?

Log in

No account? Create an account

nord_ursus


Записки северного медведя

Cogito ergo sum


Previous Entry Share Next Entry
Тихвин. Часть 2
nord_ursus
Во второй части повествования о граде Тихвине осмотрим его северную часть, расположенную за рекой Тихвинкой, а затем пройдём по улице Советской обратно на юг — от монастыря к вокзалу. Что интересно, иллюстративный ряд своего рассказа об этом городе я выстроил точно в том же порядке, в котором я этот город осматривал.



2. Мост через Тихвинку и вид на её правый, северный берег. Фото сделано примерно с того же места, с которого последнее фото в предыдущем посте, только вид здесь в другую сторону.



3. Это здание с заделанными окнами, судя по театральной маске, — наверное, дом культуры.



4. Советские деревянные дома:



5. В этом месте Советская улица (уходщая за реку) пересекается с Ленинградской (которая, как следует из названия, ведёт на выезд из города в сторону Петербурга). В кадре виден Введенский женский монастырь — ровесник Успенского монастыря, но при этом гораздо менее известный.



Введенскому монастырю повезло меньше, чем Успенскому. Во-первых, потому что гораздо меньше его построек сохранилось, во-вторых, потому что его возвращение церкви в постсоветские годы состоялось только в 2011 году, а до этого момента обитель несколько десятков лет пребывала в запустении. В советские годы в монастырских стенах успели побывать и колония для несовершеннолетних, и склад, и спортзал. Сейчас потихоньку ведётся восстановление монастыря.

6. Напротив монастыря — тихвинский лесхимзавод:



А дальше город уже заканчивается, окраина Тихвина переходит в деревню Стретилово. Границей города в этом месте служит озеро Колыванец, название которого, конечно же, вызвало у меня неподдельный интерес (топоним Колывань можно встретить в России много где — и в Сибири (в Колывани под Новосибирском я был летом), а когда-то и в Прибалтике, — Колыванью по-русски именовался Таллин).

7. От Введенского монастыря я вернулся на набережную Тихвинки. Что интересно, даже у такой небольшой реки есть чёткое разделение высокого и низкого берега. На другом берегу виден Успенский монастырь.



Примерно в 25 километрах от города Тихвинка впадает в реку Сясь (бассейн Ладожского озера).

8. А это — дом музей Н. А. Римского-Корсакова. Деревянная родовая усадьба его семьи, построенная в начале XIX века. Сам композитор родился здесь в 1844 году.



9. Памятник композитору рядом с домом:



10. Рядом с усадьбой стоит церковь Всех Святых, построенная в конце XVIII века, как считается, на месте обретения Тихвинской иконы Богородицы в 1383 году. Сейчас храм не действует, — там расположен концертный зал имени Римского-Корсакова.



Притом эта церковь рядом с усадьбой смотрится настолько гармонично, что я сперва было подумал, что это приусадебная церковь.

11. На улице Римского-Корсакова (то есть набережной Тихвинки) единым фасадом выстроились дома, обращённые к реке:



12. И окна домов смотрят на стоящий на другом берегу Успенский монастырь:



13. Чуть выше по течению находится интересный объект — бывший шлюз Тихвинской водной системы. Деревянный пешеходный мост построен уже в этом году. А вернее восстановлен на месте старого, разрушенного паводком несколько лет назад.



Тихвинская водная система соединяла Волгу с Петербургом и Балтийским морем. Река Тихвинка берёт начало на проходящем недалеко от города волго-балтийском водоразделе; на его восточной стороне берёт начало река Чагода, относящаяся уже к бассейну Мологи и Волги. В XIX веке между Тихвинкой и Чагодой был вырыт Тихвинский соединительный канал. А для обеспечения возможности судоходства на порожистых участках рек было построено несколько шлюзов. В итоге существовало три водных системы, связывавших Волгу и Балтику — кроме Тихвинской были ещё Вышневолоцкая (в Тверской области) и Мариинская — через Вытегру и Онежское озеро. Последняя в советские годы была реконструирована и получила название Волго-Балтийский водный путь (и в этом качестве она действует и сейчас), а Тихвинская и Вышневолоцкая в XX веке пришли в упадок и в итоге перестали использоваться.

14. Дома на набережной:



15. Также поблизости отсюда находится городское кладбище и церковь святого Иова, построенная в 1846 году.



Осмотрев северную, заречную часть Тихвина, я пошёл обратно на мост и выдвинулся в южном направлении — в сторону вокзала.

16. Застройка Советской улицы к югу от моста. Здесь есть и старая уездная архитектура, а также и характерные для этого города лимонно-жёлтого цвета советские двухэтажки.



Кстати, что интересно, побывав этим летом в Сибири, я стал теперь замечать сколь часто в наших краях в искусственных городских посадках можно встретить лиственницу — дерево, которое в естественной среде у нас не растёт.

17. Слева видна довольно неприметная часовня Александра Невского постройки 1878 года, изначально приписанная к Рёконьской пустыни (монастырь среди глухих лесов и болот Тихвинского уезда, а ныне — на территории Любытинского района Новгородской области).



18. Лимонно-жёлтые и тёмно-розовые дома. Эта цветовая гамма очень приятна глазу. И, как мне показалось, именно жёлтый и розово-красный — преобладающие цвета Тихвина.



19. Снова прохожу мимо показанной в предыдущей части площади Свободы со Спасо-Преображенским собором.



20. Это, насколько я понял, манеж Тихвинского драгунского полка:



21. За старым деревянным домом виднеется церковь:



22. Это — Знаменская церковь, построенная в конце XVIII века:



23. Ближе к вокзалу начинаются позднесоветские многоэтажные кварталы:



24. Как уже говорилось в предыдущей части, эти районы строились в 1970-е годы для сотрудников недавно построенного тихвинского машиностроительного завода (который в девяностые развалился, а в 2012 году возродился в виде вагоностроительного). То есть это в своём роде позднесоветский аналог соцгородов — рабочих районов сталинской эпохи в ряде городов Советского Союза.



25. Как видно в этом кадре, в Тихвине тоже есть так называемые "дома-корабли" — девятиэтажки 600-й серии, спроектированной специально для Ленинграда.



26. Улица Машиностроителей. Городская топонимика в подбоных районах всегда соответствующая (в Киришах, к примеру, есть улица Нефтехимиков).



27. Так я, ненадолго свернув с Советской улицы во дворы, вышел в итоге на Привокзальную площадь. Рядом с железнодорожным вокзалом соседствует автовокзал, с которого можно уехать в Питер, Бокситогорск, Устюжну и по ряду пригородных направлений в Тихвинском районе.



Автовокзал, кстати, новый. Здание построено в 2011 году.

28. Пожарная часть поблизости:



29. Уцелевший в войну железнодорожный вокзал, построенный в 1904 году, то есть одновременно с железнодорожной линией Санкт-Петербург - Вологда. Идентичны1 вокзал на этой же линии имеется на станции Бабаево в Вологодской области.



30. Одна из служебных построек железнодорожной станции. Видимо, пост ЭЦ.



31. Вид в сторону Питера. Железная дорога Санкт-Петербург — Вологда является основной линией, соединяющей Северную Столицу с Транссибирской магистралью.



32. После двадцати минут ожидания на первый путь прибыла электричка сообщением Пикалёво - Волховстрой.



На которой я и уехал из Тихвина и выдвинулся в сторону Питера, с попутным заездом в город Волхов. О Волхове и будет следующий пост.

  • 1
замечатеельный рассказ и город вроде даже и не унылый несмотря на осень.

Город совсем не унылый. А бывают такие города, которым осень более к лицу.

Удивил мост на ряжах и район девятиэтажек. В Боровичах (город такого же размера), в 90-х, вроде одна девятиэтажка была. В этом на исторической Новгородчине проявляется Ленинградская область.

Edited at 2014-12-07 02:23 pm (UTC)

Зато в Боровичах довоенная советская застройка — совсем не масштабов районного города :)

А что касается девятиэтажек, — возможно, это связано с тем, что здесь Ленинградская область, то есть регион как бы "менее провинциальный", чем Новгородская. Поэтому и ПГТ у нас часто имеют вид города. Хотя если вспомнить Карелию, то там в 20-тысячной Сортавале есть девятиэтажки (хотя там кругом вода и рельеф, и видимо, нужна компактность). Также они есть в 30-тысячной Костомукше, и такого ре размера Кондопоге и Сегеже (в последних двух я пока ещё сам не был). А вот на Псковщине, по-моему, даже в 100-тысячных Великих Луках нет девятиэтажек.

Южней железки не заходил, завод не смотрел?

Константин, так интересно рассказываете!Будто сама прогулялась по улицам города!

Именно этого я пытаюсь достичь :)

Насчёт шлюза - интересно, не знал. А Вышневолоцкая система, насколько я знаю, перестала использоваться раньше других, поскольку была односторонняя (суда могли идти только из Волги в Петербург, но не наоборот). И причина - знаменитые пороги на Мсте. Там открывали шлюз, после чего накопившаяся вода устремлялась вниз по течению, и за это короткое время караван успевал проходить. Обратно проделать такую операцию, естественно, было невозможно.

представляю, как там чудесно летом. в таком городке кстати замечательно жить в детстве или на пенсии:)

А что популярней в европейской части России: автобусное или железнодорожное междугороднее сообщение? А межобластное? Ездят, например, из Питера в Москву на обычных рейсовый автобусах?

Это больной вопрос, на самом деле. Я в большинстве случаев предпочитаю ЖД транспорт. Но железные дороги в России сейчас переживают чёрную полосу своей истории. Поездов год от года становится меньше, особенно страдает пригородное сообщение (и особенно в провинции), которое вытесняется автобусами. С направлением Питер-Москва, разумеется, всё нормально (на автобусе там почти никто не ездит), но если брать другие направления, то ситуация хуже.

О! Новая автостанция!

Старая была очень колоритная - деревянная, одноэтажная, по самые окна вросшая в землю... Интересно, что там сейчас?..

А где она была? В центре площади или в стороне где-то?

Электричка, судя по количеству "рогов", четыре вагона. Хватает? Или народу там набито как сельдей в бочке?

В тот день заполненность была средняя. Были свободные сидячие места.

Это здание хим. завода, там раньше делали целлюлозу и хвойный экстракт и еще что то

  • 1