Записки северного медведя (nord_ursus) wrote,
Записки северного медведя
nord_ursus

Category:

В дебрях Тверской области. Часть 1: Земцы

Утром третьего мая я осмотрел шахтёрский город Нелидово, после чего мне путь лежал дальше на запад. В этот день была, быть может, самая интересная часть моего путешествия. А именно — поездка на одном из самых медленных поездов Российских железных дорог. Это — пригородный поезд Земцы - Жарковский, который ходит почти пустым два раза в неделю (среда и воскресенье), проезжая 47 километров за три с половиной часа, по глухоманной однопутной ветке, которая заканчивается на тупиковой станции в районном посёлке городского типа Жарковский. Первым делом мне предстояло доехать из Нелидово в Земцы, а там уже пересесть на этот экзотический поезд. В совокупности из всего этого третьего мая сложилась такая своеобразная поездка "в дебри Тверской области".



Итак, на часах 9-10 утра, до отправления пригородного поезда Нелидово - Земцы остаётся десять минут. Зашёл в здание вокзала, чтобы купить билет, но оказалось, что касса там работает только для продажи билетов на поезда дальнего следования, а на пригород билеты приобретаются в вагоне у контролёра. На первом пути стоит дизель-поезд типа "рельсовый автобус" РА1, в окне висит лист бумаги (точнее, приклеенный на стекло файл со вставленным туда листом) с надписью "Нелидово - Земцы - Жарковский", благодаря которой я догадываюсь, что по факту один поезд доедет до Земцов, а уже оттуда продолжит путь на Жарковский, и скорее всего, с той же локомотивной бригадой и тем же контролёром. Захожу в почти пустой вагон, занимаю место у окна и покупаю билет. Ехать предстоит недолго, — до Земцов всего 25 километров и полчаса пути. Наверное, "Нелидово - Земцы" — это один из самых коротких пригородных маршрутов на РЖД.

2. В 9-20 поезд трогается. Через окно бросаю последний взгляд на Нелидово:



3. Интерьер вагона. Пассажиров было, кроме меня, наверное, человека три или четыре. Кстати, этот поезд, как и поезд Земцы - Жарковский (по факту поезд, как уже говорилось, один), ходит только по средам и воскресеньям, то есть к поезду на Жарковский он как бы специально "привязан".



Поезд пересёк по мосту речку Межа, которую я, правда, не сфотографировал (но всё равно ещё увижу её в Жарковском), выехал за пределы города...

4. ...и, разогнавшись, поехал среди весенних лесов.



5. Под стук колёс и гул мотора РА1, вперёд — по Московско-Виндавской магистрали!



6. Как уже говорилось, природные пейзажи здесь не такие, как в районе Ржева и Старицы. Там вполне среднерусские поля с лиственными лесами. А здесь леса более сплошные и густые. Много тёмных еловых чащ. Из-за этого, кстати, и весна здесь запаздывает, — на деревьях ещё только почки, а в глубине леса, наверное, есть остатки снега. В то время, как в окрестностях Ржева уже кое-где распустились листья.



7. На часах 9-33. Первая остановка — разъезд Подсосенка (12 км от Нелидово). Маленькое станционное здание и несколько домиков среди леса. Здесь вышла одна пассажирка.



8. Почти что хутор:



9. Отправляемся и едем дальше:



10. На следующей остановке — 354-й километр (километраж идёт от Рижского вокзала Москвы), по правую сторону вообще не видно никакого жилья. Только лес да болота. Кстати, обратите внимание на необычное природное явление, — облачность обрывается почти идеально ровной линией, то есть она, конечно, не совсем прямая, но очень чёткая и создающая контраст. И облака при этом даже не кучевые. Никогда не видел такого.



11. Когда до Земцов остаются последние километры, железная дорога идёт вдоль большого болота. Которое называется — болото Дятловское.



12. Наверное, по осени здесь значительную часть пассажиров составляют сборщики клюквы.



13. Потом болото заканчивается, вновь начинается лес.



Слева к нашей тепловозной магистрали примыкает выходящий из леса полузаросший путь с довольно ржавыми рельсами. Похоже, что это подъездной путь леспромхоза, или что-то вроде того. Но, кстати, нет, — это и есть та самая линия Земцы-Жарковский, которая тянется отсюда почти на полсотни километров, и по которой мне предстоит проехать. Почти сразу после примыкания начинается станция Земцы.

В 9-49 утра поезд прибывает на станцию Земцы. Немногочисленные пассажиры выходят, в том числе и я. Платформа почти не возвышается над насыпью, поэтому со ступенек приходится спрыгивать. Поезд глушит мотор и остаётся стоять на первом пути. На Жарковский он отправится в 11-10, то есть через час и двадцать минут. Значит, у меня есть время немного погулять по Земцам.

14. Вот он, мой РА1, на станции Земцы. Это — вид на запад, то есть в сторону Западной Двины и Великих Лук. Ветка на Жарковский уходит в другую сторону — в направлении Ржева, поэтому "рельсовый автобус" будет менять направление.



На втором пути, как видим, стоит грузовой. К моменту моего возвращения на станцию он уже ушёл и освободил путь для пригородного Великие Луки - Нелидово. На станции тихо, и народу почти нет. Только дежурная вышла о чём-то поговорить с контролёром поезда. Посёлок тоже тихий, и уютно расположен среди лесов.

15. Вокзал со стороны посёлка (со стороны путей я его запечатлел только вечером, на обратном пути). Вокзал, как видно, послевоенный, где-то начала 1950-х годов постройки. Этот проект довольно распространён на Московско-Рижской магистрали.



16. На привокзальной площади (если это можно так назвать) — вот такая скульптура. Видимо, того же времени, что и вокзал.



17. Общий вид "привокзальной площади":



18. Дальше я отправляюсь по тихим улицам посёлка. Вот — почтовое отделение.



19. Поселковый дом культуры. Наверное, здание тоже первого послевоенного десятилетия.



20. И всё вокруг, как обычно бывает в таких местах. Свежий воздух с запахом леса, где-то слышен лай собаки, где-то звук электропилы. Такая вот простая русская глубинка.



Земцы — это посёлок железнодорожников, возникший в 1901 году при станции. Станция получила название от деревни Земцы, расположенной поблизости. Сейчас это крошечная деревня, которая гораздо меньше одноимённого посёлка. В Земцах также есть леспромхоз. То есть изначально это был такой же посёлок, как Нелидово, но в Нелидово открыли уголь, и оно стало городом. А Земцы по-прежнему выглядят так же, как сто лет назад.

21. Братская могила освободителей посёлка в Великой Отечественной войне. Как уже говорилось, эти места были освобождены в январе 1942 года, после чего уже последовала кровопролитная битва за Ржев.



22. В одном из домиков незаметно притаилась поселковая администрация. Или, как это раньше называлось, сельсовет.



23. Раритетный грузовик ЗиЛ-157. И похоже, ещё на ходу.



24. А вот обнаружился старый, видимо, дореволюционный дом. Вполне вероятно, что это один из первых домов в посёлке, то есть построен он в 1901 году. Наверное, несколько таких типовых домов было построено для железнодорожников. Уцелел в войну, однако...



25. Уютные поселковые улицы. Кстати, похоже, что сейчас здесь, кроме местных жителей, уже немало дачников, причём не только из Нелидова или Ржева, но даже и из соседних регионов. Несколько раз я здесь видел машины с московскими и питерскими номерами. И ещё по одному разу даже с белорусскими (минскими, если точнее) и нижегородскими.



26. Поселковая школа. Сегодня выходной, поэтому там пусто.



27. Речка Дубица:



28. Виды прямо пасторальные. В русской глубинке что ни ракурс, то картина.



29. А вон посёлок заканчивается, и дорога дальше уходит в лес. У крайнего со стороны леса дома два человека (видимо, отец с сыном) в этот момент мастерили сарай. Кажется, звук пилы и молотка, услышанный мной ещё от станции, доносился именно отсюда. А ещё — загадка для внимательных: найдите на этой фотографии собаку.



30. На часах где-то 10-20. До отправления поезда на Жарковский ещё почти час, и я решаю немного прогуляться среди природы.



31. Могучие вековые ели скрывают лапами чащу, а вокруг поют птицы.



32. А я иду по грунтовой дороге, вдыхая утренний весенний воздух. Красота!



33. Слева от дороги — болото.



34. Потом я решил зайти в лес. Дремучая еловая чаща выглядит таинственно.



35. Здесь довольно темно. В густые ельники солнечного света всегда проникает мало. Наверное, в первых числах мая где-то можно найти и остатки снега, если уж во Ржеве днём ранее я их видел даже в городском парке.



36. Вокруг пахнет еловой хвоей, и где-то на ветках поёт кукушка, и другие птицы.



37. До революции это был север Смоленщины (если точнее, — Бельский уезд Смоленской губернии). Именно через эти таинственные леса и болота и прошла в 1901 году железная дорога, соединившая Центральную Россию с Прибалтикой.



Видео:



36. Я вновь, миновав эту поляну, вхожу в посёлок. Кстати, прямая линия облачности на небе постепенно распадается.



37. Той же дорогой иду обратно к станции. На обратном пути я, кстати, заметил, что в Земцах есть несколько кирпичных двухэтажек.



38. А привокзальная площадь вымощена брусчаткой, которая, полагаю, тоже времён постройки Виндавской магистрали. На часах одиннадцать утра, со второго пути уже ушёл грузовой поезд (а на третий прибыл наливной, которого не было, когда я уходил). Осталось десять минут до отправления поезда Земцы-Жарковский, который всё то время, пока я гулял, стоял на первом пути.



Тот, кто едет в Жарковский со стороны Великих Лук, кстати, не имеет времени на прогулку по Земцам, потому как стыковка составляет всего семь минут: в 11-03 в Земцы прибывает пригородный поезд Великие Луки - Нелидово, а в 11-10 отправляется поезд Земцы - Жарковский. Так что за оставшиеся десять минут я наблюдал ещё и прибытие поезда из Великих Лук. А почему это важно в контексте данного повествования, я расскажу в следующем посте. Который, собственно, и будет представлять собой рассказ о поездке по медленной железной дороге в лесную глухомань.
Tags: Дорогами войны, Железная дорога, Природа, Путешествия, Россия, Тверская область, Центральная Россия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments