?

Log in

No account? Create an account

nord_ursus


Записки северного медведя

Cogito ergo sum


Previous Entry Share Next Entry
Соловки. Часть 2, посёлок
nord_ursus
Посёлок Соловецкий Архангельской области — населённый пункт, расположенный на Большом Соловецком острове в Белом море, выглядит как посад при крепости, роль которой играет Соловецкий монастырь. С исторической точки зрения, так оно, в общем, и есть, — поселение на протяжении нескольких столетий складывалось вокруг монастыря, правда, своего наибольшего роста и развития и, в общем, официального основания посёлок достиг только в советскую эпоху, — когда монастырь не действовал. В довоенные годы это был посёлок вольнонаёмных рабочих и сотрудников исправительно-трудового лагеря, а в послевоенные и до 1991 года — городок военных моряков при базе Северного флота. Ныне посёлок живёт в основном за счёт туризма (хотя, как уже говорилось, от туризма посёлку достаётся намного меньше, чем могло бы, — несоразмерно количеству денег, оставляемому туристами на архипелаге). Посёлок местами, вроде, и контрастирует с монастырём, но в то же время как-то и совсем не мыслится без него. В поселковой застройке, в которой нередко встречаются дореволюционные здания, постоянно мелькают купола храмов и валунные стены Соловецкого монастыря.



Осмотрев в предыдущей части сам монастырь, теперь пройдём по поселковым улицам, которые его окружают. Надо отметить, что через одни и те же точки я по нескольку раз проходил пешком в течение двух проведённых на острове дней, поэтому в этом посте часто будут чередоваться друг с другом фотографии, сделанные в разные дни или в разное время дня, но при этом почти на одном и том же месте.

2. Прилегающая к монастырю с южной стороны улица Приморская. Деревянные дома, похоже, что где-то начала XX века. А ещё — поразительно, но второй раз за два месяца (первый раз в Земцах в Тверской области) мне попался раритетный грузовик ЗиЛ-157!



3. А вообще автопарк на острове в основном представлен УАЗиками разных моделей. Попадаются ещё "Нивы". Дороги здесь в основном сложной степени проходимости, улицы в посёлке выложены бетонными плитами. А вообще, — остров есть остров. Летом особо никуда не съездишь. Зимой, вполне возможно, что на УАЗиках ездят по замёрзшему Белому морю, и не исключаю, что это возможный способ попадания на материк своим ходом. Хотя вообще, по идее, автотранспорт завозится сюда морем на паромах.



4.



5. Вид на монастырь с его мощной стеной с южной стороны. Башни слева направо: Прядильная, Белая и Архангельская. А правее видна вода Святого озера.



6. А вот ещё один примечательный пример местного автопарка. Машина-болотоход :) Один раз я даже видел как этот драндулет ехал по пыльной улице мимо монастыря. Забегая вперёд, скажу, что автомобили такого типа я, спустя ещё два месяца, неоднократно видел на Ямале.



7. А это вид на монастырь с западной стороны, с Сельдяного мыса, который выдаётся в Белое море, прикрывая от его бурных волн укромную монастырскую гавань в составе бухты Благополучия. Последняя, кстати, на туристических картах подписывается также как "Blagopoluchiya bay" :)



8. На оконечности Сельдяного мыса стоит деревянное здание Соловецкой биостанции постройки 1882 года (не знаю точно, что в нём сейчас). Действовала биостанция в 1881-1899 годах и была первой на Белом море, будучи основанной ещё задолго до появления биостанций в Чупе и Кандалакше.



В правой части кадра видно уже показанное в предыдущем посте полуразрушенное здание Преображенской гостиницы и монастырский причал.

9. По соседству находится амбар для хранения судов, возведённый ещё в XVIII веке. Сейчас его занимает Соловецкий морской музей.



10. А это — каменный (сложенный, как и монастырская стена, из валунов) амбар для смоления канатов. Даже для этого процесса есть отдельная постройка, в этом деле всё весьма серьёзно!



11. Вид на гавань и монастырь. Если смотреть на монастырь с той точки, откуда видна и гавань, и Святое озеро, то сперва можно их и не различить. Но всё же в гавани вода солёная :)



12. Вид чуть правее. Справа виден такелажный амбар (тоже XVIII век).



13. И вид с мыса в северную часть посёлка, за которой дальше возвышаются покрытые густым лесом холмы. В кадре, кстати, заметно, что в море сейчас отлив, — суда стоят на отмели.



14. Теперь покинем Сельдяной мыс и вернёмся ближе к монастырю. Это — уже показанный в предыдущей части монастырский док; кстати, обратите внимание на коров, которые спокойно жуют траву вблизи шлюзов дока и вообще спокойно уживаются со всем происходящим вокруг. Дальше виден Сельдяной мыс с такелажным амбаром и биостанцией, а дальше — ракурс предыдущего снимка.



15. В доке — стоянка моторных лодок. Среди которых обнаружился и моторный катер МЧС. Слева виден портал канала, соединяющего море с монастырём.



16. Монастырский причал и пришвартованные на нём суда. Справа на берегу, кстати, стоит священник.



17. Ещё одна поселковая улица, расположенная в южной части посёлка, — улица Павла Флоренского. Известный русский религиозный философ и православный священник, будучи репрессированным советской властью, последние перед расстрелом три года своего срока (1934-1937) отбывал здесь — в Соловецком лагере особого назначения.



18. Здание с предыдущего кадра поближе. Это — поселковая больница. Определить дату постройки затрудняюсь, — может быть, советская, 1950-х годов, а может быть и неоклассицизм начала XX века.



19. Здание на заднем плане — дизельная электростанция (постройка советских времён), снабжающая остров электроэнергией.



20. На юг от монастыря уходит улица Заозёрная (название от озера Святого), где расположен так называемый рабочий городок СЛОН, то есть построенные в 1920-е годы деревянные дома работников исправительно-трудового лагеря.



21. Архитектура, кстати, достаточно интересная. В раннесоветских постройках ещё есть какие-то отголоски дореволюционного зодчества, — например, полувальмовые крыши.



22. В этом месте я видел проходившее мимо с шумом стадо коз. Сзади бодро шагала резвая и бойкая старушка (в кадре её не видно), которая подгоняла скотину связкой веток.



На заднем плане, кстати, видно озеро Святое.

23. Вообще, иногда в этом посёлке, даже несмотря на обилие туристов, возникает чувство, что переносишься в советскую эпоху, лет так на тридцать назад.



24. Позднесоветские двухэтажки из силикатного кирпича — это, как я понимаю, дома моряков Северного флота.



25. Теперь обойдём монастырь с восточной стороны (то есть по берегу Святого озера), чтобы пройти в северную часть посёлка. Это — Белая башня, то есть самая южная точка монастырской стены.



26. Архангельская башня. Слева — едва заметные Архангельские ворота, которые изнутри я уже показывал в первой части. Дальше видно Святое озеро.



Как я уже не раз говорил, каменные стены Соловецкого монастыря впечатляют уже одним своим видом. Сколько же всё таки труда потребовалось для того, чтобы их возвести! Не говоря уже о том, сколько раз они успешно выполняли свою военную функцию, удерживая оборону.

27. Вид на монастырь с южного берега Святого озера. В озере — чистая прозрачная вода, которую колышет, создавая рябь, дующий с Белого моря ветер.



28. Впрочем, то, что морской ветер нередко бывает штормовым, хорошо заметно по растущим здесь берёзкам с искривлёнными стволами. Такие мне ещё в большом количестве предстоит увидеть на берегу моря в лесу.



29. А вот на этом кадре можно увидеть такое интересное явление, как "остров на острове". Островок посреди озера на острове, расположенном в море. И такое ведь бывает!



30. Вид на север вдоль Стены. На том берегу озера — хозяйственные монастырские постройки возрастом около полутора веков. В основном именно такие здания и определяют архитектурный облик посёлка Соловецкий.



31. Каменная стена, коровы... Если бы не спутниковая тарелка на здании внутри монастыря, то и не скажешь точно, какой сейчас век на дворе...



32. Выхожу к северо-восточному углу монастырской стены. В центре кадра Никольская башня, слева от неё — Никольские ворота. А внутри белое здание Никольского корпуса. Это место я уже показывал с внутренней стороны монастыря.



33. На восток уходит очень интересная и архаично выглядящая улица, застроенная деревянными домами XIX века (именно они видны на фото 30). В этих домах были кузница, овощной корпус, училище для трудников и ряд других учреждений при монастыре.



34. В здании бывшего училища теперь почта. А по виду ведь и правда, как будто попал в восьмидесятые... Вывеска "Почта", видимо, с советских времён и сохранилась. Всё таки удалённость и изолированность посёлка от материка даёт о себе знать.



35. Вид назад на монастырь:



36. Ещё один распространённый вид транспорта у жителей острова — квадроцикл. Здесь, наверное, он и то больше нужен, чем автомобиль.



37. Памятник погибшим на Великой Отечественной войне воспитанникам Соловецкой школы юнг я уже показывал в предыдущем посте, а вот в честь одного из них названа как раз эта улица. Погиб он, как следует из мемориальной доски, на Кольском полуострове, под Мурманском. Так что написанное здесь напоминает мне о том, куда лежит мой путь после Соловков.



38. Вид назад. Никольская башня монастыря в перспективе поселковой улицы смотрится весьма эффектно. Правда, время суток не подходящее, — против солнца; лучше утром было бы.



39. А улица дальше выводит к восточной окраине посёлка, где расположена интересная (чуть позже скажу, чем именно) развилка дорог.



40. Слева — ещё какие-то амбары, вероятно, XIX века постройки:



41. Вид обратно:



42. А вот и развилка, отмеченная новодельной (2003 год) деревянной часовней Богоявления Господня в традиционном стиле Русского Севера.



43. У одного из домов нашлось совсем уж экзотическое транспортное средство, которое, очевидно, является самодельным, то есть своим появлением обязано сочетанию русской смекалки и умелых рук, а также камер от шин, которые переквалифицировались в колёса, и стула в качестве водительского места, вкупе с железным ящиком, на котором изображён оскаливший пасть медведь. Вот уж поистине, наш народ не победить! :) Боюсь предположить, что у него там используется в качестве топлива и вообще, двигателя. И, конечно, было бы весьма любопытно поглядеть на это чудо народной инженерной мысли в процессе езды.



44. А другая дорога уходит налево. Всё точно так же, вроде. Ходят коровы, махая хвостами, поедая травку, и иногда оглашая воздух протяжным "м-му-у-у", дальше сельские дома с огородами, трактор стоит. Часовенка, лес вдалеке. Но вот возле часовни какое-то голубое деревянное здание, которое здесь на поверку оказывается весьма неожиданным. Догадаетесь, что это такое?



45. Аэропорт, однако! Посередине диспетчерская вышка, за заграждением из колючей проволоки — взлётно-посадочная полоса. Вот такой уютный и домашний поселковый аэропорт, с которого летают маленькие самолёты Ан-2 (известные в народе под названием "кукурузник"), выполняющие рейсы в областной центр — Архангельск.



Хотя надо сказать, что лет тридцать-сорок назад подобный пейзаж не вызывал бы никаких "разрывов шаблона". В Советском Союзе малая авиация была широко распространена даже в Средней полосе, а в наше время она осталась только в таких уголках страны, — куда нету сухопутных дорог.

46. Вечерний пейзаж Святого озера и монастыря. Рябь на озёрной глади создаётся, как я уже говорил, ветром с Белого моря.



47. Влияние частых сильных ветров хорошо заметно, кстати, и по лесной растительности, — верхушки у деревьев выглядят "ободранными".



48. Одна из дорог, уводящих вглубь острова. Кстати, как видим, тоже бетонка. За Святым озером посёлок заканчивается, и начинается лес.



49. А это ещё одна дорога, уходящая из посёлка в восточном направлении. И ведёт она на остров Большая Муксалма и к Филипповой пустыни. До последней я доходил пешком, но это будет в следующей части.



Как видно по фотографиям, при посещении Соловков мне на редкость повезло с погодой. На протяжении обоих дней, что я здесь находился, было солнечно, а на Белом море был почти штиль. В те минуты, когда морской ветер совсем утихал, становилось по-настоящему жарко.

Теперь от восточной стороны посёлка вернёмся к монастырю, чтобы двигаться в северо-западную часть посёлка, которая прилегает к северному берегу бухты Благополучия, и в которой как раз и находится пассажирский причал.

50. Сторожевая башня — северо-западная часть монастырской стены:



51. Она же с другой стороны. На переднем плане — Константиновская часовня.



Теперь идём от монастыря в западном направлении — в сторону Тамарина причала, на который я и прибыл теплоходом из Кеми, и буду отправляться обратно (но пока ещё не сейчас). Улица здесь идёт в основном вдоль берега моря, а точнее — бухты Благополучия.

52. Вид на море с поселковой улицы:



53. Ещё какой-то старый амбар, сокрытый при этом в земле. Только крыша и видна со стороны дороги.



54.



55. Трава и цветы, которые колышет ветерок, а дальше — жилые дома. Как я уже говорил, атмосфера в посёлке Соловецкий весьма своеобразная. Жизнь обычного, казалось бы, посёлка на Русском Севере здесь сочетается, во-первых, с морем, а во-вторых, с крупным монастырём, внешне выглядящим как крепость. Местные жители здесь на улице встречаются вперемешку с туристами. Идёт женщина из магазина, подростки играют в футбол, а дети в догонялки; а мимо проходят туристы, разговаривающие по-французски или по-фински. И ко всему этому добавляется осознание того, что всё это — на острове посреди моря.



56. Северная сторона монастыря. Справа Сторожевая башня, а слева — Никольская. И снова мирно пасущиеся коровы, мимо которых также ходят толпы туристов, в том числе иностранных.



57. Идём дальше по улице. Вот как выглядит дом с видом на море! И ведь не поспоришь :)



58. А кто угадает, что находится внутри вот этой обклеенной объявлениями деревянной будки?



Колодец, между прочим! Всё сделано основательно.

59. Вот так всё время поселковый пейзаж дополняется видами на море. Шумит прибой, плывут облака, а где-то вдалеке за туманной дымкой находится Большая Земля — Карельский берег.



60. Здесь поблизости уже находится Тамарин причал. Но в этом месте особенно меня позабавила маленькая панельная двухэтажка — наверное, где-то на четыре квартиры. Выглядит дом совсем уж миниатюрным, по сравнению со своими 9- и 16-этажными родственниками в больших городах.



61. Здесь у берега расположена метеостанция. Эта картина вызывает ощущение, как будто я нахожусь уже где-то совсем в Арктике.



62. Ещё один интересный представитель местного автопарка — старый советский мотоцикл. Вроде, "Иж".



63. Северный берег бухты Благополучия порос довольно скудным лесочком, где деревья, будучи всегда открыты морскому ветру, вырастают кривоствольными и невысокими. Много таких деревьев я ещё покажу в следующей части.



64. Тропинка, уводящая в северный лес:



65. Луна в голубом беломорском небе:



66. Возле причала можно увидеть ещё один интересный пример раннесоветской архитектуры в хозяйственной постройке. Это такая необычная вещь, как ангар для гидросамолёта, построенный в 1925 году.



67. Поселковые кварталы возле пристани. Всё таки есть какое-то невыразимое обаяние у жизни в таких местах. Особенно это относится именно к Северу.



68. А в этом кадре, похоже, присутствуют только местные жители или их гости. Так, посмотрев, наверное, и не скажешь, что это на Соловках...



В следующей, и заключительной части повествования о моём пребывании на Большом Соловецком острове я расскажу о ближних окрестностях посёлка, о местной природе и о синих волнах Белого моря.

  • 1
Хм, интересно было бы увидеть ЛЭП над Ладогой :) Я похожий пример помню в селе Могочино под Томском, где был в прошлом году. Там был дизельный генератор, а сейчас ЛЭП с другого берега Оби протянули.

К аэропорту не подходил, хотя может и стоило бы. Правда, наверное, в дни, когда нет рейсов, он закрыт.

Не знаю насчёт двигателя.

> Хм, интересно было бы увидеть ЛЭП над Ладогой
А если по дну озера? :)
Пруф: http://ria.ru/society/20091218/200042261.html

Edited at 2015-11-24 03:07 pm (UTC)

А, там по дну протянули? Тогда ясно.

  • 1