Записки северного медведя (nord_ursus) wrote,
Записки северного медведя
nord_ursus

Categories:

Имандра. Природа и подножие Хибин

В день двадцать седьмого июня, когда я поехал из Апатитов на станцию Имандра, погода была стабильно пасмурной. Всю красоту Хибинских гор рассмотреть с Имандры не получалось, — слишком низко висели облака. У меня было намерение сходить и подняться на ближнюю гору, высота которой около пятисот метров над уровнем моря. Но полностью от облаков покатая безлесная вершина этой горы освобождалась лишь на короткое время, поэтому до самого верха я в итоге так и не пошёл. Но всё же поднялся частично, на такую высоту, где ещё присутствует лесная растительность. Но при этом даже оттуда рассмотреть интересные пейзажи мне всё таки удалось.



2. В пристанционном посёлке Имандра, который я показал в предыдущем посте, я, руководствуясь топографической картой и спутниковым снимком, нашёл грунтовую дорогу, которая ведёт в лес и к склону той самой горы (которая, судя по картам, тоже называется Имандра). Растительность у окраины посёлка больше напоминает лесотундру, — мох, ягель, низкие сосенки. Но подозреваю, что это просто место вырубки леса.



3. Видимо, так и есть. Поскольку вскоре сосны становятся выше и уже начинают образовывать полноценный лес.



4. И я попадаю под лесные своды. Невысокий сосновый бор с подлеском из мхов и ягод (которые, конечно, в конце июня ещё не созрели) напоминает мне о Карелии. Надо же, отсюда Карелия расположена к югу!



5. Уже здесь, обернувшись назад, я увидел, что незаметно поднялся на небольшую высоту. Видно озеро.



6. А я выхожу на просеку и продолжаю идти по достаточно накатанной грунтовке среди леса. Даже интересно, что здесь вообще ездит, и куда.



7. Поперёк проходит ЛЭП. Судя по топографическим картам, начинается она от электроподстанции на южной окраине посёлка.



8. Вокруг — приятно пахнущий сосновый бор, под ногами всюду камень, — он проступает прямо из грунтовой дороги. И в лесу постоянно обнажается каменистая структура почвы. А ещё — чем дальше в лес, тем толще партизаны комары. И тем их больше. Атаковать начинают уже не на шутку.



9. А стройный ряд сосен хорошо просматривается во все стороны. Это всё таки не густой ельник.



10. А вон в перспективе дороги виден склон горы. Облака там по-прежнему то появляются, то уходят.



11. Эх, хорошо здесь дышится, в Хибинском лесу! Если бы ещё не комары...



12. Но хоть дождя сегодня нет. Хотя явно он был утром или ночью (впрочем, здесь в конце июня ночь — условное понятие), потому что и трава, и мох, и сосны, — всё вокруг мокрое.



13. Ягель обильно произрастает на земле среди мхов и травы. Глядя издалека, или просто обладая не очень хорошим зрением, его, наверное, можно принять за снег.



14. Но нет. Хоть сегодня и прохладно, но всё же не настолько. Примерно +12 градусов — нормальная для Мурманской области температура в конце июня. А камней вокруг дороги тем временем становится всё больше.



15. И дорога наконец заканчивается тупиком, который представляет собой полузаросшую выемку в земле, наполненную камнями. Похоже на какую-то маленькую выработку по добыче горной породы. И видимо, просека с дорогой когда-то прокладывались именно к ней.



16. Теперь тропинки нет. Надо идти напрямую по пересечёнке среди деревьев и каменных валунов и при этом, разумеется, сильно мочить ноги и отмахиваться от комаров :) Потом я даже иногда надевал на голову предусмотрительно взятый с собой накомарник, — в случаях, если становилось совсем тяжело. Тем временем, поверхность земли под ногами отчётливо приобретает уклон, тем самым ведя меня вверх.



17. А под ногами — всё тот же ягель, растущий порой причудливыми шапками.



Между прочим, на Мурманской железной дороге, по соседству, ближе к Оленегорску, одна из станций называется не иначе как Ягельный Бор.

18.



Подниматься напролом без тропинки довольно тяжело. Тем более, что иногда приходится наступать на мягкий мох, из-за чего в обувь уже налилась вода. Но ничего, это можно и потерпеть. Так же как и назойливых комаров, стаями реющих вокруг. Лес немного поредел, сосенки стали ниже и тоньше и расставлены дальше друг от друга. Фактически я дошёл до лесотундры (в высотной поясности). Я перевёл дух и остановился передохнуть.

19. Обернувшись назад, увидел заметный уклон вниз:



20. Сосновые ветки:



21. Кадр, сделанный во время привала. И это ведь их ещё не так уж много! Потому как на одежду они садятся наименее активно.



22. Затем, ещё немного пройдя наверх, я обнаруживаю, что сзади и внизу уже открывается панорама.



23. На переднем плане виден лес, через который я только что шёл, а дальше — озеро Большая Имандра.



24. Вижу, что облако, в очередной раз наползающее на вершины даже невысоких гор, находится почти совсем близко от меня и снова покрывает безлесную вершину горы Имандра, на склоне которой я сейчас нахожусь. Видимо, всё таки не получится у меня дойти до вершины, хотя осталось не так уж и много. То есть в принципе дойти можно, но заходить на теряющуюся в густом облаке вершину, — я всё же решил перестраховаться. Хотя и высота здесь небольшая, и склоны пологие. Да и потом с вершины, окутанной облаком, я всё равно ничего почти не увижу.



25. Взгляд назад. Продолжаю пробираться, стараясь наступать на валуны, чтобы не утапливать ноги во мхе (хотя порой они туда всё равно проваливаются). Ноги уже давно мокрые (по-хорошему, надо всё таки было резиновые сапоги брать), усталость от подъёма уже появляется, вокруг комары летают. Но ведь это и интересно! Мне именно такой характер путешествий гораздо ближе :)



26. Ух, вот это виды! Даже то, что до вершины я, наверное, не пойду, уже не так сильно огорчает. Виды и отсюда неплохие. Только что деревья немного загораживают (а совсем наверху их уже нет).



27. Какая-то хмарь наползла, фотографии получаются тёмными. Может быть, над озером сейчас дождь идёт.



28.



29. Вид вниз сквозь сосновую растительность. Обратите внимание на полоску, которая вьётся внизу. Это та самая грунтовая дорога, по которой я только что шёл к подъёму! Она осталась где-то внизу.



30. Где-то в этот момент я решил всё таки не идти на вершину, глядя на очередную тучу, которая начала её обволакивать. Но и тот пейзаж, который я вижу отсюда, уже впечатляет.



Но вообще-то, конечно, ожидать погоду надо было не в посёлке, а здесь, — сразу подниматься на склон, чтобы до безлесной тундровой вершины сходить хотя бы ненадолго.

31. А на противоположном берегу озера — другие горы:



32. И чуть правее, в низине между горами, я увидел теряющуюся в дымке городскую застройку. Пяти, девятиэтажные дома, трубы... Как будто мираж какой-то. Так ведь это город Мончегорск! Из посёлка его не видно, потому что его закрывает остров Палёный, который виден на переднем плане. А вот с высоты — как на ладони. А между прочим, до него по прямой около 18 километров. Наверное, в хорошую погоду город виден ещё лучше.



33. Чуть правее Мончегорска виден, кажется, горный массив Волчьи тундры. Правда, может быть, я и ошибаюсь.



34. Лесотундра на каменном горном склоне. Вдалеке внизу, кстати, снова видна полоска грунтовой дороги.



35. Примерно вот до этого места я и дошёл в итоге.



36. Ещё один вид на дорогу. Обратите внимание, — за лесом у берега озера видны опоры контактной сети железной дороги. Иногда, пока я здесь ходил, снизу эхом доносились гудки электровозов и стук колёс.



37. Последний взгляд вверх:



38. И вниз:



39. И под ноги. Мхи образуют удивительно красивый ковёр. Представляю, какая красота здесь в золотую осень (а здесь она в первой половине сентября), когда всё это окрашивается в яркие краски, а на мху созревают ягоды и вырастают грибы.



40.



41. Потом я начал спускаться вниз — обратно, по направлению к станции.



Да, в этот раз погода всё таки подкачала. Вряд ли это стало бы препятствием, если бы поход по Хибинам был бы основной целью этого путешествия, но это скорее был лишь один из его этапов — локальная вылазка со станции Имандра в течение одного дня. Если бы погода была лучше, то, наверное, я бы дошёл и до горы Маннепахк, а то и Путеличорр. Но всё равно сюда я ещё обязательно приеду. А забегая вперёд, скажу, что неудача с погодой здесь была потом с лихвой компенсирована отличной, хоть и ветренной и холодной, погодой в Териберке — на побережье Баренцева моря.

42.



И вообще, по началу Кольское Заполярье встретило меня довольно неласково, в отличие от Белого моря и Соловков, — хоть и в Апатитах и Кировске солнце иногда выглядывало, в целом два дня во внутренних районах Мурманской области была сырая промозглая погода. Так и должно быть, — понимал я, и после приезда в Мурманск погода переменилась. Оставалось холодно, но чаще светило солнце, и просто было ощущение, что вот теперь природа северного края ко мне более благосклонна. Всё таки у Севера свой нрав.

43.



44. По той же самой дороге я, не спеша, спустился и вернулся обратно в пристанционный посёлок.



45. И снова Мурманская железная дорога:



46. Движение здесь, как уже говорилось, весьма оживлённое. Как-никак, магистраль, ведущая в областной центр и морской порт. Вот грузовой под электровозом ВЛ80 пошёл как раз в сторону Мурманска. В полувагонах, скорее всего, уголь.



До моего поезда на Мурманск осталось около двух часов. Пока есть время, я пошёл на берег озера — слушать тишину и плеск воды. Хотя на самом деле, сушить обувь :)

47. Весь день на той стороне озера облачности постоянно было меньше, чем над Хибинами. Хотя вон уже и там стало затягивать. А тут, пока я сидел, периодически накрапывал дождик.



48. Серебристая прозрачная вода:



Отдохнув и посушив обувь и ноги, примерно за полчаса до поезда я решил уже выходить обратно на железную дорогу, — походить, поразминаться, и, если будет какое движение, посмотреть и поснимать его.

49. Вид на юг, в сторону Апатитов:



50. Лес вдоль железной дороги:



51. А это вид на север — в сторону Оленегорска и Мурманска. Уже скоро мне предстоит ехать туда — на шестьдесят девятую параллель северной широты.



52. Комары витают в воздухе. Здесь их значительно меньше, чем было в лесу. После леса я их здесь даже почти не замечаю.



53. Южная горловина станции Имандра, — вид на север. Вон вдалеке какой-то прожектор светит. Гудок локомотива слышен, как и нарастающий звук грохота колёс очередного товарняка.



54. Снова ВЛ80 с грузовым из полувагонов. Теперь уже со стороны Мурманска на юг. Большинство курсирующих здесь локомотивов (включая этот) приписаны к ТЧЭ-15 Кандалакша и работают на плече от Мурманска до Свири.



55. Хвост уезжающего грузового сейчас скроется за кривой:



56. Эх, гора... Видит око, да зуб неймёт :) Обидно, но опять тучи над вершиной рассеялись, когда я уже ушёл оттуда. Но слева, над Маннепахком, висит другая, наверное, и гору Имандра сейчас накроет.



57. Станция. Платформа подразбитая и заросшая. Но поезда дальнего следования продолжают исправно здесь останавливаться, хотя и постоянное население посёлка составляет, по последним данным, только два десятка человек. Да и рабочий поезд, возящий пассажиров, курсирует ежедневно. Так что труднодоступным в транспортном отношении местом Имандру не назовёшь.



Но мне уже пора отсюда уезжать. Быстро пролетел сегодняшний день, а на часах уже семь вечера. Последние минуты осталось мне дожидаться скорого поезда №22 Санкт-Петербург - Мурманск (на котором я уже ехал от Питера до Кеми) и за три часа я на нём доеду до славного Города-Героя Мурманска, крупнейшего города российского и мирового Заполярья.

Наконец, в 19-15 прожектор электровоза ЭП1 показался со стороны Апатитов и стал упорно светить вперёд. Поезд постепенно замедлял ход. Но при этом я никак не мог определить, на какой путь он прибудет. Здесь ничего не объявляют, да и пассажиров, кроме меня, не видно. А стоит ведь поезд всего одну минуту, и если встанешь не на той платформе, то он путь загородит, и не пройти будет. Поэтому я поступил проще: встал между первым и вторым путями и стал издалека следить, на какой путь поезд зайдёт в горловине. Увидев, что станция принимает его на второй путь, я перехожу его и иду на вторую платформу. Догонять свой вагон или садиться в другой во время одноминутной стоянки не потребовалось, — я довольно точно рассчитал, где он остановится. В 19-18 поезд тронулся, и я поехал покорять последний заключительный отрезок Мурманской железной дороги. Об этом и будет следующий рассказ.
Tags: Железная дорога, Кольский полуостров, Крайний Север, Природа, Путешествия, Россия, Русский Север, Северо-Запад
Subscribe

  • Ягодное. В центре Колымского края

    Предыдущий рассказ Ещё по пути из Магадана в Сусуман по Колымской трассе, я проезжал посёлок городского типа Ягодное. Это центр Ягоднинского…

  • Сусуман. Холодный золотой город

    Предыдущий рассказ Долина среди гор, 630 километров по трассе от Магадана и в три раза меньше до границы Магаданской области с Якутией. Центр…

  • По Колымской трассе

    Предыдущий рассказ Проведя два дня в Магадане, я отправился вглубь Колымского края, посетив ещё два места в Магаданской области: город Сусуман и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments

  • Ягодное. В центре Колымского края

    Предыдущий рассказ Ещё по пути из Магадана в Сусуман по Колымской трассе, я проезжал посёлок городского типа Ягодное. Это центр Ягоднинского…

  • Сусуман. Холодный золотой город

    Предыдущий рассказ Долина среди гор, 630 километров по трассе от Магадана и в три раза меньше до границы Магаданской области с Якутией. Центр…

  • По Колымской трассе

    Предыдущий рассказ Проведя два дня в Магадане, я отправился вглубь Колымского края, посетив ещё два места в Магаданской области: город Сусуман и…