Записки северного медведя (nord_ursus) wrote,
Записки северного медведя
nord_ursus

Categories:

На поезде Галич - Кострома

Костромская область устроена достаточно необычно. Она вытянута с запада на восток, а областной центр находится на самом западном краю региона. Кострома расположена близко к соседним областным центрам — Ярославлю и Иваново, но далеко от многих мест в своей же области, будучи при этом слабо связана с ними в транспортном отношении. Основная железнодорожная магистраль области — это северный ход Транссиба, идущий через Галич, Мантурово и Шарью, но не идущий через Кострому. В Костроме вообще значение железнодорожного транспорта невелико, потому что город находится в стороне от магистральных путей. Железная дорога пришла туда из Ярославля ещё в 1887 году, но была тупиковой. Уже в советские годы, после войны, было принято решение продлить железную дорогу от Костромы до Галича, таким образом сделав из Костромы выход на северный Транссиб, и связав с ней северо-восточные районы области. Железнодорожная линия Кострома - Галич была построена в 1955-1956 годах. Однако если участок Ярославль - Нерехта - Кострома был в 1970-е годы электрифицирован, то галичская ветка так и осталась полностью на тепловозной тяге, в связи с чем до сих пор является малодеятельной. По этой довольно живописной ветке я проехал на пригородном поезде Галич - Кострома 20 января 2015 года.



2. Итак, начинаем с показанного в посте про город Галич железнодорожного вокзала. Именно на нём я завершил осмотр города, чтобы уезжать с него в Кострому. Это новый вокзал, построенный пять лет назад, на месте снесённого деревянного вокзала начала XX века, который, судя по фотографиям, был довольно невзрачен снаружи, зато очень колоритен внутри.



3. Время — почти два часа дня. Пригородный поезд отправляется в 14-02. Вот он уже стоит на пути — тепловоз ТЭП70 и пассажирский сидячий вагон.



Пригородной кассы в Галиче нет, поэтому билет нужно покупать прямо в вагоне у разъездного кассира-контролёра.

4. За пять минут до отправления захожу в вагон и сажусь в кресле у окна. Пассажиров мало, значит, мест много. Впереди — три часа пути по ветке протяжённостью 127 километров. Значит, средняя скорость поезда — около 40 км/ч...



5. За окном — станция Галич, которую я видел накануне рано утром. Ещё до этого мне два раза (в августе 2012 и в июле 2014) доводилось проезжать её на поезде, но оба раза это было рано утром, и я спал.



В 14-02 тепловоз даёт свисток, поезд трогается и неторопливо выезжает со станции.

6. С путей хорошо видна построенная в XVIII веке церковь Косьмы и Дамиана, до которой я так и не дошёл.



Наконец, контактная сеть над головой заканчивается, двухпутный электрифицированный Транссиб остаётся в стороне, а за его путями видно Галичское озеро.

7. Этот кадр я сделал, используя зум, направив объектив на окно с противоположной стороны вагона. Так как это вид направо по ходу поезда, а я сидел слева.



8. Магистраль наконец скрылась за лесом, пропал из виду и город Галич. А мой поезд-вагон медленно поехал по лесам Костромской области. Слышен стук колёс, гудки тепловоза, за окном вдоль леса проплывает в обратном направлении сизый тепловозный дым.



9. А погода — мороз и солнце. Примерно 18 градусов ниже нуля.



10. Местность холмистая. Здесь пролегает так называемая Галичская возвышенность, в состав которой входит и гора Балчуг в Галиче. Это моренная гряда на западе Костромской и на востоке Вологодской области, в некоторых местах служащая водоразделом бассейнов Волги и Северной Двины.



11.



12. Железная дорога петляет среди холмов. В этом кадре хороша видна высокая насыпь, кривая (то есть поворот железной дороги) и участок, по которому поезд проехал только что. Правда, здесь нет того эффекта, когда из окна всё время можно видеть хвост или голову своего же поезда, — состав для этого слишком короткий.



13. Местами лес подходит довольно близко к железнодорожному полотну.



14. Поезд идёт то по высокой насыпи, то, наоборот, по глубокой выемке.



15. Иногда он делает остановки на чуть приметных лесных полустанках. Вот, например, остановочный пункт Востошма — первая остановка после Галича. На пути, кстати, довольно много забавных топонимов финно-угорского происхождения.



16. Едем дальше:



17.



18. Живописные леса Костромской области... Иногда вдоль железки тянется линия старых покосившихся телеграфных столбов.



19.



Между прочим, поскольку ветка сквозная и связывает магистральные направления, движение по этой линии не исключительно пригородное. Поезда дальнего следования, идущие из Москвы в восточном направлении (Урал, Сибирь, Дальний Восток), могут следовать разными путями. Одни идут по Казанскому ходу, другие по Нижегородскому, третьи по Северному (то есть через Ярославль, Буй, Галич и Шарью). Однако есть один поезд — Москва - Хабаровск, который идёт как раз по Северному ходу Транссиба, но выходит на него необычным путём — через Кострому. Отправляясь около полуночи с Ярославского вокзала Москвы, он ранним утром достигает Костромы. Там к нему цепляют тепловоз и по вот этой самой малодеятельной ветке он едет от Костромы до Галича, где вновь выезжает на Транссиб. Помню, где-то в интернете я видел комментарий человека, который рассказывал, как ехал именно этим поездом из Москвы куда-то в Сибирь: сев в Москве, а затем проснувшись рано утром, рассказчик увидел, что поезд идёт на медленной скорости по какой-то глухой однопутной тепловозной ветке, затем лёг спать снова, после пробуждения обнаружив свой поезд опять на оживлённом Транссибе, и будучи впоследствии уверенным, что тепловозная однопутка ему просто приснилась. Кстати, когда я летом составлял маршрут поездки по Сибири, у меня была идея от Красноярска до Москвы ехать именно этим поездом, но в обратном направлении галичскую ветку этот поезд проходит глубокой ночью.

20.



21.



22. Село Пронино в сорока минутах пути от Галича. Здесь поезд делает остановку.



23.



24. Следующая остановка — станция Тёбза. Судя по товарным составам, присутствует здесь и грузовое движение. Возят, видимо, местный лес и гравий с карьеров, а также, вероятно, эта ветка иногда используется как второстепенный путь к Северному Транссибу для грузовых составов.



25. Вокзал станции Тёбза — видимо, деревянный 1950-х годов (то есть ровесник линии), но обшитый сайдингом.



26. Сама Тёбза — это железнодорожный посёлок.



Большая часть пассажиров, севших в Галиче, вышла в Пронино и Тёбзе, и вагон почти опустел. Местным жителям этот поезд даёт возможность одним днём съездить в город: утром уехать в Галич (когда поезд идёт из Костромы), а во второй половине дня вернуться обратно.

27. Едем дальше на юг:



28.



29. Хотел я, по обыкновению, пойти в нерабочий хвостовой тамбур и поснимать в заднее окошко двери. Но оно оказалось слишком мутным и грязным, поэтому единственный кадр выглядит вот так.



А со своего места я поснимал видео, в середине которого поезд останавливается на о. п. Шача:



30.



31. Следующая на пути после Тёбзы станция — Первушино. Вокзал, похоже, уже годов так семидесятых.



От Первушино на восток ответвляется тупиковая грузовая ветка на город Заволжск, расположенный в Ивановской области на левом берегу Волги, напротив Кинешмы. Что интересно, в Кинешму тоже ведёт тупиковая железнодорожная линия, но проект строительства железнодорожного моста через Волгу так и не был осуществлён, и два довольно близко расположенных железнодорожных тупика так и не сомкнулись. Ветку Первушино - Заволжск я, кстати, видел двумя днями позднее, когда ехал на автобусе из Костромы в Кинешму.

32. Пристанционный посёлок Первушино:



Вагон вновь начинает потихоньку заполняться, — теперь люди едут до Костромы. Почти никто не едет весь маршрут — от Галича до Костромы. Да и неудивительно, ведь автобусы ходят чаще и быстрее...

33. На часах половина четвёртого. Зимнее солнце постепенно клонится к закату.



34. В селе Залужье из поезда хорошо видна полуразрушенная Воскресенская церковь постройки 1822 года, стоящая на старом сельском погосте.



Подъезжаем к Судиславлю. В конце видео немного виден судиславский гравийный карьер.



35. Впереди показались домики. На самом деле, станция Судиславль находится не в самом Судиславле, а в шести километрах от него, в посёлке Глебово.



А сам Судиславль — это маленький старинный городок (официально — посёлок городского типа), известный ещё с XIV века. Через него я тоже проезжал на автобусе по дороге из Костромы в Кинешму.

36.



37. На станции Судиславль — единственный капитальный каменный вокзал на этой линии. Судя по архитектуре, построенный явно в 1950-е годы. Кстати, упомянутый поезд Москва - Хабаровск здесь делает единственную остановку на участке от Костромы до Галича.



В вагон зашло довольно много пассажиров, и он заполнился ещё сильнее.

38. Грузовой пакгауз в Судиславле. Видимо, уже не действующий.



39. Природа несколько изменяется, — появляется больше полей.



40. Остановка в деревне Болотово. На часах только четыре, а уже темнеет, — сказывается отклонение часового пояса.



41. Едем дальше среди лесов:



42. Встречаются и болота:



43. Остановочный пункт Корба. Судя по наличию здания, видимо, бывший разъезд.



44. На остановке 411 километр поезд встаёт прямо на железнодорожном переезде:



Кстати, обратите внимание на интересную деталь, — километраж здесь идёт от Москвы через Кострому.

45. Въезжаем на станцию Меза (вид справа по ходу поезда):



46. Видны и домики одноимённого железнодорожного посёлка.



47. На станции Меза вокзал позднесоветский. Как это часто бывает на подобных линиях, сигнал к отправлению поезда здесь по старинке дают дежурные при помощи диска (в тёмное время суток включают фонарь).



48. Ясное небо, мороз и зимние сумерки, а я еду в сидячем вагоне тепловозного пригородного поезда. Это напомнило мне то, как год назад я ехал таким же пригородным поездом Псков - Дно, только там наоборот было утро, а не вечер.



Видео, снятое после отправления из Мезы:



49. Станция Дровинки. На часах уже без пятнадцати пять часов вечера.



50. За двадцать минут до прибытия на конечную станцию на горизонте уже показался большой город: видны новостройки и промышленные предприятия Костромы.



51. Фото получилось совсем тёмным, и почти ничего не различить, но это — станция Сендега. Уже практически пригород Костромы.



52. Уже стемнело. В окне лучше всего видно отражение интерьера вагона.



53. Ну и наконец, в 17-15 путь окончен. Я выхожу из вагона на вокзале Кострома-Новая.



Вокзал находится на левом берегу Волги, хотя изначально был на правом (то есть "за Волгой" относительно центра города). В 1930-е годы (то есть ещё за двадцать лет до постройки линии на Галич), чтобы приблизить вокзал к центру города, был построен железнодорожный мост через Волгу и новый вокзал, получивший соответствующее название — Кострома-Новая.

54. Вокзал построен уже в наше время. На месте снесённого вокзала 1930-х годов.



Попрощавшись с вокзалом (на который я уже не возвращался, так как уезжал из Костромы на автобусе), я направился в город. После маленьких Галича и Чухломы Кострома теперь кажется мегаполисом. Но это уже другая история...
Tags: Верхневолжье, Железная дорога, Малодеятельные железные дороги, Путешествия, Россия, Русский Север, Центральная Россия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 59 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →