nord_ursus

Cogito ergo sum

Шуя
nord_ursus
Посетив Палех, я поехал в обратном направлении, то есть в сторону Иванова. А следующим пунктом поездки стал город Шуя — сегодня почти что пригород Иванова. Современность, однако, противоположна истории: когда-то наоборот Шуя была в этом краю главным городом (Иваново-Вознесенск входил в Шуйский уезд), свою историю Шуя начинает, как принято считать, с 1539 года (первое летописное упоминание), и именно этот город стоял у истоков текстильной промышленности современной Ивановской области, — первая полотняная мануфактура открылась в Шуе уже в 1755 году. Кроме того, в истории этот город отметился как вотчина князей Шуйских, которые, распорядись история немного иначе, вполне могли бы стать новой царствующей династией. Ну а нынешняя Шуя — довольно хорошо сохранившийся старый городок с населением 58 тысяч человек (в 1980-е годы было 70 тысяч).

Ехал я из Палеха в Шую на автобусе сообщением Лух — Иваново. Автостанция в Шуе находится рядом с железнодорожным вокзалом, то есть ближе к выезду в сторону Иванова. Однако я решил не выходить из автобуса в центре города, а ехать до автостанции, потому что хотелось в светлое время суток увидеть красивый старый ЖД вокзал (вечером мне всё равно предстоит с него уезжать, но уже затемно). Однако водитель автобуса почему-то решил, что на автостанции никто здесь выходить и садиться не может, и проехал мимо неё. Сразу я этого не заметил, и лишь когда автобус уже приближался к выезду из города, я понял, что сейчас незаметно уеду в Иваново с билетом до Шуи (кстати, при посадке на автостанции в Палехе никто билеты не проверял). Пришлось просить водителя остановить на ближайшей автобусной остановке ещё в черте города.

2. В итоге я вышел из автобуса на улице Второй Дубковской. И именно отсюда выдвинулся в сторону центра города.

Пройдя пару сотен метров по этой улице с деревянной застройкой, я перешёл железнодорожный переезд через местную тепловозную однопутку. Правда, сфотографировать его забыл.

3. Это уже за железной дорогой. Пейзаж сильно напомнил Чухлому.

4. Выложенная камнем водопропускная труба под улицей. По фотографии можно оценить толщину снежного покрова. И он продолжал увеличиваться, — начавшаяся в Палехе метель хоть и ослабла, но снег в Шуе идти продолжал.

5. А вот и вокзал постройки 1860-х годов — один из наиболее красивых, на мой взгляд, памятников железнодорожной архитектуры России царской эпохи.

6. Вокзал, как видим, частично кирпичный, частично деревянный, и украшен добротной деревянной резьбой, а также коваными узорами.

Уездный город Шуя (на тот момент Владимирской губернии) услышал первый гудок паровоза в 1868 году, когда от открытой несколькими годами ранее Московско-Нижегородской железной дороги было построено ответвление на север — от станции Новки (напротив Коврова, через Клязьму) до Иваново-Вознесенска. Ещё спустя три года — в 1871 году, железная дорога была продлена к берегам Волги — до города Кинешма. Ещё спустя двадцать лет Шуйско-Ивановская железная дорога была соединена прямой веткой с Нерехтой и Ярославлем, благодаря чему стала почти одной магистралью с Рыбинско-Бологовской железной дорогой. До Шуи можно доехать прямым поездом из Петербурга (а из Москвы, кстати, нет), и в июле 2013 года я проезжал здесь по дороге из Ярославля в Нижний Новгород. А в мае 2013 года, по дороге на поезде из Питера в Питкяранту, моей попутчицей была пожилая женщина, которая в своё время уехала в Карелию по распределению, будучи родом из Шуи, — это мне тоже запомнилось.

7. Деревянный флигель вокзала. Радует, что здание в хорошем состоянии.

8. Со стороны перрона:

9. Вид в сторону Коврова:

10. Во время моего нахождения на станции по первому пути со стороны Коврова прошёл грузовой поезд под тепловозом 2ТЭ116У. Фото, правда, слегка смазанным вышло.

11. Вид в сторону Иванова. Кроме вокзала, сохранилась и старая водонапорная башня.

Затем я покинул вокзал, на который мне предстоит вернуться вечером, чтобы уезжать отсюда во Владимир с пересадкой в Коврове.

12. Вокзальная улица — в своём роде ворота города:

13. Одна из первых достопримечательностей Шуи, которую видит приезжий, — мемориал революции и гражданской войне:

14. А по соседству — выкрашенный серебрянкой памятник Владимиру Ильичу, стоящий на фоне старых домов, не все из которых обитаемы.

15. С первых же шагов видим, что в городе есть образцы провинциального уездного модерна:

16. Церковь Пророка Илии, построенная в 1881 году. Явно заметно, что главки и колокольня восстановлены недавно (впрочем, мне удалось найти фотографии 2010 года, где они ещё отсутствуют).

17. Направляясь дальше в центр, я вышел на широкий пешеходный мост через реку Тезу, на которой стоит город Шуя.

18. Взгляд обратно. В кадре видна Ильинская церковь, а справа — кирпичные фабрики конца XIX—начала XX веков. Дух старого купеческого и промышленного города в Шуе ощущается хорошо.

19. Замёрзшая река Теза — приток Клязьмы:

Что интересно, кроме текстильной промышленности, Шуя давно славилась ещё и мыловарением. Причём настолько, что ровный прямоугольный кусок мыла до сих пор изображён на гербе города.

20. С моста хорошо видна Колокольня — высотная доминанта Шуи, видимая издалека за несколько километров (в 2013 году из поезда я тоже её хорошо видел). Сейчас, правда, она в лесах.

Перейдя мост, я попадаю в центр города, на левый берег Тезы. Предположительно, название города Шуя произошло именно от его местоположения "ошую" (то есть, на старославянском, слева) от реки. Есть, правда, и финно-угорская гипотеза, согласно которой название восходит к мерянскому слову "болото"; на современном финском языке болото будет Suo, а на карельском "Шуо", — в Карелии есть река Шуя (и одноимённый посёлок близ Петрозаводска), финское название которой звучит как Суойоки ("болотная река"), и которая берёт начало из озера Суоярви (давшего название городу у его берегов).

21. Добротный пятиэтажный сталинский дом в районном городе — это серьёзно. И говорит о том, что Шуя уже в те годы была весьма значимым в этих местах городом. Предполагаю, что изначально это был дом рабочих какой-то из ткацих фабрик.

22. На Комсомольской площади я увидел забавную зимнюю достопримечательность — Дед Мороз, воздевающий руку, стоя на высоком постаменте. Очень похоже, что это аналогия с памятниками Ленину.

23. Идём дальше:

24. Жилой конструктивизм здесь для районного города тоже весьма солидный:

25. Новые здания в городе тоже нередко встречаются, а старые, как правило, содержатся в хорошем состоянии. В общем-то Шуя на фоне бедной Ивановской области — город достаточно развитый и современный, и, как и Кинешма, нельзя сказать, что депрессивный.

26. Памятник шуянам, погибшим на Великой Отечественной войне:

27. Красивое здание уездного музея начала XX века в псевдорусском стиле:

29. Городская больница, построенная в стиле классицизма в середине XIX века. По назначению используется до сих пор.

30. Напротив больницы — Покровская церковь (XVIII век) конструкции "кубик с главками":

31. Площадь Ленина:

32. Почтамт в стиле конструктивизма:

34. Разумеется, площадь Ленина не обходится без Самого:

35. Прилегающие улицы:

36. Дальше на восток от площади Ленина идёт пешеходный Шуйский Арбат с целостной уездной застройкой:

38. Центральная площадь Шуи. В зимний выходной день (к тому же, не в самую лучшую погоду) народу в центре города немного.

39. Тем временем вечереет. На фотографиях начинает вылезать крайне нелюбимая мной синева, которую я, по мере возможности, пытался убрать при обработке фотографий.

40. Конструктивизм соседствует с модерном. А издалека этого даже не заметить сразу. Над домами всё так же возвышается Колокольня (специально пишу с большой буквы).

42. Храмовый комплекс сложен из двух соборов — Никольского (1756) и Воскресенского (1799). Колокольня построена уже в начале XIX века, и её высота составляет целых 106 метров, то есть всего на двадцать метров ниже шпиля Петропавловского собора в Петербурге.

44. Чуть в стороне находится водонапорная башня начала XX века из красного кирпича. Честно говоря, сначала я принял её за лишённую завершения колокольню какой-то недействующей церкви.

45. Улица Ленина, идущая от Центральной площади на восток, то есть в сторону Палеха, откуда я приехал. Дальше в ту сторону я уже не пошёл.

47. Тем времнем, сумерки сгущаются...

48. Вид на Центральный рынок и Колокольню:

49. Дома напротив рынка:

Медленно приближалось время моего отправления в сторону Владимира, где мне предстояло быть в этот же день к полуночи. Уже почти совсем стемнело, шёл снег. Я ещё несколько раз прошёлся кругами через Центральную площадь (на которой долго находиться было невозможно из-за постоянно транслируемой звуковой рекламы), а также мимо соборного ансамбля с Колокольней.

50. Шуйский рынок зимним вечером. В кадре, кроме Колокольни, видна и водонапорная башня.

51. День, вроде, подходит к концу, но на самом деле, ещё только пять часов вечера, а мне предстоит путь до Владимира с пересадкой, по железной дороге.

52. Вид улицы Ленина (главная улица Шуи) от центра в сторону вокзала:

Времени ещё довольно много. Пригородный поезд Иваново — Ковров из Шуи отправляется только в 18-21. Но так как стемнело, я решил уже выдвигаться на вокзал. Пешком идти не захотел, — усталость взяла своё. Подождал у Центрального рынка городской автобус и уже в половине шестого был на вокзале, где успел немного отдохнуть, ожидая свой поезд. Ну а осмотр старинного города Шуя у меня на этом месте был завершён.

• 1
Да, некоторые образцы архитектуры явно не уездного или районного масштаба.

Шуя это же обычно левый (ныне может и правый из-за того, что смотреть стали от истока реки) приток реки означает? В Карелии не так?

Теза — левый приток Клязьмы, это да. Но, как я написал, в данном случае "ошую" — это скорее имеется в виду город на левом берегу. А раньше, выходит, левые и правые притоки считались от устья? Сейчас поискал, — реки с названием Десна сплошь являют собой именно левые притоки, а не правые, как должно следовать из названия.
В Карелии всё же более вероятно финно-угорское происхождение название, тем более, что река Шуя в Карелии впадает вообще в Онежское озеро.

Да, раньше от устья. У нас в области тоже есть река Дисна -- левый приток Зап. Двины. И город одноимённый. Я раньше думал, что с городом Шуей также. Но, оказывается, нет там речки Шуя :)

А насчёт архитектуры, — если иметь в виду не старую архитектуру, а именно советскую и современную, то Шуя местами напоминает Боровичи, благо она и по населению такая же, даже побольше немного. А вот со старой архитектурой наоборот, — старые Боровичи в основном деревянные, хотя тоже был уездный город.

Начало рассказа (про то, как автобус проехал автостанцию) - типично для твоих снов :))
Конструктивизм тут, пожалуй, даже ещё основательнее, чем в Боровичах.
А рядом с Воскресенским собором я очень хорошо запомнил памятник священникам, которых расстреляли в годы гонений. И девочка их пытается прикрыть. Все они сейчас причислены к лику святых. Ожидал увидеть у тебя в отчёте.

Edited at 2015-04-16 07:01 pm (UTC)

Помню этот памятник. Но отчего-то забыл его запечатлеть.

Красиво. Кинешма, кстати, о которой упоминаете, все-таки считается депрессивным городом.

Ну это всё относительные понятия. Хотя не знаю, может быть, в региональной экономике есть какие-то чётко определённые критерии депрессивности района/города. Просто внешне Кинешма выглядит достаточно оживлённой, да и дорогих машин там на улицах много видно, по меркам районного центра. Но это уже чисто мои личные впечатления.

Зависит от того, с чем сравнивать. Экономика там слабая. Кинешма, мне, кстати, вообще не понравилась. Кроме набережной по-над Волгой ничего интересного я там не нашел.

Печально, что и в Шуе есть дома погорельцы. Это наверное беда всей центральной России...

Да, встречается. Правда, в Шуе я мало таких видел, — меньше, чем в Коврове.

Там ещё старообрядческий храм в парке есть,в неорусском стиле, достаточно красивый: http://molitva-ivanovo.narod.ru/churchs/external.htm

симпатичный город, стоит запомнить.

О, знакомые пейзажи :)
А колокольня до сих пор в лесах стоит.

> прошёл грузовой состав под тепловозом 2ТЭ116У

Аааааа, поезд прошел же, поезд!!! Состав - это без локомотива.

А фирменный магазин тамошнего ЛВЗ не попадался? Хочу доехать до Шуи, больно мне тамошнее спиртное по нраву.

Либо не цепляйтесь к словам, либо делайте, пожалуйста, это без криков и фанатизма.

Может и попадался, но я не замечал, так как не выискивал.

Прошу прощения за эмоциональность, но, наверное, всех специалистов в какой-то области раздражают ляпы в этой самой области. Летчики не могут смотреть фильмы про аэропорты, железнодорожники про поезда, хакеры - про компьютеры. Неспециалист может допускать неточности и не обязан разбираться, но эмоции все равно вызывает.
Еще раз прошу прощения, просто эта ошибка уже намозолила :)

Ок, слово поправил.

Красивый город. Фотографии напомнили Кинешму. А знаменитые настойки были продегустированы?)

Если честно, нет) Вот я как-то не любитель в путешествиях алкоголь пить. Я бы скорее купил в Шуе бутылочку и дегустировал бы уже дома)

Уютный город. Спасибо!

Один из самых моих любимых городов России!

Симпатично, даже не знаю по каким критериям выбрать, какие городки посетить )