Записки северного медведя (nord_ursus) wrote,
Записки северного медведя
nord_ursus

Category:

По Витебской железной дороге. Локня — Чихачёво

Железнодорожная магистраль Санкт-Петербург - Витебск, построенная в 1904 году, связывает Северную столицу России с Белоруссией, а также дополняет железнодорожный колорит края, составляющего территорию бывшей Великолукской области, — наряду с более архаичными Виндавской и Бологое-Полоцкой дорогами. Начиная с раннего детства, я ежегодно ездил поездами между Петербургом и Минском в обе стороны. Во-первых, можно сказать, что я во многом на этой почве и стал любителем железных дорог и путешествий, а во-вторых, во время этих поездок я каждый раз проявлял неподдельный интерес к местам, через которые поезд проезжает. Особенно меня манил своей таинственностью участок примерно между Дно и Витебском. Почему именно он? Потому что в обоих направлениях поезд проходил его ночью. Это и придавало некую загадочность. Дополняло картину, в свою очередь, то обстоятельство, что эта железная дорога является однопутной, что вынуждает поезда делать технические остановки на маленьких станциях, названия которых не обозначены на картах.



Интернет в ту пору уже существовал, но не был так распространён, да и я был мал возрастом, а потому изучать интересующие меня места я мог только по картам и атласам. На картах были обозначены только населённые пункты размером побольше — в основном, райцентры — Дедовичи, Бежаницы, Новосокольники. А вот каждый год появлявшиеся в вагонном расписании следования поезда новые для меня остановки с названиями Лозовицы, Загоскино, Самолуково, — казались мне чем-то загадочным и будоражили сознание. Тут надо пояснить, что разные маленькие остановки год от года то появлялись в расписании, то исчезали, уступая место другим таким же, — поскольку остановки эти технические, и предназначены для скрещения — пропуска встречных поездов, график движения которых иногда меняется. Ничего интересного тут, казалось бы, нет, но детство — такое время, когда впечатляют порой любые мелочи. Так, бывало, что я, уже лет в 9-11 (в более раннем возрасте сил не спать ночь напролёт просто не хватало, хотя частично всё равно не спал и смотрел в окно), в поездке мог пожертвовать сном, чтобы увидеть как Невель, Новосокольники и Локню, так и станции поменьше, названия которых я на карте отыскать не мог. Детские воспоминания, безусловно, создают у меня интерес уже теперь поездить здесь поподробнее, и рассмотреть места, которые я когда-то высматривал в ночной темноте сквозь вагонное окно. Так в начале мая этого года я оказался в Локне, после чего решил поехать пригородным поездом до станции Чихачёво. А перед этим — немного погулять пешком по шпалам.

2. Итак, после подробной пешей прогулки по Локне я вышел в деревню Рысино, откуда по сделанному кем-то мостику через канаву прошёл по тропинке к железнодорожным рельсам. До пригородного поезда Новосокольники - Дно ещё полтора часа. Пройдусь немного в ту сторону, в которую мне предстоит ехать.



У меня была мысль дойти пешком до бывшей станции Тигощи и на поезд садиться уже там. Но я вдруг задумался, — а вдруг мост через реку Локня на перегоне охраняется, и я не смогу через него перейти? Вряд ли, но полностью этого исключить нельзя было. В общем, пожалуй, логичнее было бы идти пешком в другую сторону — до станции Стримовичи, и потом ещё раз проехать через Локню на пригородном поезде. Ну уж ладно, — пройду просто немного пешком в сторону Тигощей и вернусь обратно.

3. На окраине деревни Рысино — котлы для варки битума:



4. Вид обратно — в сторону Локни:



5. Вот тут я много раз проезжал (да и сейчас продолжаю ездить этим маршрутом) по дороге из Питера в Минск. И почти всегда ночью. Поэтому даже довольно непривычно видеть эти места днём при солнечном свете. Хотя всё же два раза я возвращался из Минска на гродненском поезде, который проходит здесь днём.



6. Болотистая местность по правую руку от меня (если двигаться со стороны Питера, то будет по левую). К востоку от Локни и вообще от Витебской магистрали начинаются глухие малолюдные места с большим количеством болот, и где-то там, за этими лесами и болотами, находится маленький городок Холм, в котором я был прошлой осенью, — уже в Новгородской области.



Эта стальная магистраль начинается на Витебском вокзале в центре Санкт-Петербурга, где от перронов из-под дебаркадера отправляются поезда, чтобы идти на юг, — в Новгородскую и Псковскую области, а потом в Беларусь. Исторически Петербургско-Витебская железная дорога продолжает Царскосельскую, которая была построена в 1837 году и стала первой железной дорогой России. До Витебска магистраль дошла в 1904 году, породив на своём пути множество железнодорожных посёлков и маленьких городов, среди которых и Дно, и Дедовичи, и Локня, и Новосокольники.

7. Тёплый майский день на железной дороге:



8. Движение по этой линии довольно активное. Если идти здесь пешком, то регулярно приходится отходить с путей в сторону, дабы пропустить поезд. Вот внезапно со стороны Дно поехал "рельсовый автобус" РА1, при этом пустой, — по расписанию, пригородных поездов здесь в это время быть не должно. Значит, шёл куда-то "загонкой". Фото, к сожалению, смазалось.



9. Вид на север (в сторону Загоскино и Дно) с сильным зумом. Горячий воздух, нагретый солнцем, создаёт хорошо различимый на глаз эффект ряби в воздухе. Погода была довольно жаркая.



10. Какой-то ручеёк, протекающий под насыпью:



11. Природный пейзаж вокруг:



12. Наверху в небе летит какой-то самолёт. Интересно, куда...



13. А я нахожусь в 363 километрах от Петербурга. Километраж также начинается от Витебского вокзала.



Поснимал видео:



14. Ещё один вид с зумом — в сторону Локни:



Вскоре со стороны Дно где-то вдалеке раздался грохот колёс и гудки тепловоза, и я уже отошёл с рельс в сторону и занял позицию для фотографирования идущего навстречу поезда. Гремели колёса сильно, что говорило о том, что поезд грузовой и идёт на большой скорости. Так и оказалось, — тепловоз 2ТЭ116 с наливным составом из цистерн. Тепловоз, кстати, принадлежит не РЖД, а компании "БалтТрансСервис". Наверное, поезд дойдёт до Новосокольников, где повернёт в сторону Латвии. Или пойдёт прямо — в Беларусь.

15. Правда, фото снова получилось неудачным, — надо было не один раз нажимать, а включить режим серийной съёмки.



16. С грохочущим перестуком колёс железные цистерны проносятся мимо меня, пока я стою возле железнодорожного полотна. Даже стоять здесь трудно было в этот момент, — поток воздуха слишком сильный.



17. На три километра я ушёл от Локни. Там перед моим взором предстала очень живописная кривая (так называется поворот железнодорожного пути).



18. Последний вид в северном направлении, то есть в сторону станций Загоскино и Сущёво. Куда мне, собственно, и лежит путь на пригородном поезде.



19. Бодрым шагом по шпалам те же три километра я пошёл обратно. Вон уже и Локня впереди видна.



20. Приближаюсь к горловине станции. Слева от путей находится Локнянская мебельная фабрика, а впереди — железнодорожный переезд автодороги Локня - Холм - Старая Русса.



21. За переездом начинается путевое развитие и я, таким образом, вступаю на станцию Локня. Справа какие-то заброшенные пакгаузы. Впрочем, как уже говорилось, я всё это видел уже давно, проезжая здесь на поезде. Впереди видна крыша вокзала.



22. Со стороны Дно снова идёт грузовой поезд из цистерн и вновь под тепловозом 2ТЭ116 компании "БалтТрансСервис". Он медленно втягивается на второй путь станции и замедляет ход — встаёт под скрещение с пассажирскими поездами, которые скоро пойдут навстречу.



23. Вид в сторону Новосокольников. Грузовой уже остановился на втором пути.



Мне осталось дождаться пригородного поезда Новосокольники - Дно, который прибудет в 17-08 и отправится в 17-10. На платформе уже появляются пассажиры. Но, как оказалось, пригородный поезд жду только я, а они дожидаются белорусского поезда Минск - Мурманск, который идёт следом за пригородным и обгонит его на станции Чихачёво. Билетная касса в Локне продаёт билеты только на поезда дальнего следования, на пригородный мне нужно будет купить билет прямо в вагоне у контролёра.

24. Покажу ещё раз вокзал станции Локня. Фото сделано четырьмя часами ранее — около половины первого дня, поэтому свет немного другой.



На маршруте Новосокольники - Дно пригородное сообщение также обслуживается поездами РА1. Около 17-06 красная морда "рельсового автобуса" производства Метровагонмаша показалась вдалеке.

25. К моему удивлению, бортовой номер — 0023! Это ведь он же вчера вечером шёл по маршруту Ржев - Великие Луки, и на него мы с griphon садились на станции Земцы. Интересные здесь происходят ротации подвижного состава по маршрутным ниткам.



Интересно, что курсирующие в этих местах "рельсовые автобусы" имеют депо приписки ТЧ-15 Санкт-Петербург-Балтийский. Я думал, что они великолукской приписки. При этом на более близком к Питеру маршруте Оредеж - Дно по-прежнему курсирует "подкидыш" — тепловоз с вагонами.

26. Так я сел в тот же вагон, на котором ехал накануне вечером. К моему удивлению, практически пусто. Почти нет пассажиров. Покупаю билет до Чихачёво и сажусь у окошка. И кажется, на то же место, где сидел вчера.



27. В 17-10 поезд трогается и набирает скорость. Первые пару минут он едет через те же места, по которым я только что прошёл пешком.



28. Через восемь минут — остановка на бывшей станции Тигощи, которую в постсоветские годы закрыли и перевели в категорию остановочных пунктов. Людей здесь не видно. Окна станционного поста ЭЦ заколочены.



29. Есть и руины кирпичного вокзала. Судя по сохранившемуся дымоходу и печке, разрушил здание пожар. Интересно, какого времени постройки оно было. А ведь может быть и 1901 года...



А саму деревню Тигощи, насколько я знаю, сожгли нацисты весной 1943 года. После войны она возродилась, но старых домов не осталось. В общем, хорошее определению этому краю дал varandej — "исчезнувшая область". В том числе и потому что Великолукскую область упразднили в 1957 году, поделив между Псковской, Тверской и Новгородской. Но ещё до этого этот край был сильно разорён войной...

30. Эта железная дорога и эти леса и поля действительно хорошо помнят войну и лютую годину вражеской оккупации.



Немецкие войска пришли в эти места в августе 1941 года. Спустя три месяца в Калининской области Красная армия пошла в наступление. В Торопецко-Холмской операции января 1942 года были освобождены довольно немалые территории, но пройти дальше реки Ловати нашим тогда не удалось. Спустя год — тяжёлое и кровопролитное сражение за город Великие Луки, завершившееся победным поднятием над городом Красного Знамени. В октябре 1943 года был освобождён город Невель. Фронт приближался сюда, но освободить этот край удалось лишь в 1944 году. Успеху способствовал окончательный разгром 18-й немецкой армии под Ленинградом и Новгородом, после которого началось наступление Ленинградского фронта в сторону Пскова, а также 2-го Прибалтийского фронта, войска которого, в свою очередь, освободили 18 февраля 1944 года город Старая Русса, что ознаменовало собой начало Старорусско-Новоржевской наступательной операции. 25 февраля советские войска освободили Локню, а также окончательно отбили у немцев Витебскую железную дорогу на участке Ленинград - Дно - Новосокольники - Невель, тем самым лишив их важной транспортной магистрали.

Так немецкие войска в конце февраля 1944 года уходили с оккупированных территорий. Фото сделано на шоссе Холм - Локня.



Старорусско-Новоржевская операция завершилась освобождением восточной части нынешней Псковской области (во время войны она входила в состав Ленинградской и Калининской), а также, как уже сказано, Витебской железной дороги, включая такие стратегически важные железнодорожные узлы, как Новосокольники и Дно. 1 марта немецкие войска заняли оборону на линии "Пантера", после чего наступление советских войск на Псков и далее на Прибалтику возобновилось только в мае.

31. Вернёмся из истории в наши дни. Следующая остановка — станция Загоскино, в 17-26. Несколько домиков возле железной дороги.



32. И пост ЭЦ. Вокзала здесь нету.



После Загоскино я поснимал на ходу видео. Скорость, как видим, довольно немаленькая. В начале видео можно увидеть озеро Дубец, которое находится к востоку от железной дороги. Ночью из окна поезда я его не мог разглядеть, и не знал, что его видно из поезда.



Как я уже упоминал, на карте видно, что Витебская железная дорога здесь фактически является западной границей глухих болотистых мест в пограничье Псковской и Новгородской областей. К востоку от железной дороги населённых пунктов уже весьма мало, а дальше начинается Полистовско-Рдейская болотная система. Которая, как заметно, опять же, на карте, расположена между параллельными друг другу Витебской железной дорогой и автодорогой Старая Русса - Холм.

33. Станция Сущёво — расположена в райцентре ПГТ Бежаницы (ударение на А), а названа по вошедшей в его состав деревне. Изначально станция тоже называлась Бежаницы, но была переименована в связи с тем, что её часто путали со станцией Бежецк на Рыбинско-Бологовской дороге. Вокзал здесь типовой, 1950-х годов, — такой же, как в Нелидово. Только в цветах РЖД.



34. Вид назад. Багажное отделение, пост ЭЦ и водонапорная башня.



На станции Сущёво пассажиров прибавилось, — села компания ребят лет 17-18. Судя по доносившимся до меня обрывкам разговоров, — студенты, которые возвращались на учёбу с майских праздников. Полагаю, что сами бежаницкие, а учатся, наверное, в Дновском железнодорожном техникуме. Но может и ошибаюсь.

35. Тем временем поезд выезжает из Сущёво и продолжает ехать среди весенних лесов Псковской области в сторону Дно.



36. А места колоритные. Лес, глухие деревни, грунтовые дороги. Иногда поезд делает остановки прямо на переездах, даже платформ нету. Вот, например, — остановка 331 км у деревни Шунцево.



37. Здесь леса в основном смешанные, а не хвойные, поэтому, по сравнению с Нелидовским, Жарковским и Западнодвинским районами Тверской области, здесь появление листвы на деревьях уже заметно (на календаре, напомню, четвёртое мая).



38. Станция Лозовицы. На растущих около станции лиственницах хвоя уже распустилась.



39. Вид назад из тамбура. На часах уже почти шесть вечера.



40. Остановка 326-й километр — у деревни Шилово. Красивый вид. Переезд, изгиб грунтовой дороги, у обочины которой растут берёзы, а дальше — деревенские домики.



41. А на пригорке стоит деревня Клюкино:



42. В 18-10 — станция Ашево. Кирпичный вокзал довольно примечателен. Правда, я так и не смог определить, когда он был построен, — то ли 1930-е годы, то ли конец 1940-х.



43. Платформа и вид в обратном направлении, то есть в сторону Сущёво и Локни.



44. Лес после Ашево. Красивые здесь места...



45. Солнце клонится к закату, а мой поезд приближается уже к Чихачёво.



46. 314-й километр — остановка снова на переезде. По другую сторону от поезда находится деревня Железно. Это последняя остановка перед моим пунктом назначения.



47. Наконец в 18-23 я выхожу из поезда на станции Чихачёво. Здесь сохранился редкий для Петербургско-Витебской железной дороги дореволюционный вокзал постройки 1901 года. Здание построено из красного кирпича, правда, в наши дни выкрашено аж в светло-зелёный цвет. Что интересно, в Локне изначальный вокзал был деревянным, хотя станции были одного класса.



48. Мой поезд на станции Чихачёво. Отправляться он не спешит, — стоянка 23 минуты — под скрещение, а потом ещё и обгон скорым поездом.



Мне же в этом замечательном месте под именем Чихачёво предстоит провести оставшийся день — вплоть до самой полуночи, когда, уже в темноте, сюда приедет пассажирский "шестьсот весёлый" поезд Великие Луки - Санкт-Петербург, на котором я, коротая ночь в кресле сидячего вагона, поеду домой. Почему именно Чихачёво? А просто почему-то захотелось поехать именно сюда. Впрочем, насладиться вечером в псковской глубинке я мог бы и, например, в Ашево или Плотовце. Но в итоге выбор пал на Чихачёво. А значит следующий и последний в этой поездке пост будет посвящён посёлку Чихачёво, окружающей его природе и наступлению там солнечного заката и сумерек.
Tags: Дорогами войны, Железная дорога, Природа, Псковская область, Путешествия, Россия, Северо-Запад
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments