Записки северного медведя (nord_ursus) wrote,
Записки северного медведя
nord_ursus

Category:

В дебрях Тверской области. Часть 2: Поезд Земцы - Жарковский

Предыдущая часть была посвящена посёлку Земцы, где я провёл почти полтора часа, перед этим доехав туда поездом из города Нелидово. На этой станции от Московско-Рижской железной дороги отходит в южном направлении удивительная тупиковая ветка до станции Жарковский. Удивительна она тем, что ходящий по ней два раза в неделю (среда, воскресенье) пригородный поезд является одним из самых медленных поездов в стране. 47 километров он проходит за три с половиной часа, то есть его средняя скорость равна 13-14 км/ч! И с одной стороны, пассажиропоток здесь почти нулевой, а с другой — эта ветка является чуть ли не культовым местом в среде любителей железных дорог. В начале мая этого года проехать по ней собрался и я.



2. Итак, в одиннадцать часов утра я вернулся с прогулки по посёлку и прилегающему лесу на станцию Земцы. Вокзал построен по типовому, но при этом достаточно красивому проекту 1950-х годов. На Рижской магистрали есть ещё несколько таких вокзалов.



3. Интерьер вокзала. Половина зала ожидания здесь отгорожена под кассы.



Билеты здесь, как и в Нелидово, продают только на поезда дальнего следования, — пригородные приобретаются в вагоне у контролёра. Кстати говоря, ещё не так давно несколько станций на этой магистрали (в том числе и Земцы) не были подключены к системе "Экспресс-3", и кассиры, оформляя билет, звонили, кажется, в Великие Луки или Ржев, чтобы узнать наличие мест, после чего от руки выписывали билет на бланке. Не знаю, сохранилась ли такая система сейчас, но в Нелидово билеты продают уже обычным способом (наблюдал там покупку билета).

4. Расписание поездов по станции Земцы по состоянию на май 2015 года. Сейчас, когда я пишу, ещё добавился поезд Москва - Псков, курсирующий два раза в неделю по тому же расписанию, что и Москва - Великие Луки (только в другие дни). А в самом низу — поезд Земцы - Жарковский, на котором сейчас поеду я.



Как уже говорилось, на Жарковский идёт тот же самый поезд типа "рельсовый автобус", на котором я приехал из Нелидова. Час и двадацать минут он стоял на первом пути станции Земцы, а сейчас, сменив направление движения, пойдёт дальше. Но обратите внимание, — несколькими строчками выше в расписании стоит пригородный поезд Великие Луки - Нелидово, прибывающий в Земцы в 11-03, и через две минуты идущий дальше. Этот поезд, также представленный "рельсовым автобусом", прибыл по расписанию на второй путь, и из него вышло достаточно много пассажиров. Кстати, взглянув на бортовой номер, я понял, что на том же самом РА1 ехал вчера вечером из Ржева в Нелидово, только тогда он шёл в качестве поезда Ржев - Великие Луки: поздним вечером прибыл в Луки, ночь отстоялся там, а утром пошёл на Нелидово.

Среди вышедших пассажиров я заметил человека, который энергично бегал по платформе и фотографировал поезда и станцию. Приглядевшись повнимательнее, я признал в нём путешественника из Москвы Георгия Красникова griphon. На всякий случай решил окончательно удостовериться, что это именно он, и в результате между нами состоялся такой диалог:

— Простите, а вы случайно не griphon-275? (на "вы" обратился, ибо не был до конца уверен, что говорю именно с тем человеком)
— Да, я самый!
— А, мы просто по ЖЖ знакомы. Я nord-ursus.
— О, привет! А ты как здесь оказался?
— Да вот, решил на Земцы-Жарковский поехать.
— А, ну так и я тоже!

Значит, поедем вместе! Георгий сбегал ещё немного поснимать наш поезд и пути, после чего мы сели в вагон за пять минут до отправления и купили билеты. Как оказалось, у Георгия дача в посёлке Жижица, что недалеко от Великих Лук (и вечером, по пути в Луки, мне ещё предстоит там проезжать), и съездить в Жарковский он решил одним днём, во время пребывания на даче.

5. Итак, садимся. За окном пока ещё станция Земцы на Рижской магистрали. На третьем пути стоит наливной состав с цистернами. Здесь таких много, — вывозят нефтепродукты в прибалтийские порты.



6. В 11-10 поезд трогается в сторону Нелидова, набирает скорость, и вокзал станции Земцы остаётся позади. Затем он съезжает на другой путь, после чего удаляется от Рижской магистрали.



7. И внезапно сбрасывает скорость до пятнадцати километров в час! Кажется, сейчас остановится, но нет, — этого не происходит! Он начинает движение по заповедной глухоманной ветке на Жарковский, где более высокую скорость он уже не разовьёт. Рижская магистраль тем временем становится всё дальше. Со стороны жарковская ветка, уходящая в лес, выглядит как подъездной путь к, например, леспромхозу.



8. Наконец, тепловозная магистраль Москва - Рига окончательно скрывается из вида, и медленный поезд (который утром шёл из Нелидова в Земцы с довольно приличной скоростью) въезжает в царство дремучего леса и болот. Первые километры — за окном торфяники с невысокими соснами.



9. Потом — открытое болото. Подобные пейзажи нам предстоит наблюдать на протяжении всей дороги.



А скорость здесь поистине феерическая. Я такого не видел никогда. Вы можете себе представить поезд, постоянно идущий со скоростью человеческого бега? Ну, может, чуть быстрее. А поезд Земцы-Жарковский именно так и идёт. Это такой "анти-сапсан". Вагон почти пустой, — кроме нас здесь есть только два контролёра (из которых одна работает, а вторая едет в Жарковский) и ещё две девушки, которые едут до первой остановки.

10. А за окном проплывают густые леса, в которых просыпается весенняя природа. Плывут настолько медленно, что успеваешь разглядеть каждое дерево. Развить более высокую скорость поезду не позволяет состояние путей, которые, вероятно, ни разу с советских времён не ремонтировались. Ещё в 1990-е годы здесь ходил грузопассажирский поезд, скорость которого была выше.



Между прочим, эта на редкость глухая железнодорожная ветка изначально должна была стать частью магистрали. В 1910-е годы планировалось строительство железнодорожной магистрали Санкт-Петербург - Великий Новгород - Смоленск. В 1914 году строительство началось, но планам помешали революция и гражданская война, после чего строить магистраль продолжили уже в 1920-е годы. Полностью дорога построена так и не была, и на карте железнодорожной сети страны появились лишь обрубки, которые порознь, не будучи соединёнными, сохранились в виде глухих малодеятельных веток. До революции — в 1916 году, успели построить участок Валдай - Крестцы, который стал ответвлением на север от Бологое-Псковской магистрали; сейчас этот участок не действует, и пути на нём уже частично разобраны, — движение там было отменено ещё в 1992 году. В 1920-е годы был открыт участок Павловск - Новолисино - Новгород, — сейчас по нему из Питера в Новгород ходят дизель-поезда. В 1933-1935 годах было построено третье звено Петербургско-Смоленской железной дороги — участок Земцы - Жарковский - Ломоносово (конечный пункт отстоит от Жарковского на 26 километров). А во время войны, после освобождения запада Калининской области в ходе Торопецко-Холмской наступательной операции в январе 1942 года, военными железнодорожниками была построена временная рокадная дорога Земцы - Соблаго, соединившая Рижскую магистраль с Бологое-Полоцкой, — хоть это и была военная рокадная дорога, она фактически воплотила в жизнь часть дореволюционного плана магистрали на Смоленск. В 1943 году, после освобождения северной части Смоленской области, линия Земцы - Ломоносово была продлена до города Духовщина, который расположен уже недалеко от Смоленска, — опять же как временная, для обеспечения возможности переброски войск к линии фронта. Но после войны временные участки были разобраны, включая участок Жарковский - Ломоносово. Таким образом, Жарковский стал тупиком; если точнее, тупиковой стала станция Кривая, расположенная в четырёх километрах от Жарковского за рекой Межой.

11. Медленно едем дальше:



12. Поздняя весна за окном:



13. Через полчаса езды поезд делает первую остановку — восьмой километр (!), которая расположена в деревне Мешки. На остановке есть вокзал с залом ожидания :)



Хотя вообще, в такой глуши каждая маленькая деревушка кажется центром цивилизации. На 8-м километре из поезда вышли две пассажирки, и мы остались одни.

14. Интерьер вагона. Контролёры на таких рейсах скучают и спят на сиденьях, положив ноги на стул :)



15. РА1 производит московский завод "Метровагонмаш". То есть это — собрат вагонов, курсирующих в столичной подземке. Довольно странно здесь, в глуши Тверской области, видеть эмблему вагонов метро.



16. Особенно если учесть, что подобные поездки иногда дают ощущение перехода в другую реальность. Всё таки хорошо на выходных не оставаться в большом городе, а ехать куда-то в соседние регионы. В Питере сейчас толпы народу гуляют в центре на майских праздниках, а я где-то тут в заповедной дремучей глухомани, еду среди лесов и болот в медленном пустом поезде. Это ощущение трудно передать.



17. После Мешков вдоль железной дороги где-то километр идёт местная грунтовка, которая затем уходит в лес.



18. Следующие два километра поезд преодолевает за 11 минут. Остановка 10-й километр расположена в посёлке Мирный, где в настоящий момент проживает всего 18 человек... Когда-то здесь был разъезд.



19. Ещё одно "здание вокзала". Интересно, когда оно было построено.



На всех остановках (а их всего четыре) поезд стоит по одной минуте. И машинист с помощником обычно выходят наружу перекурить. Мы с Георгием время не теряли и на минутных стоянках даже выскакивали из поезда, чтобы сделать пару кадров. Машинист без нас бы всё равно не уехал. Поезд идёт медленно, и пассажиров почти нет, что влияет на атмосферу, — пару раз машинист даже специально ждал нас и не закрывал двери. Здесь как будто все свои.

20. Трогаемся и едем среди глухой чащи дальше в сторону Жарковского. Следующая остановка будет через сорок минут и через десять километров. Если бы не бурелом и заросли вдоль дороги, можно было бы рядом на велосипеде ехать быстрее поезда.



21. Деревья стоят совсем близко к рельсам. Вкупе с медленной скоростью, порой создаётся ощущение прогулки по лесу.



На этом видео наглядно видна скорость движения поезда. И вот так он едет все три с половиной часа! Хорошо слышно, как он переезжает стыки, — вторая колёсная пара доезжает до стыка через четыре секунды после первой! Ближе к концу видео справа от рельсов, кстати, виден старый советский мотоцикл. Интересно, чей, и откуда он там.



Если бы с такой скоростью ходили поезда между Петербургом и Москвой, то время в пути меж двух столиц заняло бы 40 часов, а от Питера до Урала такой поезд шёл бы неделю.

22. А ещё вдоль дороги, как водится, идёт линия телеграфных столбов. Старые деревянные столбики в некоторых местах подпираются брёвнышками.



23. Речка Туросна. На этой дороге не нужно, завидев впереди что-то интересное, спешно расчехлять фотоаппарат. С такой скоростью можно быть уверенным, что успеешь заснять.



24. Леса тут густые и почти таёжные. Как я уже говорил, это характерно именно для запада Тверской области.



25. И снова болото. Надо сказать, что скучно от такой медленной езды среди подобных пейзажей не становится. Тем более, я был не один, — с Георгием мы постоянно беседовали, и в основном, разумеется, о путешествиях.



26. Безраздельное царство леса. Смотришь в окно и думаешь, что, того и гляди, кабан или медведь появится (забегая вперёд, скажу, что на болоте возле Жарковского Георгий увидел лису, которую я, правда, не разглядел).



Где-то здесь мы въехали на территорию Жарковского района (до этого ехали по Нелидовскому).

27. Снова пересекаем Туросну, на другом берегу видны домики. Но уже необитаемые, — посёлок Откос, насколько я понял, уже полностью вымерший. Рядом находится пока ещё живая деревня Обухово.



28. На часах 12-36. Остановка Откос. Здешний "вокзал" сохранился лучше. Его даже осчастливили фирменной полоской в корпоративном стиле РЖД. Не знаю, кому пришло в голову это делать, но выглядит как-то даже анекдотично.



29. Вид назад. Пассажиров — ни души.



30. По левую сторону — остатки вымершего посёлка. Печально, что деревни уходит в прошлое и зарастают бурьяном и лесом. Только память о них и остаётся.



31. Продолжаем ехать дальше по безлюдной глухомани. Кстати, по карте видно, что этот участок дороги почти полностью прямой.



32. И не заканчивается этот дремучий лес, который будто нашёптывает что-то об истории этого края. Кстати, интересно, какие чувства испытали немецкие солдаты, попав в сорок первом году в эти бескрайние просторы...



Во время боёв эта железнодорожная ветка довольно сильно пострадала. В частности, немцы, отступая в январе 1942 года, взорвали мосты через Туросну. Весной и летом того же года линия была восстановлена советскими войсками.

33.



34. Снова мост через Туросну. Эта река постоянно вьётся вдоль железной дороги, трижды с ней пересекаясь.



35. Бескрайний лес... Кстати, надо сказать, что для человека, которого малодеятельная железная дорога интересует как "вещь в себе", недостатком "рельсового автобуса" (как и любого моторвагонного поезда) является невозможность смотреть в заднее окно, как это можно делать в тамбуре хвостового вагона. Да и в целом современный подвижной состав на такой глухоманной ветке смотрится даже довольно неестественно. Кстати, РА1 здесь запустили только осенью 2014 года, — до этого ходил тепловоз М62 с сидячим вагоном.



А в конце января этого года этот поезд отменили в ходе очередной вредительской акции со стороны РЖД под названием "оптимизация пассажирского сообщения". Тогда же было отменено множество других пригородных поездов в Тверской, Псковской и Вологодской областях. Но в начале февраля в дело вмешался президент Путин, и после его окриков поезда вернули. Так уникальный поезд Земцы - Жарковский всё таки был сохранён. Правда, я подозреваю, что с такой скоростью и пассажиропотоком долго он всё равно не продержится.

36.



Можно даже сказать, что поезд этот удивительно живуч. Я читал отчёт о поездке по этому же маршруту, совершённой в мае 2006 года. Разговоры об отмене поезда шли уже тогда (при том, что кампания по тотальной отмене тогда ещё не началась), но прошло девять лет, а воз, точнее, поезд и ныне там. И это хорошо.

37. Болото:



38. И среди болот идёт узкая насыпь с ниткой железной дороги. Напоминает ветку Будогощь - Тихвин, по которой я ездил в октябре 2014 года.



39. Затем вдруг лес расступается, и показываются домики. По сравнению с тем, что было до этого, деревня выглядит довольно оживлённой. Название у деревни забавное — Кащёнки. Как заметил kirillfedorov4, проехавший по этой линии за полгода до меня, это название намекает на то, куда приводит безумное увлечение железными дорогами :)



40. И в 13-28 поезд делает остановку на одноимённом бывшем разъезде — Кащёнки. Раньше здесь был второй путь, а заколоченный домик на переднем плане — это бывший вокзал. От предыдущей остановки Откос до Кащёнок — 12 километров. Которые поезд преодолевал пятьдесят минут...



41. Здесь даже сохранилась табличка с названием станции, выполненная красивым шрифтом, который характерен для западной части Тверской области (такой же шрифт и на Рижской магистрали, и на Бологое-Полоцкой, и на участке Торжок - Ржев). Табличку, правда, сняли (или сама отвалилась), и теперь она стоит на земле, прислонённая к стене.



Учитывая то, что сарай на Откосе окрасили фирменной полоской, мы с Георгием пошутили, что надо было здесь в лучших традициях РЖД добавить англоязычную надпись Kaschyonki station. Мало ли какого иностранца сюда занесёт :) Хотя наиболее жутко выглядит немецкая транслитерация этого названия — Kaschtschjonki.

42. Тамбур и помощник машиниста. Георгий в этот момент бегал фотографировать поезд.



43. Немного подышав свежим воздухом, возвращаемся в вагон и трогаемся дальше. За окном — деревня Кащёнки, которая действительно выглядит достаточно оживлённой. Даже почта есть. Кстати, здесь в поезд сел ещё один пассажир — мужчина лет 60-ти, который ехал до Жарковского и обратно — видимо, в магазины.



44. Выехав из деревни, пересекли грунтовку, которая приводит в Кащёнки от автодороги Западная Двина - Жарковский.



45. Медленно перестукивая колёсами, поезд выезжает на просторы огромного болота Пелецкий мох, которое по площади сопоставимо с... Москвой.



46. Болотный массив впечатляет размерами даже когда находишься на самом его краю. Насыпь железной дороги проложена прямо по болоту, — справа и слева от поезда мох, торф, кочки и карликовые сосны. А осенью, наверное, обилие клюквы.



47. Да, наверное, это одно из самых глухих мест Тверской области. Кстати, мы приближаемся к соседней области — Смоленской. До революции здесь был Бельский уезд (центр в городе Белый) Смоленской губернии.



В связи с этим нужно рассказать историю этой ветки до конца. На самом деле, ветка Земцы - Жарковский не стала последним в истории участком несостоявшейся магистрали Петербург - Смоленск. В 1978 году в посёлке Озёрный на севере Смоленской области, расположенном в 32 километрах (по прямой) к югу от Жарковского, была построена Смоленская ГРЭС. Тогда же со стороны Смоленска была построена железная дорога, и в 1979 году в Озёрном была открыта тупиковая станция Сошно. Ветка Смоленск - Сошно длиной сто километров, при строительстве которой частично была использована сохранившаяся насыпь уже упомянутой рокадной дороги Жарковский - Духовщина, стала ответвлением от магистрали Москва - Брест. В 1980-е годы было решено соединить два тупика, расположенных в географической близости, — Сошно и Жарковский. Так появилась сквозная железнодорожная ветка Земцы - Смоленск. Однако пассажирского движения между Сошно и Жарковским не было, — построенная перемычка служила в основном для снабжения Смоленской ГРЭС бурым углём из Нелидово. Но в 1995 году электростанция перешла на природный газ (что стало одной из причин прекращения добычи угля в Нелидово спустя год), вследствие чего эксплуатация недавно построенного участка Жарковский - Сошно прекратилась, и пути на этом участке были разобраны в конце девяностых - начале нулевых, осталась только насыпь. В 2001 году был отменён пассажирский поезд Смоленск - Сошно, вследствие чего этот участок стал исключительно грузовым. Таким образом, Жарковский и Сошно вновь стали тупиками (если быть точнее, то с северной стороны тупиком является не Жарковский, а Кривая), а проект сплошной магистрали Санкт-Петербург - Смоленск, к сожалению, так и остался на бумаге.

48. Тем временем, приближаемся к Жарковскому. Среди огромного болота есть сухие островки, покрытые разреженным лесом.



49. Распогодилось. Утром в Нелидово и Земцах была переменная облачность, после отправления из Земцов стало пасмурно, а сейчас облака вновь рассеиваются, и выглядывает весеннее солнце. На берёзах появляется молодая листва.



50. Последние километры болота:



51. И уже показываются домики и железнодорожный переезд. Мы въезжаем в Жарковский. Налево отходит путь, — это либо подъездной путь деревообрабатывающего комбината, либо уже не используемое ответвление на Кривую.



52. Затем начинается станция. Поезд на минуту остановился у поста ЭЦ, — контролёр что-то передала дежурной по станции (последнюю видно в кадре). А ещё здесь обнаружилась примечательная деталь — тележки-дрезины для перевозки путейского инвентаря.



Здесь же, в горловине станции, стояло несколько грузовых вагонов приписки аж станции Мальта Восточно-Сибирской железной дороги. Название станции и так необычное, а тут ещё вагоны с неё как-то занесло сюда. Хотя по моим наблюдениям, это одна из наиболее частых станций приписки на бортах грузовых вагонов.

53. Наконец, на часах 14-32, по расписанию поезд останавливается на конечной станции — Жарковский. Мы выходим на песчаную платформу и вдыхаем местный воздух. Вокруг тишина и полное ощущение нахождения на отшибе цивилизации. Несмотря даже на то, что Жарковский кажется напротив, центром цивилизации после километров глуши.



54. Наверное, это впечатление усиливается тем, что станция пребывает в состоянии, которое можно охарактеризовать как "полный дестрой". Вокзал несколько лет назад заброшен, а ещё года два назад наполовину сгорел.



55. Возле него на земле стоят детали некоей скульптурной композиции:



56. В конце станции путь раздваивается. Тот, который слева, заканчивается тупиком чуть левее кадра. На другом пути, кстати, светофор действует.



57. И этот путь уходит чуть дальше — к заброшенному пакгаузу с вывеской "Магазин «Престиж»" (выглядит опять же, анекдотично), после которого также заканчивается тупиком у берега реки Межа. В тупике стоит грузовая дрезина ДГКу.



При всём этом нужно сказать, что первое впечатление здесь обманчиво. Разруха и запустение в Жарковском сосредоточены в основном возле станции. Сам же этот посёлок городского типа, являющийся районным центром, производит довольно приятное впечатление. Обратно в Земцы поезд отправится в 15-30, то есть на Жарковский у нас есть всего час. Но для беглого осмотра этого хватит. Следующий пост будет посвящён посёлку Жарковский.
Tags: Дорогами войны, Железная дорога, Малодеятельные железные дороги, Природа, Путешествия, Россия, Тверская область, Центральная Россия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments