Записки северного медведя (nord_ursus) wrote,
Записки северного медведя
nord_ursus

Category:

В краю железных дорог и фронтовых троп

Рассказы о своих путешествиях я выкладываю по очереди. Поэтому до рассказов о северных и не очень странствованиях минувшего лета, я должен написать о коротком четырёхдневном путешествии, совершённом в начале мая этого года, по Тверской и Псковской областям. Вышло так, что почти весь маршрут был проделан по железным дорогам, которые в этом краю особенно колоритны. А все посещённые места особенно примечательны тем, что они были сильно затронуты Великой Отечественной войной. Поэтому лейтмотивом поездки по весенним лесам и полям и небольшим городам и посёлкам стали железные дороги и места боёв. Последнее было особенно символично в связи с тем, что поездка была совершена за несколько дней до семидесятилетия Победы.



Маршрут поездки получился таким: Санкт-Петербург - Старица - Ржев - Нелидово - Земцы - Жарковский - Земцы - Великие Луки - Локня - Чихачёво - Санкт-Петербург. Наглядно он представлен на вот этой карте. Красным цветом отмечены участки, которые я проехал по железной дороге, зелёным — на автобусе.



Этот край притягивает меня давно. С детства я ежегодно ездил (да и сейчас езжу) на поезде между Петербургом и Минском через Псковскую область. И всегда любил изучать карты этих мест, причём не только тех, через которые Петербургско-Витебская железная дорога непосредственно проходит, но и тех, которые расположены по соседству. Поэтому и в путешествиях по ближним регионам данное направление мне особенно интересно. Так, летом 2013 года я хорошо познакомился с заповедной Бологое-Полоцкой железной дорогой и городами Осташков и Великие Луки. Ну а весной 2015 года я решил познакомиться с другой колоритной стальной магистралью — Московско-Рижской. Она хоть и магистраль, но по своей архаичности не уступает иным малодеятельным линиям. Как и на Бологое-Полоцкой, здесь на каждой станции до сих пор ручные стрелки с флюгарками.



Железнодорожный колорит этого края в общем и складывается из трёх магистралей — помимо Московско-Рижской и Бологое-Полоцкой, картину составляет Петербургско-Витебская.



Все железные дороги здесь исключительно на тепловозной тяге. Электрификации нигде нет. К сожалению, пассажирское сообщение здесь редеет год от года из-за "успешной экономической политики" РЖД. Но при этом обновляется подвижной состав, — вместо тепловозов с вагонами в качестве пригородных поездов используются дизель-поезда типа "рельсовый автобус". В общем, в течение четырёх дней я ездил по железкам, созерцая весенние леса через окно.



Логическое завершение всей железнодорожной атмосферы этих мест затеряно где-то в глуши юго-запада Тверской области у границы со Смоленской, — на тупиковой станции Жарковский, до которой два раза в неделю ходит самый медленный поезд Российских железных дорог.



Другая составляющая местного колорита — места боёв Великой Отечественной войны. Здесь были и страшная Ржевская битва, и Великолукская операция, и победная Старорусско-Новоржевская операция в 1944 году.



Довольно многое довелось увидеть в этом путешествии. Например, вот река Волга — в верхнем течении, ещё совсем не широкая. Даже трудно подумать, что эта же река протекает через Нижний Новгород, Самару, Волгоград...



Многочисленные железнодорожные станции, вокзалы на которых, как правило, советские, — старые разрушила война.



И просто общая атмосфера этого края:



Ну и города и веси. Вот, например, княжеско-купеческая Старица:



Промышленный и железнодорожный Ржев:



Шахтёрское Нелидово. Ныне, правда, уже не ведущее добычу угля.



А это Локня. Уютный посёлок городского типа на юге Псковщины, лично для меня примечательный ещё и расположением на Витебской железной дороге (о ежегодном с детства маршруте на поезде я уже говорил), а также тем, что в прошлом году мне приснилось, что здесь есть троллейбус, после чего я эту тему начал активно продвигать в массы :)



В общем, поездка вышла весьма примечательной. Я осмотрел часть Московско-Рижской магистрали, побывал на местах боёв за Ржев, проехал на самом медленном поезде РЖД (и там, кстати, развиртуализировался с griphon), увидел Локню и Чихачёво — места, где много раз проезжал на поезде, но прежде ни разу не был. А всего поездка заняла четыре дня — с 1 по 4 мая. Впереди — подробные отчёты о каждом из посещённых мест.
Tags: Верхневолжье, Дорогами войны, Железная дорога, Локнянский троллейбус, Малодеятельные железные дороги, Псковская область, Путешествия, Россия, Северо-Запад, Тверская область, Центральная Россия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • 26

    Мой 26-й День рождения пока что самый необычный и самый морозный в моей жизни (за окном ниже -30). Уже больше недели я в Салехарде, полёт нормальный…

  • "Куда бы я ни шёл, я всегда шёл на север..."

    Уезжать на север для меня — дело привычное. Но в этот раз всё интереснее. Когда я перед Новым годом подводил в этом журнале свои итоги 2020…

  • Ивало. Морозная Лапландия

    Лапландия — понятие широкое. Можно сказать, пребывающее вне государственных границ. Название этой северной земли, которое давно на слуху у…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments

Recent Posts from This Journal

  • 26

    Мой 26-й День рождения пока что самый необычный и самый морозный в моей жизни (за окном ниже -30). Уже больше недели я в Салехарде, полёт нормальный…

  • "Куда бы я ни шёл, я всегда шёл на север..."

    Уезжать на север для меня — дело привычное. Но в этот раз всё интереснее. Когда я перед Новым годом подводил в этом журнале свои итоги 2020…

  • Ивало. Морозная Лапландия

    Лапландия — понятие широкое. Можно сказать, пребывающее вне государственных границ. Название этой северной земли, которое давно на слуху у…