?

Log in

No account? Create an account

nord_ursus


Записки северного медведя

Cogito ergo sum


Previous Entry Share Flag Next Entry
Мурманск. Часть 4, Абрам-Мыс
nord_ursus
Глядя на Кольский залив почти от самого центра Мурманска — с вокзала, улицы Шмидта или пешеходного перехода над путями к порту, можно видеть точно напротив, на другом берегу, небольшой посёлочек, укромно расположившийся на склоне сопки, и состоящий буквально из пары улиц и нескольких пятиэтажек. У берега залива в нём находится бывший второй судоремонтный завод. Это Абрам-Мыс — в прошлом отдельный населённый пункт, а ныне официально окраинный район Мурманска. Так как находится он напротив, то значит, и оттуда интересно посмотреть панорамы города и морского порта.



Когда смотришь из города, кажется, что Абрам-Мыс — вот он рядом. Всего лишь залив пересечь. Но на самом деле, попасть в посёлок не так легко, — если раньше туда действительно регулярно ходили катера от морского вокзала, то в 2013 году их подвергли "оптимизации" (в наихудшем смысле этого слова), и теперь добраться до Абрам-Мыса можно лишь на автобусе №24. Особенность ситуации в том, что ближайший мост через Кольский залив (его я, кстати, показывал в предыдущей части) находится в десяти километрах южнее как центра города, так и посёлка Абрам-Мыс, поэтому автобус делает огромный крюк, почти доезжая до Колы, а потом возвращаясь обратно по другому берегу. В итоге получилось, что целый час я ехал на автобусе, при том, что между конечными пунктами по прямой два километра.

Если в предыдущий день в первой половине дня погода была стабильно пасмурной, а ближе к вечеру стабильно солнечной, то в этот день погода стала по-мурмански переменчивой — с постоянной сменой дождя и солнца, гораздо чаще, чем в Петербурге. Когда я переезжал на автобусе мост через Кольский залив, дождь лил стеной, как из ведра, и просвета видно не было. Но через двадцать минут, когда автобус привёз меня в посёлок, — светило солнце, а о дожде напоминал лишь мокрый асфальт и лужи.

2. Лесная улица — центральная улица Абрам-Мыса. Впрочем, кроме неё в посёлке улицы только две — Судоремонтная и Охотничий переулок. Сразу после приезда возникло ощущение, что я попал в какую-то глушь. В общем, Абрам-Мыс так и воспринимается, — глухая окраина Мурманска. Примерно как Канонерский остров в Питере.



3. Сталинское здание школы. Кажется, одно из старейших зданий посёлка.



Абрам-Мыс возник в 1930-е годы как рабочий посёлок судоремонтного завода №2. Однако завод этот не пережил девяностые годы и остался закрытым. В 2005 году на его основе появился завод по выпуску нефтегазового оборудования, но это предприятие явно меньше судоремонтного завода, судя по тому, что посёлок по-прежнему пребывает в сильном упадке и выглядит плачевно. Похоже, что многие жители Абрам-Мыса ежедневно ездят на работу в город.

4. Среди пятиэтажек и нескольких барачных домов нашлась одна единственная в посёлке десятиэтажка:



5. А пятиэтажные дома — очень типичные для Крайнего Севера. Без балконов, с широкими окнами и выкрашены в необычные цвета. И столь же типично для Севера ободранные... разъедает облицовку стен не только общий упадок посёлка, но и частая зимняя северная пурга.



6. Ручеёк с деревянным мостиком. Обратите внимание, — на том берегу ходят коровы! Интересно, откуда они тут вообще взялись, и где их пасут — на скалистых сопках и лесотундре?



7. Но в целом, после приезда на Абрам-Мыс меня посещала мысль: "И куда это меня занесло?".



8. А вот так Абрам-Мыс выглядит издалека — с сопки на Зелёном Мысу в Мурманске, где стоит мемориал Великой Отечественной войне.



9. Буквально пару кварталов домов, — Абрам-Мыс очень маленький по площади (хотя живёт тут около 2 тысяч человек). Шаг влево, шаг вправо, — и из дворов между пятиэтажками выйдешь в лесотундру.



"Не за грибами идёшь?", — спросил меня человек в одном из дворов. Вот это тоже часть северного колорита — богатство природы под боком у жилых домов. Собирать грибы да ягоды в паре сотен метров от своего двора — обычное дело для местных жителей!

10. Такой вид с Абрам-Мыса открывается на Кольский залив. Теперь Мурманский порт и сам город — на другом берегу. Здесь, на Абрам-Мысе, удивительно тихо, но шум портовых кранов с того берега слышен не хуже, чем в городе.



11. А это уже вид в сторону города. Прямо впереди виден угольный терминал морского порта.



12. На краю посёлка находится военный мемориал, посвящённый 1-му корпусу противовоздушной обороны, который во время Великой Отечественной войны защищал небо над Мурманском, и базировался именно на Абрам-Мысе. На постаменте стоит 85-мм зенитная пушка 52-К.



13.



14. Здесь же, на мемориале, выставлена и другая военная техника ПВО, в том числе появившаяся уже в послевоенную эпоху. Вот, например, зенитно-ракетные комплексы С-75 (слева) и С-200 (справа).



15. Истребители — Як-3 (слева) и Су-15 (справа), дальше ЗРК С-100 "Нева" и два ЗРК с предыдущего снимка.



16. Вот так это выглядит из города:



17. Осмотрев мемориал, я вышел к высокому берегу Кольского залива. На переднем плане, слева, виден уже упомянутый завод, а на другом берегу — Мурманск. Найдёте в пейзаже сопку с Алёшей — скульптурой солдата?



18. Вот и он! Его отлично видно отовсюду.



19. Общим планом Мурманск с Абрам-Мыса выглядит примерно так. Морской фасад города в виде порта, в частности, угольного терминала, а за ним — верхние районы города с многоэтажной застройкой.



20. Вид с приближением. Здесь отлично виден показанный во второй части храм Спаса-на-Водах, а также — справа, маяк на мемориале морякам, погибшим в мирное время.



21. Вид чуть левее. Сочетание бело-серых многоэтажек с сопками, покрытыми лесотундрой и ягелем, составляет мурманский колорит.



22. Теперь переведём взгляд в центр города. Точно напротив Абрам-Мыса отлично просматривается морской вокзал (по ссылке фотография вблизи) и пирс, у которого стоит атомный ледокол "Ленин", наблюдаемый теперь с кормы.



23. Противоположный вид:



24. А дальше — железнодорожный вокзал и 18-этажная гостиница "Арктика":



25. Морской торговый порт:



26. Судоремонтный завод №1 и, на переднем плане, два ледокола — слева "Балтика", справа "Капитан Драницын".



27. Вид в южном направлении. Видны характерные две трубы Мурманской ТЭЦ, которые я также уже показывал в предыдущих частях.



28. И вид на север — в направлении открытого Баренцева моря:



29. Под ногами — северная растительность, являющая собой удивительно красивый ковёр из мхов и трав.



30. А над головой — удивительное даже в облачную погоду северное заполярное небо:



31. Вокруг лесотундра:



Природа Мурманска и его окрестностей уже кажется суровой, а ветер кажется сильным и холодным. Но я ещё не достиг конечной цели своего путешествия — открытого побережья Баренцева моря. Посетив Абрам-Мыс, я сел на обратный автобус и поехал назад в Мурманск. Кстати, на выезде с Абрам-Мыса увидел проезжающую навстречу колонну байкеров с ярославскими номерами. После того, как я вернулся в город, мне вечером предстояло отправиться в Териберку — финал и кульминацию моего июньского путешествия на Север. Но прежде, чем начать рассказ о Териберке, я покажу атомный ледокол "Ленин", который в наши дни является музеем.


  • 1
Мы тоже на Абрам-Мыс ездили, а после доехали до Мишуково. Но мы уже в Териберке были, поэтому не впечатлило :(

А я в Мишуково не был. Кстати, теперь ещё и в Росляково съездить можно, так как его вывели из состава ЗАТО Североморск и включили в состав Мурманска.

Такой своеобразный мурманский Кронштадт :)

Ого, надо же. У меня совсем не возникло такой ассоциации. Если с Питером сравнивать, то скорее Канонерский остров напоминает.

Спасибо, в очередной раз за обзор!

В Териберку, естественно советую метнуться. Там конечно архитектура никакая, но вся соль именно в том, что вокруг.

(небольшой фрагмент с побережья)

Re: Спасибо, в очередной раз за обзор!

В смысле, советуете? Я ведь был там в конце июня, о чём здесь упомянуто :)

А домов с балконами немало, даже на Абрам-Мысе есть.

Речь шла о том, что дома без балконов — это именно особенность Крайнего Севера.

А что в красном кубическом ангаре? Завод нефтегазового оборудования? :)

На месте я этого не выяснил, но Викимапия говорит, что это цех по изготовлению и сбору крупных металлоконструкций.

Я тут была. Посмотрев 5 дней Мурманска мы с подружкой уплыли в Архангельск по Белому морю, потом поездом в Москву. Такой был круиз вокруг Кольского.

Не знал, что такие круизы есть. Жаль, что нет рейсового пассажирского морского сообщения по такому маршруту :) Пассажирская навигация в Мурманской области исчерпывается теплоходом "Клавдия Еланская", который ходит в Гремиху (но это ЗАТО, куда, в отличие от погранзоны, пропуска просто так не выдают). Правда, пару раз за лето он ходит в Чаваньгу, то есть огибает Кольский и заходит в Белое море. Было бы интересно как-нибудь пройти этот маршрут.

Так на Еланской мы и плыли, она шла Мурманск-Архангельск с заходом в Гремиху (там стояли долго, но не выпускали и не разрешали фотать, а что-то разгружали). Мне больше нравится Йоканьга :) Пропуска были не нужны.

В 16 веке жил рядом с мысом священник Араамий со своей женой и был он настолько праведный, что черт не сумев искусить священника поселился рядом на мысу что бы таки не мытьем так катаньем заставить Араамия согрешить. В свободное от искусительства время черт пугал прохожих людей не пуская их к морю. И вот у праведного Араамия умерла жена и он понес ее к морю хоронить и черт не сумев напугать Араамия пропустил его, а когда Араамий возвращался назад, черт уже удрал так как понял что бесполезно ему бороться со священником. Араамий-Мыс звучит как то нелепо для русского языка и постепенно название трансформировалось в Абрам-Мыс. Такая вот история.

В Абрам-Мысе жили в 50-60е мои родственники,дядя с семьей.Помню,как (мне было лет 6-7)на буксире переплывали через Кольский залив и там были не эти многоэтажки ,а маленькие домишки.Их можно увидеть в фильме "Путь к причалу",где артист Б.Андреев по сюжету был в гостях у своей женщины.Снимали эти кадры в Абрам-Мысе.
Если ехать по дороге с Абрам-Мыса,то там будут еще поселок Дровяное,это на Колу дорога.В связи с этим поселком у меня неприятное воспоминание .В 1976 г.лежал в Коле в больнице(обморозился),тогда морозы стояли и в травматологию клали много обмороженных.Привезли молодого мужчину,он пьяный шел с Дровяного ,машины не останавливались ,и он так замерз ,что ему все пальцы ампутировали.

  • 1