Записки северного медведя (nord_ursus) wrote,
Записки северного медведя
nord_ursus

Categories:

Суздаль. Часть 1

Суздаль — один из наиболее известных и посещаемых туристами малых городов России. И это вполне заслуженно, — этот уютный небольшой городок располагает огромным для таких размеров города собранием памятников историко-культурного наследия, да и просто хранит в себе богатую историю, — ведь Суздаль был когда-то одним из важнейших городов Руси. Бывали здесь очень многие, поэтому сильно углубляться в описание истории Суздаля я, пожалуй, не буду. Об этом городе информации найти можно и так немало :)



На автовокзале Владимира я сел на старенький ПАЗик, который за час дороги по холмам среди полей и живописных рощ привёз меня в Суздаль. Около Суздаля, почти по его окраине, проходит шоссе, связывающее Владимир с соседним областным центром — Иваново. У поворота на Суздаль находится городская автостанция. Из-за её расположения фактически за городом автобус идёт дальше в город, и на автостанции выходят, как правило, только те, кто пересаживается на какие-либо автобусы до деревень Суздальского района. Однако я своё знакомство с Суздалем решил начать в порядке ходьбы пешком сразу же — от окраины, и сошёл тоже на автостанции.

2. Передо мной предстал вот такой вид. На заднем плане видно шоссе Владимир - Иваново.



3. Но я иду в другую сторону, вхожу пешком в город и двигаюсь в центр по заснеженным улицам.



4. На улицу глядят фасадами деревянные дома, выстроившиеся одной линией:



5. Прохожу возле Васильевского монастыря конца XIX века — одного из пяти монастырей Суздаля.



6. А на заднем плане видна церковь Михаила Архангела — более ранняя, 1769 года. Как только я приехал в Суздаль, сразу же обратила на себя внимание характерная черта этого города — огромная концентрация церквей. Где бы ты в Суздале ни стоял, и в какую сторону бы ни посмотрел, — почти везде будешь видеть церкви.



7. Продолжаю, тем временем, углубляться в город. Надо же, здесь даже есть светофоры! В городе с 10-тысячным населением.



8. Интересно, что из городов, посещённых в ту же зимнюю поездку, Судаль мне больше всего напомнил... Чухлому! А всё потому что и там, и там, абсолютно преобладает малоэтажная застройка, что придаёт городу особый уют. Но если в Чухломе так произошло, потому что в такой глубинке мало что строили даже в советские годы, то в Суздале сложившийся облик города официально находится под охраной, и зданий выше трёх этажей здесь нет.



9. Старые деревянные дома:



10. Иногда попадаются и современные дома, выполненные в соответствии с традициями. Правда, не могу поручиться, что именно этот дом построен в наше время.



11.



12.



13.



14.



15. Так, преодолев Васильевскую улицу, ведущую от выезда из города (и, соответственно, от автостанции), я попадаю в самый центр — на Торговую площадь. Кроме комплекса Торговых рядов постройки начала XIX века здесь мы видим две церкви. Справа — Казанская (1739), а слева — Воскресенская (1719). У Воскресенской церкви, кстати, есть ещё и колокольня, просто ракурс на фото получился не очень удачным :)



16. Здание гостиницы — видимо, новодел. Опять таки видим, — этажность здания максимальная для Суздаля!



17. В укромном скверике напротив Воскресенской церкви (её видно за деревьями) стоит памятник суздальцам, не вернувшимся с Великой Отечественной войны.



18. По другую сторону от сквера стоит церковь Константина и Елены (1707 год). В Суздале тоже хорошо заметно архитектурное отставание в виде использования русского стиля, когда в Петербурге и Москве строились храмы в стиле барокко.



19. Общий ансамбль с ней составляет построенная на полвека позже церковь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость". В кадре она видна слева, а церковь Константина и Елены — справа.



20. Пройдя мимо Торговой площади, я решил выдвинуться в северном направлении и пошёл по центральной улице города — улице Ленина, которая располагает уездной застройкой конца XIX—начала XX веков.



Я не числюсь в среде ярых сторонников идеи искоренения советских названий, — по крайней мере, делать это везде и всюду точно считаю не нужным. Но всё же, на мой взгляд, в таком городе, как Суздаль, вернуть старые названия вместо советских имело бы смысл. Улица Ленина раньше называлась Владимирской и Ивановской — соответственно на южной и северной частях, то есть по направлению к городам.

21. Интересно, какого времени надпись? Явно не нашего.



22. Так я пришёл на Красную площадь — ещё одну из основных в городе, рядом с которой стоит Ризоположенский женский монастырь (его колокольня видна слева).



23. В этом кадре за монастырской стеной виден его центральный храм — Ризоположенский собор, построенный в 1560 году. Точная дата основания самого монастыря неизвестна, но есть версии и насчёт XIII века.



24. Колокольня:



25. Вид назад:



26. Администрация Суздальского района и Владимир Ильич напротив монастыря:



27. Дом культуры — скромного вида послевоенная сталинка:



28. Здание богадельни с домовой церковью, построенное в первой половине XIX века. Сейчас здесь находится художественно-реставрационное училище.



29. Продолжаю идти по улице Ленина.



30. Деревянная резьба местами сильно впечатляет:



31. Интересно, какого времени дом? Может быть, уже новый?



32.



33. А вон там, среди домов, просматриваются внушительного вида стены и башни Спасо-Евфимиева монастыря.



34. И так в Суздале везде. Невысокие дома, и хотя бы одна церковь на заднем плане обязательно есть.



35. Белокаменное зодчество очень приятно глазу сочетается с зимней снежной белизной. Да и вообще, в такие места зимой ездить даже лучше, — нету огромных толп туристов. На заднем плане стоит церковь Смоленской иконы Божией Матери (1706 год), а справа мы видим дом XVII века — редкий для России пример жилой архитектуры тех времён.



36.



37. Спасо-Евфимиев монастырь. Его стены мощнее и протяжённее даже иных крепостей. Пока что я прохожу мимо него, но вернусь чуть позже.



38.



39.



40. А вот тут исторически город заканчивался. На северной окраине — Ивановская застава (названная, разумеется, по городу Иваново, которое, правда, до XX века было селом). Сейчас это уже не совсем так, — за пределами заставы несколько кварталов частного сектора и птицефабрика.



От этого места я пошёл обратно и вернулся к Спасо-Евфимиеву монастырю.

41. Слева видна башня монастырской стены, а на заднем плане (то есть через улицу) — уже показанная Смоленская церковь и стоящая рядом (левее) церковь Симеона Столпника (которую отдельно запечатлеть я забыл).



42. У стен монастыря стоит памятник воеводе Дмитрию Пожарскому, — тому самому, который прославился как освободитель Москвы от польско-литовских интервентов, совместно с Кузьмой Мининым. Хоть и родился он под Москвой, но княжеский род Пожарских происходил именно из Суздаля.



43. Таким основательным стенам могут позавидовать иные крепости. Например, порховская.



Дальше, пройдя около ста метров вдоль стены, можно выйти на берег реки Каменки. Но это чуть позже. Пока что я решил посетить монастырь, в котором ныне расположен музей. А сам монастырь был основан в 1352 году не только как обитель, но и как форпост на северной стороне города. Впрочем, монастыри и так обычно выполняли оборонительную функцию.

44. Надвратная Благовещенская церковь, построенная в XVII веке. Живое напоминание о том, что монастырь изначально занимал площадь, меньшую, чем сейчас, и стена его была менее протяжённой. Поэтому и старые монастырские ворота оказались теперь внутри стен.



45. Церковь Успения Богородицы, построенная в XVI веке, и довольно необычная по своему облику.



46. Спасо-Преображенский собор (1560-1580) — главный храм монастыря. А справа стоит монастырская колокольня.



47. Приглядитесь внимательно к висящим на звоннице часам. Видите интересную деталь?



48. Однако, старославянские цифры! Кстати, по моим наблюдениям, тот факт, что на Руси раньше существовала система записи чисел буквами (подобно римским цифрам), для многих является открытием.



49. Архимандритский корпус. Существующий облик монастыря сложился в основном в середине XVII века.



50. Преображенский собор (и соответствующая икона на фасаде).



Внутри собор расписан красивейшими фресками XVII века. Автором их был костромской живописец Гурий Никитин (и при взгляде на роспись видится некоторое сходство с фресками Ипатьевского монастыря в Костроме).

51. У меня, правда, пофотографировать получилось не очень хорошо, — объектив фотоаппарата начал запотевать после попадания в тёплое помещение (хотя температура на улице была всего около -10, то есть сильного мороза не было).



52. В большом количестве присутствует синий цвет, причём зачастую ярких оттенков.



53. Алтарь:



54. Взгляд наверх. На внутренней стороне центрального купола традиционно изображён Христос Вседержитель.



55.



56.



57. А это часовня-усыпальница князей Пожарских. Между прочим, новодел. Но, если быть точнее, воссоздание старой часовни на фамильном склепе Пожарских, разрушенной в советские годы.



58. В обители была и больница, причём для мирян, а не насельников монастыря. И именно "больничные кельи" (1669 год) с Никольской церковью можно увидеть на этой фотографии.



59. Преображенский собор и колокольня:



60. А это — монастырская тюрьма, построенная в XVIII веке. Специфика её заключалась в том, что в ней содержались осуждённые на религиозной почве — от старообрядческих священников до предводителей различных сект.



61. Братский келейный корпус монастыря:



62. Он же:



63. Уже показанная надвратная Благовещенская церковь, со стороны алтаря:



64. Монастырская стена изнутри и Смоленская церковь на заднем плане:



65. Аптекарский огород, на котором в своё время выращивались редкие по тем временам растения — например, мелисса и зверобой. Развитое садоводство в монастырях вообще было нередким явлением.



66. Декор проездной башни:



67. Обратила на себя внимание детская площадка. А точнее буквы, — в таком месте детей с малых лет учат старинной грамоте. Рцы слово твердо!



68. Затем я вышел из монастыря.



69. И, пройдя мимо стены, подошёл к высокому берегу речки Каменки, которая впадает в Нерль. В этом месте, кстати, даже зимой хорошо заметна граница русла и поймы реки.



70. Посмотрев направо, я увидел стены Спасо-Евфимиева монастыря.



71. А налево, — белокаменный Покровский женский монастырь:



В ту сторону и пойдём в следующей части.
Tags: Путешествия, Россия, Фортификация, Центральная Россия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments