Записки северного медведя (nord_ursus) wrote,
Записки северного медведя
nord_ursus

Categories:

Мурманск. Часть 2

Продолжу свой рассказ о самом большом в стране и в мире городе за полярным кругом. В первой части я прошёл по главному проспекту города в южном направлении от центральной площади и стал замыкать круг к железнодорожному вокзалу, чтобы затем прийти снова к центральной площади и выдвинуться по проспекту Ленина уже в северном направлении — прямиком на Зелёный Мыс, к военному мемориалу.



Карта моего маршрута с локациями фотографий по номерам. Зелёные стрелочки у цифер указывают направление объектива. По клику можно открыть карту в полном размере



2. Исторический центр в Мурманске полностью советский и в целом невелик, и уже совсем недалеко от главной площади можно увидеть обширные спальные районы. Застраивались они в позднесоветскую эпоху, — именно тогда город достиг своего расцвета.



3. Технический университет:



4. В конце июня за полярным кругом буйное цветение ещё не завершилось. Здесь в этих числах только начинается лето.



Лето здесь короткое и в основном холодное, однако, благодаря тёплому течению в незамерзающем Баренцевом море, зима здесь по температурам не очень отличается от Средней полосы. В середине зимы здесь в порядке вещей оттепели с плюсовой температурой. Но при этом, в сравнении со Средней полосой, здесь за зиму выпадает гораздо больше снега, и дуют более сильные ветра, что нередко приводит к пурге, которая особенно сильна в верхних районах города. Ну а кроме того, — полярную ночь никто не отменял. Когда я был в Мурманске, солнце круглосуточно не заходило за горизонт; сейчас, когда я пишу, — всё полностью наоборот.

5. По мере приближения к вокзалу всё чаще попадаются сталинки. На этом доме указан год постройки — 1957.



6. Есть даже образец конструктивизма. В этом месте проспект Кирова переходит в улицу Шмидта.



7. А вот эта улица отходит в сторону и ведёт к морскому порту. Между прочим, движение там и в воскресный день было весьма оживлённым, ­— машины ездят постоянно. Всё таки много мурманчан работает в порту.



8. А железная дорога — это ни что иное, как Мурманская магистраль. Как уже говорилось, входя в город с южной стороны, она постоянно идёт вдоль порта. Так же рядом с портом находится и вокзал.



9. А в перспективе видна сопка в районе Зелёный Мыс, на которой стоит скульптура Солдата. В народе его прозвали Алёшей. Вблизи рассмотрим мемориал в третьей части.



10. Вид назад. Две характерные трубы Мурманской ТЭЦ я уже показывал в первой части. Подобная выразительность силуэта труб напоминает мне Центральную ТЭЦ в Петербурге, только там четыре трубы одинаковой высоты, напоминающие перевёрнутую табуретку.



11. Добротный сталинский ампир:



12. Правда, за фасадами не мешало бы следить получше.



13.



14. Этот же дом со двора:



15. Снова вид в сторону Кольского залива. В этом месте находится морской рыбный порт (в кадре даже видно его управление — тоже сталинская архитектура), в котором базируется траловый флот, — значительная часть российских морепродуктов добывается именно здесь.



16. Дальше, за рыбным портом, виден посёлок Абрам-Мыс на сопке на другом берегу Кольского залива. А железная дорога на переднем плане — всё та же Мурманская магистраль.



17. Подземный переход под улицей Шмидта соединяет между собой напрямую ведущий в порт пешеходный мост над железной дорогой с Пионерским переулком, приводящим к проспекту Ленина. Над входом — советское панно на рыбацкую тематику.



18. Вид с пешеходного моста в сторону вокзала, а также судоремонтного завода и морского торгового порта:



19. У причала завода стоит ледокол "Капитан Драницын", приписанный к Мурманску.



20. И вид обратно:



21. Приближаюсь к вокзалу, — его купол хорошо виден слева. А дальше, впереди, — Зелёный Мыс. Чуть правее купола вокзала виден храм Спаса на Водах, ещё правее — кирпичный маяк — мемориал морякам, погибшим в мирное время. Всё это ещё рассмотрим вблизи.



22. Перед вокзалом улица Шмидта переходит в улицу Коминтерна. Кадр сделан почти на привокзальной площади, но в этот раз я иду мимо вокзала.



23. Снова прохожу мимо площади Пять Углов и иду на проспект Ленина. На одной из второстепенных улиц нашлось примечательное довоенное здание — кинотеатр "Родина", пребывающий в состоянии вялотекущей реставрации.



24.



25. А вот и снова проспект Ленина. И массивный Дом Советов (1949 год) — ныне, соответственно, администрация Мурманской области.



26.



27. Напротив стоит памятник Анатолию Бредову — Герою Обороны Заполярья, погибшему в 1944 году:



28. Дальше, на перекрёстке с улицей Карла Маркса, стоит дом Главсевморпути, построенный в 1938 году. В наше время управление Севморпути (вновь созданное в 2013 году) располагается в Архангельске.



29. По соседству стоит памятный знак в честь городов-побратимов Мурманска (фото сделано в другой день, поэтому солнечно). Большинство из них, как видим, находится в странах Скандинавии.



Связи со скандинавскими странами в этом регионе давние. Русские поморы на протяжении столетий торговали с норвежцами, происходил и некоторый культурный обмен (через который в поморском диалекте появилось немало слов норвежского происхождения). В наше время Россия имеет не только весьма протяжённую границу с Финляндией, но и короткую с Норвегией, а жители Мурманска, как и многих регионов Северо-Запада, смежных с границей, регулярно ездят в Норвегию за покупками и на выходные. В основном мурманчане посещают приграничный город Киркенес. В свою очередь, и на Кольский приезжают "норги". Правда, машину с норвежскими номерами я, кажется, видел всего один раз, но в гостиницах, музеях и ряде других общественных мест нередко встречается дублирование надписей на норвежском языке. А в городе иногда попадаются норвежские и финские визовые центры.

30. А вот, кстати, и музей. Довоенное здание школы, сильно пострадавшее во время войны, в 1950-е годы было восстановлено, а в 1957 году в нём разместился Мурманский областной краеведческий музей. Экспозиция там довольно подробная и интересная.



31. У стены музея на постаменте стоит якорь ледокольного парохода "Ермак", а на стене — мозаичное панно с его изображением. Это первый российский ледокол. Он был построен в Англии по заказу России в 1897-1898 годах и 64 года ходил по просторам Арктики, поучаствовав также в Великой Отечественной войне, когда проводил боевые корабли и подлодки в Финском заливе и даже сам был оснащён артиллерийскими орудиями. К сожалению, после списания в 1963 году ледокол "Ермак" порезали, — только якорь остался.



32. Идём дальше по проспекту Ленина. Обратите внимание как возвышаются над его перспективой девятиэтажные дома, — они расположены выше, причём тоже все на разных уровнях.



33.



34. Улица Володарского. В перспективе — городская клиническая больница.



35. Многоуровневость города смотрится действительно весьма эффектно. Что особенно интересно, в тех девятиэтажках на заднем плане полярная ночь зимой длится короче на несколько дней (а полярный день — немного длиннее). Потому не удивлюсь, если квартиры в том районе стоят дороже. Правда, в то же время, там и ветра ощутимо сильнее, чем в центре города.



А ещё восточная часть города, застроенная многоэтажками, в народе именуется Горой Дураков, что, как мне довелось слышать, связано с жуткой мешаниной в нумерации домов. Видимо, в народном топониме подразумеваются те, кто эту нумерацию присваивал.

36.



37. Вид по проспекту назад. Слева хорошо видны дом Главсевморпути и областная администрация, а перспектива упирается в площадь Пять Углов.



38. В этих местах на боковых улицах попадаются сталинские малоэтажки первого послевоенного десятилетия. Возможно, эти тоже строились пленными немцами.



39. Крыши одних домов находятся ниже первых этажей других. А надпись "Мурманск — Город-Герой" я ещё покажу с других ракурсов.



40. Здесь проспект Ленина уже почти заканчивается. Полукруглый дом, видимо, по изначальному замыслу, должен был служить северными воротами проспекта.



41. При этом напротив почему-то нет такого же симметричного. А очень похоже, что сначала планировался ансамбль в виде полукруглой площади. Хотя может, я и ошибаюсь.



42. Затем я повернул на улицу Карла Либкнехта. Это — перекрёсток с улицей Челюскинцев.



43. Другая сторона:



44. Именно по улице Челюскинцев (которая является продолжением всё тех же проспекта Кирова - улицы Шмидта - улицы Коминтерна) я пошёл дальше в северном направлении, к Зелёному Мысу. Улица ощутимо поднимается в гору.



45. Дворы. Кстати, распогодилось: с утра было пасмурно, а здесь в середине дня, ближе к вечеру, стало выглядывать солнце.



46. Взгляд назад:



47.



48. Продолжаю подниматься, теперь уже по лестнице.



49. Почти весь город теперь как на ладони!



50. Посмотрим с приближением. Многие места отлично узнаются. Белая многоэтажка — гостиница "Арктика", сразу за ней — две трубы ТЭЦ. А правее виден порт и его краны.



51. Вот он, порт, во всей красе. Кстати, в левом краю кадра виден купол железнодорожного вокзала.



52. Вид поближе, с более сильным зумом. Виден и вокзал, и пешеходный мост над железной дорогой.



53. Судоремонтный завод, а дальше — рыбный порт и вода Кольского залива.



54. А рядом теперь — те самые многоэтажки, на которые я смотрел снизу, то есть с проспекта Ленина. Уже узнаёте надпись красными буквами справа?



55. Здесь, на этом подъёме, находится мемориальный комплекс морякам, погибшим на море в мирное время. В маяке (который мы уже видели снизу) хранится книга памяти, где перечислены их имена. А под якорем заложена капсула с морской водой.



56. Это уже вид от маяка в обратную сторону. Внизу открывается впечатляющая панорама Мурманска.



57. А это памятник морякам-подводникам, погибшим в мирное время. Между прочим, здесь установлена рубка атомной подводной лодки "Курск", которая затонула 12 августа 2000 года именно в Баренцевом море, примерно в 120 километрах от Мурманска. И от этого даже жутковато, — ведь это не копия, а подлинная рубка той самой подлодки... Этим памятник впечатляет особенно. Всё же Мурманск город морской. А потому и без таких печальных вещей здесь тоже не обойтись.



58. В самой верхней части мемориального комплекса стоит церковь Спаса Нерукотворного, получившая название Спас-на-Водах (видимо, по аналогии с одноимённым морским храмом в Питере, разрушенном в советские годы). Храм построен в 2004 году: поскольку Мурманск был основан перед самой революцией, то и все храмы города появились уже в постсоветские годы. Причём построено их не так много на город с населением триста тысяч жителей.



59. Памятник жертвам геноцида армян 1915 года, поставленный в этом году, то есть к столетию тех событий. Правда, не знаю, почему установили его именно здесь.



60. Отсюда открывается вид на озеро Семёновское, городской парк, а за ним — сопку с мемориалом. Троллейбус на переднем плане едет по улице Челюскинцев.



61. Сопка покрыта лесотундрой. О сооружениях на переднем плане мне подробную информацию найти почти не удалось. Похоже, на какой-то военный пункт связи (возможно, относится к расположенному рядом погранотряду) — наверное, поэтому и не удалось.



62. Улица Челюскинцев:



63. Так я оказался на Зелёном Мысу. Кроме, собственно, мыса (который полностью скрыт портом) и сопки с мемориалом, это ещё и спальный район на севере города.



64. Озеро Семёновское. Это одно из главных мест прогулок и отдыха мурманчан. Летом в озере в редкие здесь тёплые дни купаются (в тот день было около +12-14 градусов, поэтому желающих не видно), зимой по замёрзшему озеру катаются на лыжах. На другом берегу, кроме мемориала, виден ещё и Дом Пионеров (ныне детский центр творчества "Лапландия") — значительно осовремененный образец советского модернизма.



65. Улица Челюскинцев здесь переходит в проспект Героев-Североморцев. А дальше — в Североморское шоссе, которое, как следует из названия, приводит в город Североморск — главную базу Северного флота. Но просто так приехать в этот город нельзя, — он закрытый, и без пропуска туда не пустят.



66. Городской парк возле Семёновского озера. В воскресный день мурманчане гуляют.



67.



68. На озере действует прокат лодок:



69. Впервые в этот мой приезд в Заполярье стало солнечно. То есть, не как в Апатитах и Кировске, где солнце и дождь чередовались каждые двадцать минут, а стабильно на весь вечер установилась солнечная погода. Но при этом оставалось холодно, и дул пронизывающий ветер откуда-то с севера...



70. Обратите внимание, как непривычно ярко светит солнце. Какой-то совершенно особый оттенок и более яркий свет (от которого и более чёткие и контрастные тени), какого к югу от полярного круга не увидишь. Сначала я списал это на обман зрения, происходящий у человека, который не привык к полярному дню, и ощущает переизбыток дневного света. Но потом стал понимать, что здесь всё не так просто, а после возвращения из поездки заметил, что и на фотографиях свет заполярного солнца действительно выглядит необычно ярким. Побывав в августе (то есть уже после окончания полярного дня) на тех же широтах, но восточнее, я заметил то же самое явление и там. Видимо, всё дело в пониженном в Арктике озоновом слое, от которого воздух за полярным кругом становится более прозрачным.



71. Улица Александрова, огибающая с северной стороны сопку, на которой стоит военный мемориал. Именно к нему я и иду.



72. Вид в обратную сторону:



Далее я пошёл к мемориалу Защитникам Советского Заполярья. Но об этом расскажу уже в следующей части.
Tags: Арктика, Кольский полуостров, Крайний Север, Путешествия, Россия, Русский Север, Северо-Запад
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments