвки усыпаны осенними листьями:



27.



28. Заброшенный домик на переднем плане — вероятно, ещё с допоселковой истории Будогощи. То есть с времён, когда это была обычная деревня. Напомнило дома в деревне Городище, где я был этой весной. Хотя в целом от старой Будогощи почти ничего не осталось. Посёлок почти полностью выгорел в войну.



29.



30. Осень 2014:



31. На северной окраине посёлка уже начинаются садоводства. Здесь обитают в основном питерские и киришские дачники, а не местные жители.



32. А вот уже и посёлок заканчивается:



33. И дальше идёт вот такой лесной грейдер. Примерно такой же, как у меня на даче в Беларуси.



34. А вокруг — сосновые боры:



35.



36.



37.



38.



39. Приятно пахнет нагретая осенним солнцем хвоя. Жаль, что фотографиями этого не передать...



40. Немного побаловался с макросъёмкой, фотографируя бруснику. Правда, получилось не очень хорошо.



41. А это ягель. На заднем плане, кстати, грибы видны.



42. Сосновые боры интересны тем, что по фотографиям, как правило, не определишь, в какой месяц сделано фото. Май это, июль или октябрь. Листьев-то всё равно нигде нет.



43. А вот здесь уже есть:



44. Сосны тут в основном невысокого роста.



45. Есть рядом и болото. Обилие клюквы видно издалека. Не всю ещё местные жители собрали, однако.



46.



47. И снова лес:



48. Погуляв по лесу, я вернулся в посёлок:



49.



50. Красиво смотрится осенняя листва на фоне прозрачного голубого неба...



51. Октябрьская улица, пожалуй, может претендовать на право считаться главной улицей посёлка.



52. По ней я шёл на восточную окраину посёлка, наблюдая вокруг множество красивых осенних сельских видов.



53.



54. Впереди — мост через реку Пчёвжа (её, а также одноимённую станцию, я уже проезжал на электричке).



55. Вид с моста. Здесь речка течёт на север, а затем поворачивает на запад и в пятнадцати километрах южнее Киришей впадает в Волхов.



56. Красота. Прямо пасторальный пейзаж:



57. Идём дальше:



58. И выходим на железнодорожный переезд:



59. Дорогу пересекают полузаросшие и слегка ржавые рельсы на деревянных шпалах. Наверное, это подъездной путь к какому-то предприятию.



А вот и нет! Это и есть та самая железнодорожная ветка на Тихвин, которая, ответвляясь от Мологского хода, ныряет в лес (фото 11), и по которой мне вечером предстоит ехать на пригородном поезде. Дойдя до переезда, я походил по этой ветке пешком и вышел как раз к показанной на фото 11 развилке (собственно, фотографии из горловины станции были сделаны уже тогда, а не сразу после приезда в Будогощь), откуда пришёл обратно на станцию, чтобы с неё уже уезжать.

Но об этом чуть позже.


  • 1
сам топоним Будогощь связывает с Новгородчиной

в нашими Коегощей, Щеребутью, Жидобужами

Исторически Новгородчина и есть. До революции это был Тихвинский уезд Новгородской губернии.

Берите шире, это древние славянские топонимы. В Новгороде Людогоща улица, а под Мстиславлем (Могилёвской обл.) есть деревни Будогощь и Людогощь. И про польский Быдгощ ниже сказали. И этим всё не исчерпывается.

и сразу возникает призрак Папы-гены, сгинувшего где-то в Польше :)

http://papa-gen.livejournal.com/4153062.html

Приятный жд посёлок! 49 фотка понравилась!

В золотую осень он особенно приятен.

"Сосны тут в основном невысокого роста". Наверное, растут в тундре на низкоплодородных почвах)))

Ну я же не карликовые имел в виду :))

Интересное название у посёлка. В Польше есть город Быдгощь.
Лес, конечно, колоритный. Особенно с ягелем - прямо тундра. И последние две фотографии - честно сказать, я вначале так и подумал, что это неиспользуемый подъездной, пока не прочитал подпись.
А фото 17 - очень похоже на станцию Кривандино, где я был в августе. В продолжение темы похожих пейзажей в совершенно разных местах :-))

Как-то раз я нашёл город Bydgoszcz на карте Польши. Ассоциация возникла именно с объектом этого поста :)
В тундре всё таки сосны гораздо ниже. Да и ягель, — он не только в тундре растёт. В наших краях боры-беломошники встречаются нередко, особенно в Карелии.

Люблю такие места :) С белорусского взгляда на пгт вполне тянет. Проассоциировался у меня с гп Сураж (бывший город, кстати), в котором, меньше тысячи жителей.

Судя по вики, последние годы население Будогощи даже немного растёт, что радует. Интересно, каковы причины этого роста?

В Колывани под Новосибирском тоже, кстати, нет домов выше трёх этажей. Правда, там раньше город был, и сохранились старые купеческие дома.

Вот на этот счёт не могу ничего сказать. Кстати, в посёлках Любытино и Неболчи в Новгородской области тоже растёт. Видимо, сказалось открытие в 2011 году кварцевых карьеров и горно-обогатительного комбината в Неболчах.

Киришане переезжают в загородные дома )

Поезд Москва-Сонково-Питер назывался за глаза "Москва-Бутырская")))
А из Питера в Пестово ходил в мои студенческие годы очень приличный поезд: я ехал в Пестово в купейном вагоне с тонированными стеклами и чистым постельным бельем (время действия 1997 год). Это был шик: даже московские поезда не всегда такими приличными были в те годы

Сейчас в Сонково ночной поезд ходит. Правда, только раз в неделю. Не знаю, какие там вагоны, сам не ездил.

У Веры Пановой в одной из повестей была героиня из Будогощи, олицетворение мещанского сознания. У нее чуть что, в мозгу одна мысль стучала: "Ну и что? Не возвращаться же в Будогощь..."

Глушь, конечно. Но в такие местах едут за природой, а не город смотреть.

Это ещё не такая уж и глушь. Там дальше, — в Новгородской области, ещё глуше :)

Не, понятно, что это не предел. :) Но уже создаётся ощущение отдалённости от центра.

Да уж,та ещё окраина.Сосняк шикарный,Летом хорошо отдыхать в таких местах,несмотря на немаленькие размеры посёлка.

Это была восточная (и то не вся)часть посёлка. А я вот живу на западной стороне, на берегу оз. Залёного. Вот уж эту красоту надо точно показать народу...

  • 1