?

Log in

No account? Create an account

nord_ursus


Записки северного медведя

Cogito ergo sum


Previous Entry Share Next Entry
Имандра. Станция и посёлок
nord_ursus
Мурманская область — регион, по заполярным меркам, достаточно густозаселённый и промышленно развитый. В том числе если сравнить её с соседними краями, расположенными по ту сторону государственной границы, — финской Лапландией и севером Норвегии. Но и на нашем Кольском полуострове есть немало глухих уголков, где не добывают руду, и нет военных баз. В некоторые из них даже нет автодорог, — только железные. Одно из таких мест — Имандра (ударение на И). Находится, правда, на магистральной железной дороге Петербург - Мурманск. На станции даже останавливаются некоторые поезда дальнего следования. Но менее глухим оно от этого не становится. Небольшая станция, открытая, как и вся дорога, в 1916 году, и маленький посёлок, выросший при ней. А вокруг всего этого — лес, величественные Хибины и озеро Большая Имандра, от которого станция и посёлок и получили своё название. В это место я поехал на следующий день после посещения Апатитов и Кировска.



На железной дороге есть такая вещь — рабочие поезда. По идее, предназначены они исключительно для путейцев, и пассажиров возить не должны, даже если имеют такую возможность. Но в России чем дальше от центральных регионов на север и восток, тем реже подобные формальности работают, уступая место простому человеческому взаимопониманию. И проявляется это в том числе и в таких мелочах, как, к примеру, возможность проезда обычному пассажиру на рабочем поезде. На дорогах Средней полосы такого не бывает, а вот в далёких краях рабочие поезда во многих случаях негласно являются общедоступными. Расписания их, однако, нигде официально не публикуются, но местные их и так знают. А я заранее в интернете, через местных жителей, выяснил расписание движения рабочего поезда Апатиты - Оленегорск, который нужен мне был для попадания на станцию Имандра. Если посмотреть расписания, то оказывается, что пригородный Апатиты - Мурманск ходит всего два раза в неделю, но на деле же, доехать можно в любой день. Так, ранним утром 27 июня я сел на этот рабочий поезд на станции Апатиты. Один сидячий вагон. Народу немного, и едут в основном железнодорожники. Но есть и другие пассажиры, в том числе туристы с большими рюкзаками. Я думал, они тоже сойдут на Имандре, так как это наиболее близкая к Хибинам станция, удобная для выхода на них, но они проехали дальше, — видимо, на Ловозёрские тундры. Итак, от Апатитов я еду дальше на север по Мурманской железной дороге. Ехать до Имандры — чуть больше часа. По пути поезд проезжал станции с названиями Хибины и Нефелиновые Пески. Слева по ходу поезда показались воды озера Большая Имандра, а в девять утра на станции Имандра я покинул рабочий поезд.

2. Вот так он выглядел. В голове — электровоз ВЛ60, один сидячий вагон, а в хвосте (в кадре не видно) — пустой грузовой вагон-платформа.



Я проехал на рабочем поезде, расписание которого узнать не так-то просто. Здорово, на самом деле, что в таких регионах подобная практика существует, — пускать пассажиров на рабочие поезда.

3. Поезд ушёл дальше на Оленегорск, то есть в направлении Мурманска. А я остался на станции. Вокруг никого нет. Маленький глухой посёлок, где часть домов заколочена, где-то вдалеке продолжает раздаваться постепенно смолкающий стук колёс. Дует ветерок, а когда он затихает, то нападают комары. "И куда это меня занесло?", — подумал я в этот момент.



4. Вменяемого здания вокзала здесь нету. Только пост дежурного — невзрачная кирпичная постройка. Обратите, кстати, внимание на квадроцикл. Здесь, как и на Соловках, это актуальный вид транспорта.



5. Вывеска с названием станции, похоже, ещё времён МПС. А может быть даже и советская ещё.



6. А погода сегодня такая же, как вчера. Правда, не такая переменчивая. Если вчера дождь часто сменялся солнцем, то сегодня стабильно пасмурно, да и дождя нет. Но в целом — такое же хмурое и холодное заполярное лето, когда в конце июня +12 градусов, а в воздухе летают тучи комаров.



7. Посёлок Имандра порождён железной дорогой и фактически вырос на пустом месте, как поселение работников станции. Кроме железной дороги здесь, в общем, ничего и нет. И выглядит Имандра совсем глухим местом, где даже людей я на поселковых улицах почти не встречал.



8. В некоторых домах, кстати, хорошо узнаются черты архитектурного стиля Мурманской железной дороги. Как уже говорилось, магистраль была построена в 1915-1916 годах, и на многих её станциях можно видеть дома железнодорожников в таком же стиле. Здесь, кстати, обратите внимание на уже довольно раритетные советские автомобили в правой части кадра. Интересно, куда здесь вообще на машине можно ездить? Если только в лес за грибами.



Но несмотря на всю свою глухоманность, станция Имандра достаточно известна среди туристов. Потому что отсюда начинается один из наиболее удобных маршрутов подъёма на Хибины. Собственно, и я, приехав сюда, намеревался сходить на ближайшую к станции сопку, а может быть и на гору Маннепахк, но, к сожалению, моя поездка на Имандру вышла в целом не очень удачной, потому что в планы вмешалась погода, — низкие тучи постоянно обволакивали безлесные вершины даже небольших гор.

9. Но всё таки погулял интересно. На Имандре я провёл достаточно много времени, так как приехал сюда на целый день, — вечером 22-й скорый Петербург - Мурманск повезёт меня в столицу Заполярья.



10. Снова пустынная станция Имандра. Стоит грузовой поезд из полувагонов. Большинство грузовых поездов здесь идут либо в Мурманский порт, либо обратно порожняком. А в полувагонах обычно возят уголь, — порт в Мурманске располагает крупным угольным терминалом, который я ещё покажу в постах про город.



11. А вот ещё — редкий тип грузовых железнодорожных вагонов. Такие вагоны называются апатитовозами, только возят в них не саму апатитовую руду, а полученный при её обогащении фосфатный концентрат. Видимо, часть его экспортируют за границу тоже через Мурманский порт, потому как основная часть продукции идёт в другом направлении — в Череповец, то есть не через Имандру.



12. Ну а вообще Имандра — это удивительное сочетание железной дороги, маленького посёлка, заполярной природы и суровых северных комаров.



13. Вот ведь сколько их! На самом деле, обитателей у станции Имандра намного больше, чем кажется...



14. Это, похоже, бывший стрелочный пост. Или путейский околоток. Удивительно, но всё сохранилось с начала XX века!



15. А вон, в загадочной дымке, виднеется гора Имандра, которую я и намереваюсь покорить. Забегая вперёд, скажу, что окончательно сделать мне это в итоге так и не удалось. Причина как раз таки видна на фотографии, — облачный покров настойчиво не желал уходить даже с такой небольшой высоты. Поэтому подняться удалось лишь частично, но и оттуда мне открылись достаточно интересные виды.



16. Горловина станции Имандра со стороны Апатитов. Оттуда я приехал, и сейчас решил на километр пройтись вдоль железной дороги в том же направлении.



17. Берег озера Большая Имандра. Мурманская железная дорога значительный отрезок пути между Апатитами и Оленегорском идёт точно по его восточному берегу.



18. Продолжаю идти вдоль путей. На этом кадре — вид обратно, в сторону станции, то есть в направлении Оленегорска и Мурманска. Временами на пасмурном небе где-то появляются просветы, но к сожалению, всё это шло мимо, а над Хибинами продолжали висеть тучи, и благоприятные условия для похода на гору так и не сложились.



19. Вспомните, какие корявые деревца растут на улицах Кировска, и обратите внимание, что здесь, на Имандре, которая расположена даже чуть севернее, растёт вполне нормальный такой лес, хоть и довольно низкий. Всё дело в разнице высот: Имандра находится в низине, лишь у подножия гор, а Кировск на довольно ощутимой высоте.



20. 1299 км от Петербурга. Довольно далеко заехал, в общем-то.



Мурманская железная дорога, по изначальному замыслу, должна была связать с остальной Россией побережье Баренцева моря, на котором был основан незамерзающий круглогодичный морской порт, благодаря которому и появился город Мурманск. Берег Баренцева моря на Кольском полуострове исторически именуется Мурманским берегом, или просто Мурманом (что, скорее всего, происходит от слова Норманны, то есть викинги). Но не Мурманский берег получил название от города Мурманска, а полностью наоборот, — даже сам город изначально назывался Романов-на-Мурмане. Интересная особенность Мурманской железной дороги в том, что строилась она через почти совершенно незаселённые места. В то время ещё не было всех этих горно-промышленных городов — ни Кировска, ни Мончегорска, ни Оленегорска. Большинство населённых пунктов на Кольском полуострове располагалось вдоль побережий Белого и Баренцева морей, и, чтобы попасть, к примеру из уездного города Кола в Кандалакшу или Варзугу, надо было по морю огибать Кольский полуостров с востока. Но железная дорога в 1915 году пошла напролом почти поперёк горных массивов, по никому до этого не известному пути.

А стратегическая важность незамерзающего Мурманского порта (таковым он является благодаря Гольфстриму в Баренцевом море, который, кроме того, значительно смягчает зимние температуры в этом краю) оставалась весьма актуальной и в Великую Отечественную войну, когда там, во-первых, базировался Северный флот, а во-вторых, происходили поставки вооружения по Ленд-лизу. Поэтому перед советскими войсками стояла важнейшая задача не дать немцам полностью блокировать Мурманскую магистраль на участке между Беломорском и Мурманском (к югу от Беломорска она была уже перерезана финнами), и с этой задачей справиться им удалось.

21. Озеро Большая Имандра. На другом берегу видны уже не Хибины, а другие горные массивы ("тундры") Кольского полуострова. Здесь, вроде бы, видны горы Чунатундра и Мончетундра.



22. В чистом и прозрачном озере отражается пасмурное небо, придавая воде серебристый оттенок.



23. А вода действительно совсем прозрачная. Все камни видно, если стоишь на берегу. Фото сделано с зумом, — на самом деле, там не настолько мелкая глубина.



24. А на другом берегу озера, примерно в шести километрах отсюда, находятся садоводческие товарищества. Это — дачные посёлки жителей Мончегорска. Город расположен там же поблизости, но его отсюда не видно. Но даже дачи дают ощущение того, что озеро будто бы разделяет два мира. Здесь глушь, а на том берегу цивилизация.



Там — возле Мончегорска, проходит автомобильная трасса "Кола". Ну а здесь зато есть железная дорога, по которой довольно оживлённое движение. Правда, в основном грузовое, — про Мурманский порт я уже упомянул, а потом ещё и покажу его.

И пока я делал привал у берега озера, со стороны Мурманска как раз пошёл грузовой. Правда, в конце видео он почему-то остановился на перегоне. И поехал дальше лишь спустя примерно десять минут. Второй фрагмент видео снят уже около станции.



25. Затем я вернулся на станцию. Слева видны какие-то хозяйственные постройки, но их предназначение мне точно неизвестно.



26. А ещё на станции Имандра раньше был разворотный треугольник, от которого до наших дней дошли только насыпь, шпалы и несколько опор контактной сети, — видимо, треугольник в советские годы электрифицировали для возможности разворота одной секции электровоза.



Я решил сходить посмотреть разворотный треугольник, который тупиком выходил точно к берегу озера. Кстати, на насыпи в большом количестве лежали осколки изоляторов контактной сети, оставшиеся после её демонтажа. Один из таких осколков я решил подобрать на память, — теперь лежит у меня дома.

27. Какая-то деревянная будка возле действующего пути. Выкрашена, между прочим, в цвета РЖД. Но здесь — на магистральной линии, это выглядит всё же не настолько абсурдно, как на глухоманной ветке Земцы - Жарковский в Тверской области.



28. Иду дальше по насыпи разворотного треугольника:



Поясню, для тех, кто не разбирается, что это такое. В наше время большинство магистральных локомотивов — двухкабинные, и для того, чтобы сменить направление движения, им нужно просто дать "задний ход". Иначе было в эпоху паровозов, которым для того, чтобы поехать в обратную сторону, нужно было выполнить процедуру разворота. Для разворота "одностороннего" локомотива существует два способа. Первый — это поворотный круг: локомотив заезжает на круглую площадку, оснащённую механизмом, при помощи которого он разворачивается на 180 градусов и выезжает обратно. Второй способ — это разворотный треугольник: локомотив заезжает на тупиковый путь, перпендикулярный маршрутному, задним ходом выезжает обратно на маршрутный путь по второму соединительному пути, который ведёт в другую сторону, и таким образом меняет направление движения уже по маршруту. Для того, чтобы сказанное было понятно, я проиллюстрирую схематично, как выглядит разворотный треугольник.

Схема минималистичная, но общую суть я отразил. Правда, пропорции не очень точные. Красным обозначен главный (маршрутный путь), а зелёным — разворотный треугольник, куда заходит локомотив. По правому соединительному пути он заходит в тупик, потом задним ходом выходит на главный путь по левому соединительному.



В наше время "односторонними" остались только маневровые тепловозы, и изредка ещё используются половинки двухсекционных локомотивов. Поэтому большинство поворотных кругов и треугольников в наше время уже не используется и демонтировано.

29. Тем временем, насыпь треугольника продолжает идти дальше к берегу озера. Два соединительных пути здесь уже сомкнулись.



30. И вот я уже выхожу к тупику. Надо же. Когда-то сюда заходили паровозы.



31. И останавливались вот здесь, чтобы затем выезжать назад. Передо мной — снова берег озера.



32. Здесь обнаружились какие-то бетонные конструкции. Вполне возможно, что это и есть остатки тупика треугольника.



33. И здесь же в траве я увидел какой-то ржавый якорь, что меня несколько удивило. Вероятно, на Имандре когда-то существовало местное судоходство (озеро, кстати, напрямую связано с Белым морем), и здесь располагалась пристань. Так что может быть, бетонные конструкции на предыдущем кадре и от пристани, а не от треугольника. Скорее всего, это было временное судоходство: либо для подвоза материалов при строительстве железной дороги в 1915 году, либо уже в 1930-е годы при строительстве на другом берегу города Мончегорска, — строители отправлялись туда от пристани у станции Имандра.



34. Даже какой-то именной кирпич я здесь нашёл. В целом, на Имандре довольно немало напоминаний ещё о дореволюционной эпохе.



35. От тупика треугольника я пошёл обратно к станции. Что интересно, в этом месте растительность выглядит именно как лесотундра, а не лес.



36. Горы по-прежнему в облаках. А на станции сделал остановку на пару минут какой-то поезд. Может быть и Мурманск - Петербург, — как раз где-то сейчас он и по времени должен здесь проходить.



37. Ну а дальше я довольно долго просто ходил по посёлку, ожидая, когда хоть немного рассеется облачная пелена над Хибинами. В посёлке тихо и малолюдно. Правда, иногда даже встречались дети, — наверное, на лето к бабушкам приезжают. Дома, кстати, не только времён постройки Мурманской магистрали, — есть и несколько советских двухэтажек.



38. Дореволюционные дома, правда, выглядят приятнее. Всё таки оформлены более красиво.



39.



40. Однако в некоторых теперь заколочены окна. Видимо, население посёлка значительно уменьшилось из-за сокращения персонала на железной дороге в постсоветские годы.



41. Архитектура Мурманской магистрали пронизана псевдорусским стилем, который был характерен для начала XX века. В таком стиле строились и вокзалы. Правда, в войну от бомбёжек большинство из них было разрушено. Но вычурные деревянные вокзалы на станциях Кандалакша и Медвежья Гора я ещё покажу в рассказе об обратной дороге.



42. Деревянная будка с колодцем. Эта, может быть, уже советская.



43. А вот табличка — точно советских времён:



Вот такое тихое место Имандра. Туристов, идущих на Хибины, мне в тот день здесь не встретилось. Но сам я хотя бы краешком к Хибинам прикоснулся. Следующий рассказ будет о здешней природе и о том, как я ходил на склон ближней сопки, правда, не стал идти на самый верх из-за погодных условий.


  • 1
У нас таким треугольником было реализован разворот трамваев на конечной несколько лет

Да, у трамваев подобные вещи часто схожи с ЖД. Хотя обычно, конечно, у них кольцо.

Это было временное явление, когда кусок линии отпилили. Потом кольцо сделали

В Казани тоже было, но выпилили вместе со всей линией.

33. Якорь, скорее всего, времён основания Мончегорска. Ты в Монче был? Найди книжку про основание города (по-моему, она называется "Город в Красивой Тундре"), там как раз есть упоминание о пристани на Имандре, откуда на западный берег озера отправлялись сначала геологи, а потом и строители Мончегорска.

Такой вариант я, кстати, тоже предположил. А в Мончегорске пока не побывал — поехал с Имандры сразу в Мурманск. В следующий раз думаю как раз в Мончегорск поехать вместе с Ловозером.

Здорово, на самом деле, что в таких регионах подобная практика существует, — пускать пассажиров на рабочие поезда.
На БАМе тоже пускают. И даже можно договориться переночевать в вагоне.

О том, собственно, и речь. Чем дальше от Средней полосы, тем чаще подобные вещи встречаются... Помню, griphon-275 рассказывал, что на Печорской дороге рабочие поезда иногда вообще по громкой связи объявляют :)

здоровское место, а тихо там?

Да, тихо. Только иногда поезда проходят. Ну и комары воют.

Приятное место. Всего пару раз проезжал мимо, причем очень много лет назад. Тогда даже не отфиксировал.

А я пока что на Кольском первый раз был и посетил ещё не так много мест. Думаю в следующую поездку туда посетить Терский берег (то есть побережье Белого моря), Ловозеро и Мончегорск (о нём я вообще слышал, как о наиболее архитектурно красивом городе области).

Удивительно сохранившаяся архитектура времён постройки линии!

Кстати, подумал - не потому ли тупик треугольника так близко к берегу озера расположен, что, при его постройке, предусматривали вариант заправки паровозов водой прямо из озера? Вода-то там должна быть чистая.

В общем-то, не исключено, что так.

Это редкое сочетание относительной транспортной доступности и глухоманного образа жизни. Пейзажи поражают воображение. Якорь - так и вообще настоящий артефакт.
Про рабочий поезд ты, возможно, зря написал. Могут быть проблемы, вплоть до того, что "лавочку прикроют" насовсем. Я слышал, был такой случай, что подобный материал в ru-railway прочитал кто-то из сотрудников РЖД, и после этого с машинистом, взявшим в кабину постороннего, были серьёзные разбирательства. Локомотивную бригаду вычислили по дате поездки.

Ну, я в этом сильно сомневаюсь, если честно. Тем более, при написании отчётов о своих путешествиях не очень хочу себя ограничивать подобными вещами. Как было, так и пишу. Не говоря уже о том, что расписание рабочего поезда я узнавал в группах в контакте в открытом доступе, а также оно вывешено на сайте all-transport.

Фото 32 -- есть подозрение, что это остатки не тупикового упора, а анкерной опоры контактной сети. Вы же говорите, что треугольник был электрифицирован. А под широкобазную опору вроде самое то. Но я не специалист и даже на глаз не помню, как выглядят фундаменты таких опор.

А в голове рабочего поезда не ВЛ60 часом?

Да, конечно. Что-то часто стал путать электровозы :)

Хотя вообще-то односекционные пассажирские ВЛ80 тоже бывают, но это редкость. И вроде, в депо Кандалакша и Мурманск их нету.

Edited at 2015-12-03 07:35 pm (UTC)

На Украине в свое время секции ВЛ80 переделывали в пассажирские электровозы.

Вроде, и в России такие есть. Но где-то тоже недалеко от Украины. На ЮВЖД, кажется.

Вот один такой в музее в Новосибирске стоит https://trainpix.org/vehicle/34703/

Было еще несколько таких, но где они и что с ними сейчас - не знаю. В России такая модернизация толком не пошла, видимо, потому, что ожило электровозостроение и начали делать "нормальные" локомотивы, надобность в таких поделках отпала.

Забрал этот якорь. Еле утащил его.

Провел в поселке целый день в конце сентября сего года (закончил свой хибинский маршрут) в ожидании поезда. Уезжать нужно было на Мурманск, а билета в наличии не имелось- кассы-то на станции не оказалось, поэтому надеялся на доброту и человечность проводниц поезда Питер-Мурманск к одинокому путешественнику. Зря, оказалось, надеялся. Выдворили с поезда так круто и безапелляционно, что я даже опешил- соваться в другие вагоны не стал. Ночь до утренней электрички провел в крайнем (на север от станции) на главной улице доме у хозяйки Явдохи (если не ошибаюсь) за 250 руб, в которой мы с еще одним ее постояльцем, бравым охотником и рыбаком, заняли целый терем.

А в какое время спустились с Хибин? А то бы может и успели бы на рабочий поезд до Оленегорска или Апатитов. (правда, второе получилось бы в другую сторону)
Но вообще я наблюдал, как две женщины без билетов до Оленегорска садились как раз в тот самый поезд СПб-Мурманск. Но они, похоже, изначально знали вагон, в который надо садиться (это был именно тот, в котором ехал я). Может быть, они даже вполне официально оплатили проезд проводнику, который им выписал билеты на бланке. В любом случае подобное должно быть, иначе выходит, что жителям Имандры нужно ездить покупать билеты в Апатиты.

Спустился я еще в первой половине дня и весь день гулял поселком-окрестностями, снимая. Работниками станции был сразу предупрежден, что в поезд меня не пустят. Я действительно засобирался было ехать рабочим поездом до Апатит (отпр. в 16-00 из Имандры) купить билет на Мурманской поезд, но он опоздал и смысл навещать Апатиты утратился- не успевал к приходу моего поезда. Жители Имандры, которых, кстати, можно пересчитать на пальцах конечностей, ездят либо рабочими поездами, либо электричками, либо вооружаются билетами заранее или покупают их в сети.

  • 1