Записки северного медведя (nord_ursus) wrote,
Записки северного медведя
nord_ursus

Category:

Рельсы, затерянные в траве. Пельгорская узкоколейная железная дорога

Наверное, многим людям, часто ездящим из Петербурга в сторону Москвы по главному ходу Октябрьской железной дороги, знакома станция Рябово, расположенная на 73-м километре. В Ленинградской области, в отличие от Подмосковья, уже на таком сравнительно небольшом удалении от города, начинаются густые леса и малонаселённая местность. Помимо лесов, окрестности Северной Столицы богаты торфяными болотами. И на болотных массивах недалеко от посёлка Рябово ведётся промышленная добыча торфа, который вывозится оттуда при помощи ведомственной узкоколейной железной дороги. Ветка эта не имеет пассажирского движения и вообще крайне малоизвестна. А между тем живописна и достаточно интересна.



Поездку на узкоколейку я совершил в июне 2015 года вместе с путешественником и любителем железных дорог Кириллом Фёдоровым kirillfedorov4 из подмосковного города Жуковский. Встретились мы на Московском вокзале и, сев на электричку сообщением Санкт-Петербург - Любань, доехали за час с копейками до Рябово, откуда нам предстояло идти пешком на интересовавший нас объект.

2. Станция Рябово. Вид в сторону Малой Вишеры, Бологое и, в итоге, Москвы. В ту сторону только что уехала наша электричка.



3. А это типовой послевоенный вокзал (фото сделано уже перед посадкой на обратную электричку). Точно такой же я помню, например, в Олонце, Уторгоше и многих других станциях.



Между прочим, фотосъёмка вокзала осложнялась наличием охраны РЖД. Не факт, что с их стороны последовали бы возражения, но, дабы избежать недоразумений, я старался снимать незаметно.

Нам нужно идти к торфопредприятию, а оттуда пешком по узкоколейке. Но, судя по карте, быстрее мы можем пройти не через посёлок, а по подъездному пути местной нефтебазы и путевой машинной станции. Что мы и решили сделать.

4. Итак, вперёд! Удаляемся от станции. Идём пешком по пока ещё обычной, не узкой колее.



5. Затем мы вышли к железнодорожному переезду, где подъездной путь пересекает дорога с названием Пельгорское шоссе. Впереди видна нефтебаза с характерными для неё наливными цистернами, а направо отходит путь к ПМС.



6. С путей мы повернули налево и пошли по обочине дороги. Это — вид обратно, на переезд (мы пришли с правой стороны).



7. Идём по Пельгорскому шоссе. С погодой нам повезло. Дождя нет, солнце светит, и при этом не жарко. Для первой поездки за лето это очень радует :)



8. Вокруг нас — улочки посёлка Рябово с частным сектором. Наверное, здесь много не только постоянных жителей, но и питерских дачников. Многоквартирных домов в Рябово очень мало.



А дорога, по которой мы идём, ведёт, как следует из названия, в посёлок Пельгорское, который своим появлением обязан именно добыче торфа. Своё название посёлок и одноимённое торфопредприятие унаследовали от деревни Пельгора, расположенной поблизости, и известной с 1500 года. Добыча торфа на местных болотах началась в 1950-е годы, и в последующие десятилетия её объёмы росли. Тогда же была построена и узкоколейная железная дорога, предназначенная для вывоза торфа с разработок и перегрузки на широкую колею. Радует то, что торфопредприятие и узкоколейка не загнулись в постсоветские годы, как это случилось и продолжает случаться во многих других местах, а продолжают исправно работать (хотя и здесь был риск закрытия в девяностые годы). Добываемый здесь торф используется для производства сельскохозяйственных удобрений и поставляется даже в страны Западной Европы.

9. В этом месте мы повернули. Прямо дорога ведёт в Пельгорское (и оттуда мы придём сюда на обратном пути). Нам же путь лежит направо. Здание торфопредприятия мы, кстати, увидели ещё с дороги.



10. Название улицы, на которую мы свернули, оказалось весьма необычным. Между прочим, стоящим за заборами домам на вид уже лет сорок, если не больше. Что в очередной раз подтверждает известную истину: нет ничего более постоянного, чем временное :)



11. А вот и торфопредприятие. Работа кипит, ведётся погрузка. Слева видны тёмно-коричневые горы торфа. А справа, приглядевшись, можно увидеть узкоколейные грузовые вагоны.



12. А вот и вид поближе. Здесь узкоколейка начинается (или, наоборот, заканчивается, если со стороны болот), и здесь торф перегружается на грузовой автотранспорт.



Железная дорога идёт параллельно Пельгорскому шоссе, проходит по краю посёлка Пельгорское, а затем на десяток километров уходит в болота к торфоразработкам, где, к тому же, разделяется на две тупиковых ветки. Мы решили пройти несколько километров по железке, затем выйти в Пельгорское, а оттуда вернуться в Рябово.

13. Итак, берём курс вдоль узкоколейки! Теперь нам нужно найти место, от которого мы можем выйти прямо на рельсы. В первые несколько минут поиски успехом не увенчались, — мы почти всё время шли по тропинке среди высокой травы и кустов, и куда она ведёт, нам было не совсем понятно.



Вдруг мы услышали откуда-то со стороны гудки и шум маневрового тепловоза и бросились бежать прямо через траву, решив, что локомотив едет по узкоколейке. Нельзя же упускать такую удачу, — пришли на малодеятельную узкоколейку, а тут сразу тепловоз едет, и его можно заснять в движении! Бежали мы, стараясь успеть, в ту сторону, откуда доносился звук, но упёрлись в бетонное заграждение и поняли, что звук движения доносится вовсе не с УЖД, а с путевой машинной станции (ПМС-88 Октябрьской ЖД) широкой колеи :) Поняв свою ошибку, стали возвращаться.

14. Так, а это что? Тропинка в траве, на которой виднеются какие-то предметы.



15. Вот как! Это и есть узкоколейка, которую мы ищем! Такие миниатюрные рельсы среди зарослей травы. Кстати, я, между прочим, впервые видел действующую узкоколейку, за исключением детских железных дорог.



16. Вид обратно, в сторону Рябово. Железная дорога в траве почти незаметна! Даже трудно поверить, что здесь ещё что-то ездит.



17. Состояние путей, кстати, далеко не лучшее. Вот, например, как выглядят стыки. Составы, наверное, здесь ездят со скоростью чуть быстрее пешей ходьбы человека.



Итак, мы "встаём на рельсы" и идём пешком по узкоколейке в сторону Пельгорского и станции Поселковая.

18. А вот справа и та самая ПМС, к которой мы бегали, приняв звук тепловоза за узкоколейку (и к которой ведёт подъездной путь).



19. Ширина колеи впечатляет. Эх, здесь бы ещё и пассажирское движение, — вообще красота была бы. Интересно было бы не только пешком пройти, но и проехать.



20. На этом снимке хорошо заметна кривизна рельсов. Наверное, при движении вагоны сильно болтает даже на небольшой скорости. Ну а мы тем временем уходим всё дальше. Шум от работы торфопредприятия и ПМС уже не слышен. Только поют птицы, и летний ветерок колышет траву и цветы, в которых теряются рельсы нашей узкоколейки.



21. Несколько жилых домов рядом с путями. Может быть, дачи.



22. А дальше — лес. Здесь мне всё чаще вспоминалась моя прошлогодняя поездка на железную дорогу Будогощь - Тихвин, а точнее, пеший поход по ней до отправления поезда.



23. Ветви деревьев смыкаются над железной дорогой:



24. А рельсы, искривляясь, идут всё дальше в траву. Иногда в шутку возникает мысль, что, даже управляя здесь тепловозом, можно потерять колею. Если машинист будет смотреть на окружающие деревья и небо, то поезд, наверное, тихо и незаметно выйдет из колеи и спокойно поедет дальше по траве, а найти железную дорогу вновь будет уже непросто :)



25. Слева виден небольшой пруд, а впереди железную дорогу пересекает автомобильная грунтовка, ведущая, судя по карте, к болотам.



26. Вид с зумом. Чуть заметен "железнодорожный переезд", а впереди вдалеке — вновь грузовые торфовозные вагоны, стоящие на пути.



27. Вид в обратную сторону, и как раз, тот самый "переезд". Здесь всё путевое хозяйство выглядит как будто почти игрушечным. На станции Поселковая, которая впереди, это ощущение у меня тоже присутствовало.



28. Я в процессе фотографирования, заснятый Кириллом:



29. А вот так "переезд" выглядит с грунтовки:



30. Если идти к рельсам через траву, то и обнаружение железной дороги может оказаться неожиданным. На этой фотографии один рельс немного виден, да и то, чтобы разглядеть, нужно знать, что он там есть.



31. Идём дальше по очень живописному лесному коридору. Да уж, состояние путей, конечно, впечатляет не в лучшем смысле. При этом узкоколейка, хоть и малодеятельная, но работает вполне исправно и закрываться не планирует. Дай Бог, чтобы так и продолжалось, а её состояние становилось только лучше!



Между прочим, грузовой состав, который виден в перспективе, стоит уже на станции. Но глядя издалека, в это поверить сложно, — не разглядеть никаких признаков путевого развития. Впрочем, это ощущение оказалось обманчивым.

32. Ещё какие-то домики с огородами слева от дороги:



33. А вот мы наконец и пришли на станцию. Так выглядит горловина. Путевое развитие всё таки есть! Еле заметное в траве ответвление второго пути. А слева стоит заброшенный стрелочный пост, — домик из камня, выглядящий для этой дороги неожиданно капитально!



34. Вид поближе:



35. Стрелочный перевод, разумеется, ручной:



36. Стрелочный пост построен, видимо, в 1950-е годы, одновременно со строительством всей линии. Да уж, видно, что тогда всё строили основательно...



37. Вид на станцию. Пути так же теряются в траве (правда, именно при нас работник станции стриг её газонокосилкой). Слева виден тепловоз-дрезина ТУ8Г (ещё будет его вид поближе), а справа — уже показанный торфовозный состав. И, между прочим, среди зарослей травы в левой части кадра есть ещё один путь, ведущий в обратном направлении, и приходящий в депо.



38. Мы решили пока пройти туда, не доходя до основной части станции.



39. Узкоколейка здесь пересекает какой-то ручей, мостик через который выглядит просто и незамысловато :)



40. А в сторону уходит второй путь, который, видимо, уже не используется (вроде бы и наката на рельсах нет). Во всяком случае, на нём мостик через ручей практически сгнил, а одинокий торфовозный вагончик стоит покосившимся и, кажется, со сломанными тележками.



41. От станции путь продолжает идти в сторону депо:



Здесь мы с Кириллом решили сделать привал и перекусить. Но стоило нам положить вещи около рельсов и чуть-чуть отойти в сторону, как пришлось бегом возвращаться обратно и спасать имущество :) Было отчётливо слышно, что со станции по этому пути едет тот самый тепловоз-дрезина. Впрочем, скорость у него совсем невысока.

42. Откуда он едет?! И как он вообще очутился среди травы? Путей-то почти не видно :)



43. Тарахтя мотором, узкоколейный локомотив медленно проехал мимо нас, задевая на своём пути ветки и траву.



После этого мы продолжили и завершили перекус. Между прочим, возвращение тепловоза-дрезины долго себя ждать не заставило. Он съездил в депо и теперь возвращался обратно на станцию, причём на более медленной скорости.

44. Вон он, мы его видим! :) Опять выныривает откуда-то из травы. Всё таки удивительным образом здесь железная дорога сочетается с природой.



На обратном пути мы решили снять тепловоз на видео. Только у меня почему-то заглючил фотоаппарат, и снять видео не удалось. Поэтому приложу сюда видеозапись, сделанную Кириллом.



К депо мы ещё вернёмся, когда пойдём обратно в Рябово. А пока, осмотрев ведущий к нему путь, мы вновь выходим на станцию Поселковая.

45. Слева видно станционное здание. Разумеется, это не вокзал, а будка дежурного и, одновременно, управление узкоколейки. Последнее отмечено табличкой "Железнодорожный цех" на здании. На первом пути стоит уже показанный вернувшийся из депо тепловоз, по центру — грузовой состав, а справа — уже, по-видимому, не используемая техника: цистерны, мотовоз, снегоочиститель.



46. Вид обратно. Прямо — основной путь, по которому мы пришли, по центру на фоне деревьев блестит крыша стрелочного поста, а направо уходит путь к депо. Кстати, на этом снимке хорошо заметна граница только что скошенной травы.



47. Вид "железнодорожного цеха" поближе. На фасаде здания висит автодорожный знак "Железнодорожный переезд без шлагбаума", — видимо, просто так.



48. Идём дальше. Относительно станционного здания мы идём за грузовым составом. Хотя работник станции нас всё таки заметил и, подойдя поближе, спросил, что мы здесь делаем. В ответ на то, что просто интересуемся дорогой и гуляем, сказал "А, ну ладно, вы только не курите здесь и не мусорите" и ушёл. :)



49. Заросший пятый путь (путевое развитие, кстати, довольно серьёзное) со списанной (видимо) техникой. Это — мотовоз ЭСУ.



50. Снегоочиститель. Наверное, действующий есть в депо (всё таки зимой эта техника необходима).



51. Пассажирский вагон ПВ40. На нём, видимо, возили рабочих.



52. Мечтать не вредно :)



53. Уже на обратном пути, проходя вновь мимо этого места, мы решили осмотреть интерьер вагона. То есть залезли в него, предварительно убедившись, что нас никто не видит. :) Выглядит, конечно, интересно. Мне на таких ездить ещё не доводилось, а Кирилл здесь вспомнил Алапаевскую УЖД на Урале.



54. Восточная горловина станции Поселковая. Пути опять сходятся в один, а слева стоит ещё один стрелочный пост.



55. За станцией железная дорога выглядит ещё более таинственно. В том числе потому что пути становятся ещё более кривыми.



56. Вид обратно на станцию, с зумом. В вагоне, кстати, виден насыпанный сверху торф.



57. Поселковая — единственная станция на всей узкоколейке, а дорога идёт дальше — на болота, к торфоразработкам.



58. И всё так же, с железной дорогой соседствует здесь не только лес, но и чьи-то дома и огороды. В паре мест мы видели калитки в заборе, выводящие с огорода прямо к рельсам.



59. А на одном участке стоит домик-бытовка, переделанный из узкоколейного вагона.



60. Идём дальше. Вот, кстати, и калитка, выводящая на железную дорогу.



61. Миновав дома и огороды, узкоколейка идёт по живописному лугу.



62. А в конце луга пересекает Царёв ручей. Конструкция моста, конечно, тоже впечатляет :) Мне вновь в этом месте вспомнилась ветка Будогощь - Тихвин (а Кирилл вспомнил линию Текстильный - Комсомольск в Ивановской области).



63. А вот и сам ручей. Вытекает он из тех самых торфяных болот, а потому цвет воды в нём напоминает чай.



64. За мостом:



65. На этом участке кривизна рельсов заметна даже без зума.



66. Лиственный лес постепенно сменяется сосновым, что говорит о приближении к болотам, — изменяется состав почвы.



67. Рельс и трава:



В этом месте мы вновь сделали привал (что было использовано в качестве места для сидения, — думаю, понятно), сопровождавшийся (как и почти весь поход) разговорами на тему путешествий. В частности, где-то здесь я рассказывал Кириллу о своих планах на август относительно уже совершённого (сейчас, когда я пишу) путешествия по сибирским рекам. :) Отсюда же мы пошли обратно, ­— вновь через мостик и мимо огородов, в сторону станции Поселковая.

68. Вид на станцию с зумом. Торфовозный состав просматривается в перспективе лесного коридора с обеих сторон.



69. Видите железную дорогу? Нет? А она есть! :)



70. А вот и вновь станция Поселковая. Кроме станционного здания здесь даже есть платформа, при отсутствии пассажирского движения. Видимо, тоже для рабочих.



71. Вид станционного здания поближе. Здесь как раз видна упомянутая табличка (видимо, ещё советских времён), а дорожных знака на фасаде даже два. На переднем плане, кстати, виден ещё один путь. Судя по Викимапии, он тупиковый и короткий, но о его предназначении нам ничего не известно.



Кстати, подойти к зданию мы хотели и поближе, чтобы затем мимо него идти вновь в сторону депо, но это сделать нам не позволил господин Гав-Гав. :) Пришлось снова обходить за грузовым составом.

72. Итак, мы вновь сворачиваем со станции на путь, ведущий к депо, проходим мимо места, где удачно подкараулили тепловоз, и идём дальше.



73. Рельсы идут мимо бетонного забора и каких-то хозяйственных построек, за которыми начинается жилая часть посёлка Пельгорское.



74. А вот и депо. Путь уходит за ворота внутрь здания. Вроде и простое совсем здание 1974 года постройки (как указано на фасаде), но что-то в его облике есть от железнодорожной старины.



75. Немного не доходя до депо, мы вышли по тропинке в Пельгорское, чтобы идти обратно на станцию Рябово и на электричку до Питера.



76. Посёлок в значительной мере застроен частным сектором, но не исключительно. Есть здесь послевоенные сталинские двухэтажки (строившиеся, наверное, тогда же, когда было основано торфопредприятие), и хрущёвки.



77.



78. Так, пройдя по улице Южной, мы вышли на центральную улицу посёлка — Школьную, которая продолжает идущее из Рябово Пельгорское шоссе. Это — вид в обратную сторону; автобус скоро поедет в город Тосно. Странно, что они здесь не согласованы с расписанием электричек в Рябово.



79. Перспективу улицы замыкает сталинский ДК с портиком (вдоль него идёт улица Рычина, приводящая точно на станцию Поселковая).



80. Рядом с автобусной остановкой стоит Покровская церковь, построенная в начале нулевых.



81. Чуть дальше — братская могила советских солдат, погибших в этих местах во время Великой Отечественной войны:



82. А мы пешком выходим из Пельгорского и идём обратно в Рябово.



83. Слева от дорога — живописная лесная роща. Кстати, точно за ней параллельно дороге и идёт узкоколейка.



Так мы, сделав круг, выходим опять в Рябово и проходим мимо торфопредприятия. Слева вновь примыкает улица Временный Посёлок :)

84. А вот, кстати, и кучи торфа, выгруженного с узкоколейки:



85. На обратном пути мы решили идти к станции не по подъездному пути, а по улицам посёлка.



86. Чуть подальше видны и немногочисленные для Рябово пятиэтажки:



87. А потом пришли снова на станцию Рябово, где дождались обратной электрички на Петербург.



После посещения узкоколейки главный ход Октябрьской ЖД воспринимался уже как-то иначе. Да, пельгорские торфовозные составы явно не развивают такую скорость, как электрички на главном ходу... А ведь всё это железная дорога! Вот настолько разнообразен этот замечательный вид транспорта.

Пост Кирилла об этой же поездке
Tags: Железная дорога, Ленинградская область, Малодеятельные железные дороги, Природа, Путешествия, Россия, Северо-Запад, Узкоколейные железные дороги
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments