?

Log in

No account? Create an account

nord_ursus


Записки северного медведя

Cogito ergo sum


Previous Entry Share Next Entry
Мурманск. Часть 2
nord_ursus
Продолжу свой рассказ о самом большом в стране и в мире городе за полярным кругом. В первой части я прошёл по главному проспекту города в южном направлении от центральной площади и стал замыкать круг к железнодорожному вокзалу, чтобы затем прийти снова к центральной площади и выдвинуться по проспекту Ленина уже в северном направлении — прямиком на Зелёный Мыс, к военному мемориалу.



Карта моего маршрута с локациями фотографий по номерам. Зелёные стрелочки у цифер указывают направление объектива. По клику можно открыть карту в полном размере



2. Исторический центр в Мурманске полностью советский и в целом невелик, и уже совсем недалеко от главной площади можно увидеть обширные спальные районы. Застраивались они в позднесоветскую эпоху, — именно тогда город достиг своего расцвета.



3. Технический университет:



4. В конце июня за полярным кругом буйное цветение ещё не завершилось. Здесь в этих числах только начинается лето.



Лето здесь короткое и в основном холодное, однако, благодаря тёплому течению в незамерзающем Баренцевом море, зима здесь по температурам не очень отличается от Средней полосы. В середине зимы здесь в порядке вещей оттепели с плюсовой температурой. Но при этом, в сравнении со Средней полосой, здесь за зиму выпадает гораздо больше снега, и дуют более сильные ветра, что нередко приводит к пурге, которая особенно сильна в верхних районах города. Ну а кроме того, — полярную ночь никто не отменял. Когда я был в Мурманске, солнце круглосуточно не заходило за горизонт; сейчас, когда я пишу, — всё полностью наоборот.

5. По мере приближения к вокзалу всё чаще попадаются сталинки. На этом доме указан год постройки — 1957.



6. Есть даже образец конструктивизма. В этом месте проспект Кирова переходит в улицу Шмидта.



7. А вот эта улица отходит в сторону и ведёт к морскому порту. Между прочим, движение там и в воскресный день было весьма оживлённым, ­— машины ездят постоянно. Всё таки много мурманчан работает в порту.



8. А железная дорога — это ни что иное, как Мурманская магистраль. Как уже говорилось, входя в город с южной стороны, она постоянно идёт вдоль порта. Так же рядом с портом находится и вокзал.



9. А в перспективе видна сопка в районе Зелёный Мыс, на которой стоит скульптура Солдата. В народе его прозвали Алёшей. Вблизи рассмотрим мемориал в третьей части.



10. Вид назад. Две характерные трубы Мурманской ТЭЦ я уже показывал в первой части. Подобная выразительность силуэта труб напоминает мне Центральную ТЭЦ в Петербурге, только там четыре трубы одинаковой высоты, напоминающие перевёрнутую табуретку.



11. Добротный сталинский ампир:



12. Правда, за фасадами не мешало бы следить получше.



13.



14. Этот же дом со двора:



15. Снова вид в сторону Кольского залива. В этом месте находится морской рыбный порт (в кадре даже видно его управление — тоже сталинская архитектура), в котором базируется траловый флот, — значительная часть российских морепродуктов добывается именно здесь.



16. Дальше, за рыбным портом, виден посёлок Абрам-Мыс на сопке на другом берегу Кольского залива. А железная дорога на переднем плане — всё та же Мурманская магистраль.



17. Подземный переход под улицей Шмидта соединяет между собой напрямую ведущий в порт пешеходный мост над железной дорогой с Пионерским переулком, приводящим к проспекту Ленина. Над входом — советское панно на рыбацкую тематику.



18. Вид с пешеходного моста в сторону вокзала, а также судоремонтного завода и морского торгового порта:



19. У причала завода стоит ледокол "Капитан Драницын", приписанный к Мурманску.



20. И вид обратно:



21. Приближаюсь к вокзалу, — его купол хорошо виден слева. А дальше, впереди, — Зелёный Мыс. Чуть правее купола вокзала виден храм Спаса на Водах, ещё правее — кирпичный маяк — мемориал морякам, погибшим в мирное время. Всё это ещё рассмотрим вблизи.



22. Перед вокзалом улица Шмидта переходит в улицу Коминтерна. Кадр сделан почти на привокзальной площади, но в этот раз я иду мимо вокзала.



23. Снова прохожу мимо площади Пять Углов и иду на проспект Ленина. На одной из второстепенных улиц нашлось примечательное довоенное здание — кинотеатр "Родина", пребывающий в состоянии вялотекущей реставрации.



24.



25. А вот и снова проспект Ленина. И массивный Дом Советов (1949 год) — ныне, соответственно, администрация Мурманской области.



26.



27. Напротив стоит памятник Анатолию Бредову — Герою Обороны Заполярья, погибшему в 1944 году:



28. Дальше, на перекрёстке с улицей Карла Маркса, стоит дом Главсевморпути, построенный в 1938 году. В наше время управление Севморпути (вновь созданное в 2013 году) располагается в Архангельске.



29. По соседству стоит памятный знак в честь городов-побратимов Мурманска (фото сделано в другой день, поэтому солнечно). Большинство из них, как видим, находится в странах Скандинавии.



Связи со скандинавскими странами в этом регионе давние. Русские поморы на протяжении столетий торговали с норвежцами, происходил и некоторый культурный обмен (через который в поморском диалекте появилось немало слов норвежского происхождения). В наше время Россия имеет не только весьма протяжённую границу с Финляндией, но и короткую с Норвегией, а жители Мурманска, как и многих регионов Северо-Запада, смежных с границей, регулярно ездят в Норвегию за покупками и на выходные. В основном мурманчане посещают приграничный город Киркенес. В свою очередь, и на Кольский приезжают "норги". Правда, машину с норвежскими номерами я, кажется, видел всего один раз, но в гостиницах, музеях и ряде других общественных мест нередко встречается дублирование надписей на норвежском языке. А в городе иногда попадаются норвежские и финские визовые центры.

30. А вот, кстати, и музей. Довоенное здание школы, сильно пострадавшее во время войны, в 1950-е годы было восстановлено, а в 1957 году в нём разместился Мурманский областной краеведческий музей. Экспозиция там довольно подробная и интересная.



31. У стены музея на постаменте стоит якорь ледокольного парохода "Ермак", а на стене — мозаичное панно с его изображением. Это первый российский ледокол. Он был построен в Англии по заказу России в 1897-1898 годах и 64 года ходил по просторам Арктики, поучаствовав также в Великой Отечественной войне, когда проводил боевые корабли и подлодки в Финском заливе и даже сам был оснащён артиллерийскими орудиями. К сожалению, после списания в 1963 году ледокол "Ермак" порезали, — только якорь остался.



32. Идём дальше по проспекту Ленина. Обратите внимание как возвышаются над его перспективой девятиэтажные дома, — они расположены выше, причём тоже все на разных уровнях.



33.



34. Улица Володарского. В перспективе — городская клиническая больница.



35. Многоуровневость города смотрится действительно весьма эффектно. Что особенно интересно, в тех девятиэтажках на заднем плане полярная ночь зимой длится короче на несколько дней (а полярный день — немного длиннее). Потому не удивлюсь, если квартиры в том районе стоят дороже. Правда, в то же время, там и ветра ощутимо сильнее, чем в центре города.



А ещё восточная часть города, застроенная многоэтажками, в народе именуется Горой Дураков, что, как мне довелось слышать, связано с жуткой мешаниной в нумерации домов. Видимо, в народном топониме подразумеваются те, кто эту нумерацию присваивал.

36.



37. Вид по проспекту назад. Слева хорошо видны дом Главсевморпути и областная администрация, а перспектива упирается в площадь Пять Углов.



38. В этих местах на боковых улицах попадаются сталинские малоэтажки первого послевоенного десятилетия. Возможно, эти тоже строились пленными немцами.



39. Крыши одних домов находятся ниже первых этажей других. А надпись "Мурманск — Город-Герой" я ещё покажу с других ракурсов.



40. Здесь проспект Ленина уже почти заканчивается. Полукруглый дом, видимо, по изначальному замыслу, должен был служить северными воротами проспекта.



41. При этом напротив почему-то нет такого же симметричного. А очень похоже, что сначала планировался ансамбль в виде полукруглой площади. Хотя может, я и ошибаюсь.



42. Затем я повернул на улицу Карла Либкнехта. Это — перекрёсток с улицей Челюскинцев.



43. Другая сторона:



44. Именно по улице Челюскинцев (которая является продолжением всё тех же проспекта Кирова - улицы Шмидта - улицы Коминтерна) я пошёл дальше в северном направлении, к Зелёному Мысу. Улица ощутимо поднимается в гору.



45. Дворы. Кстати, распогодилось: с утра было пасмурно, а здесь в середине дня, ближе к вечеру, стало выглядывать солнце.



46. Взгляд назад:



47.



48. Продолжаю подниматься, теперь уже по лестнице.



49. Почти весь город теперь как на ладони!



50. Посмотрим с приближением. Многие места отлично узнаются. Белая многоэтажка — гостиница "Арктика", сразу за ней — две трубы ТЭЦ. А правее виден порт и его краны.



51. Вот он, порт, во всей красе. Кстати, в левом краю кадра виден купол железнодорожного вокзала.



52. Вид поближе, с более сильным зумом. Виден и вокзал, и пешеходный мост над железной дорогой.



53. Судоремонтный завод, а дальше — рыбный порт и вода Кольского залива.



54. А рядом теперь — те самые многоэтажки, на которые я смотрел снизу, то есть с проспекта Ленина. Уже узнаёте надпись красными буквами справа?



55. Здесь, на этом подъёме, находится мемориальный комплекс морякам, погибшим на море в мирное время. В маяке (который мы уже видели снизу) хранится книга памяти, где перечислены их имена. А под якорем заложена капсула с морской водой.



56. Это уже вид от маяка в обратную сторону. Внизу открывается впечатляющая панорама Мурманска.



57. А это памятник морякам-подводникам, погибшим в мирное время. Между прочим, здесь установлена рубка атомной подводной лодки "Курск", которая затонула 12 августа 2000 года именно в Баренцевом море, примерно в 120 километрах от Мурманска. И от этого даже жутковато, — ведь это не копия, а подлинная рубка той самой подлодки... Этим памятник впечатляет особенно. Всё же Мурманск город морской. А потому и без таких печальных вещей здесь тоже не обойтись.



58. В самой верхней части мемориального комплекса стоит церковь Спаса Нерукотворного, получившая название Спас-на-Водах (видимо, по аналогии с одноимённым морским храмом в Питере, разрушенном в советские годы). Храм построен в 2004 году: поскольку Мурманск был основан перед самой революцией, то и все храмы города появились уже в постсоветские годы. Причём построено их не так много на город с населением триста тысяч жителей.



59. Памятник жертвам геноцида армян 1915 года, поставленный в этом году, то есть к столетию тех событий. Правда, не знаю, почему установили его именно здесь.



60. Отсюда открывается вид на озеро Семёновское, городской парк, а за ним — сопку с мемориалом. Троллейбус на переднем плане едет по улице Челюскинцев.



61. Сопка покрыта лесотундрой. О сооружениях на переднем плане мне подробную информацию найти почти не удалось. Похоже, на какой-то военный пункт связи (возможно, относится к расположенному рядом погранотряду) — наверное, поэтому и не удалось.



62. Улица Челюскинцев:



63. Так я оказался на Зелёном Мысу. Кроме, собственно, мыса (который полностью скрыт портом) и сопки с мемориалом, это ещё и спальный район на севере города.



64. Озеро Семёновское. Это одно из главных мест прогулок и отдыха мурманчан. Летом в озере в редкие здесь тёплые дни купаются (в тот день было около +12-14 градусов, поэтому желающих не видно), зимой по замёрзшему озеру катаются на лыжах. На другом берегу, кроме мемориала, виден ещё и Дом Пионеров (ныне детский центр творчества "Лапландия") — значительно осовремененный образец советского модернизма.



65. Улица Челюскинцев здесь переходит в проспект Героев-Североморцев. А дальше — в Североморское шоссе, которое, как следует из названия, приводит в город Североморск — главную базу Северного флота. Но просто так приехать в этот город нельзя, — он закрытый, и без пропуска туда не пустят.



66. Городской парк возле Семёновского озера. В воскресный день мурманчане гуляют.



67.



68. На озере действует прокат лодок:



69. Впервые в этот мой приезд в Заполярье стало солнечно. То есть, не как в Апатитах и Кировске, где солнце и дождь чередовались каждые двадцать минут, а стабильно на весь вечер установилась солнечная погода. Но при этом оставалось холодно, и дул пронизывающий ветер откуда-то с севера...



70. Обратите внимание, как непривычно ярко светит солнце. Какой-то совершенно особый оттенок и более яркий свет (от которого и более чёткие и контрастные тени), какого к югу от полярного круга не увидишь. Сначала я списал это на обман зрения, происходящий у человека, который не привык к полярному дню, и ощущает переизбыток дневного света. Но потом стал понимать, что здесь всё не так просто, а после возвращения из поездки заметил, что и на фотографиях свет заполярного солнца действительно выглядит необычно ярким. Побывав в августе (то есть уже после окончания полярного дня) на тех же широтах, но восточнее, я заметил то же самое явление и там. Видимо, всё дело в пониженном в Арктике озоновом слое, от которого воздух за полярным кругом становится более прозрачным.



71. Улица Александрова, огибающая с северной стороны сопку, на которой стоит военный мемориал. Именно к нему я и иду.



72. Вид в обратную сторону:



Далее я пошёл к мемориалу Защитникам Советского Заполярья. Но об этом расскажу уже в следующей части.

  • 1
Троллейбус любопытный на первом фото :)

ВЗТМ-5284 , если я не ошибаюсь .

Кстати, что интересно, движение троллейбусов там особенно интенсивное. Это видно на примере того, как они мне постоянно попадают в кадр, чуть ли не на каждом снимке.

А автобусов и маршруток почти не видно.

По Ленина только один маршрут городской автобусный ездит. Троллейбусов хватает.

Спасибо, родные места!)

Отлично!
Спасибо!

Насчёт солнца очень верно подмечено. Я даже в Архангельске заметил, что его колорит отличается от привычного нам.
Многоэтажки на разных уровнях чем-то напоминают Красноярск. Кстати, насколько сильно отличается там продолжительность полярного дня?

Насколько я понимаю, разница в несколько дней только + зависит от этажа дома на верхнем уровне, — первый этаж или десятый. Но это астрономически, — а фактически некоторые дома в центре города могут зимой и после окончания полярной ночи на нижнем уровне не освещаться солнцем, будучи загороженными другими зданиями, а к домам на высоте это не относится.

В Красноярске всё таки не так. Там почти весь город на одном уровне, а сопки вокруг не застроены. Только частный сектор на отроге Караульной горы. Но виды на Красноярск сверху тоже интересные.

Разницу по северной и южной части города я еще могу как-то понять, но по этажам - это уже подет фантазии. Сильно сомневаюсь, что можно заметить разницу.

За Мурманск я точно не скажу, но вот про Воркуту довелось слышать от местных, что на верхних этажах многоэтажек квартиры действительно стоят дороже. При том, что Воркута находится даже на градус южнее Мурманска.

Вы всерьез думаете, что кто-то замечает разницу в длительности дня в ничине и на сопке, а также в северной оконечности города и в южной?

Живописный город.

Да. В следующей части будут интересные панорамы города с сопки.

59. Вполне возможно, что хачкар установили не просто так. Стало быть в Мурманске есть какая-то армянская диаспора. Армяне очень трепетно относятся к геноциду. Убедился в этом летом, побывав в Армении.

Да, не исключено, что есть диаспора. Всё таки в города Крайнего Севера люди съезжались со всего Союза.

Кинотеатр Родина - шедевр архитектуры.

Поразила скрупулёзность исполнения мозаики с "Ермаком" на здании школы-музея. Художник потрясающе предал дневное освещение отразившееся от льдин.

Летний Мурманск) красиво получилось

Памятный знак похож на Хачкар. Мы такой в Могилёве видели. Он там поставлен в память об Армянах погибших при освобождении города.







Edited at 2015-12-17 07:26 am (UTC)

А я в Могилёве его не видел. Зато видел такой же в Новосибирске.

50, это ж та самая
"Гостиница Арктика, Мурманск
Глухая
Полярная
Ночь..."
(Визбор)

  • 1