Записки северного медведя (nord_ursus) wrote,
Записки северного медведя
nord_ursus

Categories:

Кострома. Часть 1

Кострома — это самый нижний по течению крупный город на Верхней Волге. Великая река, которая даже здесь имеет достаточно почтительную ширину, несёт свои воды дальше на восток и юг. Древнюю Кострому, основание которой приходится на XII век, можно также считать и самым северным крупным городом Центральной России. Она расположена близко к Ярославлю, но при этом на краю своей области, территория которой простирается далеко на северо-восток, в глухие и дремучие леса (и я прибыл в Кострому именно с северной стороны — из Чухломы и Галича). Мой отчёт о Костроме будет состоять из двух частей. При этом я считаю, что сделал ошибку, выделив на этот город всего один зимний день, поскольку из-за этого я не успел увидеть костромское Заволжье (точнее, я был там, но в тёмное вечернее время, и уже не фотографировал), а также побывать где либо ближе к окраинам города. В первой части пройдём по центру города вдоль Волги.



Приехал я в Кострому вечером из Галича на поезде, когда было уже темно, и осмотр города начал уже на следующее утро.

2. Начал я прогулку вот с этого места. Вдоль берега Волги идёт улица с заковыристым названием Нижняя Дебря, которое произошло, предположительно, от труднопроходимого леса, произраставшего некогда на волжском берегу. Можно даже сказать, что название актуально и сейчас, — улица проходит через довольно непрезентабельного вида трущобы. Но вид украшает церковь Воскресения на Дебре постройки XVII века, своим видом напоминающая многие храмы соседнего Ярославля.



Колокольня, что слева, — постройка, как видно, гораздо более поздняя. Классицизм начала XIX века. Причём нынешняя колокольня, сколь я понял, — новодел, потому как восстановлена после разрушения в 1930-е годы. При этом в постсоветские годы, когда здание храма было возвращено верующим, здесь был основан Знаменский женский монастырь.

3. Посмотрев чуть левее, можно увидеть опоры моста через Волгу, а дальше — заволжская часть Костромы. Где-то далеко дымят какие-то трубы...



4. Вид церкви поближе. При осмотре храма с близкого расстояния можно увидеть множество интересных деталей.



5.



6. В общем, увидеть можно многое. Надо сказать, что Кострома — вообще на редкость "фактурный" город, архитектурный облик которого раскрывается в деталях фасадов.



7. Длинный мост через Волгу, проходя под которым, слышишь не прекращающийся шум машин. По внешнему виду — довольно типичный образец советского мостостроения 1960-х годов.



8. Можно поймать и вот такой необычный ракурс. Загадав затем загадку с вопросом "Что это такое?".



Миновав мост, идём дальше по Нижней Дебре в центр. В советские годы эта улица звалась улицей Кооперации. Интересно, — кооперации кого с кем?

9. Здание больницы начала XX века (служит по назначению и сейчас). Довольно необычное сочетание псевдорусского стиля с модерном. Опять же, — чтобы понять, что это всё таки псевдорусский стиль, надо смотреть не издалека, а приглядеться к деталям.



10. Нижняя Дебря:



Как обычно бывает на крупных реках, береговой склон Волги здесь состоит из нескольких террас, то есть ступеней, по которым проложены улицы. И с Нижней Дебри я поднялся на ступень выше, попав таким образом на улицу Дзержинского (историческое название — Всехсвятская).

11. Интересных старых зданий здесь также немало. Вот, например, мужская гимназия постройки середины XIX века (а вернее, переделка под гимназию здания губернаторской усадьбы). Сейчас здание занимает технический университет.



12. Напротив стоит здание епархиального женского училища постройки 1901 года, ныне занятое, ни много, ни мало, областной администрацией.



13. С верхней террасы, то есть улицы Дзержинского, открывается хороший вид на Волгу. Покатый склон, дальше кварталы элитных домов уже нашей эпохи, а дальше Волга, — сюжет, хорошо знакомый мне по Ярославлю и Нижнему Новгороду, между которыми как раз и находится Кострома. К слову сказать, посетить Кострому я намеревался ещё тогда же, в июле 2013 года, но в итоге не сложилось.



14. Вид обратно, на мост:



15. Улица Дзержинского продолжается дальше, будучи застроена городскими каменными особняками рубежа XIX и XX столетий.



16. Внизу, ближе к берегу Волги, реставрируется церковь Вознесения на Дебре, построенная в XVII веке. Судя по ещё недавним фотографиям, в советское время храм был полностью лишён куполов, которые теперь восстанавливаются.



17.



18. Спускаясь вниз, улица Дзержинского сходится с Нижней Дебрей.



19.



20. Направо уходит улица Горная, на которую я повернул.



21. Улица поднимается ещё выше — на самую верхнюю ступень волжской террасы. Слева стоит здание бывшей церкви Иоанна Богослова (конец XVII века, со значительными перестройками в XIX веке), с советских времён занятая планетарием.



22. Взгляд обратно. Вновь видна Волга.



23. Пройдя по улице Горной...



24. ...я вышел на Советскую (бывашая Кинешемская), которую можно считать одной из главных улиц города.



25. Вид в сторону центра:



26. Усадьба Карцевых постройки первой половины XIX века:



27. Старая застройка...



28. Часть домов в едином фасаде этой улицы построена ещё в конце XVIII века. Например, дом купца Круглова:



29. Дом купцов Мартынова и Сыромятникова:



30. Дом купца Кутьина постройки начала XIX века (впоследствии неоднократно перестраивался), ныне занятый гостиницей:



31. И вот наконец я попадаю в самое сердце города. Ансамбль ядра исторического центра Костромы сложен в том числе из комплекса торговых рядов постройки конца XVIII-начала XIX веков. В первую очередь видим Масляные ряды.



32. Воскресенская площадь. Как видно по фотографиям, здесь меня, как и в Галиче, сопровождал бодрый мороз. Столбик термометра опустился ниже минус двадцати градусов, но царящий в этих краях умеренно-континентальный климат тем и хорош, что мороз здесь переносится легче, чем в Средней России и, тем более, чем в открытом балтийским ветрам Петербурге. Климат здесь более сухой и более близкий к сибирскому, и холодно мне практически не было. Множество снега, побелевшие на морозе ветви лиственниц... После питерской январской осени, из которой я уезжал тремя днями ранее, видеть и ощущать всё это было особенно приятно.



33. Рядом с Масляными рядами — Городская дума, построенная также в XIX веке, и исполняющая свою функцию и сейчас.



34. Ну а дальше перед глазами предстают Красные ряды — уже главный ансамбль торговых построек центра Костромы. Красные ряды построены на несколько десятилетий раньше Масляных — в конце XVIII века. Справа виднеется жёлтое здание губернских присутственных мест, — ныне городская администрация.



35. Оно же более близко:



36. Идём дальше:



37. И вот наконец, Сусанинская площадь. Изначально она называлась Екатеринославской (в честь нынешнего Днепропетровска), а нынешнее название получила именно в честь того самого Ивана Сусанина, причём получила ещё в середине XIX века.



38. Рядом есть и памятник гиду для польских туристов народному герою времён Смуты, который родом был из Костромской земли, — из села Молвитино, ныне также носящего название Сусанино.



39. Улица Молочная Гора спускается к Волге:



40. Обходим Красные ряды с юга. В комплекс рядов встроена церковь Спаса Нерукотворного в Рядах, возведённая в 1766 году. Опять же, видим примету провинции, — несмотря на эпоху, храм построен во вполне себе русском стиле, и его легко можно принять за XVII век.



41. Табачные ряды, пристроенные к Городской думе (она также видна на заднем плане), — постройка начала XIX века:



42. А рядом, в Центральном парке, стоит одна из наиболее нетривиальных достопримечательностей Костромы — памятник вождю мирового пролетариата. Рассмотрев его внимательно, можно заметить, что наклоняющийся назад, переминаясь с ноги на ногу, товарищ Крупский несколько диссонирует с вдвое превосходящим его по размеру пьедесталом в псевдорусском стиле, характерном для начала XX века. Всё дело в том, что изначально это был... памятник 300-летию Дома Романовых, скульптурная композиция которого в 1920-е годы была попросту заменена при сохранении пьедестала. Оригинальное чувство юмора было у авторов этой идеи, тут ничего не скажешь.



43. Памятник основателю Костромы — князю Юрию Долгорукому (личность основателя роднит этот город с Москвой), поставленный в 2003 году:



44. Снова выхожу на Сусанинскую площадь, уже с тем, чтобы осмотреть её подробнее. Справа стоит особняк генерала Борщова, построенный в стиле классицизма в первой половине XIX века. Надо сказать, что для частного особняка (пусть и довольно важного чиновника) выглядит весьма масштабно. Проще принять это здание за административное.



45. На западной стороне площади — один из символов Костромы. Ныне занятая музеем, изящного вида пожарная каланча, построенная в 1824-1827 годах по проекту губернского архитектора П. И. Фурсова.



46. Чуть правее каланчи стоит построенная в едином ансамбле с ней гауптвахта. В правой части кадра видна уходящая на северо-запад от площади улица Ленина. В прошлом она, кстати, носила название Еленинская, — при переименовании решили сохранить созвучие...



От Сусанинской площади в разные стороны, подобно лучам, расходятся пять улиц: Свердлова (бывшая Благовещенская), Шагова (бывшая Марьинская), проспект Мира (бывашая Павловская улица), улица Ленина (бывшая Еленинская) и улица Симановского (бывшая Власьевская).

47. Вид в перспективу улицы Симановского. Впереди виден Богоявленско-Анастасьин монастырь, но туда отправимся уже в следующей части.



48. Проспект Мира:



49. Рядом с Сусанинской площадью:



50. Вид с Сусанинской площади на Ряды и Спасскую церковь. Фрагмент площади, видимый на переднем плане, среди костромичей называется "Сковородка" и является одним из основных мест встреч.



51. За Рядами есть и такое необычное здание — народная читальня, построенная в конце XIX века в своеобразном стиле краснокирпичного модерна. Сейчас в здании размещается областной кукольный театр.



52. Взглянув от театра в сторону Центрального парка, можно неожиданно обнаружить над крышами Ленина — того самого, который на не родном постаменте стоит. И с такого ракурса хорошо видно, как он странно выгнул спину назад.



53. Ещё один взгляд на Ряды:



Во вторую половину дня я ходил по местам, расположенным западнее центральной площади, а вечером вернулся в центр, чтобы пройти ещё раз по Советской улице и осмотреть некоторое не увиденные мной места. Правда, уже после наступления темноты. Всё таки ведь зима...

54. Сусанинская площадь в вечернем свете. К вечеру, так сказать, потеплело... до минус восемнадцати.



55. Справа видно здание Присутственных мест, показанное на фото 34 и 35:



56. Масляные ряды:



57. Идём дальше на восток по Советской улице, миновав Горную улицу, с которой я свернул на Советскую утром. Здесь в кадре виден дом Колычева постройки конца XIX века, а чуть дальше — типовой сталинский кинотеатр с прерванным посередине портиком.



58. А этом дом купца И. В. Малышева, — ещё конец XVIII века. Трудно сказать насчёт идеальной цельности застройки этой улицы города, но всё же гражданских построек старше двухсотлетнего возраста в Костроме сохранилось относительно немало.



59. А среди зданий рубежа XIX и XX веков попадаются и такие вот скромные деревянные домики. Чуть дальше видна сталинская четырёхэтажка, — в общем, здесь, видимо, город уже заканчивался.



60.



61. Костромской зимний вечер:



62. Так я дошёл до Советской площади, на которой, в общем, заканчивается исторический центр Костромы с восточной стороны. В кадре, помимо сталинского жилого дома, чуть подальше видна областная филармония, построенная в стиле советского модернизма в 1980-е годы, и напомнившая мне аналогичное здание в Кургане.



Как уже говорилось, во второй половине дня, пока было ещё светло, я осматривал то, что находится западнее Сусанинской площади, в том числе посетил расположенный за одноимённой городу рекой Костромой Ипатьевский монастырь. Но об этом будет во второй части.
Tags: Верхневолжье, Костромская область, Путешествия, Россия, Центральная Россия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 44 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →