Записки северного медведя (nord_ursus) wrote,
Записки северного медведя
nord_ursus

Category:

Чихачёво и окрестности. Вечер на Псковщине

Посёлок Чихачёво в Бежаницком районе Псковской области, на Петербургско-Витебской железной дороге, стал последним пунктом моего путешествия начала мая 2015 года. Место довольно глухое, и тишину здесь нарушают только гудки тепловозов и стук колёс регулярно проносящихся здесь поездов. Железная дорога, хоть и магистральная, но тепловозная и однопутная. Чихачёво, таким образом, — ещё одно место, которое я множество раз проезжал на поезде (по пути из Питера в Минск и обратно), а теперь решил осмотреть его подробно, выйти за пределы железнодорожной станции, чтобы затем поздним вечером встретить наступление темноты в этом тихом месте.



2. Пригородным поездом Новосокольники - Дно к половине седьмого вечера я прибыл на станцию Чихачёво. Здесь сохранилось кирпичное дореволюционное здание вокзала, построенное, видимо, в 1901 году — на момент открытия участка Дно - Новосокольники Витебской железной дороги (целиком вся магистраль была открыта спустя три года). Этот вокзал я хорошо помню, так как ещё с детства видел его ночью из окна поезда, на ходу. Иногда поезда Петербург - Минск и Брест - Петербург делали здесь техническую остановку.



Пригородный поезд остановился здесь на 23 минуты под скрещение со встречным поездом. А я пошёл гулять сначала по станции, а потом по самому посёлку Чихачёво, — уезжать мне предстоит лишь в полночь, поездом Великие Луки - Петербург.

3. Пригородный поезд (представленный "рельсовым автобусом" РА1) виден в кадре.



4. Вокзал довольно красивый. Жаль, что, к сожалению, теперь он стоит закрытым.



5. Но инвентарный номер на нём имеется. Всё серьёзно!



6.



7. Табличка со стороны путей над запертыми дверьми — похоже, что ещё советских времён.



8. А так вокзал выглядит со стороны посёлка. Будучи недействующим, он теперь смотрится как-то совсем сиротливо.



9. Станционный пост ЭЦ. Здесь жизнь теплится. Надо сказать, что когда я поздним вечером отсюда уезжал, от света, горящего в окнах кабинета дежурного, веяло каким-то уютом.



10. Вид на север — в сторону Дедовичей, Дно и Петербурга:



11. И вид обратно. На первом пути — слева — стоит пригородный, на котором приехал я. На третий путь прибывает ведомый тепловозом ТЭП70 белорусский скорый поезд № 66 Минск - Мурманск, который делает здесь техническую остановку на пять минут — также под скрещение. Два поезда ожидают проезда встречного, — таковы реалии однопутной дороги.



Ситуация была интересна тем, что, согласно графику, этим встречным поездом является 49-й скорый Санкт-Петербург - Брест. Однако весной этого года он несколько месяцев не ходил (летом вернули), но скрещение в графике осталось, а по нитке брестского поезда шёл грузовой. В итоге получилось, что два пассажирских поезда пропускали грузовой! Его проезд по второму пути я не запечатлел.

12. Голубые вагоны Беларускай чыгункi. Из Минска поезд идёт в холодное Заполярье, где в начале мая ещё не растаяли снега, но уже светлые ночи. Сейчас я вижу этот поезд в Псковской области, а через 36 часов он будет в Мурманске.



Кстати, этот поезд идёт мимо Питера. По Витебской магистрали он идёт до станции Батецкая, где сворачивает на Великий Новгород, откуда через Чудово и Волховстрой уже выходит на Мурманскую магистраль.

После проезда встречного грузового поезда отправился поезд Минск - Мурманск, а через некоторое время после него — и пригородный на Дно.

13. Это фото я сделал уже где-то через полчаса, когда все поезда разъехались, а я, прогулявшись по близлежащим поселковым улицам, решил ещё раз заглянуть на станцию.



14. Итак, отправляюсь на прогулку по Чихачёво, наслаждаясь атмосферой майской псковской глубинки. Эта улица (название не знаю) идёт вдоль железки и входит в состав автодороги, соединяющей между собой местные деревни.



15. А вот это — улица Вокзальная, которая перпендикулярно уходит от железной дороги, а затем, выходя за пределы посёлка, становится дорогой, ведущей на восток. Именно в ту сторону я и решил прогуляться. Обратите внимание на километровый столбик в кадре, — по километражу я потом отмерял расстояние, на которое ушёл от посёлка (точнее, от вокзала), чтобы примерно рассчитать, в какое время мне надо будет выдвигаться обратно, дабы успеть на поезд.



16. Чихачёво, по-видимому, в войну пострадало меньше, чем окрестные веси. Помимо старого вокзала, здесь сохранилось несколько явно дореволюционных каменных построек.



И вообще оно старше и Локни, и Дедовичей. Исторически это даже не посёлок, а село, впрочем и сейчас официально числится так. И история Чихачёво начинается намного раньше постройки Петербургско-Витебской железной дороги. Село Чихачёво было известно ещё в XVIII веке. Но при этом именно с открытием станции в 1901 году, село стало перерастать в железнодорожный посёлок. До революции здесь был Новоржевский уезд Псковской губернии (при этом сам Новоржев остался в стороне от железной дороги).

17. Вот ещё одна интересная старая каменная постройка. Дома, сложенные из валунов, особенно часто встречаются на Псковской земле, — под Новгородом как-то реже.



18. Ощущается здесь и атмосфера советской эпохи, в которой это место, как порой кажется, застыло. Вот и вывеска магазина хоть и современная, но написано — "Бежаницкое райпо".



19. А вообще, к сожалению, место депрессивное. Печально, что так, — ведь ещё не так давно жизнь тут может и не то, чтобы прямо кипела, но всё же были и лучшие времена.



20. Но всё таки жизнь есть!



21. На углу улиц попался интересный деревянный дом, где второй этаж, видимо, уже частично необитаем. Похоже, что постройка довоенная. Если так, то во время войны селу действительно повезло.



22. А вот школа выглядит достаточно прилично:



23. Чего не скажешь о доме культуры, который виден в правой части кадра. Но он, похоже, недействующий. Кстати, типовой проект, — я такие ДК уже встречал несколько раз.



24. С задней стороны этого здания я обнаружил интересное напоминание о недавнем прошлом. Сейчас как-то уже подзабылось, что всего пять лет назад полиция была милицией. Впрочем, судя по доске "режим работы", участковый пункт ныне уже не действует.



25. По соседству — мемориал Великой Отечественной войне. Имена на досках — как я понимаю, воины-земляки, то есть уроженцы Чихачёво, погибшие на разных фронтах войны. А вот от какого самолёта винт, я, к сожалению, точно не могу определить.



Как и большинство мест на этой части Петербургско-Витебской железной дороги, Чихачёво оказалось в фашистской оккупации в июле 1941 года в ходе наступления группы армий "Север", а освобождено было Красной армией в конце февраля 1944 года в ходе Старорусско-Новоржевской наступательной операции.

26. Второй корпус Чихачёвской школы. Я был в Чихачёво вечером последнего дня майских праздников, значит, завтра утром местные школьники пойдут сюда на уроки.



27. Иногда попадаются сельские домики, имеющие весьма архаичный вид. Тоже вполне вероятно, что довоенные.



28. Снова четырёхскатная полувальмовая крыша. Как я уже говорил в посте про Локню, раньше я таких не видел.



29. Стог сена и какие-то хозяйственные постройки — сараи, амбары.



Тем временем, всё больше вечереет. Скоро уже восемь часов. Но у меня времени достаточно много, — мой поезд отправляется лишь в 23-47. Встретить наступление темноты я решил за пределами посёлка — на природе.

30. Дневная жара спала. Первые тёплые майские дни... Закатное низкое солнце красиво подсвечивает сельские дома, деревья и грунтовую дорогу, по которой я ухожу всё дальше от станции.



31.



32. Людей вечером уже мало на улице. Вечер последнего дня праздников, — те, кто приезжал на выходные, уже либо разъехались, либо пока отдыхают, чтобы идти на поезд поздним вечером. А сами селяне спать ложатся рано. Другой ритм жизни... Солнце садится, ещё слышно пение птиц и лай собак.



33. На восточной окраине Чихачёво приобретает более советский вид, — здесь меньше старых изб, и появляются многоквартирные двухэтажные хрущёвки.



34. Поленницы, сараи, дома...



35. А что вот это за постройка, стоящая на обочине улицы, я так и не понял. Напоминает тоже какой-то туалет амбар.



36. Около восьми вечера я вышел из посёлка. Въездной знак, похоже, написан кем-то от руки.



37. Грунтовая дорога уходит куда-то в глушь, долиной реки Деревки, к деревням Никольское и Друсино. Загадочная даль этой глуши так и манит к себе. Я решил идти в ту сторону сколько пройду, — пока не наступит время возвращаться обратно.



38. Солнце всё ниже...



39. А воздух здесь такой, что с большим удовольствием начинаешь дышать полной грудью.



40. Высоковольтная ЛЭП пересекает дорогу; наверное, снабжает энергией местные деревни. Подозреваю, что начинается она от Псковской ГРЭС в Дедовичах.



41. Вид направо. Там протекает речка Деревка, то есть пригорок на заднем плане — это её высокий берег. С дороги речку не видно, а на карте она выглядит какой-то неестественно прямой, — видимо, её частично переделали в канал для сельскохозяйственных нужд.



42. Заканчивается день. Скоро будет темно.



43. Здесь очень тихо. Погода безветренная. Только слышно, как журчит речка где-то справа от дороги, да иногда эхом по окрестностям раздаётся стук колёс проезжающих по железной дороге поездов. Их тут, наверное, километров за пятнадцать слышно.



44. Крошечная деревня Находкино за речкой:



45. Проезжая много раз Чихачёво на поезде ночью, я видел только дорогу, уходящую куда-то вдаль от вокзала. Вот и здесь я теперь тоже отошёл в сторону от железной дороги и посёлка, поподробнее рассмотрел эти места.



И ведь так бывает очень часто. Какое-то село поезд проезжает за несколько минут, и находящийся в поезде пассажир может его даже не увидеть. А ведь для кого-то это место — целая жизнь...

46. А я иду всё дальше. На часах пол девятого вечера, от станции я ушёл уже на три с половиной километра.



47. Приятное завершение поездки. Даже не верится, что уже завтра рано утром, — меньше, чем через 12 часов, я буду в Питере.



48. В четырёх километрах от станции находится деревня Монастырёво.



49. Встретила она меня сперва пустотой и заброшенным домом на деревенской околице.



50. Но потом я прошёл чуть дальше, и деревня оказалась обитаемой. Вот, например, изба стоит, рядом машина, внутри голоса слышны.



51. Без двадцати девять часов. Солнце уже село.



52. На другом конце деревни, где обнаружился ещё один брошенный дом, дорога очень живописно изгибается. А в домике, что справа от дороги, тоже были слышны чьи-то голоса.



53. Монастырёво, которое оказалось совсем маленькой деревней, уже позади. Вокруг дороги снова — луг и, на заднем плане, леса, которые с наступлением сумерек приобретают всё более таинственный вид.



54. Девять вечера. Всё больше темнеет. И становится прохладно, я постепенно утепляюсь. На траву выпадает роса.



55. Здесь я решил остановиться и дальше не идти. Присел на лежавший под обочиной валун, устроил привал с перекусом, да так и остался там сидеть, наблюдая наступление темноты. От станции здесь пять с половиной километров. Значит, за час с копейками до поезда надо будет выдвигаться обратно.



Пройдя ещё чуть-чуть дальше, я бы попал в деревню Спиридонково. А по прямой в восьми километрах отсюда, за лесом, — начинается огромное по площади Полистовское болото, которое соединяется с Рдейским болотом, и вместе они простираются на несколько десятков километров во все стороны. По этим болотам проходит граница Псковской области с Новгородской, и где-то в центре Рдейского болота затерялся на сухом островке Рдейский монастырь.

56. Уже почти десять. Сумерки переходят в ночную темноту. Взошла почти полная луна, поднялась над лесом и озарила окрестности. Совершенное ощущение погружения в другую реальность, а ведь от Питера здесь всего триста с небольшим километров. И сто пятьдесят от Пскова (по дорогам).



57. Солнце уже давно зашло, но луна его свет отражает.



Сидел я там, и уходить не хотелось. Смотрел на луну и на тёмный лес, слушая периодически звучащий вдалеке стук колёс. Среди этого стука колёс я, судя по расписаниям, наверное, слышал в том числе поезда Санкт-Петербург - Минск и Санкт-Петербург - Гомель. Но уже на часах половина одиннадцатого. До поезда — час и двадцать минут, а до станции почти шесть километров. Так что, вперёд, в обратный путь! Обратно я шёл уже в темноте и при ярко освещающей путь луне.

58. Сделал один снимок дороги со вспышкой:



Снова прошёл через уже почти спящее Монастырёво. В одном домике, источая уют, горели два окошка, в которых было заметно мерцание телевизора. Монастырёво вновь позади, и я иду бодрым шагом по шуршащей под ногами грунтовке. Впереди вдалеке слышу гудок локомотива и быстрый стук колёс, затем постепенно отдаляющийся. "Снова грузовой, а тогда был пассажирский", — определяю я по звуку. А тепловоз, судя по гудку, — 2ТЭ116. Всё таки значительную долю атмосферы железных дорог составляют ещё и звуки.

Опять я прохожу под проводами ЛЭП, пересекающей дорогу. Вот наконец, впереди мелькают фонари. Уже знакомые поселковые дома, но теперь уже в ночи. Я снова в Чихачёво. Дорога, по которой я иду, превращается в Вокзальную улицу, приводящую меня к железнодорожной станции. Вот снова старые избушки, деревянный двухэтажный дом, а вон и огни железной дороги — светофоры, фонари, освещающие рельсы.

59. Быстро я дошёл. На часах 23-20, до поезда ещё почти полчаса. На фото — вид на север, то есть в сторону Питера. Так четырёхдневное майское путешествие подходило к концу. Ещё двадцать минут ожидания, и — поездом в ночь, дорога домой.



На станции стал собираться народ. За десять минут до поезда стало даже довольно людно, — и уезжающие, и провожающие. Наконец вдалеке раздался гудок, и высветился из темноты прожектор тепловоза ТЭП70, который тянул за собой довольно длинный состав — 677-й пассажирский поезд Великие Луки - Санкт-Петербург. Поезда шестисотой нумерации — это такая категория поездов, которые ходят между соседними областями на расстояние одной ночи и останавливаются везде, даже на самых маленьких станциях. Таким образом, великолукский ночной поезд наиболее удобен для того, чтобы добраться до Питера от маленьких станций Псковской области, или наоборот. Что, правда, не мешает РЖД иногда организовывать дурацкую систему продажи билетов, когда билеты на этот поезд есть только от Великих Лук, а от промежуточных станций нету. Выхода у меня не было, — я покупал билет от Великих Лук до Питера и сел по нему в Чихачёво (это законно, так как в этом случае еду я по факту меньше, чем по билету, а не больше), пришлось переплатить. Билет взял в сидячий вагон. В Чихачёво стоянка две минуты, сажусь в свой вагон, занимаю кресло, где мне предстоит ехать ночь до Питера. Сел, поставил рюкзак в ноги и закрыл глаза, даже забыв снять куртку. Отрубился почти сразу.

Надо сказать, что в ночной поездке в сидячем вагоне тоже есть своя романтика, хоть и занятие это на любителя :) Просыпаться несколько раз за ночь пути мне тоже приходилось. И каждый раз — по схеме "проснулся, посмотрел в окно и через десять секунд заснул опять". Первый раз, кажется, на станции Судома (то есть всего через полчаса после Чихачёво), потом Дно, потом Сольцы и Уторгош. В целом, кстати, довольно и неплохо поспал, хоть и сидя. Окончательно проснулся в половине шестого утра, когда поезд уже подходил к южным окраинам Питера. Уже светло, в окна вагона светит утреннее солнце. Так странно видеть за окном множество машин и многоэтажки после этой тихой глуши, в которую занесло меня вчера вечером.

60. Ну а потом — 6-12 утра — прибытие. Перрон Витебского вокзала и толпа пассажиров, большинство которых вчера было тоже где-то в Псковской области, а сейчас спешат быстрым шагом к выходу в город и станции метро "Пушкинская".



61. Из-за такого количества людей даже трудно было нормально сфотографировать поезд (хотя можно было бы просто подождать, когда все пройдут, или снять с другой стороны). В голове — тепловоз ТЭП70 (один локомотив тянет поезд на протяжении всего маршрута) в корпоративных цветах.



Петербург встретил солнечной погодой майского дня и утренним Витебским вокзалом. И это тоже приятное ощущение. Ведь приезд утром на этот вокзал с того же направления вызывает у меня всё те же воспоминания о детстве. Так за четыре дня я сделал круговой маршрут через Старицу, Ржев, Нелидово, Земцы (с заездом в Жарковский и обратно), Великие Луки, Локню и Чихачёво, и вернулся в Питер. Рассказ о майском путешествии я на этом завершаю. А на очереди ещё много интересного.
Tags: Дорогами войны, Железная дорога, Природа, Псковская область, Путешествия, Россия, Северо-Запад
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments