Записки северного медведя (nord_ursus) wrote,
Записки северного медведя
nord_ursus

Categories:

Нелидово вечернее

Маленький промышленный (а в недавнем прошлом ещё и шахтёрский) городок Нелидово на юго-западе Тверской области был следующим пунктом моего майского путешествия. Приехал я туда из Ржева на пригородном поезде, шедшем в Великие Луки. Заселившись в гостиницу, где мне предстояло переночевать, я прогулялся немного по вечернему городу, оставив его более подробный осмотр на завтрашнее раннее утро.



В Ржеве я довольно сильно устал от пешей ходьбы, а по пути к вокзалу я ехал на городском автобусе, который именно до вокзала и шёл. Но я вышел на две остановки раньше (чтобы перекусить в расположенном там кафе), и в итоге это стоило мне того, что я сильно промок. Когда мне оставалось идти около восьмисот метров до вокзала, очень резко сгустились тучи, поднялся ветер, и... ливануло как из ведра. За десять минут, что я шёл до вокзала, вымокнуть успел основательно. Поэтому толком и не пофотографировал станцию Ржев-Балтийский, — уже как-то не до этого было. Только сам вокзал запечатлел.

2. Сталинский вокзал постройки 1952 года. Справа можно увидеть краешек дизель-поезда РА1 (рельсовый автобус), на котором мне предстоит ехать. А ещё можно заметить, что на этой станции есть высокая платформа, что, надо сказать, большая редкость для таких мест.



Ехать до Нелидово — два с половиной часа. Но в дороге я тоже не фотографировал, поэтому сделать отчёт про этот участок Московско-Рижской магистрали у меня так и не получилось. В основном я сидел отдыхал, смотрел в окно и, разумеется, обсыхал. Кстати, по закону подлости проливной дождь закончился почти сразу после посадки в поезд. Когда поезд переезжал мост над Новоторжской железной дорогой, а затем железнодорожный мост через Волгу, уже светило солнце, постепенно снижающееся к закату. Одна за другой идут станции — Муравьёво, Мончалово, Чертолино, Махерово... Через час и десять минут поезд останавливается в районном центре Оленино, откуда до Нелидово остаётся 45 километров и 50 минут пути. Но это в наши дни. А в 1942 году два соседних райцентра были разделены казавшейся непреодолимой линией фронта... Нелидово было освобождено советскими войсками в январе 1942 года, а Оленино ещё в течение года оставалось под нацистской оккупацией, входя в состав Ржевско-Вяземского выступа, который был покинут немецкими войсками в марте 1943 года. А в 1942 году советским войскам удалось овладеть частью Рижской магистрали, которая затем была в срочном порядке соединена рокадной узкоколейкой с соседней Бологое-Полоцкой магистралью, что дало возможность привозить войска к Ржевскому выступу с западной стороны по железной дороге. После Оленино проезжаю ещё три станции — Ильмановка, Мостовая и Паникля. Именно тут и проходила линия фронта, которая во время операции "Марс" в ноябре-декабре 1942 года была сдвинута немного ближе к Оленино. Вокруг стальной магистрали — места боёв. Братские могилы, сокрытые в лесах. А где-то наверное, есть и до сих пор не заросшие воронки от снарядов. Такие железные дороги — это, по выражению исследователя железных дорог Алексея Вульфова, "дороги с призраками больших скорбей". И Московско-Рижская — одна из них. Старых вокзалов здесь практически нигде не осталось, что также напоминает о трагических событиях семидесятилетней давности.

Кстати, природный пейзаж здесь изменился. Если в районе Старицы и Ржева пейзажи скорее среднерусские с лиственными лесами и широкими полями, то природа Оленинского и Нелидовского районов больше напоминает Ленинградскую область, — леса густые и хвойные, довольно много болот. Видимо, изменяется состав почвы. Впрочем, такие леса я больше люблю. Между прочим, здесь же проходит волго-балтийский водораздел. В Ржеве, как известно, течёт Волга, а вот Нелидово уже стоит на реке Межа, которая впадает в Западную Двину.

3. На часах половина седьмого вечера. Поезд остановился в Нелидово, и довольно значительная часть пассажиров здесь вышла (и примерно столько же человек село). Этот кадр я сделал уже когда уходил от вокзала, и он получился не очень хорошо. Но другого, к сожалению, нет. Вокзал типовой, постройки 1950-х годов. Такой же, как, например, в Оредеже.



4. А вот и дизель-поезд (точнее, автомотриса) типа "Рельсовый автобус", на котором я приехал:



После создания этого кадра поезд закрыл двери и поехал дальше в Великие Луки, куда он прибывает в 21-40. Туда мне предстоит ехать завтра, после поездки по глухоманной линии Земцы - Жарковский.

Нелидово — небольшой городок с населением 20 тысяч человек (в 80-е годы было 30 тысяч) — изначально рабочий посёлок при железной дороге и лесопилках, а затем шахтёрский город Московского угольного бассейна. Шахтёрская история Нелидова закончилась в 1996 году, когда добыча угля прекратилась. Но Нелидово не являлось моногородом, остались и другие производства. Но всё же в настоящее время город экономически довольно депрессивный, хотя и явно надеется на лучшее. Впрочем, шахтёрским по духу Нелидово всё равно остаётся. Это как-то заметно по общей атмосфере, — мне в этом городе постоянно вспоминалась Кемеровская область.

5. Улица Горького. На пути к гостинице



6. Мемориал Великой Отечественной войне и освободителям Нелидова, расположенный поблизости от вокзала (левее кадра находится железнодорожный переезд):



7. Вид от мемориала в обратную сторону. Видно, что асфальт довольно мокрый. Значит, сильный дождь днём прошёл и здесь. Вечернее солнце клонится к закату, создавая в небе над городом очень приятные глазу краски.



8. Строящийся православный храм Иоанна Кронштадтского (по времени, сколь мне известно, стройка порядком затянулась), памятник Шахтёру на его фоне и закатное солнце.



9. Снял поближе памятник представителям этой тяжёлой и опасной профессии. Между прочим, для многих людей является открытием факт существования Московского угольного бассейна и того, что шахтёрские города есть не только в далёких краях России и бывшего Союза, но и в Средней полосе.



10. Ещё один вид на закат. В кадре молодой отец гуляет с коляской, а рядом — футбольная "коробка", где играли местные парни 14-15 лет, один из которых переусердствовал в подаче мяча, вследствие чего последний вылетел за пределы коробки. Проходя мимо, я забросил мяч обратно. Поблагодарили :)



11. Советская улица — одна из двух главных в городе (вторая — Матросова). Правда, народу здесь как-то мало.



12.



13. Сталинские трёхэтажки:



14. В то же время много устаревшего жилья. Это — типовые шахтёрские дома, вероятно, 1940-х годов. Такие постепенно расселяют и сносят, но пока их ещё много. Это уже улица Матросова, — впереди видно примыкание к Советской и, кажется, единственный в городе светофор, на котором при появлении зелёного сигнала для пешеходов слышится замогильный голос "Иди. Иди", "Стой. Стой".



15. А это — площадь Ленина, центральная в городе. Здесь дома уже более поздние, чем на предыдущем кадре, и выглядят посерьёзнее. Всё таки видно, что шахтёрские города были в почёте и застраивались добротно.



16. Здесь же — ДК Шахтёров, типовой, но от того не менее красивый проект архитектора Константина Барташевича. А на фоне стоит, как водится, ВИЛ.



17. Здание районной администрации напротив ДКШ:



Ещё погуляв по вечернему городу уже в сумерках, я отправился спать. Утром мой пригородный поезд на Земцы отправляется в 9-20, а между тем мне ещё нужно успеть осмотреть город более подробно. Поэтому подъём предстоит ранний. В следующем посте я уже покажу город достаточно широко (жаль только, что я не догадался сходить на северную окраину к бывшей шахте), включая места, уже вошедшие в этот пост.
Tags: Дорогами войны, Железная дорога, Путешествия, Россия, Тверская область, Центральная Россия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments