Ехали мы на утреннем экспрессе, который отправляется с Балтийского вокзала в 8-25 и остановки делает только в Гатчине, Сиверской и Мшинской. Уже в 10-18 мы вышли из электрички на станции Луга.
2. Перед глазами — платформы, пути и сталинский послевоенный вокзал.
3. Вокзал со стороны города:
На вокзале в Луге я уже был прошлой зимой, когда ехал во Псков и делал здесь остановку в полтора часа. Но бывать в самом городе пока не доводилось.
4. Первое, что видит человек, приезжающий в город, — это стела Города Воинской Славы.
Это звание Луга получила благодаря тому, что летом 1941 года город, вместе с построенной при нём линии долговременных укреплений (Лужский рубеж), стал юго-западным щитом Ленинграда, остановившим наступление немецких войск на целых три недели, в течение которых советские войска успели должным образом усилить оборону Ленинграда. Приняв удар на себя, Луга была оккупирована немецкими войсками 24 августа 1941 года, а освобождена уже 12 февраля 1944, — после полного разгрома немцев под Ленинградом.
5. Один из барельефов вокруг обелиска, повествующий как раз об этом эпизоде истории города:
6. Привокзальная местность с торговыми рядами. Это — проспект Урицкого.
7. Среди советской застройки обнаружился католический костёл святого Николая, построенный в начале XX века:
8.
9. Ленинградская улица, спускающаяся в долину реки Луги. Застройка в городе преимущественно именно такая — послевоенные сталинские малоэтажки, либо хрущёвки. В войну город сильно пострадал, поэтому старой застройки сохранилось мало.
В Российской империи Луга являлась уездным городом Санкт-Петербургской губернии. Сейчас — районный центр Ленинградской области с населением 36 тысяч человек.
10.
11.
12. Вот это, пожалуй, главная улица города — проспект... нет, не Ленина. Кирова! Основные улицы в городе идут параллельно железной дороге. Народу на улицах немного, — всё же утро воскресенья. Но зато с погодой нам повезло, — солнечно и лёгкий морозец (около минус 8 градусов было).
13. Среди малоэтажных сталинских домов иногда тоже попадаются веьсма неплохие образцы:
14. Вообще, в Луге, как мне показалось, преобладают два цвета — жёлтый и светло-зелёный.
15. Очень необычный деревянный дом. По-видимому, 1930-х годов постройки.
16. А вот встретился даже старый деревянный дом с резьбой:
17. На календаре 15 февраля, но высоких сугробов нет. Маловато снега было этой зимой.
18. В основном вот так Луга и выглядит. Местами напоминает малые города Псковской области — Остров, Порхов, или даже окраины самого Пскова.
От этого перекрёстка мы повернули налево — к берегу реки, давшей городу название.
19. По пути на одном старом здании неожиданно была обнаружена вот такая вывеска. В Луге отметился кто-то из сибиряков. Кстати, в Старой Руссе осенью я видел магазин с таким же названием.
20. А вот и река Луга. Название её имеет, скорее всего, финно-угорское происхождение (по-ижорски и по-фински она называется соответственно Лоукаа и Лаукаанйоки) и к слову "луг" отношения не имеет. Река берёт начало в больших болотах к северу от Великого Новгорода и несёт свои воды в Финский залив. Несмотря на середину февраля и погоду, река не во льду, — здесь довольно сильное течение.
21. А возле моста притаился ДОТ — одно из звеньев вышеупомянутого Лужского рубежа. На крыше стоит противотанковый надолб, — его туда водрузили, разумеется, много позже, когда оборонительное сооружение стало памятником.
22. За рекой находится второстепенная часть города. Далеко от моста мы не уходили — лишь на несколько сотен метров. В кадре справа видны корпуса Лужского абразивного завода, а слева — деревянная барачная застройка.
23. Здесь же — стадион "Спартак", на котором в тот момент ребята группами по два человека играли в хоккей.
24. Взгляд назад — за реку, в центр города. В кадре хорошо просматриваются два православных храма — Воскресенский собор (1873-1887) и, на переднем плане, построенная на сто лет раньше церковь святой Екатерины (1786), в советские годы лишённая купола.
25. Возвращаемся в центр города. Красное старое здание — как раз то, на котором вывеска "Кафе Иртыш".
26. Вид на ансамбль церквей с более близкого расстояния. Зимой, конечно, лучше, — летом все деревья в листьях и загораживают обзор.
27. Южнее Воскресенского собора стоит памятник, посвящённый
28. Отсюда на юг начинается проспект Володарского — также один из главных в городе, и идущий параллельно железной дороге. Планировка Луги — регулярная и достаточно простая.
29. Идём по проспекту:
30.
31. На фото выше, если приглядеться, то видно, что между домами зачем-то вставлен такой маленький простенок. Интересно, для чего так загораживать проход во двор? (при том, что, изловчившись, в один из проёмов пролезть всё таки можно).
32. Одна из перпендикулярных улиц:
33. Таблички с номерами домов ленинградского образца. В Питере в моём детстве такие были повсеместно, но шрифт всё таки не тот.
34. Взгляд обратно по проспекту Володарского. Впереди виден обелиск 200-летия города, а также Екатерининская церковь.
35. А этот дом, видимо, относится к типу переходных от сталинок к хрущёвкам. Только из-за надстроенной мансарды это теперь менее узнаваемо.
36. Дальше от центра застройка переходит уже в позднесоветскую. А панельный дом на заднем плане — похоже, уже современная новостройка.
37. Дойдя примерно до этого места, мы развернулись и пошли в обратном направлении, уже взяв курс на железнодорожный вокзал.
38. В целом город выглядит довольно уютно:
39. Встретилась вот такая странная вывеска. Вот что бывает, когда люди используют греческий алфавит, не зная, как произносятся буквы (вывеска будет читаться как "Всста").
40. Скверик с традиционным Ильичом. Табличка, похоже, уже современная.
41. У ног дедушки Ленина кто-то оставил книгу. Интересно, какую именно :)
42. Идём дальше в сторону вокзала. Здесь снова видно, как старый каменный домик стоит среди позднесоветских, — такая хаотичная эклектика присутствует во многих городах, через которые прошла война.
43. А вот, кстати, и табличка на фасаде этого же старого здания. День освобождения города праздновался за три дня до нашего приезда, поэтому цветы свежие.
44. Городской дом культуры:
45. А это почтамт или телефонная станция. Следы от букв, по-видимому, остались ещё от советской вывески.
46. Администрация Лужского района в стиле советского модернизма 1960-х годов. На фасаде здания — текст указа о награждении района Орденом Отечественной войны первой степени.
47. Мы почти вернулись вновь к Воскресенскому собору:
48.
49.
А ещё в центре Луги нам часто встречались вежливые люди :) По улицам бродили группы солдат
50. Идём дальше на север по проспекту Кирова. Здесь нам попалось красивое здание банка начала XX века, в котором и сейчас находится Сбербанк России. У банков часто бывают особенно богато украшенные здания.
51. Пожарная часть напротив банка:
52. Ещё одно весьма примечательное здание в городе — особняк Ильиной (1890, архитектор П. И. Балинский). До войны в здании размещалась школа, а в послевоенной период — райком партии (до постройки нового здания, показанного на фото 46). В наше время здесь детский дом.
53. Дом конца XIX века, ныне занятый военкоматом Лужского района:
54. Да, при взгляде на многие улицы Луги в памяти у меня часто всплывала Псковская область. То ли из-за того, что Луга стоит на пути во Псков, то ли из-за того, что по Псковской области прошлой зимой я ездил примерно в такую же погоду, — но только внешне такую же, а температуры там были значительно холоднее.
55. Это вновь проспект Урицкого, идущий ближе всего к железной дороге:
56. Лужский кот. Куда же без них?
57.
58. Вновь выходим на привокзальную площадь. На заднем плане уже видна водонапорная башня.
Город мы осмотрели достаточно быстро, — ушло у нас на него чуть более двух часов. Разошлись мы на вокзале в Луге, — как уже говорилось, Гриша уехал в Псков на дизель-поезде ДТ1, а мне путь лежал обратно в Питер на электричке до Балтийского вокзала, и теперь уже со всеми остановками.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →