?

Log in

No account? Create an account

nord_ursus


Записки северного медведя

Cogito ergo sum


Previous Entry Share Next Entry
На поезде Галич - Кострома
nord_ursus
Костромская область устроена достаточно необычно. Она вытянута с запада на восток, а областной центр находится на самом западном краю региона. Кострома расположена близко к соседним областным центрам — Ярославлю и Иваново, но далеко от многих мест в своей же области, будучи при этом слабо связана с ними в транспортном отношении. Основная железнодорожная магистраль области — это северный ход Транссиба, идущий через Галич, Мантурово и Шарью, но не идущий через Кострому. В Костроме вообще значение железнодорожного транспорта невелико, потому что город находится в стороне от магистральных путей. Железная дорога пришла туда из Ярославля ещё в 1887 году, но была тупиковой. Уже в советские годы, после войны, было принято решение продлить железную дорогу от Костромы до Галича, таким образом сделав из Костромы выход на северный Транссиб, и связав с ней северо-восточные районы области. Железнодорожная линия Кострома - Галич была построена в 1955-1956 годах. Однако если участок Ярославль - Нерехта - Кострома был в 1970-е годы электрифицирован, то галичская ветка так и осталась полностью на тепловозной тяге, в связи с чем до сих пор является малодеятельной. По этой довольно живописной ветке я проехал на пригородном поезде Галич - Кострома 20 января 2015 года.



2. Итак, начинаем с показанного в посте про город Галич железнодорожного вокзала. Именно на нём я завершил осмотр города, чтобы уезжать с него в Кострому. Это новый вокзал, построенный пять лет назад, на месте снесённого деревянного вокзала начала XX века, который, судя по фотографиям, был довольно невзрачен снаружи, зато очень колоритен внутри.



3. Время — почти два часа дня. Пригородный поезд отправляется в 14-02. Вот он уже стоит на пути — тепловоз ТЭП70 и пассажирский сидячий вагон.



Пригородной кассы в Галиче нет, поэтому билет нужно покупать прямо в вагоне у разъездного кассира-контролёра.

4. За пять минут до отправления захожу в вагон и сажусь в кресле у окна. Пассажиров мало, значит, мест много. Впереди — три часа пути по ветке протяжённостью 127 километров. Значит, средняя скорость поезда — около 40 км/ч...



5. За окном — станция Галич, которую я видел накануне рано утром. Ещё до этого мне два раза (в августе 2012 и в июле 2014) доводилось проезжать её на поезде, но оба раза это было рано утром, и я спал.



В 14-02 тепловоз даёт свисток, поезд трогается и неторопливо выезжает со станции.

6. С путей хорошо видна построенная в XVIII веке церковь Косьмы и Дамиана, до которой я так и не дошёл.



Наконец, контактная сеть над головой заканчивается, двухпутный электрифицированный Транссиб остаётся в стороне, а за его путями видно Галичское озеро.

7. Этот кадр я сделал, используя зум, направив объектив на окно с противоположной стороны вагона. Так как это вид направо по ходу поезда, а я сидел слева.



8. Магистраль наконец скрылась за лесом, пропал из виду и город Галич. А мой поезд-вагон медленно поехал по лесам Костромской области. Слышен стук колёс, гудки тепловоза, за окном вдоль леса проплывает в обратном направлении сизый тепловозный дым.



9. А погода — мороз и солнце. Примерно 18 градусов ниже нуля.



10. Местность холмистая. Здесь пролегает так называемая Галичская возвышенность, в состав которой входит и гора Балчуг в Галиче. Это моренная гряда на западе Костромской и на востоке Вологодской области, в некоторых местах служащая водоразделом бассейнов Волги и Северной Двины.



11.



12. Железная дорога петляет среди холмов. В этом кадре хороша видна высокая насыпь, кривая (то есть поворот железной дороги) и участок, по которому поезд проехал только что. Правда, здесь нет того эффекта, когда из окна всё время можно видеть хвост или голову своего же поезда, — состав для этого слишком короткий.



13. Местами лес подходит довольно близко к железнодорожному полотну.



14. Поезд идёт то по высокой насыпи, то, наоборот, по глубокой выемке.



15. Иногда он делает остановки на чуть приметных лесных полустанках. Вот, например, остановочный пункт Востошма — первая остановка после Галича. На пути, кстати, довольно много забавных топонимов финно-угорского происхождения.



16. Едем дальше:



17.



18. Живописные леса Костромской области... Иногда вдоль железки тянется линия старых покосившихся телеграфных столбов.



19.



Между прочим, поскольку ветка сквозная и связывает магистральные направления, движение по этой линии не исключительно пригородное. Поезда дальнего следования, идущие из Москвы в восточном направлении (Урал, Сибирь, Дальний Восток), могут следовать разными путями. Одни идут по Казанскому ходу, другие по Нижегородскому, третьи по Северному (то есть через Ярославль, Буй, Галич и Шарью). Однако есть один поезд — Москва - Хабаровск, который идёт как раз по Северному ходу Транссиба, но выходит на него необычным путём — через Кострому. Отправляясь около полуночи с Ярославского вокзала Москвы, он ранним утром достигает Костромы. Там к нему цепляют тепловоз и по вот этой самой малодеятельной ветке он едет от Костромы до Галича, где вновь выезжает на Транссиб. Помню, где-то в интернете я видел комментарий человека, который рассказывал, как ехал именно этим поездом из Москвы куда-то в Сибирь: сев в Москве, а затем проснувшись рано утром, рассказчик увидел, что поезд идёт на медленной скорости по какой-то глухой однопутной тепловозной ветке, затем лёг спать снова, после пробуждения обнаружив свой поезд опять на оживлённом Транссибе, и будучи впоследствии уверенным, что тепловозная однопутка ему просто приснилась. Кстати, когда я летом составлял маршрут поездки по Сибири, у меня была идея от Красноярска до Москвы ехать именно этим поездом, но в обратном направлении галичскую ветку этот поезд проходит глубокой ночью.

20.



21.



22. Село Пронино в сорока минутах пути от Галича. Здесь поезд делает остановку.



23.



24. Следующая остановка — станция Тёбза. Судя по товарным составам, присутствует здесь и грузовое движение. Возят, видимо, местный лес и гравий с карьеров, а также, вероятно, эта ветка иногда используется как второстепенный путь к Северному Транссибу для грузовых составов.



25. Вокзал станции Тёбза — видимо, деревянный 1950-х годов (то есть ровесник линии), но обшитый сайдингом.



26. Сама Тёбза — это железнодорожный посёлок.



Большая часть пассажиров, севших в Галиче, вышла в Пронино и Тёбзе, и вагон почти опустел. Местным жителям этот поезд даёт возможность одним днём съездить в город: утром уехать в Галич (когда поезд идёт из Костромы), а во второй половине дня вернуться обратно.

27. Едем дальше на юг:



28.



29. Хотел я, по обыкновению, пойти в нерабочий хвостовой тамбур и поснимать в заднее окошко двери. Но оно оказалось слишком мутным и грязным, поэтому единственный кадр выглядит вот так.



А со своего места я поснимал видео, в середине которого поезд останавливается на о. п. Шача:



30.



31. Следующая на пути после Тёбзы станция — Первушино. Вокзал, похоже, уже годов так семидесятых.



От Первушино на восток ответвляется тупиковая грузовая ветка на город Заволжск, расположенный в Ивановской области на левом берегу Волги, напротив Кинешмы. Что интересно, в Кинешму тоже ведёт тупиковая железнодорожная линия, но проект строительства железнодорожного моста через Волгу так и не был осуществлён, и два довольно близко расположенных железнодорожных тупика так и не сомкнулись. Ветку Первушино - Заволжск я, кстати, видел двумя днями позднее, когда ехал на автобусе из Костромы в Кинешму.

32. Пристанционный посёлок Первушино:



Вагон вновь начинает потихоньку заполняться, — теперь люди едут до Костромы. Почти никто не едет весь маршрут — от Галича до Костромы. Да и неудивительно, ведь автобусы ходят чаще и быстрее...

33. На часах половина четвёртого. Зимнее солнце постепенно клонится к закату.



34. В селе Залужье из поезда хорошо видна полуразрушенная Воскресенская церковь постройки 1822 года, стоящая на старом сельском погосте.



Подъезжаем к Судиславлю. В конце видео немного виден судиславский гравийный карьер.



35. Впереди показались домики. На самом деле, станция Судиславль находится не в самом Судиславле, а в шести километрах от него, в посёлке Глебово.



А сам Судиславль — это маленький старинный городок (официально — посёлок городского типа), известный ещё с XIV века. Через него я тоже проезжал на автобусе по дороге из Костромы в Кинешму.

36.



37. На станции Судиславль — единственный капитальный каменный вокзал на этой линии. Судя по архитектуре, построенный явно в 1950-е годы. Кстати, упомянутый поезд Москва - Хабаровск здесь делает единственную остановку на участке от Костромы до Галича.



В вагон зашло довольно много пассажиров, и он заполнился ещё сильнее.

38. Грузовой пакгауз в Судиславле. Видимо, уже не действующий.



39. Природа несколько изменяется, — появляется больше полей.



40. Остановка в деревне Болотово. На часах только четыре, а уже темнеет, — сказывается отклонение часового пояса.



41. Едем дальше среди лесов:



42. Встречаются и болота:



43. Остановочный пункт Корба. Судя по наличию здания, видимо, бывший разъезд.



44. На остановке 411 километр поезд встаёт прямо на железнодорожном переезде:



Кстати, обратите внимание на интересную деталь, — километраж здесь идёт от Москвы через Кострому.

45. Въезжаем на станцию Меза (вид справа по ходу поезда):



46. Видны и домики одноимённого железнодорожного посёлка.



47. На станции Меза вокзал позднесоветский. Как это часто бывает на подобных линиях, сигнал к отправлению поезда здесь по старинке дают дежурные при помощи диска (в тёмное время суток включают фонарь).



48. Ясное небо, мороз и зимние сумерки, а я еду в сидячем вагоне тепловозного пригородного поезда. Это напомнило мне то, как год назад я ехал таким же пригородным поездом Псков - Дно, только там наоборот было утро, а не вечер.



Видео, снятое после отправления из Мезы:



49. Станция Дровинки. На часах уже без пятнадцати пять часов вечера.



50. За двадцать минут до прибытия на конечную станцию на горизонте уже показался большой город: видны новостройки и промышленные предприятия Костромы.



51. Фото получилось совсем тёмным, и почти ничего не различить, но это — станция Сендега. Уже практически пригород Костромы.



52. Уже стемнело. В окне лучше всего видно отражение интерьера вагона.



53. Ну и наконец, в 17-15 путь окончен. Я выхожу из вагона на вокзале Кострома-Новая.



Вокзал находится на левом берегу Волги, хотя изначально был на правом (то есть "за Волгой" относительно центра города). В 1930-е годы (то есть ещё за двадцать лет до постройки линии на Галич), чтобы приблизить вокзал к центру города, был построен железнодорожный мост через Волгу и новый вокзал, получивший соответствующее название — Кострома-Новая.

54. Вокзал построен уже в наше время. На месте снесённого вокзала 1930-х годов.



Попрощавшись с вокзалом (на который я уже не возвращался, так как уезжал из Костромы на автобусе), я направился в город. После маленьких Галича и Чухломы Кострома теперь кажется мегаполисом. Но это уже другая история...


Душевно. Хотя ветка и выглядит на карте как магистральная (почему-то "тупиковость" является частью атмосферы, по крайней мере, для меня). :-)
Остановочные пункты на переездах я хорошо помню на Бологое-Полоцкой, на участке Назимово - Великие Луки, причем поезд тормозит там на каждом километре. А что касается станции Дровинки, то там (где-то читал) был последний в истории пункт техобслуживания БЖРК, чуть ли не до 2002 года.

Не знал про Дровинки. Да, тупиковость, конечно, добавляет атмосферы, и это касается в том числе Тумской и Касимова, зато не касается ветки Будогощь-Тихвин :) Поезд Псков-Дно тоже делает остановки на переездах. И Дно-Оредеж, по-моему, тоже.

Глухие места...

Ну, по сравнению с Подмосковьем — да :))

интерьер вагона занятный.в таких не доводилось мне кататься.

Серьёзно? Это же обычный сидячий вагон, какие иногда и в поездах дальнего следования бывают. Странно, что ты никогда в таких не ездил)

Из Судиславля можно доехать прямым поездом аж до Владивостока (т.к. 44-й до Хабаровска ходит по нечетным, а по четным ходит 100-й Москва - Владивосток). При этом из Благовещенска во Владивосток без пересадки теперь нельзя))))))))) Отменили поезд недавно, теперь через Хабаровск только.

Честно говоря, не понимаю, какой смысл эти два поезда гонять по этой ветке. Это ведь надо сначала прицеплять тепловоз в Галиче, потом отцеплять его... Видимо, для связи Костромы с Кировом и последующими городами. Да и из Москвы если в Кострому ехать, отправление/прибытие удобнее, чем у 147-го костромского (а вот обратно в Москву хабаровским/владивостокским ехать совершенно неудобно)

Edited at 2015-02-08 06:42 pm (UTC)

Видимо, для связи Костромы с Кировом и последующими городами

Скорее всего так и есть. Причём города, которым нужна железнодорожная связь с Костромой, начинаются ещё на территории Костромской области, так как ехать от Костромы до Шарьи на автобусе — удовольствие сомнительное, на мой взгляд. Другое дело, что для этих целей можно было бы запустить отдельный пассажирский поезд Кострома-Киров или Кострома-Шарья с наличием сидячих вагонов. Хотя вполне вероятно, что раньше и был такой.

Самая распространённая версия, почему участок "Кострома - Галич" остаётся неэлектрифицированным - необходимость строить станцию стыкования токов и локомотивное депо, что, ввиду малой загруженности линии, невыгодно. Особенно сейчас.
Пассажиров-то много в поезде?

Интересная версия. Делать станцию стыкования в Галиче (где довольно недалеко станция стыкования — Данилов), конечно, немного странно, но в принципе, можно было бы сделать стыкование в Костроме.

Нет, немного. Ближе к Костроме большинство сидячих мест было занято, а вот между Тёбзой и Первушино в вагоне человек пять ехало.

Станция Меза, Почти Блэк Меза))

Нет, всё-таки зимние путешествия - это не моё... Слишком серый пейзаж выходит.)

Здесь серо скорее потому что съёмка велась через грязное стекло окна. А так — пейзаж природы в морозный солнечный день по мне красивее многих пейзажей летом :))
А я бы, если честно, и в Сибирь бы зимой съездил. Шерстная одежда, валенки, — и вперёд :)

Ездил-ездил))
долго идет конечно..
В Болотово церковь красивая есть заброшенная.

С днем рождения! Всех благ и интересных путешествий!

С днем рождения, Константин!

Константин, С Днём Рождения!!!

Спасибо, Андрей!

День Рожденье — праздник важный

Вот твой день рождения: торт и банкет.
Лови от меня этот скромный завет:
Ты пей, веселись, не забудь про друзей,
И им понемножку, но крепкой налей.

Re: День Рожденье — праздник важный

Спасибо!

Дорогой Константин, с прекрасным 20-летием!
Чтобы надежды оправдывались, чтобы достойно проходить все сомнения и искушения. Божьей помощи во всем!
Многая лета!

Костя! С Днем Рождения!
У тебя ещё так много впереди! И пусть эта "перспектива" будет исключительно светлой, разноцветной, позитивной)

Спасибо, Наташа!)

С Днем Рождения! Удач и всех благ!