?

Log in

No account? Create an account

nord_ursus


Записки северного медведя

Cogito ergo sum


Previous Entry Share Next Entry
Вдаль от Волги. Поезд Кинешма — Иваново
nord_ursus
Хоть Ивановскую область и можно отнести к Верхневолжью, сам областной центр стоит уже не на Волге. От своих ближайших соседей — Ярославля и Костромы, Иваново отличается тем, что оно не на Волге. Протекает великая река севернее, и на ней стоит старинный город Кинешма. И в рамках продолжения путешествия я, побывав в Кинешме, направился в областной центр. Доехать от Кинешмы до Иваново легко можно на автобусе и, два раза в день, на пригородном поезде. Именно второй вариант я и избрал.



2. Погуляв два с небольшим часа по Кинешме, я вернулся на железнодорожный вокзал. Здание постройки 1980-х годов, на первом пути стоит пассажирский поезд Кинешма - Москва, который вечером отправится в столицу.



3. А на втором пути стоит и мой пригородный на Иваново. Тепловоз ТЭП70 и три вагона. Я сел в хвостовой сидячий. Может быть, из двух других один был плацкартным.



Отправление поезда в 14-00. В отличие от Галича, в Кинешме есть пригородная касса, поэтому перед посадкой я сходил на вокзал и купил билет в кассе, после чего сел в хвостовой вагон и занял кресло у окна справа по ходу поезда. Народу здесь побольше, чем в поезде Галич - Кострома. И, судя по разговорам пассажиров, довольно многие едут от начала до конца.

4. Вид в окно за пять минут до отправления. Это — старое здание вокзала постройки 1871 года, ныне используемое как автостанция.



5. Интерьер вагона. В кадре, кстати, виден мой рюкзак (в эту поездку я с большим ездил), а справа висит моя зимняя куртка.



За несколько минут до отправления проводница огласила на весь вагон "Провожающие, выходим!". В таких тепловозных "кукушках" порой кажется, что ты едешь не в пригородном поезде, а в поезде дальнего следования. Это ведь не электричка. Здесь и титан с кипятком есть, и проводники, и в вагоне висит расписание движения. А иногда в таких поездах даже бывают плацкартные вагоны...

6. По расписанию, в два часа дня трогаемся и выезжаем со станции Кинешма. За окном пока проплывают городские кварталы.



7. Какие-то промышленные постройки. Не знаю, используемые или нет.



8. Наконец, выезжаем из города. За окном тянутся леса. Пока вагон ещё не совсем заполнен, и место слева напротив меня свободно, я иногда перехожу с одной стороны на другую. К примеру, этот кадр сделан с левой стороны.



9. Поезд неспешно катится среди лесов, освещённых январским солнцем. Двадцатиградусный мороз (а утром, наверное, было под тридцать), ветки и телеграфные провода покрылись белым инеем.



10.



Ивановская область... Это в своём роде граница Средней полосы России и Русского Севера. Проявляется это в том числе и в природе, — в этих местах плавно проходит граница зон тайги и смешанных лесов. А железная дорога от Иваново-Вознесенска (то есть Иваново) до Кинешмы была построена достаточно давно, и, можно даже сказать, является одной из старейших железных дорог России.

11.



После постройки в 1860-е годы Московско-Нижегородской железной дороги, от станции Новки (перед мостом через Клязьму у Коврова) была построена ветка на север, ведущая в Иваново-Вознесенск, который на тот момент был уездным городом, и получил железнодорожное сообщение с центром своей губернии — Владимиром. Затем встал и вопрос о продлении этой ветки в Костромскую губернию — к волжским берегам. Рассматривались разные варианты, какой из городов сделать конечным пунктом продления стальной магистрали. В качестве кандидатов были как сама Кострома, так и уездные города на берегу Волги — Плёс, Кинешма и Юрьевец. Выбор в итоге пал на Кинешму, и в 1869-1871 годах ветка была построена. Сложилась ситуация, когда в Костромской губернии (в состав которой Кинешма входила на тот момент) железная дорога уже была, но её ещё не было в самой Костроме, которая услышала гудок паровоза лишь спустя десятилетие, и паровоз тот пришёл со стороны Ярославля. Ну а кинешемская линия до сих пор является тупиковой, и планам продления её за Волгу в сторону Галича сбыться оказалось не суждено, хотя в стоящий напротив город Заволжск тоже приходит тупиковая железка, но с другой стороны.

12. Заснеженное поле:



13. Пешково — первая остановка поезда в двадцати минутах пути от Кинешмы. Поезд останавливается у еле заметной платформы среди леса. Но в целом на этой линии таких остановок мало, — в основном станции.



14.



15. Половина третьего на часах. Поезд прибывает на станцию Вичуга (ударение на первый слог), расположенную в одноимённом промышленном городе с населением 36 тысяч человек (в лучшее время было 50). За железной дорогой дымит какой-то завод.



16. Станция:



17. Слева по ходу поезда стоит вокзал — то ли позднесоветский, то ли вообще новый. Как ни странно, несмотря на возраст этой ветки, вокзалов XIX века на ней нет нигде, кроме Кинешмы.



18. Едем по городу после отправления со станции:



19.



20.



Видео, снятое после Вичуги. В конце видео поезд делает остановку на о. п. 373 км, который по виду представляет собой какой-то полузаброшенный лесной полустанок.



21. Расфокусированный вид на заснеженное поле. Надо сказать, что грязные стёкла в поездах вообще сильно затрудняют процесс фото- и видеосъёмки, — разводы на окнах постоянно фокусируют объектив на себе. Не говоря уже о качестве фотографий, сделанных через окно.



22. Лес...



23. Красиво выглядят побелевшие на морозе берёзы. В процессе движения поезда кадр приходится ловить.



24. После нескольких километров лесов вновь маячат какие-то домики, будки...



25. Путей становится больше:



26. И с левой стороны появляется вокзал ещё одной станции — Горкино. В принципе, допускаю, что я ошибаюсь, говоря об отсутствии на этой линии старых вокзалов. По конструкции не исключено, что вокзал в Горкино — если не XIX века, то, может быть, где-то 1930-х годов. Скорее всего он деревянный, но увы, обшит сайдингом, из-за которого определить что либо становится затруднительно.



27. А это уже следующая остановка — разъезд Каминский.



28.



29. Стрелка часов уже миновала цифру три, день постепенно приближается к закату, и леса живописно подсвечиваются вечерним солнцем.



30. Остановочный пункт 352 км. Есть маленькая платформа (в отличие от галичской ветки, где поезда останавливаются на переездах), а дальше стоит какая-то старая беседка.



Километраж на этой линии начинается от Москвы и идёт через Юрьев-Польский и Иваново — по той же ветке, по которой идёт ночной пассажирский поезд Москва - Кинешма. Эту, так же тепловозную и неэлектрифицированную линию мне ещё предстоит увидеть во Владимирской области. Правда, фотографий её у меня нет, — я только мимо проезжал на автобусе.

31. Вечереет...



32. Впереди опять показались жилые дома:



33. И подъездной путь к лесопилке:



34. Вид на путевое развитие станции грязь на стекле вагонного окна:



35. Станция Ермолино. Вагон всё больше заполняется, на подъезде к Иваново уже большинство сидячих мест было занято.



36. И вновь дорога среди лесов:



37. Времени только четыре часа дня, но уже темнеет. Опять таки, сказывается смещение поясного времени относительно астрономического.



38.



39. Остановка на полустанке Красносельская:



40. Время на часах — 16-01, и поезд прибывает на станцию Строкино. Уже совсем близко к Иваново, незаметно пролетает дорога...



41. Село Строкино:



42. Иваново всё ближе. Хоть и за окном пока ещё лес, но чувствуется приближение к цивилизации, к большому городу.



В конце этого видео заметно, что поезд уже проезжает мимо каких-то новостроек на окраине Иванова:



43. Станция Иваново-Сортировочная (или всё таки "-ое"?) находится на окраине города, судя по всему, среди дачных садоводств.



44. Локомотивное депо. Как уже упоминалась, вся Ивановская область (как и, например, Псковская) — это полностью тепловозный край.



45. Проезжаем по мосту через реку Уводь, на которой стоит славный город Иваново. Эта небольшая река течёт на юг и во Владимирской области впадает в Клязьму.



46. Наконец, в половине пятого наш тепловозный пригородный поезд прибывает на вокзал города Иваново.



Этот вокзал мне доводилось проезжать на поезде в июле 2013 года по дороге из Ярославля в Нижний Новгород в сидячем вагоне поезда Санкт-Петербург - Уфа. В Иванове поезд стоял полчаса, и была возможность выйти на платформу и погулять по вокзалу. Так что в летнем пейзаже ивановский вокзал я уже видел.

47. А вот и здание вокзала (вид со стороны города) в стиле конструктивизма 1930-х годов:



Так я прибыл во второй за эту поездку областной центр. Выйдя с вокзала, я сразу же направился к месту ночлега, а на следующий день меня ожидал осмотр этого города.


  • 1
Ещё тепловозный край - республика Коми, процентов на 80 - Ульяновская и Тамбовская области (сами областные центры неэлектрифицированы). А Астраханская вообще уникальный случай, островной участок электрификации от Астрахани на 60 км в одну сторону и где-то около 10 в другую

Ну и Тюменская в основном тоже :) Транссиб, проходящий через Тюмень, электрифицирован, а на север от областного центра — безраздельное царство тепловозной тяги.

Ну тогда и Тверская тоже подходит в этот ряд. Есть конташка на главном ходу ОЖД, участок Лихославль - Торжок и короткие отрезки от Кимр и Конаково до границы области. Остальное - тепловозные однопутки, на которых если жизнь ещё не умерла, то стремится к этому

Ещё полностью на тепловозной тяге - Калмыкия и Псковская область, а также Якутия (где железных дорог почти нет).

А еще в Астраханской есть удивительный перекресток путей под прямым углом. В районе Баскунчака

Есть такой. Только недйствующий

Очень хорошо виден с поезда. С смаой станции посмотреть, увы, не успели по времени, хоть он там и относительно недалеко

Всё-таки, присутствие цивилизации тут более ощущается, чем в Костромской области.

Есть такое. Не такая глухая ветка, как галичская.

Дорога хоть и малодеятельная, но совсем не глухоманная - забытой её уж никак не назовёшь :)
Стоит упомянуть, что от станции Горкино существовало ответвление к райцентру, городу Родники. Было сооружено ещё в конце XIX века, но в систему МПС так и не вошло, а стало ведомственным (как Иваново - Комсомольск). Также существовало и пассажирское движение (прекращено в конце 1970-х годов). Сейчас участок Родники - Хлябово разобран, а от Горкино до Родников не действует (законсервирован и, скорее всего, уже частично разобран, как Сланцы - Гдов и Валдай - Крестцы).
Вот фотография бывшего вокзала в Родниках: http://ru-railway.livejournal.com/511457.html?style=mine#comments

Надо же. Если честно, даже не знал про ответвление.

Ну а по "уровню глухоманности" эта линия, пожалуй, вполне сравнима с Бологое-Полоцкой. Хотя старины на ней меньше :)

По красивым местам путешествуешь! :)

Как там невесты в Иваново?

Мы ехали до Кинешмы в каком-то прицепном вагоне. Запомнилось после Иваново разглядывал долго в темноте какое-то длинющее кладбище. все гадал, когда же оно закончится...

А откуда ехали? Если от Москвы, то наверное, не на вагоне, а на пассажирском ночном поезде, который виден здесь на фото 2.

Из Москвы. Основной проезд вроде шел до Иваново, нас долго там держали/отцепляли. Ночью. Потом сразу на автовокзал и в Юрьевец. Хорошая была поездка, атмосферная.

Беседка на фото №31 - это старая беседка дома отдыха Игнатовское. Раньше в глубине были одноэтажные корпуса дома отдыха, пассажиропоток был немаленький и останавливались даже московские поезда

Иваново не нашла, только путь до него)

  • 1