Записки северного медведя (nord_ursus) wrote,
Записки северного медведя
nord_ursus

Category:

Вглубь Мещёрской стороны. Великодворье и леса

Среди дремучих лесов Мещёры на юго-западе Владимирской области поезд Владимир-Тумская привёз меня в Великодворье. Эта станция расположена в посёлке городского типа Великодворский, в котором находится один из стекольных заводов Гусь-Хрустального района, и который представляет собой простую и тихую глубинку Владимирской области, которую тоже интересно увидеть.



2. Сев в девять часов утра на вышеупомянутый поезд во Владимире, я в полдень вышел из него в Великодворье. Поезд ушёл на Тумскую, а я увидел вокруг себя рельсы, заснеженные дома и лес где-то на дальнем плане.



3. Есть тут и вокзал. Точнее, наверное, пост ЭЦ, пассажиров вряд ли туда пускают. Выглядит, надо сказать очень ухоженно и современно.



4. Вид в сторону Тумской. Туда, дальше в мещёрские леса, уехал мой поезд.



5. На табличке на платформе направления, кстати, указаны неправильно, — по ошибке их поменяли местами.



6. Осмотрев станцию, я пошёл гулять по посёлку, начав с той его части, которая расположена западнее железной дороги. Тишина, шуршит снег под ногами... Было не холодно, около восьми градусов ниже нуля.



7. "И куда же это меня занесло?", — думал я, пока ходил здесь. Откуда-то доносится звук электропилы, потом собачий лай. Правда, собака, встретившаяся мне у входа в магазин, оказалась спокойной, — отошла от двери, дорогу мне уступила...



8. Зима в русской провинции в двадцать первом веке:



9. Я прошёл через пару улиц, и передо мной предстал величественный лес. Вот хоть теперь я могу увидеть мещёрскую чащу не из окна поезда.



10. Решил немного погулять по лесу. Правда, ходить по нему сложно в такое время года, — снег глубокий, и ноги в нём утопают.



11. А иногда, бывает, заденешь головой ветку. И сыпется на шапку снег с развесистых еловых лап.



12.



13. Лес этот прекрасен, думаю, в любое время года.



14. Иногда чаща расступается, и перед взором предстаёт полянка.



15.



16. Когда-то через эти дремучие леса шли славяне, переселяясь с южных земель в необжитые края, населённые финно-угорскими племенами, и расширяя Русь на северо-восток. Миновав лесные дебри, они обнаруживали к северу от них плодородные земли, получившие название Залесье.



17.



18. Верхушка ели с шишками:



19. Еловые лапы:



Погуляв в лесу, я вернулся обратно в посёлок и на станцию.

20. Вид на станции в сторону Владимира:



Перейдя железнодорожные пути, я направился в восточную часть посёлка Великодворский.

21. Магазин в деревянном домике рядом со станцией:



22. Чуть дальше находится Великодворский стекольный завод, основанный в 1804 году в одном промышленном комплексе с заводами Гуся-Хрустального, и породивший рабочий посёлок Великодворский (названный по близлежащей деревне Великодворье). Перед заводом — Великодворский пруд, образованный плотиной на речке Дандур (к плотине сходить я почему-то не догадался), сооружённой для промышленного забора воды.



23. Подъездной путь к стекольному заводу:



24. А потом я вышел на проходящую через посёлок автодорогу Владимир-Тума, которая фактически дублирует параллельно идущую железку.



По этой дороге я решил пройти полкилометра до южного выезда из посёлка и снова зайти в лес. Кстати, пока я шёл по обочине, навстречу мне проехал пассажирский автобус Касимов - Гусь-Хрустальный - Владимир.

25. У дороги — какая-то болотистая низина. Здесь рядом протекает та самая речка Дандур, и это, видимо, её пойма.



26. Мост через речку. Дальше посёлок заканчивается.



27. А вот и она сама. Узкая совсем! И, кстати, не во льду. Видимо, из-за плотины чуть выше по течению.



28. А затем я снова увидел могучий и величественный лес.



29. Высокие ели, сосны... Лес словно нашёптывает историю этих мест, которую случилось ему увидеть.



30. Здесь мне уже не пришлось проваливаться ногами в снег. Я довольно быстро нашёл тропинку (со следами лыжни, кстати) и решил идти по ней.



31.



32. Красота! Летом здесь, наверное, зреет черника, поют птицы. Правда, не только поют, — дятлы, например, по стволам деревьев клювом стучат.



33. А лапы вековых елей смыкаются, скрывая за собой чащу...



34. Видите лыжню внизу кадра?



35.



36. В общем, Мещёрский край прекрасен. Как и его леса. И я рад, что мне удалось хоть ненамного сюда углубиться из Владимира. А главное — в последний день поездки, что добавляло атмосферы.



37. Но пора уже и возвращаться обратно. Скоро обратный поезд!



38.



39. И снова посёлок. Сейчас здесь живёт 2 тысячи человек, а в лучшие времена (в 1970-е годы) жило 3 тысячи.



40. Избушка:



А затем, к половине третьего дня, я вернулся на станцию. Мимо идут рабочие-путейцы, которые тоже сейчас поедут обратно во Владимир. Инструменты они на сей раз не везут с собой, а сдают в путейский сарай на станции. Один из них вёз по рельсам телегу типа дрезины, на которую был погружен инвентарь, и, увидев меня, явно ожидающего поезд, решил надо мной пошутить, сказав сначала, что обратного поезда сегодня не будет. Я, конечно, перепросил, почему. "А мы его отменили!" — с ухмылкой ответил железнодорожник, кивнув при этом на телегу, идущую по пути, по которому пойдёт поезд. "А-а-а, ну я вижу", — так же с ухмылкой ответил ему я, после чего мы оба засмеялись. То, что он шутит, я понял не сразу, и поэтому сначала занервничал, — ведь вечером у меня поезд в Питер!

Потихоньку начал собираться народ. И вдруг где-то из глубины леса послышался гудок.

41. И показался, замедляя ход, тот же самый тепловоз с двумя вагонами.



На обратном пути я решил ехать в плацкартном вагоне, а не в сидячем. Оказалось, что место для ожидания поезда на перроне я выбрал настолько удачно, что, когда поезд остановился, тамбур моего вагона оказался точь-в-точь передо мной.

42. Представляете, плацкартный вагон в пригородном поезде! Да, это не электричка. Здесь хоть и нет постельного белья, как в поезде дальнего следования, но можно лечь поспать, положив под голову рюкзак или куртку. Даже на верхнюю полку можно забраться. На обратном пути я уже ничего не снимал, — лежал отдыхал и иногда засыпал.



Немного поговорил с ехавшим по соседству железнодорожником лет 60-ти, севшим на той же станции, что и я. Разговор, кстати, был вовсе не о железной дороге. А об истории, — про Александра Невского, Ивана Грозного... И под конец мужичок-путеец с улыбкой на лице сказал: "Всякое в истории бывало. Но Россию победить, — не... это никому не удалось".

И на этой ноте я и завершаю свой рассказ о январском путешествии по землям Северо-Восточной Руси (Костромская, Ивановская и Владимирская области). Медленный поезд Тумская-Владимир привёз меня обратно в областной центр, где я, сходив в течение часа в центр города поесть, сел на вокзале на скорый поезд Челябинск - Санкт-Петербург, и, проведя ночь на верхней полке плацкарта, прибыл рано утром домой в Северную столицу.
Tags: Железная дорога, Природа, Путешествия, Россия, Центральная Россия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments