Записки северного медведя (nord_ursus) wrote,
Записки северного медведя
nord_ursus

Categories:

Торопец. Часть 1

В последних числах ноября, когда к концу подходила поздняя осень, земля покрылась первым снегом (который, правда, ещё успевал потом растаять), а в воздухе впервые ощущался лёгкий морозец, я совершил поездку в старинный городок Торопец на западе Тверской области. Наиболее удобный путь от Петербурга до Торопца довольно замысловат: сначала ночным поездом с Витебского вокзала я доехал до Великих Лук — второго по величине города Псковской области и очень удобного для путешествий транспортного узла, а оттуда уже пригородным поездом по Бологое-Полоцкой железной дороге отправился в Торопец. Городок этот маленький и не очень известный, но с весьма богатой историей. В первой части я расскажу не только о самом городе, но и сначала о том, как добирался в него из Питера.



Пассажирский поезд №677 Санкт-Петербург - Великие Луки — типичный "шестисотый". Поезд связывает Петербург с соседней областью и, идя до Великих Лук, останавливается почти на каждой станции на своём маршруте. Впрочем, на пути туда мой вагон был полупустым, и почти все пассажиры ехали до конечной.

2. Поездка началась поздним вечером 26 ноября на Витебском вокзале Петербурга. Вокзал этот хорошо знаком мне с детства. Равно как и Петербургско-Витебская железная дорога, по которой мне предстоит ехать.



3. Это мой самый любимый вокзал в Питере. Красивейшая архитектура модерна, удобная планировка (в отличие, кстати, от Московского), и, конечно, связанные с этим вокзалом детские воспоминания.



4. Время на часах уже перевалило за десять вечера, а мой поезд отправляется в 22-34.



5. Вот уже и он слева виден. В голове тепловоз ТЭП70, который один будет тянуть поезд всю дорогу — до самых Великих Лук.



6. Последний взгляд на Витебский вокзал:



И за десять минут до отправления я занимаю свою нижнюю полку в середине полупустого плацкартного вагона (к слову, на обратном пути он будет заполнен намного сильнее), и по расписанию поезд трогается. За окном проплывают знакомые пейзажи Витебского направления: южные окраины Петербурга — Купчино, Шушары, потом пригороды. Когда позади остались Павловск и Антропшино, в вагоне погасили яркий свет, и можно было готовиться ко сну. Я, правда, сразу не стал ложиться, — было интересно посмотреть на знакомые места в непривычном облике, ­— всё же, по этой дороге я почти не ездил зимой. А сейчас — вокруг заснеженный лес, небо проясняется, и выглядывает полная луна. И зимний лес в лунном свете смотрится очень необычно. А когда луна заходит за тучи, то и вовсе кажется, что на небе то ли рассвет, то ли вовсе белая ночь.

Спать я лёг уже тогда, когда поезд ехал по Новгородской области, — где-то в районе Сольцов. А проснулся ано утром в момент отправления из Новосокольников, когда до конечной оставался час. По расписанию поезд должен прибывать в Великие Луки в 7-55, а пригородный поезд на Осташков из Лук отправляется в 8-10, то есть на стыковку у меня всего лишь 15 минут! Значит, важно, чтобы мой поезд не опоздал к прибытию. В итоге, однако, он не только не опоздал, но ещё и прибыл в Луки с опережением графика на двадцать минут — из-за отмены технических стоянок на станциях Воробецкая и Гущино.

7. Итак, раннее утро в уже хорошо знакомых мне Великих Луках. Морозный воздух, замёрзшие лужицы на платформе и запах угольной топки на весь вокзал. Народ уходит с только что прибывшего поезда из Питера. Большинство из них поднимается на пешеходный мостик, чтобы затем разбрестись по ещё не освещённым солнцем великолукским улицам.



8. До отправления моего пригородного поезда (уже год как между Великими Луками и Осташковом курсирует "рельсовый автобус" РА2) осталось полчаса. И я тоже решил, пока есть время, подняться на пешеходный мостик над путями и поснимать Октябрьскую сторону. На первом пути стоит недавно прибывший поезд Москва - Великие Луки (питерский прибыл на другую сторону — Балтийскую). На вокзале оживлённая обстановка, — ещё не вся толпа ушла с питерского поезда, и идут люди на осташковский РА2. На небе уже начинает рассветать, а полная луна в небе на фотографии выглядит как фонарь. Ещё, кстати, хорошо заметна дымка от вагонной топки.



Наконец, сажусь в тарахтящий "рельсовый автобус", стоящий на втором пути Балтийской стороны вокзала. В 8-10 он трогается, набирает скорость и медленно выезжает за пределы города. В стороне остаётся Московско-Рижская магистраль, по которой я ездил в начале мая этого года, а меня приветствует уже знакомая мне по лету 2013 года Бологое-Полоцкая. Впрочем, на мой взгляд, наиболее живописный её участок — где-то между Андреаполем и Бологое, то есть начало магистрали. Но и здесь интересно. Сначала поезд идёт среди дачных посёлков близ Великих Лук, и местность вокруг пока ещё выглядит достаточно обжитой.

9. Бывший разъезд 297 километр (километраж идёт от Бологое). Тем временем, всё больше рассветает.



10. Деревни, садоводства с огородами, окружающие леса — всё покрыто первым снегом, который ознаменовал собой начало очередной зимы.



11. Село Великополье, на часах уже почти девять утра. В любое время года в таких местах бывает очень живописно.



Бологое-Полоцкая железная дорога строилась в начале XX века как стратегическая магистраль, призванная связать западные рубежи Российской империи с центром страны и с дорогой, соединяющей две столицы. И, на мой взгляд, это одна из самых живописных железных дорог в Центральной России и Северо-Западе, — в наши дни особенный колорит ей придаёт её малодеятельность и глухоманность...

12. ...а также большое количество сохранившейся (несмотря на Великую Отечественную войну) дореволюционной железнодорожной архитектуры. Когда едешь по этой дороге, то и дело вокруг мелькают вот такие деревянные домики родом из прошлого столетия, окружённые красивым русским лесом.



13. Уезжаем всё дальше от Великих Лук. Местность вокруг становится всё более глухой.



14. Ныне заколоченный путейский домик на бывшем разъезде 282 км:



15. А за окном начинается новый день. Где-то над северо-восточным горизонтом показался яркий круг низкого зимнего солнца.



16. Поезд в очередной раз сбавляет ход. Вокруг появляются сельские домики, и снова эти красивые деревянные железнодорожные постройки.



17. Это — станция Назимово. Старый вокзал на ней, впрочем, не сохранился, — видимо, сгорел в войну. И в качестве вокзала здесь только бетонное здание, построенное, видимо, уже в 1960-е годы. Похожие будки, кстати, стоят и на большинстве станций Витебской магистрали.



18. Но зато сохранилась водонапорная башня начала XX века. А вот проржавевший состав из цистерн, много лет стоявший на одном месте, и ставший уже своеобразной достопримечательностью этой станции, теперь уже куда-то уехал.



Назимово — последняя станция на территории Псковской области. После неё леса вокруг становятся всё более глухими, и поезд въезжает в соседнюю область — Тверскую. А ещё было время — первые 12 лет после войны, когда областным центром были Великие Луки, и в состав Великолукской области входили юг Псковской и запад Тверской областей (включая Торопец, куда я направляюсь), а также Холмский район Новгородской.

19. Тверская область встречает сохравнившимся деревянным вокзалом на станции Скворцово (ныне стала обычным остановочным пунктом), который я забыл запечатлеть в 2013 году. Надо сказать, что степень сохранности здания, как и почти всё в этих местах, несёт на себе следы войны, — изначально у вокзала ещё была башенка со шпилем, в которую, видимо, попал осколок снаряда при бомбёжке...



Жаль только, что в наши дни эта старина постепенно уходит. Приглядевшись, можно увидеть, что вокзал в Скворцово стоит заколоченным и заброшенным. То же самое относится и к многим путейским домикам и сторожевым будкам, которые часто попадаются вдоль дороги.

20. Едем дальше. До Торопца осталось уже совсем немного. Каких-то полчаса.



21. Густые леса. Природа западной части Тверской области отличается редкой для Средней полосы дремучестью. Порой здесь можно подумать, что находишься где-то на Русском Севере. Впрочем, это я уже наглядно показывал, описывая майскую поездку по этим местам.



Видео, снятое на последних километрах перед конечным пунктом поездки. В кадре, кстати, очень хорошо заметно, что насыпь на Бологое-Полоцкой железной дороге изначально делалась под два пути. Так же, как и опоры мостов через реки.



22. От Великих Лук ехать — почти два с половиной часа. И наконец, в 10-32 мой поезд прибывает в Торопец. Примерно половина пассажиров здесь выходит, и примерно столько же здесь садится. Перрон оглушён рёвом мотора "рельсового автобуса", а рядом бойкая старушка с лопатой убирает снег.



23. Поистине, Бологое-Полоцкая дорога — заповедная. Здесь даже сохранились деревянные шпалы и ручные стрелки. А в Торопце даже нашлась паровозная гидроколонка. Вот только самих паровозов для полноты картины не хватает. Это — вид в сторону Великих Лук.



Поезд, постояв, ушёл дальше — в Андреаполь и Осташков. Пассажиры как-то очень быстро разбрелись, и станция в течение нескольких минут обезлюдела. Такой пустынной она и будет оставаться вплоть до пяти часов вечера, когда этот же поезд пойдёт обратно в Великие Луки.

24. Вокзал в Торопце — послевоенной постройки. Точно такой же, как в Осташкове.



25. Взгляд со стороны города. На фотографиях девяностых годов торопецкий вокзал выкрашен в цвет охры, но и салатовый цвет ему тоже идёт, ­—- он вообще характерен для многих вокзалов в этих местах.



26. Здесь есть и маленькая привокзальная площадь с запущенной клумбой и потрескавшимся бюстом Ильича, на лице которого, кажется, выражена усталость от постоянного наблюдения за поездами, — смотрит ведь он именно на железную дорогу!



Есть рядом и маленькая автостанция, с которой, вероятно, можно доехать автобусом до Твери или Ржева. Но её я не сфотографировал. В целом же, вокзал в Торопце находится на отшибе — далековато от центра города, по местным меркам.

27. Вокруг здесь только тишина, сосновый лес и малоэтажные дома. Даже не подумаешь, что находишься в, пусть и маленьком, но городе. Пейзаж больше напоминает какой-нибудь железнодорожный посёлок вроде Уторгоша или Чихачёво.



28. Живописный сосновый бор. В окрестностях Торопца природа в основном именно такая.



29. Прямиком от вокзала в центр города ведёт Советская улица, проходящая через микрорайон Черёмушки, застроенный двухэтажными хрущёвками. Кстати, обратите внимание, — дорожные знаки прямо указывают на то, что это — Самая Главная Дорога в мире.



30. Чем дальше в центр, тем чаще встречаются старые деревянные дома, некоторым из которых, быть может, уже больше ста лет. Кстати, такая крыша, как у этого дома, — четырёхскатная полувальмовая, почти нигде больше, кроме этих мест, не встречается.



Современный Торопец (ударение, кстати, на второй слог) — это районный центр Тверской области с населением всего 12 тысяч жителей (в 1980-е годы было 17 тысяч), но история его, как уже говорилось, весьма давняя. Торопец старше Москвы, и в летописи он впервые упоминается в 1074 году. Впрочем, есть предположения, что он ещё древнее, и что полторы тысячи лет назад это был легендарный город Кривитеск — столица племенного союза кривичей. В 1168-1362 годах Торопец даже был столицей удельного княжества, которое занимало пограничное положение между Тверью, Новгородом, Москвой, Ливонией, Литвой. И последняя в итоге его и одолела, — в 1362 году Торопецкое княжество было захвачено Ольгердом, и город входил в состав Великого княжества Литовского до 1503 года, когда был отвоёван Москвой.

31. Улица Советская (историческое название — Миллионная):



Впоследствии Торопец был одним из форпостов России на западных рубежах, подвергшись сильному разорению поляками во время Смуты, а в эпоху Российской империи превратился в тихий уездный городок. С 1777 года он стал центром Торопецкого уезда Псковской губернии, а уже в советские времена вошёл в состав Калининской (Тверской) области.

32. Времена расцвета Торопца остались где-то в глубине веков. В советские времена он уже не был развитым городом, что очень хорошо видно по его застройке. Даже пятиэтажных домов, как на этом снимке, в городе довольно мало, а сталинской архитектуры вообще почти не видно. Зато неплохо сохранилась дореволюционная застройка, — для города, по которому прошла война.



33. А ещё в Торопце есть Дом Оранжевого Зайца! Под этим забавным названием — детский досуговый центр, который располагается в бывшем здании заводоуправления Торопецкого деревообрабатывающего завода. Ныне завод этот закрылся, но двухэтажное здание на Советской улице горожане по-прежнему знают под аббревиатурой "ДОЗ". Поэтому и новые хозяева решили придумать название, проистекающее из этого сокращения, — чтобы было всегда понятно, куда надо идти.



34. Надо сказать, что своему названию город не очень соответствует. Как и везде в провинции, жизнь здесь идёт тихо, размеренно и именно что неторопливо.



Впрочем, название города происходит от реки Торопы (ударение также на второй слог), а оно, в свою очередь, вероятно, имеет финно-угорское происхождение. Так что получившаяся игра слов — скорее всего, просто совпадение.

35. Наконец, я попадаю на одну из центральных площадей Торопца, которую украшают старинные храмы. Это — Свято-Тихоновский женский монастырь, основанный в 2005 году на месте существовавшего здесь до революции Никольского мужского монастыря. Справа стоит церковь Николая Чудотворца (1697 год), а слева — Покровская (1777). Когда я здесь проходил, в монастыре звонили колокола.



36. А в Покровской церкви можно увидеть черты самобытной архитектурной школы, которая даже получила название "торопецкое барокко". В таком небольшом городе сложилось своё направление в зодчестве! В городе, кстати, сохранились и другие образцы этого стиля, которые я ещё покажу.



37. Здесь же, на площади, стоит деревянная башенка, сошедшая с городского герба, и установленная здесь в 1999 году — к 925-летию первого упоминания города. Как уже говорилось, отсчёт истории Торопца принято вести от 1074 года, на что указывает флюгер. Года идут, продолжается история города. Вот и очередная зима начинается...



38. Очень люблю вот эти обаятельные провинциальные вывески. Кстати, тут как раз виден герб города со сторожевой башней.



39. Детский сад. Подрастающее поколение торопчан. Кстати, детей в городе на глаз достаточно много.



40. У перекрёстка Советской улицы с Октябрьской — вот такой стенд, посвящённый району, с раритетной советской мозаикой.



41. Добротная уездная застройка рубежа XIX и XX веков. Вроде, в этих домах сейчас находится техникум.



42. Небольшой мемориал Великой Отечественной войне, посвящённый павшим на фронте торопчанам, а также воинам, освобождавшим город.



Запад Калининской области был оккупирован немецкими войсками в конце лета 1941 года. В частности, в Торопец гитлеровцы вошли 29 августа. Но, как и другие города и веси в этих местах, в оккупации Торопец пробыл недолго. Советские войска осенью и зимой занимали оборону на озере Селигер, а 9 января 1942 года 3-я и 4-я ударные армии Северо-Западного фронта перешли в наступление, — началась Торопецко-Холмская операция. 21 января над Торопцем было поднято Красное Знамя, но по итогам операции немцы заняли оборону в Великих Луках, которые удалось освободить лишь через год (а Новосокольники — только через два года). Торопец на последующий год стал одним из важнейших плацдармов советских войск на Калининском фронте. В частности, город был связан временной рокадной железной дорогой со станцией и посёлком Старая Торопа на Рижской магистрали.

43. Напротив мемориала — белый памятник Ильичу конструкции "Ребята, я, кажется, застрял!":



44. Советская улица, начинаясь от вокзала, пронизывает весь центр Торопца с севера на юг. И в городе удивительным образом сохранилась целостная купеческая уездная архитектура. Здесь попадаются дома, построенные ещё в конце XVIII века. Дух старины в Торопце ощущается очень хорошо.



45. В пятницу в середине дня здесь была довольно оживлённая обстановка.



46. Торопец удивляет на каждом шагу. Часто ли в среднерусском городке можно увидеть вот такие дворы? С узкими проходами между домами, вымощенными брусчаткой. А из открытой двери слева на минуту выглянул кот, и потом спрятался обратно. Здесь, правда, его не видно.



47.



48. Пройдя Советскую улицу до конца, я вышел к городскому рынку, где жизнь бьёт ключом. На переднем плане виден голубой "дом с портиком" постройки конца XVIII века. Изначально в этом здании был магазин. Да и сейчас, вроде бы, тоже.



49. На противоположном углу стоит купеческий дом Харинского и Щёкина (конец XIX века), а вдалеке виднеется Спасо-Преображенская церковь. Сходим теперь к ней!



50. Вот и она. Этот храм был построен в конце XVII века. В торопецком пейзаже церкви вообще можно видеть часто, особенно если смотреть на город с высоты крепостных валов, — что я ещё покажу во второй части.



51. А это один из домов церковных служащих. Примечательный, однако, тем, что здесь провёл своё детство Василий Иванович Беллавин — будущий патриарх Тихон, первый после окончания Синодального периода и восстановления патриаршества, и возглавлявший русскую церковь на заре советской эпохи. Отец будущего патриарха был священником в Спасо-Преображенской церкви.



Кстати, в правом краю кадра можно увидеть вдалеке барочный купол уже показанной Покровской церкви.

52. Деревянная резьба на соседних домах. Кстати, надо сказать, что местами Торопец напоминал мне город Галич, что в Костромской области.



53. В ещё одном из соседних кварталов видна церковь Рождества Иоанна Предтечи (1704 год):



54. Торопец советский:



55. И старый:



56. Так я вышел к берегу ещё не замёзршей реки Торопы, за которой находится остров Особливый с весьма изящно смотрящейся на нём церковью Богоявления и с крепостными валами. Когда-то центр города был именно там.



57. Среди старинных купеческих домов неожиданно обнаружился взмывающий ввысь самолёт. Смотрится потрясающе эффектно, — если бы не слишком большой угол наклона, то действительно казалось бы, будто он вылетает прямо из двора.



58. Это — истребитель Су-9, который здесь был установлен в 1985 году, к 40-летию Победы. Красные звёзды на крыльях и фюзеляже напоминают о Стране, которой уже нет...



59. А этот гранитный памятник посвящён 900-летию города, которое праздновалось в 1974 году. В трудовых и ратных подвигах торопчане преуспели!



60. Прилегающая улица Александра Невского. Между прочим, это название здесь неслучайно, — именно в Торопце князь Александр Невский в 1238 году обвенчался с полоцкой княжной Александрой Брячиславной.



61. Взгляд обратно — на Советскую улицу:



62. Так в позднюю осень выглядит река Торопа, которая возле города разливается в озёра (в этом кадре — озеро Соломено), а сама является притоком Западной Двины, берущей начало недалеко от Селигера.



63. Посмотрим теперь в другую сторону. Там, вдалеке, находится Торопецкий литейно-механический завод, в центральном здании которого отчётливо угадываются черты православного храма. Это — бывший Троицкий собор Троице-Небина монастыря, построенный в 1716 году. Собственно, завод ныне размещается именно в бывших монастырских корпусах.



64. А через Торопу (точнее, фактически, через пролив между озёрами Соломеным и Заликовским) переброшен мост на Особливый остров.



В следующей части отправимся именно на остров и к южной окраине города, а затем обратно в центр, где ещё остались не осмотренными несколько мест, — ведь здесь я прошёл только по центральной Советской улице.

ТОРОПЕЦ - НОЯБРЬ 2015:

Часть 1: Путь в Торопец и центр города (по Советской улице)
Часть 2: Юг города (три городища и окраина), боковые улицы центра и путь обратно
Tags: Дорогами войны, Железная дорога, Путешествия, Россия, Северо-Запад, Тверская область, Центральная Россия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments