?

Log in

No account? Create an account

nord_ursus


Записки северного медведя

Cogito ergo sum


Previous Entry Share Next Entry
Мурманск. Часть 1
nord_ursus
Как и любой заполярный город, Мурманск способен привлечь путешественника хотя бы своим местоположением. С самого детства, глядя на карту, я проникался особенным интересом к обозначенным на ней городам и посёлкам, находящимся на Крайнем Севере. Холодные края, где большую часть года зима, а летом солнце сутками напролёт не заходит, где дуют ветра на арктических морях, — мне всегда было интересно это увидеть. А Мурманск ведь не только самый крупный город Заполярья, но ещё и расположен относительно недалеко от Питера. Город-герой, город-порт, стоящий на скалистых сопках Кольского полуострова, — здесь точно стоит побывать просто потому что есть такой город (хотя это мой постоянный принцип путешествий). Хоть он и небогат архитектурными достопримечательностями, но всё же очень впечатляет своим колоритом и атмосферой.



Итак, приехал я в столицу Заполярья поздним вечером 27 июня с глухой станции Имандра у отрогов Хибин. От вокзала сразу же направился к своему месту базирования, но на следующий день с утра же поехал вновь к вокзалу, так как именно оттуда планировал начать свой осмотр города.

2. Железнодорожная станция в Мурманске была открыта в 1916 году, то есть тогда же, когда был основан и сам город. Но первый вокзал сгорел при бомбёжке в Великую Отечественную войну, а нынешний построен в 1954 году по проекту архитектора А. Мимбаревича. На вид довольно приятное здание.



3. Перед вокзалом, как видно, стоят автобусы. Как обычно и бывает во многих городах, возле железнодорожного располагается и автовокзал. Но в Мурманске его, как ни странно, поместили прямо в первый этаж жилого дома. Такое я уже видел в карельском городе Суоярви, но там городок маленький, а здесь всё таки областной центр, и автобусов отправляет немало.



Пожалуй, Мурманская область — наиболее нетипичный регион Крайнего Севера. Хоть и расположена она практически целиком за полярным кругом, но здесь есть сухопутные дороги! Более того, — дорога сюда приводит с "Большой Земли" (впрочем, именно по этой причине данный термин жители Мурманска не употребляют). Практически во все города (кроме закрытого города Островной) можно доехать на автобусе или поезде, сам Мурманск является наиболее крупным заполярным городом (триста тысяч жителей), а область самая заселённая в Заполярье. В общем, это наиболее обжитой Крайний Север. И, разумеется, связано это с более тёплым климатом, который создаёт тёплое течение в Баренцевом море, не дающее ему замёрзнуть. Мурманский морской порт является круглогодичным. И именно к порту я и направлялся от вокзала, — железная дорога идёт вдоль портовых терминалов, и вокзал соседствует с портом вплотную.

4. Вид от вокзала на север, по улице Коминтерна, в сторону сопки Зелёный Мыс. Туда пройдём в следующих частях.



Сейчас я в центре города. Но Мурманск устроен так, что, где бы ты в городе ни находился, порт всегда будет близко, так как и город, и порт растянуты на десяток километров вдоль берега Кольского залива, и вообще друг без друга не мыслятся. От привокзальной площади можно перейти железнодорожные пути по пешеходному мостику и оказаться среди портовых сооружений и возле морского вокзала.

5. Переходим. Путей в пассажирской части вокзала довольно немного. Мурманск является тупиком железной дороги, поэтому и принимает небольшое количество поездов. Кроме Москвы и Петербурга, поезда отсюда ходят в Вологду, Минск, а в летние месяцы ещё и в Адлер, Анапу и Новороссийск.



6. А вот этот одинокий вагончик — это пригородный поезд на Апатиты. Как ни странно, с электропоездами тут как-то не сложилось, и пригородными служат сидячие вагоны под электровозом.



Обратите внимание на зелёную сопку на заднем плане, на которой стоит огромная скульптура солдата. Это очень впечатляющий военный мемориал, который я покажу позднее. Железная дорога же продолжается на север до станции Ваенга, расположенной в закрытом городе Североморске — базе Северного флота, но туда движение только грузовое.

7. Вид в другую сторону. Это уже пути морского порта. Грузовые составы с углём отправляются в огромный угольный терминал, который я тоже ещё покажу. Ходя здесь, я постоянно слышал гудки локомотивов, грохот портовых кранов и крик чаек. И понял, что этот звуковой фон в Мурманске слышен постоянно и является неотъемлемой частью атмосферы этого города.



8. Судоремонтный завод. Чуть дальше, за портовыми кранами, — Кольский залив. Фактически это уже Баренцево море, — только глубоко вдающийся в сушу залив типа фьорда, внешне напоминающий скорее широкую реку, только с солёной водой.



9. Взгляд обратно:



10. Спускаюсь с пешеходного мостика уже на другую сторону от железной дороги.



11. Впрочем, изначальной моей целью был, по сути, не сам морской порт (его как раз лучше рассматривать со стороны и, желательно, с высоты), а одно особенное судно, которое уже видно между деревьями. Догадаетесь, что это за корабль?



12. Это знаменитый атомный ледокол "Ленин"! Можно сказать, один из символов советской эпохи. Три десятка лет ходил он по арктическим просторам, и про него знал, наверное, каждый школьник Советского Союза. Даже не верится, что я вижу легендарный корабль своими глазами!



13. Сам по себе тип судна крайне редкий. Всего в нашей стране было построено до настоящего момента только 13 атомных ледоколов, и "Ленин" — самый первый из них. Построен он был в 1959 году, и для того времени это был настоящий прорыв в области судостроения и вообще, научной мысли. В 1989 году "Ленин" отслужил своё и был выведен из состава флота, а в наши дни стоит на вечной стоянке в Мурманском порту и является музеем. Я посетил ледокол и в своём журнале уделю ему особое внимание, написав отдельный пост.



14. Бесчисленное множество портовых кранов. Хоть Мурманск и стоит у берега водоёма, но почти вся прибрежная акватория занята портом, и, кроме этого места, набережной в городе больше нигде нет. Прогуляться здесь можно прохладным летним днём (и в без того короткое заполярное лето жаркие дни случаются нечасто) под звук гремящих портовых кранов. Такая вот суровая мурманская романтика. Но ведь и в этом что-то есть...



15. Баренцево море не замерзает зимой, и именно это обстоятельство и породило Мурманский порт во время Первой мировой войны. Вслед за портом в 1916 году появился и город Романов-на-Мурмане: "на Мурмане" — значит, на северном побережье Кольского полуострова. Нынешнее, более короткое название, город получил спустя год, после революции. А порт по-прежнему остаётся стратегически важным, благодаря тёплому течению, хоть и грузооборот здесь не столь высок, как на других морских портах страны.



16. Именно Мурманский порт является главным портом российской Арктики. Именно здесь базируются ледоколы, разбивающие льды полярных морей, и другие суда, курсирующие по Северному морскому пути. Именно отсюда — из большого города, отправляются в странствия по бескрайней холодной Арктике корабли, которые осуществляют северный завоз. Можно сказать, в Мурманске начинается Арктика, — так и представляешь, что там дальше, на востоке. Диксон, Дудинка, Тикси, Анадырь... Названия, странным образом ласкающие слух...



17. Пульс города напрямую зависит от порта. В 1990-е годы почти перестал использоваться Севморпуть, Мурманский порт стал приходить в упадок. Из-за чего и сам город потерял огромное количество людей, — за 25 лет население Мурманска сократилось с 445 до 305 тысяч жителей. Но, как и горная промышленность в Апатитах и Кировске, порт стал оживать в нулевые годы, переключившись на экспорт грузов. А в последние несколько лет понемногу стал возрождаться и Севморпуть. Поэтому сейчас город уже чувствует себя лучше.



18. Вот, кстати, и угольный терминал. На всей Мурманской магистрали — и на Свири, и в Беломорске, и на Имандре, я не раз видел грузовые поезда из полувагонов, загруженных углём. В большинстве случаев уголь этот едет именно сюда.



19. Морской вокзал. Большинство пассажирских рейсов прекратило свою работу в постсоветские годы, и здание вокзала, как я понимаю, по назначению сейчас не используется и сдаётся в аренду.



Единственная здесь пассажирская линия связывает Мурманск с городом Островной, в котором находится одна из военно-морских баз. На линии курсирует теплоход "Клавдия Еланская", а билеты на него продаются в помещении автовокзала в отдельной кассе, к которой, кстати, каждый раз, когда я заходил на автовокзал, стояла немаленькая очередь. Жаль только, что попасть в этот город просто так нельзя, — он закрытый. Правда, три раза за лето (в Островной навигация круглогодичная) этот же теплоход выполняет и более дальний рейс, — огибая Кольский полуостров с востока, он доходит до села Чаваньга на беломорском побережье.

20. С другой стороны расположен судоремонтный завод, на фоне которого стоит памятник работникам морского порта, погибшим в годы Великой Отечественной войны от вражеских бомбардировок.



Мурманск — один из тех городов-героев, которые так и не сдались врагу и не знали фашистской оккупации. Город выстоял против непрерывных атак немецких войск, наступавших на Советское Заполярье с территории Норвегии и Финляндии. Страшные бои, происходившие на Кольском полуострове, не так широко известны. А между прочим, за всю войну на Мурманск немцами были сброшено 185 тысяч бомб! Больше — только на Сталинград...

21. На другом берегу залива, на сопке стоит посёлок Абрам-Мыс, в котором находился второй судоремонтный завод, в девяностые годы закрывшийся, а потом переоборудованный в завод по выпуску нефтегазового оборудования. До 2013 года на Абрам-Мыс ходили катера от морского вокзала, но, к сожалению, их отменили. Теперь ехать туда приходится на автобусе, делающем огромный крюк (потому что мост через залив есть только в десяти километрах южнее). Я, кстати, на Абрам-Мысе тоже побывал.



22. Во время войны там находился корпус ПВО, защищавший небо над Мурманском. Мемориал я потом ещё покажу отдельно и с близкого расстояния.



23. Уже после посещения атомного ледокола "Ленин" я направился обратно в центр города. Возле пешеходного моста я заметил множество контейнеров с надписью "Норильский никель", — металлургическую продукцию из Норильска вывозят на Большую Землю в том числе и по Севморпути.



Миновав вокзал, я пошёл в самый центр — на площадь Пять Углов, чтобы оттуда идти по проспекту Ленина — центральной городской магистрали.

24. На площади находится 18-этажная гостиница "Арктика", построенная в 1980-е годы. Кстати, это самое высокое здание за полярным кругом.



25. В выходной день гуляют мурманчане, в этом месте ощущается ритм жизни города. На улице облачно и прохладно, — около +12 градусов. В общем, нормально. Лето ведь!



26. Перспектива проспекта Ленина. На центральной магистрали Мурманска немало выдающихся зданий сталинской архитектуры, хотя в целом город ей не очень богат.



27. Здесь хорошо заметно, что находишься в крупном городе, в областном центре. Но при этом неуловимо ощущается и то, что всё это — за полярным кругом. Ведь на календаре конец июня, а идёшь тепло одетым, вокруг дует холодный пронизывающий ветер. А особенно хорошо можно ощутить, что находишься в Заполярье, если прийти сюда после одиннадцати вечера и увидеть, что солнце ведь не заходит!



28.



29. Герб Мурманска и награды:



30. Вот так, на холодной каменистой земле, у арктического побережья вырос Город. Причём Город основательный и серьёзный.



31.



32. Дом 1930-х годов, построенный по проекту В. Оленёва. Напротив стоит ещё один такой же. Семь этажей — по тем временам солидно для среднего областного центра.



33. Улица Комсомольская. В перспективе мурманских улиц то и дело видны сопки, покрытые лесотундрой.



34. Пионерский переулок. Дома здесь в основном довоенные. Уцелели, однако, при бомбёжках.



35. Ещё два симметричных дома на проспекте Ленина были построены в 1930-е годы для плавсостава рыболовецкого флота, а потому получили название "капитанских".



36. Ильич с постамента обозревает проспект имени себя:



37. А иногда в перспективах боковых улиц открываются вот такие виды. В Мурманске очень интересный рельеф, — дома и улицы находятся на разных уровнях. И пятый этаж одного дома может быть на уровне первого этажа соседнего. А ещё эти характерные северные пятиэтажки, — без балконов, и раскрашены в разные цвета. Правда, часто (как здесь) выглядят они уже потускневшими, в наше время хуже следят за их внешним видом. Да ещё и от северной зимней пурги (чем выше, тем сильнее ветер) штукатурка с домов сползает намного быстрее, чем в климате Средней полосы.



38. Идём дальше по проспекту. Сталинка на переднем плане — управление МВД и ФСБ по Мурманской области.



39. Декор:



40.



41. Довоенные дома. Как я понимаю, они строились для работников порта.



42. Надо же, в Мурманске удалось найти номера домов ленинградского образца. В Питере ещё лет 15 назад таких было очень много, но я не думал, что где-то ещё за пределами Ленинградской области такие есть.



43. Мурманский областной драматический театр. Основан он был в 1936 году как филиал Ленинградского БДТ, а спустя три года, обрёл самостоятельность. Здание, видимо, было построено примерно тогда же.



44. Аттик с барельефом:



45. Позднесоветское административное здание, ныне Октябрьский районный суд. Здесь меня привлекла одна небольшая деталь. Видите?



46. Ленин на фасаде!



47. Сталинская архитектура в этой части проспекта заканчивается. Начинается уже позднесоветский Мурманск.



48. Улица Книповича. Неудивительно, что в Мурманске то и дело попадаются улицы, названные в честь полярников и исследователей Арктики. Есть в городе улицы и Седова, и Папанина, и Челюскинцев.



Кстати, это вид в сторону железной дороги, порта и Кольского залива. Сопки, которые видны в перспективе, находятся уже на другом берегу.

49. А вот ещё одна своеобразная достопримечательность Мурманска — ТЭЦ. А точнее две её трубы разной высоты, которые видны почти из всех точек города.



50. Надо же, магазин "Инсар". Владелец из Саранска, стало быть?



51. Пушка ЗИС-3 на постаменте — памятник бойцам 6-й Героической комсомольской батареи, которая в сентябре 1941 года в течение недели удерживала немцев на подступах к Мурманску, при этом не имея поддержки. Артиллеристов было всего лишь 71... Быть может, если бы не их подвиг, судьба Мурманска в войну могла бы сложиться иначе.



52. Интересный барельеф на пятиэтажке:



53.



54.



55. Напоминания об ушедшей эпохе:



56.



57. Такой вот Мурманск многоуровневый. Разумеется, он не один с таким рельефом, но в условиях Заполярья это особенно интересно, — на разных улицах города продолжительность полярного дня и полярной ночи может различаться в несколько дней.



58. Идём дальше по проспекту Ленина:



59. Перекрёсток с Заводской улицей. На неё я повернул, чтобы выйти затем на проспект Кирова.



60. И опять эти характерные пятиэтажки, по которым сразу видно, что дело происходит на Крайнем Севере. Судя по фотографиям, такие же можно увидеть и в далёких арктических посёлках вроде Тикси, только там они стоят на сваях (не все об этом знают, но в Мурманске вечной мерзлоты нет).



61. Проспект Ленина уходит дальше на юг:



Кстати, обратите внимание на троллейбусные провода и периодически мелькающий в кадре рогатый транспорт. В Мурманске находится самая северная в мире троллейбусная система. Я на троллейбусе по городу, конечно же, ездил, только жаль, что не догадался съездить на самую северную конечную. Хотя даже знал, где она находится.

62. Поворачиваю на Заводскую улицу. Здесь местами попадаются барачные дома, которые бывают ближе к городским окраинам, в том числе, довоенные. Их постепенно расселяют и сносят.



63. Улица Заводская:



Проспект Ленина дальше пересекается с Кирова (который сначала идёт параллельно Ленина, а потом заворачивает) и оттуда переходит в Кольский проспект, ведущий на южный выезд из города (то есть в сторону Колы).

64. Там я немного погулял в другой день, но в основном те места являют собой спальный район, застроенный девятиэтажками.



65.



66. Вернёмся к прогулке первого дня. С Заводской я вышел на проспект Кирова и направился обратно в сторону вокзала.



67. Ещё барачные дома:



68. Улицы в Мурманске в основном чистые и ухоженные (а такое явление, как светодиодные светофоры, редко встречается даже в Питере), а водители весьма вежливы (как и в Апатитах и Кировске), — пропускают пешеходов, полностью останавливаясь перед зеброй, ещё до того, как пешеход на неё ступит.



69.



70. Улица Генералова. В перспективе — школа.



71. Ещё барачные дома. Как видно, по крайней мере, один из них уже точно расселён и заброшен. Кстати, доводилось слышать, что в Мурманске регулярно случаются пожары в расселённых барачниках, которые, не исключено, что устраиваются намеренно, так как убрать пепелище от сгоревшего здания, видимо, просто менее затратно, чем сносить его. Впрочем, данная проблема существует во многих городах.



72. Интересный довоенный дом:



73. Сталинское здание. Ныне — Управление Федерального казначейства по Мурманской области.



74. Довольно интересный ракурс. Между девятиэтажками — уже показанные трубы Мурманской ТЭЦ, которая была построена по плану ГОЭЛРО в 1934 году. А на правом доме рисунок, кажется, с арктическими льдами в полярную ночь.



75. Мурманский порт, сопки. Как уже говорилось, в городе почти отовсюду слышен шум портовых кранов. В порту работа кипит во все дни недели, и днём, и ночью!



Потом проспект Кирова переходит в улицу Шмидта (а перед вокзалом — в улицу Коминтерна). На этом пока прервёмся. Чтобы в следующей части пойти дальше к вокзалу, а затем оттуда в северную часть города.


  • 1
Светодиодных светофоров кстати и В ПТЗ очень много , и еще вроде в Пскове или Новгороде . А вот в Питере действительно почти не встречаются .

Электричка кстати до Апатит раньше ЭД4 была , странно что теперь такой "окурок" ходит .

Edited at 2015-12-10 07:45 pm (UTC)

В Череповце, насколько я знаю, тоже много таких светофоров.

Весьма атмосферный город. И, несмотря на суровый климат, выглядит гораздо более ухоженным, чем сравнимый по масштабам Петрозаводск, да и вообще многие областные центры. А автовокзал на первом этаже жилого здания я ещё видел в Комсомольске Ивановской области.

Города Мурманской области вообще выглядят более ухоженно, чем в Карелии. Правда, я был только в Апатитах и Кировске, но фотографии Мончегорска или Ковдора говорят о том же.

Был там пару раз, хороший город.

Середина лета, а народ в теплых куртках ходит!

Конец июня там только начало лета :)

Мурманск весьма любопытный для советского города. На 62-й очень роскошный деревянный барак, жаль что его сносят.

Пока не сносят) Но наверное, дойдут и до него.

спасибо, интересно! А еще очень мноуровневый город - Севастополь. Смотрим по карте - 300 метров. А в реальности - отвесная стена, которую надо объезжать на автобусе\троллейбусе минут 15 ))))

Если ничего не путаю, ледокол Ленин был в Питере на майских праздниках на фестивале ледоколов.

Edited at 2015-12-11 07:48 am (UTC)

Скорее всего, путаете. Видимо, какой-то из ледоколов в Питере был похож на "Ленина". Сам "Ленин" постоянно сейчас стоит в Мурманске.

Я воспринимал Мурманск с населением под пол-миллиона (как было в лучшие годы), а там 300 тысяч осталось. Но выглядит город нормально. И довоенки много, как погляжу. Жаль, город не успел обрасти дореволюционными строениями.

Да, но почти вся убыль пришлась на девяностые. В данный момент динамика остаётся в целом отрицательной (в этом году приросло, как я понял, за счёт присоединения посёлка Росляково в городу), но какого-то депрессивного впечатления город совсем не оставляет. Правда, Абрам-Мыс выглядит весьма запущенным. А дореволюционки, кстати, и в Петрозаводске почти нет, хотя он был губернским городом. Видимо, до революции северные города, напротив, капитально не застраивались.

Интересно было бы увидеть ЖД вокзал внутри. Какой же "Ленин" огромный.

Внутри, если честно, не пофотографировал его. Хотя круглый зал в центре может быть и стоило запечатлеть.

Спасибо Вам за интересную подробную экскурсию!

Вроде бы и город ни чего особенного с архитектурной стороны не представляет, но тем не менее мне понравился. Дома в большинстве своём послевоенные, почти весь город был разрушен бомбёжками. Бои за город были страшные, особенно если учесть климатические условия Заполярья в которых приходилось сражаться с врагом.

кадр с трубами ТЭЦ и вправду хорошо сделан. равно как и кадр с одиноким вагоном пригородного поезда

42, добавлю, что в Пскове, и где-то в его окрестностях, я тоже видел такие номера. Учитывая географическую близость, это не удивительно.

  • 1