?

Log in

No account? Create an account

nord_ursus


Записки северного медведя

Cogito ergo sum


Previous Entry Share Next Entry
Мурманск. Часть 3
nord_ursus
В конце второй части я дошёл до сопки на Зелёном Мысу, где стоит мемориал Великой Отечественной войне. Огромную бетонную скульптуру Солдата, в народе названного Алёшей, видно почти из всех точек города. Значит, и от мемориала весь город открывается как на ладони. В этой части посмотрим на вечерний Мурманск, в том числе панорамы города с сопки.



2. От показанной в прошлой части улицы Александрова на вершину сопки ведёт вот такая дорога:



3. Вокруг — скудная лесотундровая растительность. Берёзовое криволесье (но это пока ещё не карликовая берёза). Более высокие деревья здесь не вырастают, всё таки 69 градусов северной широты, а вдобавок ещё и высота.



4. И вот наконец я выхожу к Алёше, — именно так окрестили мурманчане Солдата, стоящего на вершине сопки, в центре композиции военного мемориала.



5. Где-то в стороне осталось Семёновское озеро с городским парком, а также многоэтажный жилой район на верхнем уровне города. А возле памятника воскресным вечером гуляют люди, и дует холодный ветер.



6. Памятник очень впечатляет. Высота бетонной скульптуры Солдата — 35,5 метров, и это вторая по высоте в России статуя после Родины-Матери в Волгограде. Мемориал в Мурманске был построен в 1974 году — к 30-летию освобождения Заполярья и Петсамо-Киркенесской операции.



7. Не очень многие люди знают, что Мурманск — Город-Герой. Впрочем и получил он это звание лишь в 1985 году. А бои в этом краю шли тяжелейшие. Немцы наступали на Мурманск с территории Норвегии и планировали захватить этот стратегически важный северный портовый город в кратчайшие сроки, но наступление было остановлено осенью 1941 года на реке Западная Лица, буквально в десятках километров от государственной границы, и сухопутная линия фронта оставалась неподвижной до осени 1944 года. На каменистых тундровых сопках Кольского полуострова бои шли буквально за каждый метр, и стоял огненный ад, сопоставимый со Сталинградской битвой... Героическими усилиями все планы немцев по возобновлению наступления на Мурманск были сорваны, и ни одной из целей противник здесь в конечном итоге не достиг.



8. По бокам стоят зенитные пушки:



9. Жаль, что в этой поездке мне не довелось побывать на местах боёв за Заполярье. Но надеюсь исправить это в будущем. В 60 километрах к западу от Мурманска находится место, именуемое Долиной Славы. Это долина реки Западная Лица, по которой и проходила линия фронта, и дальше которой наши войска так и не пустили врага, несмотря на многочисленные атаки. Говорят, что местность там до сих пор нашпигована ржавыми касками и деталями оружия, а поисковики каждый год находят останки погибших бойцов.



10. На сам Мурманск за период с 1941 по 1944 год немецкая авиация совершила 792 налёта и сбросила 185 тысяч бомб. По этому показателю Мурманск уступает только Сталинграду.



Интенсивные бои шли и на Баренцевом море, которое, как известно, зимой не замерзает. По Ленд-лизу через Мурманский порт (а летом и через Архангельск) союзниками поставлялось вооружение, и каждый арктический конвой подвергался вражескому нападению. Советский Северный флот базировался в городе Полярном и бухте Ваенга (ныне Североморск), прикрывая таким образом Мурманск с севера, и так и не дал немецким военным кораблям войти в Кольский залив. Важно было не допустить прорыва гитлеровцев к Белому морю, иначе они бы полностью блокировали Мурманскую железную дорогу (к югу от Белого моря её уже перерезали финны, оккупировав Карелию), ведь Мурманск является единственным незамерзающим портом в Арктике.

В бушующем северном море каждый день гремели орудия, шли на дно боевые корабли — как советские так и немецкие. «Нигде нет такого равенства, какое существует на подводной лодке, где все или побеждают, или погибают», — говорил Герой Советского Союза, капитан 2-го ранга Магомед Гаджиев. 12 мая 1942 года возглавляемая им подлодка К-23 была потоплена... Сейчас именем Героя назван закрытый военный город Гаджиево — одна из баз Северного флота.

11. Стела с Городами-Героями:



Отдельно вошла в историю героическая оборона полуострова Рыбачий, расположенного вблизи границы с Норвегией (кстати, Рыбачий является самой северной материковой точкой европейской части России). Фактически Рыбачий стал единственным местом, где противнику вообще не удалось пересечь границу Советского Союза.

"А волны и стонут и плачут, и плещут о борт корабля..." — видео с известной песней, положенной на фотографии времён войны, я нашёл на просторах Сети. Кто автор, не знаю.



Между прочим, Оборона Заполярья не ограничилась Кольским полуостровом и Баренцевым морем. В августе 1942 года немецкий крейсер "Адмирал Шеер" вышел в Карское море, дошёл до порта Диксон и атаковал его. Атака была отбита, и крейсер развернулся восвояси. Можно сказать, что Диксон стал самым восточным местом, которое немецким войскам удалось достичь, — ведь он находится на Таймыре и на берегу Енисейского залива, а по долготе это уже глубокая Сибирь.

Оборона Заполярья закончилась в октябре 1944 года. 7 октября советские войска пошли в наступление, тем самым положив начало Петсамо-Киркенесской наступательной операции. Месяцем ранее СССР заключил перемирие с Финляндией, по условиям которого финны теряли выход к Баренцеву морю, отдавая Советскому Союзу порт Петсамо (Печенга), — до 1944 года СССР не граничил с Норвегией, а до Советско-финской войны 1939-40 годов в состав Финляндии входила и половина полуострова Рыбачий. 25 октября 1944 года Красная армия освободила приграничный норвежский город Киркенес, после чего началось освобождение Норвегии (которая находилась в немецкой оккупации с апреля 1940 года).

12. Вот такой вид открывается от мемориала. Лесотундровая сопка, жилые районы вдалеке. Снизу, из городского парка, доносится музыка, — там что-то празднуют. А на сопке дует ледяной арктический ветер (в конце июня здесь я одет был так, как в Питере обычно одеваюсь осенью), и возвышается Солдат, олицетворяющий Защитников Заполярья. Всё таки подобное соседство всегда впечатляет, — памятник молча напоминает о тех, без кого в парке не гуляли бы люди с детьми, и не играла бы музыка...



13. От военной истории перейдём к панорамам Мурманска с сопки. С левой стороны отлично виден город, а правее — порт и Кольский залив. Непривычно яркое голубое небо, и такой же непривычный солнечный свет с золотистым оттенком. Вечернее солнце опускается всё ниже, но нужно не забывать, что дело происходит за полярным кругом в конце июня. А значит, за горизонт солнце так и не зайдёт.



14. Ближе к Зелёному мысу находится морской торговый порт. У подножия сопки с западной стороны — терминал погрузки апатитового концентрата (откуда его везут, вы уже знаете по прошлым постам этой серии). На другом берегу Кольского залива — посёлок Абрам-Мыс и бывший второй судоремонтный завод. Пятиэтажки, расставленные на склонах зелёных сопок, — очень характерный пейзаж для Мурманской области. Судя по фотографиям, похоже выглядят и военно-морские городки вдоль побережья Баренцева моря — Полярный, Гаджиево, Видяево, Заозёрск. Основной базой Северного флота является Североморск, расположенный рядом с Мурманском, но он побольше.



Кольский залив выглядит скорее не как часть моря, а как широкая река. Впрочем, и солёность воды здесь пониженная, — залив является ещё и эстуарием рек Колы и Туломы. Смотреть на открытое море я поеду в Териберку, — это самое доступное место на побережье, так как вышеупомянутые города моряков Северного флота простой желающий посетить не может: города имеют статус ЗАТО (закрытое административно-территориальное образование), для неместных въезд туда по пропускам, которые выдают только командировочным или по приглашению. Ведь в этих городах не просто военно-морской флот, а ещё и атомные подводные лодки.

15. Вид апатитового терминала поближе:



16. И Абрам-Мыс поближе. Надо сказать, что издалека посёлок смотрится гораздо живописнее. Как он выглядит изнутри, я ещё покажу в следующей части.



17. Теперь переведём взгляд левее. Здесь расположен угольный терминал морского порта. Скорее всего, основную часть каменного угля сюда везут из Кузбасса. Ближе к правому краю кадра уголь, кажется, поливают водой, — видимо, чтобы ветер не распространял угольную пыль по городу.



18. Чуть дальше стоит у пирса уже показанный с близкого расстояния атомный ледокол "Ленин", за ним — ледокол (не атомный) "Капитан Драницын", который, кстати, спустя полтора месяца после моего посещения Мурманска, побывал на Северном полюсе, возвращая оттуда научную экспедицию.



19. Ещё левее. Голубое здание с синей крышей по центру — морской вокзал (его я также уже показывал вблизи). А дальше — судоремонтный завод и рыбный порт.



20. А здесь слева отлично виден железнодорожный вокзал. Обратите внимание, что из двух поездов один имеет голубую расцветку Беларускай Чыгункi, — это поезд Мурманск - Минск.



21. Вид на самый центр Мурманска. С высоты город выглядит как будто макетом (особенно когда в кадр не попадает небо). Слева 18-этажная гостиница "Арктика", правее неё площадь Пять Углов, а ещё правее вдаль уходит проспект Ленина. На переднем плане, в левом нижнем углу видно голубое здание Мурманского Морского Пароходства.



Предлагаю сравнить с теми же видами с земли (по ссылкам — фотографии): гостиница "Арктика", перспектива проспекта Ленина.

22. Вид левее. Видна северная половина проспекта Ленина, по которой я шёл во второй части, а также корпуса городской клинической больницы.



23. А здесь виден Дом Советов (правительство области). Действительно, город с высоты выглядит как конструктор.



24. Ещё левее — позднесоветский многоэтажный район и живописно смотрящаяся на заднем плане тундровая сопка. Наверное, мурманские пейзажи особенно красивы в золотую осень.



25. Теперь посмотрим более дальним планом. Это уже Морской рыбный порт. А на другом берегу залива — посёлок Дровяное.



26. И вид на город. На переднем плане — уже знакомые по предыдущим частям две трубы Мурманской ТЭЦ.



27. Вечерний Мурманск. На заднем плане видна гора Горелая — самая высокая точка Мурманска (253 метра над уровнем моря). Визуально кажется, что город там уже заканчивается, но это не так: Кольский проспект и Подгорная улица огибают гору с двух сторон (Подгорная идёт вдоль берега и порта), и к югу от горы находится ещё небольшой спальный район, плавно перетекающий в город-спутник Кола. Кстати, в конце этого же поста отправимся именно в ту часть города.



28. Кольский залив. Сопки, покрытые лесотундрой. По заливу, кстати, идёт (или на рейде стоит) судно-контейнеровоз — порожняком возвращается в порт.



Вообще, вблизи Мурманского порта можно наблюдать много интересных судов (чего стоят ледоколы, ходящие в Арктику). Видя с вершины сопки какое-то проходящее внизу судно, только что вышедшее из порта, не всегда можно подумать, в какое дальнее странствование оно, может быть, отправляется. Например, здесь можно видеть танкеры, направляющиеся в порт Сабетта на Ямале.

29. Стоя наверху, я даже немного замёрз. Всё таки ветер, дующий с Баренцева моря, пробирает прилично. А ведь то ли ещё будет на открытом море!



30.



31. Ещё один вид в северном направлении:



32. Последний взгляд на Алёшу:



33. И я спускаюсь с сопки. Теперь уже напрямик — кратчайшим путём.



34. Семёновское озеро. Оно, кстати, расположено на высоте 98 метров над уровнем моря. То, как иногда интересно озёра "развешаны" на разных высотах между сопками, я ещё покажу на примере окрестностей Териберки.



35. При строительстве северных районов Мурманска, на этой сопке сохранили естественную лесотундровую растительность.



36. Невысокие деревца, мох, валуны. И по склону сопки идёт вот такая грунтовка.



37. Взгляд обратно:



38. А город озарён солнцем:



39. Пункт связи, вид на который я показывал в предыдущей части:



40. Так я напрямик спустился с сопки и вышел на улицу Челюскинцев, которая спускается вниз:



41. Храм Спаса-на-Водах, который я также уже показывал в предыдущем посте:



42. Всё таки Мурманск в солнечную погоду особенно красив. Небо здесь необыкновенное. Такое небо бывает только там, на Севере.



43. Взгляд наверх. Надпись "Мурманск — Город-Герой" в прошлой части также уже фигурировала.



44. Так я спустился в центр города и пошёл по улице Челюскинцев, которая идёт параллельно проспекту Ленина.



45. Сталинской архитектуры в Мурманске не так много, но имеющиеся образцы весьма хороши.



46.



47.



48. Довоенный дом. Барельеф, как я понимаю, на революционную тематику.



49. Постепенно вечереет. Людей на улице меньше, но солнце так и не зайдёт. Честно говоря, после Мурманска белые ночи в Питере уже не впечатляют.



50. Дом культуры моряков:



51. Дворец спорта:



52. А это уже рядом с вокзалом. Фактически ракурс противоположен этому. Слева, кстати, видно здание управления Мурманского Морского Пароходства, которое присутствует на фото 21. Видимо, это здание, как и ДК моряков, специально окрасили в морской голубой цвет.



53. Мурманский областной художественный музей (часы, если что, стоят):



54. Вид на сопку и мемориал, оставшиеся позади:



55. А это снова центр. Улица Самойловой, по соседству с площадью Пять Углов. Фотография сделана в 21-15; солнце хоть и низкое, но заходить и не думает.



56. "Над Мурманском ни туч, ни облаков..."



57. Потом я пошёл на пешеходный мостик над железной дорогой, виды на порт с которого показывал в предыдущей части. Просто захотелось ещё раз посмотреть и пофотографировать здесь уже в свете вечернего солнца.



58. Памятник рыбакам и кораблям тралового флота, погибшим во время войны. Его я, кстати, пропустил, когда первый раз здесь проходил. Левее памятника — управление Мурманского тралового флота.



59. Посмотрим в другую сторону. Вон и Алёша вдалеке виден. Отовсюду в городе его можно увидеть.



60. Правее виден купол вокзала, а вдалеке храм Спаса-на-Водах (слева) и маяк на мемориале подводникам (справа).



61. Бесчисленные портовые краны:



62. Сопки на другом берегу залива удивительно красиво освещены вечерним солнцем. Примерно такой же свет здесь и в три часа ночи. Кстати, когда я перед поездкой составлял маршрут, один из моих вариантов предполагал прибытие в Мурманск именно в это время — на вологодском поезде.



Потом я решил в конце дня съездить на южную окраину Мурманска. Дождался на улице Шмидта автобус №24 (который, кстати, идёт на Абрам-Мыс). Автобус долго вёз меня по улице Подгорной среди каких-то портовых дебрей, огибая с западной стороны Горелую гору (вид на которую показан на фото 27). Потом я вышел из автобуса на улице Достоевского.

63. Оказался я на самой южной окраине города. В кадре виден мост через Кольский залив — самый длинный автомобильный мост за полярным кругом (2,5 километра). Он был построен в 2005 году и входит в состав автомобильной трассы "Кола". За мостом уже виден город Кола и устья рек Колы (слева, если смотреть с этой стороны) и Туломы (справа).



В нынешних реалиях Кола — это пригород Мурманска, выглядящий как его окраинный район (но при этом официально являющийся не только отдельным городом, но ещё и центром Кольского района Мурманской области). При этом исторически Кола гораздо старше Мурманска, даже более того, — это старейший город Мурманской области (догадаться об этом нетрудно, если знать, что именно Кола дала название всему Кольскому полуострову), а также старейший город за полярным кругом из ныне существующих, — Кола впервые упоминается в 1517 году в грамотах великого князя Василия III. Там же впервые была упомянута и Кандалакша, но она вплоть до советских времён была селом. Долгое время Кола была самым северным городом России, здесь находился острог. В Российской империи она была центром Кольского уезда Архангельской губернии, занимавшего весь Кольский полуостров (то есть Кола была единственным городом на территории нынешней Мурманской области), в 1899 году центром уезда стал основанный тремя годами ранее Александровск (ныне Полярный). А в XX веке появился Мурманск, который довольно быстро разросся и превзошёл по размерам своих предшественников.

64. Но Колу я увидел только издалека. А нахожусь по-прежнему в спальном районе Мурманска.



65. Время на часах 22-10. Солнце скрылось за облаками. Кстати, из-за рельефа в Мурманске оно в ночные часы скрывается ненадолго за сопками и освещать продолжает только верхние районы города.



66. А в декабре-январе всё наоборот, — солнце из-за горизонта не поднимается, только чуть-чуть светает ненадолго в середине дня.



67. Неожиданно здесь обнаружилась католическая церковь — костёл Святого Михаила, построенный в в 2007 году.



68. Половина одиннадцатого. Улица Баумана.



69. Южный склон Горелой горы:



70. На девятиэтажках — советские панно на тему арктического судоходства. Мурманск буквально пронизан этой тематикой.



71. Кстати, обратите снова внимание на цветущую в конце июня рябину.



72. Кольский проспект. К югу от центра он является главной магистралью Мурманска. Это — вид в южном направлении.



73. И вид на север. Впереди вновь видна Горелая гора.



Здесь я сел на троллейбус и поехал обратно к месту ночлега — на улицу Капитана Орликовой, которая расположена уже довольно близко к центру.

74. Это Кольский проспект уже возле Орликовой:



75. Время — 23-10:



76. А это уже улица Капитана Орликовой:



В следующей части отправимся на Абрам-Мыс — посёлок на противоположном берегу Кольского залива.

  • 1
На фото с черемухой- похоже, рябина. У черемухи гроздья совсем не такие.
и еще: закрытое административно-территориальное образование :-)
Сама хотела в Мурманск, потому что помню только разовые приезды в детстве, но теперь даже и не знаю, зачем ехать :-))

Да, в обоих случаях вы правы. В случае с ЗАТО я, конечно, знал, просто перепутал слово. В случае с рябиной почти аналогично, — правда, конец июня тоже далеко не ранний срок для её цветения :)

нечего полярный день сравнивать с белыми ночами :)

Поневоле приходится. Помню своё ощущение, когда 1 июля вернулся в Питер из Мурманска. В 11 вечера выхожу из метро: "ё-моё, как темно!" :)

поспать хоть нормально можно :) полярный день просто выбешивает, если живешь все лето на крайнем севере, по крайней мере меня ))) даже шторы плотные не спасали, ворочаешься, заснуть не можешь... ) в особо "удачные" дни весь день пасмурно, а всю ночь предательски солнце фигачит )

Вообще говоря, по общению с жителями Заполярья у меня сложилось ощущение, что разные люди к этому относятся очень по-разному. Причём бывает так, что полярный день и полярную ночь тяжело переносит человек, который там родился и живёт всю жизнь, а бывает и наоборот — что человек туда переехал во взрослом возрасте и привык к этому без особого труда.

наверное так. я родом оттуда, и лет до 25 наверное все нормально переносил, после начал полярный день уже напрягать, а когда уже жил там наездами, полярный день просто убивал. вот полярную ночь любил, люблю, и буду любить :) и зима нормальная там уже началась, снежку нападало - красота :)

Edited at 2015-12-15 03:55 pm (UTC)

Да, наличие снега, конечно, компенсирует темноту полярной ночи. А то в Питере, когда снега нет, а световой день короткий, — это выглядит совсем уныло.

Вернувшись впервые в начале августа из Мурманска еще в поезде долго в себя прийти не могла. Сели, уснула (2 недельный велопоход был) просыпаюсь темно. Сразу мысль, зачем во всем поезде наглухо шторы зашторили. Потом пришло осознание, что мы далеко уехали и это уже просто ночь.

был там... в бытность в командировке, жил недалёко в гостинице, сходил не удержался... хорошее место уходить не хотелось, но с погодой не повезло то дождь то ветер и таки согласен как здорово выглядит при солнышке!

Очень атмосферный рассказ. Виды с высоты впечатляют.
А что касается озёр на разной высоте - недалеко от Каргополя есть два озера, разделённые узким перешейком, но они имеют сток в бассейны разных морей (Белое и Балтийское). Уровень воды, конечно, слегка отличается.
http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=61.812556&lon=38.058872&z=14&m=b

Да, я знаю про это место. Весь Беломорско-Балтийский водораздел традиционно именуется Масельгой (от фин. Maanselkä — буквально "земная гряда"). Отсюда и станция Масельгская на Мурманской ЖД.

Вечная слава и память Героям Заполярья!
Спасибо вам за отличный репортаж.

Снаряды действительно все еще находят и много чего оставшегося с войны. Была там несколько раз в велопоходе на Рыбачем, весь объехали, Среднем, Муста-Тунтури. Съезди, очень интересно. Сейчас туда проблем с проездом нет. Мы первый раз были, пропуска еще нужны были. На Муста-Тунтури мы нашли случайно пещеру, в ней были неразорвавшиеся снаряды. Меня пулей снесло оттуда, а ребята еще внутрь пошли :( Каски, одежды полно еще, гильз. Под ночь видели несколько машин с копателями. А вообще там очень необычно жутко. Гробовая тишина, даже птиц не слышно. А когда еще сопки как призраки в дымке то есть, то исчезают...Зная историю этого места. Но очень очень интересно. Нас из Печенги в Мурманск обратно подвозил водитель, сказал, что до сих пор каждый год там любопытные подрываются, много еще лежит в озерах, ищут...

И спасибо за посты про Мурманск и Карелию. Это одно из самых любимых мест. И Алешка. Там очень красиво.И зимой и летом. Когда в Хибинах с гор каттались, не удержалась и одним днем съездила к Алешке за впечатлениями.

Алёша впечатляет. Долина Славы название официальное, неофициальное - Долина Смерти. Осколков, гильз, патронов там действительно много, а чем дальше к Рыбачему, тем больше и больше становится напоминаний о той войне.

Здесь оба названия справедливы...

  • 1