Записки северного медведя (nord_ursus) wrote,
Записки северного медведя
nord_ursus

Category:

В дебрях Тверской области. Часть 4: От Жарковского до Великих Лук

Медленный поезд Земцы - Жарковский на своём конечном пункте стоит всего один час. За это время мы с griphon успели бегло осмотреть посёлок городского типа Жарковский — отдалённый райцентр Тверской области. Теперь нам предстоит так же медленно и долго возвращаться назад — на станцию Земцы, откуда путь лежит дальше на запад: мне в Великие Луки, а Георгию в Жижицу, которая по пути, но чуть ближе.



2. Как уже говорилось, этот железнодорожный маршрут сейчас обслуживает поезд-автомотриса "Рельсовый автобус" с двумя кабинами. Поэтому в течение часа этот одинокий вагончик просто отстаивается на станции Жарковский, после чего трогается в обратном направлении. Раньше, когда здесь ходил тепловоз с сидячим вагоном, во время стоянки в Жарковском происходили манёвры: тепловозу нужно было перейти на второй путь, объехать по нему вагон, через горловину вернуться на первый путь и прицепиться к вагону уже с другой стороны.



3. Итак, в 15-30 трогаемся и отправляемся из Жарковского на такой же медленной скорости. Едем по просторам болота Пелецкий мох.



Пассажир в вагоне, кроме нас, только один — мужик из деревни Кащёнки, который, съездив в Жарковский, возвращается обратно.

4. Весеннее болото:



5. Вокруг железнодорожной насыпи один мох, трава, карликовые сосны и водные мочажины.



6. Заболоченный лес. На обратном пути я снимал уже не так много.



7.



8. От Жарковского до Кащёнок — 15 километров, которые поезд преодолевает в течение часа. И в Кащёнки поезд прибывает в 16-36. В кадре уже показанный бывший вокзал со стоящей на земле табличкой. А человек рядом с ним — это и есть тот самый единственный пассажир. После того, как он вышел, уже до самых Земцов мы ехали одни.



9. Взгляд на деревню. Красиво весной в этих местах.



10. Едем дальше. Снова медленный перестук колёс среди глухого леса в течение пятидесяти минут, и в 17-27 наш поезд останавливается на полустанке Откос, где сарай выкрашен в корпоративные цвета РЖД. Серый цвет — естественный, от потускнения древесины, осталось только красную полоску прочертить. Экономия, однако!



11. А вот так выглядит наша железнодорожная ветка. Полузаросшие рельсы с налётом ржавчины, идущие при этом по почти прямой линии. Что, впрочем, всё равно не спасает этот маршрут от крайне медленной скорости. Боюсь представить, с какой скоростью шёл бы поезд, если бы на линии было много изгибов.



12. Возвращаемся после короткой стоянки в вагон и едем дальше. Живописный весенний пейзаж, на деревьях появляется листва. По пути иногда встречаются грунтовые дороги.



13. А в правой части вот этого кадра видна реликтовая вещь — деревянный стометровый столбик, сделанный из слегка отёсанного брёвнышка. Такое встречается очень редко.



14.



15. Солнце постепенно снижается. В свои права вступает вечер.



Видео:



16. Десятый километр! Осталось, значит, всего 10 км до Земцов. Ну или 45 минут пути... А современный подвижной состав на таких полузаброшенных остановках с покосившимися сараями смотрится немного странно.



17. Взгляд назад — в сторону Жарковского:



18. Наш поезд на остановочном пункте 10 км. Справа в кадр попал Георгий.



19. И вид вперёд — в сторону Земцов. Да уж, очень разные бывают железные дороги. Мир железных дорог разнообразен и не ограничивается магистралями, где два пути и электрификация. Есть и вот такие глухоманные ветки, на которых, к сожалению, перевозки сокращаются.



Ещё я как-то в шутку подумал, — а что если на линию Земцы - Жарковский запустить Сапсан на тепловозной тяге? Мне просто интересно, как это будет выглядеть, — причём как снаружи, так и изнутри.

20. За десять минут этот поезд проезжает всего два километра (то есть он идёт всего в два раза быстрее пешей ходьбы человека), и в 18-20 — последняя остановка, восьмой километр. Вокруг домики маленькой деревни Мешки. Деревенские дома и лес на заднем плане очень красиво подсвечиваются вечерним солнцем.



21. Вид назад. В кадре виден железнодорожный переезд.



22. griphon фотографирует вокзал, построенный по новейшим технологиям :) А кроме шуток, похоже, что демонтировать эту конструкцию можно руками без использования инструментов, то есть просто расшатать, и она рухнет.



23. Наконец, до Земцов остаются последние километры, проехав которые, мы наконец покинем этот, один из самых медленных поездов России.



24. Красивый и величественный лес за окном:



25. Торфяник с чахлым лесом. На него я обратил внимание ещё по дороге туда.



26. Наконец, лес с правой стороны заканчивается, и вдруг появляется она... Сможете разглядеть, что там?



27. А теперь, поближе, — видите?



28. Да, это она! Московско-Рижская железная дорога! Казавшаяся до этого глухой и заповедной, теперь, после семичасовой (в сумме) поездки по глухоманнейшей линии Земцы - Жарковский, Рижская магистраль кажется просто скоростной дорогой. Кстати, интересно было бы со стороны понаблюдать, как по заросшим травой рельсам из дремучего леса вдруг выезжает РА1.



Неожиданно поезд... разгоняется! И начинает ехать относительно довольно быстро, когда до прибытия на конечную остаётся одна минута. Забавно, но выходит, что станция Земцы — это участок, где этот поезд развивает наиболее высокую скорость. В Земцы мы прибыли с небольшим опережением: по расписанию должны были в 18-53, а приехали где-то в 18-45.

В общем, железнодорожная ветка Земцы - Жарковский — на редкость экзотична. И жаль, что наверное, долго она не продержится (если только пути отремонтируют, и скорость поезда возрастёт в разы, но это весьма маловероятно), и поезд всё таки отменят. С одной стороны, этот поезд очень мало кому нужен, а с другой весьма интересен для любителей железных дорог. Поэтому всем желающим советую не откладывать поездку по этой железной дороге!

Итак, остановка на первом пути станции Земцы, десантирование на перрон (который, как уже говорилось, слишком низкий). Осталось 18 минут до поезда Ржев - Великие Луки. Значит, мы выиграли чуть больше времени на стыковку, которая в случае прибытия по расписанию составила бы только десять минут. Георгий решил сходить в магазин, расположенный за путями, а я — поснимать станцию.

29. Уже показанный вокзал станции Земцы, построенный в послевоенные годы:



30. Старый вокзал сгорел во время войны. Но при этом на станции сохранилась красивая дореволюционная водонапорная башня. Она построена, как и сама Виндавская магистраль, в 1901 году.



31. Ручные стрелки с флюгарками — практически визитная карточка и Виндавской магистрали, и соседней Бологое-Полоцкой.  В темноте жёлтый фонарик-флюгарка очень красиво светится. Для некоторых людей это является открытием, но сейчас перевод стрелок вручную — уже редкое явление. Процесс этот давно автоматизирован на большинстве дорог, и обычно только в глухих уголках железнодорожной сети страны встречается вот такой архаизм. А ведь это, между прочим, всего неполная ночь пути от Москвы, и чуть больше от Питера...



32. С поездом РА1-0030 я за сегодняшний день уже сроднился. Ещё в 9-20 утра я сел на него в Нелидово, доехал до Земцов, а потом на нём же мы ездили в Жарковский и обратно. На сегодня он своё дело завершил: ночью он будет отстаиваться в Земцах (скорее всего, на запасном пути, который виден на заднем плане), а в шесть часов утра выполнит рейс до Нелидово.



33. Наконец раздалось объявление "на второй путь прибывает пригородный поезд Ржев - Великие Луки", вдалеке показался ещё один "рельсовый автобус", прибывший по расписанию в семь часов на второй путь. Слева он, а справа — поезд из Жарковского. Контролёр, вышедшая постоять на перроне, с удивлением смотрит на двоих людей, фотографирующих пути и поезда :)



Садимся в вагон. Народу достаточно много, даже непривычно уже это выглядит. Мне предстоит ехать до конца — до города Великие Луки, откуда я завтра продолжу путешествие, а Георгий возвращается к себе на дачу — до станции Жижица. Следующая после Земцов остановка — разъезд Замошье, через десять минут, за которые поезд проезжает... девять километров. Вот это скорость! После поездки в Жарковский кажется, что мы уже прямо таки несёмся на всех парах.

34. В Замошье — маленький вокзал, время постройки которого я определить затрудняюсь. То ли 1930-е годы, а может быть даже и дореволюционный. Название явно происходит от расположения за болотом ("за мхом").



Кстати, поезд этот ещё лет двадцать назад был пассажирским поездом дальнего следования Ржев - Новосокольники.

35. Станция Западная Двина, расположенная в одноимённом маленьком городе, который связан с Жарковским прямой автодорогой. Вокзал здесь такой же, как в Земцах, только побольше. Весьма приятный на глаз. Вроде и сталинка, а сквозят в здании какие-то черты модерна.



Как следует из названия станции и города (сперва так была названа станция, а по ней уже посёлок, ставший впоследствии городом), железная дорога здесь пересекает реку Западная Двина, которая берёт начало в глухих лесах недалеко от озера Селигер, затем протекает через западную часть Тверской и северо-западную часть Смоленской области, а оттуда уже течёт сначала в Беларусь (где на ней стоят Витебск и Полоцк), а затем в Латвию (Даугавпилс и Рига), где впадает в Балтийское море. Вот так интересно бывает: близко друг к другу находятся Ржев и Нелидово; но при этом первый город в бассейне Каспийского моря, а второй — в бассейне Балтийского. Значит, отсюда река течёт на запад, и, кстати, близость Беларуси в этих местах как-то даже ощущается. В том числе по особенно большому количеству белорусских продуктов в местных магазинах.

36. Водонапорная башня в Западной Двине явно советская.



37. Едем дальше, через маленькие станции и разъезды Виндавской магистрали среди лесов Тверской области. Вот это — разъезд Улин.



38. 390 километр — просто остановка поезда на железнодорожном переезде. Тем временем, всё больше вечереет, солнце уже заходит за горизонт. Время на часах — без пятнадцати восемь.



39. Разъезд Барсово. Может быть, я и ошибаюсь, но деревянный станционный домик похож на дореволюционный. Хотя всё же затрудняюсь определить.



40. В 20-02 — станция Старая Торопа, расположенная в одноимённом ПГТ. Простенький деревянный вокзал, скорее всего, уже советский.



Здесь протекает река Торопа (ударение на второй слог) — приток Западной Двины. На ней чуть выше по течению (то есть севернее) стоит древний город Торопец, через который в начале XX века прошла Бологое-Полоцкая железная дорога. Во время Великой Отечественной войны, летом 1942 года, станции Торопец и Старая Торопа были соединены временной рокадной узкоколейкой, прошедшей вдоль линии фронта: за полгода до этого, в январе того же года, значительная часть Калининской области была освобождена в ходе Торопецко-Холмской операции. Советским войскам удалось овладеть частью Московско-Рижской магистрали — приблизительно от Нелидово почти до самых Великих Лук. Но выхода на эту магистраль не было, — освобождённый её участок (как раз тот, по которому мы едем) был с обеих сторон "закупорен": железнодорожные узлы Ржев и Великие Луки оставались в фашистской оккупации, поэтому потребовалось построить временные соединения с соседней магистралью для возможности переброски войск к линии фронта. Помимо ветки Торопец - Старая Торопа, второй такой рокадной дорогой стала линия Соблаго - Земцы.

41. Мчимся по магистрали дальше в сторону Великих Лук. За окном постепенно темнеет.



42. Станция Русаново — последняя на территории Тверской области. Маленький деревянный вокзал — для пассажиров при этом закрытый: пока мы стояли, Георгий сбегал до вокзала и спросил об этом дежурную — работает ли здесь зал ожидания (просто в соседней Жижице он есть, но при этом закрыт для пассажиров).



43. Стояли мы в Русаново пять минут — под скрещение с грузовым поездом, который состоял из наливных цистерн. Как уже говорилось, наливные составы здесь можно видеть часто. Как и на Петербургско-Витебской магистрали.



44. Небо красиво переливается закатными облаками.



45. В 20-27 первая остановка на территории Псковской области — Жижица. Красивый деревянный вокзал постройки 1901 года здесь, к сожалению, испортили корпоративными цветами РЖД (на западе Тверской области как-то смогли обойтись без этого). А ещё здесь таблички с названиями станций выполнены уже совсем в другом стиле — с более простым шрифтом. Такие повсеместно встречаются на территории всей Псковской области — от Жижицы до Плюссы.



С Георгием мы здесь попрощались, — он вышел из поезда и отправился к себе на дачу. Мне же оставалось ещё час с небольшим ехать до Великих Лук. В пол девятого отправляемся из Жижицы. Природный пейзаж вокруг меняется, — густые темнохвойные леса сменяются вновь широкими полями. Слева от железной дороги я видел, но не сфотографировал холм со стоящим на нём памятником Модесту Мусоргскому, который в этом месте родился, — рядом с Жижицей находится его усадьба. В пейзаже появляется ещё одна интересная деталь — озовые гряды. Это ледниковые отложения почв, которые внешне можно по незнанию принять за насыпь какой-нибудь разобранной железной дороги. Таких особенно много именно на юге Псковской области.

46. Остановка 434-й километр. Всё дальше на запад!



47. Без пятнадцати девять — станция Артёмово. Снова редкий на этой линии сохранившийся в войну вокзал 1901 года. При этом уже кирпичный. Кстати, вокзал как раз и стоит на озовой гряде. Очень характерное возвышение.



48. Станция Кунья. Расположена в одноимённом посёлке городского типа, райцентре Псковской области; здесь протекает река Кунья (сперва по реке была названа станция, а потом уже посёлок), которая впадает в Ловать возле города Холм. В отличие от Жижицы и Артёмово, здесь вокзал война не пощадила, и нынешний построен уже после войны по типовому проекту. Непонятный объект в правой части кадра — это дверь поезда (в "рельсовом автобусе" двери прислонно-сдвижного типа, то есть открываются наружу).



А во время войны Кунья печально прославилась тем, что в недолгий период немецкой оккупации здесь находился лагерь для военнопленных. Но враг пробыл здесь недолго, — 23 января 1942 года (то есть на два дня раньше, чем Нелидово) Кунья была освобождена войсками 3-й ударной армии. Но тут уже совсем близко Великие Луки, в которых немцы закрепились основательно, и которые взять советским войскам удалось лишь спустя год.

По мере приближения к Лукам в вагоне становится всё больше народу, да и места за окном выглядят всё более обитаемыми, — здесь немало великолукских дачников. Помню, что похожие ощущения я испытывал летом 2013 года, когда подъезжал к Великим Лукам по Бологое-Полоцкой дороге.

49. Наконец, последнюю остановку поезд делает на станции с необычным названием Сердце. Причина выбора такого названия (это случай, когда первично название станции, а не населённого пункта рядом с ней) проста и вместе с тем весьма интересна. Это — середина пути между Москвой и Ригой. Стало быть, Сердцем назвать могли и Бологое?..



Где-то здесь и проходила линия фронта в период с января по ноябрь 1942 года, когда была начата Великолукская наступательная операция, которая в ходе ожесточённых боёв завершилась в январе 1943 года окружением и разгромом немецких частей и освобождением города Великие Луки.

На небе уже стемнело, вокруг появились огни города. Поезд постепенно замедлял ход, когда с правой стороны к Рижской магистрали незаметно примкнула Бологое-Полоцкая. В Великих Луках эти две тепловозные магистрали пересекаются, а в тридцати километрах западнее — в городе Новосокольники, Рижская магистраль пересекается с Петербургско-Витебской. Интересно было бы поездить по этим местам ещё более подробно.

50. В 21-40 мой пригородный поезд прибыл на конечную станцию Великие Луки. Переночевать до утра я решил в комнатах отдыха на вокзале, перед этим немного прогулявшись.



Что интересно, обратно во Ржев пригородный поезд из Лук идёт ночью. Такое бывает редко.

51. Октябрьская сторона вокзала (мой поезд из Ржева прибыл на противоположную — Балтийскую). Станция огромная, очень много путей. Но вот вокзал не под стать, — довольно маленький для такой важной станции.



52. Подробно я этот город уже не осматривал, так как уже был здесь два года назад — после поездки по Бологое-Полоцкой в июле 2013 и уже тогда про город писал. Тогда я приехал сюда ранним вечером, а в Питер уезжал глубокой ночью. Тоже шёл тогда к вокзалу по уже почти ночному городу.



53. Проспект Ленина — центральная улица города. Великие Луки в центре застроены домами в стиле сталинского ампира, солидный вид которых напоминает о том, что в 1944-1957 годах этот город был областным центром (в состав Великолукской области входил юг нынешней Псковской и запад Тверской областей, а также Холмский район Новгородской области). Сейчас это второй по величине город Псковской области, и проживает здесь почти сто тысяч человек.



Старой застройки в городе почти нет — зимой 1942-1943 годов в Великих Луках шли тяжёлые уличные бои, в результате которых город практически лежал в руинах. Происходило всё это одновременно со Сталинградской битвой. И это не случайное совпадение, — Сталинград и Великие Луки были частью одного плана.

54. Прогулявшись по городу, я где-то через час вернулся на вокзал. После моего прошлого приезда он, кстати, изменился, — из красного цвета его перекрасили в жёлтый. Ну, слава Богу, что не в серый с красным.



Вокзал стал для меня пристанищем до утра. Определившись на ночлег в комнату отдыха, я сразу заваливаюсь спать. День сегодня был насыщенный: ранний подъём в Нелидово, потом осмотр города, поездка на РА1 в Земцы. Потом полуторачасовая прогулка по Земцам, а потом поездка в Жарковский на медленном пригородном поезде, который 47 километров проходит за три с половиной часа. На этом поезде мы с griphon проехали в обе стороны. От Земцов я два с половиной часа ехал до Великих Лук, немного прогулялся по городу, и теперь — спать! И переваривать полученные за день впечатления. В комнате было очень холодно, пришлось укрыться двумя одеялами (благо, взять было откуда, — кроме меня там больше никто не ночевал). Проваливаясь в сон, я уже в пол первого ночи слышал объявление о прибытии скорого поезда Москва - Рига. Утром мне вставать не рано. За ночь можно отоспаться, а в пол десятого утра мне надо быть на автовокзале, откуда я поеду автобусом в райцентр Локня. Из-за несогласованности расписаний мне, к сожалению, пришлось проехать мимо железнодорожного узла Новосокольники, которого для полноты картины несколько не хватает.

55. А вот таким было утро на вокзале в Великих Луках. Выспавшись в холодной комнате отдыха, я вышел с вокзала уже где-то около восьми утра 4 мая и выдвинулся в направлении автовокзала, до которого пешком идти минут пятнадцать.



Но об этом позже. Следующим пунктом путешествия была Локня, что на Петербургско-Витебской магистрали.
Tags: Дорогами войны, Железная дорога, Малодеятельные железные дороги, Псковская область, Путешествия, Россия, Северо-Запад, Тверская область, Центральная Россия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments