Записки северного медведя (nord_ursus) wrote,
Записки северного медведя
nord_ursus

Categories:

Торопец. Часть 2

В прошлой части я показал центральную улицу города Торопца — Советскую, а также несколько прилегающих к ней боковых улочек со старинными церквями. Теперь перейдём мост через реку Торопу (которая на этом участке являет собой скорее систему озёр и проток между ними) и отправимся на остров Особливый, где когда-то стоял городской кремль, а до нашего времени сохранилось городище Красный Вал, а потом и на южную окраину города, где ещё два городища, с валов которых открываются красивые виды.



2. Первую часть я закончил у моста через Торопу, соединяющего южную часть Торопца с его центром. Сразу же после моста я попадаю на остров Особливый, где первым делом встречает неприметный с виду земляной вал. Это — городище Красный Вал — самое новое из трёх торопецких городищ, на которых стояли городские укрепления. На Красном Валу бревенчатые городские стены были возведены в XVI веке — после того, как Торопец был отвоёван у Литвы.



3. Примерно так выглядели крепостные стены, — этот макет я сфотографировал в краеведческом музее (кадр получился мутным и засвеченным из-за того, что в помещении объектив запотевал после минусовой температуры). Особливый остров тогда был меньше, — с тех времён река несколько обмелела, а остров расширился и слился с островом Лисьим.



4. На другой стороне улицы Комсомольской (которая за мостом продолжает Советскую) стоит установленный в 2001 году камень-памятник адмиралу Петру Рикорду — знаменитому уроженцу Торопца.



5. И безусловной архитектурной доминантой острова является Богоявленская церковь, построенная в 1762-1766 годах (с некоторыми доработками в последующие десятилетия). В её облике есть что-то необычное даже для храмов в стиле барокко. Потому что, как об этом уже говорилось в первой части, это торопецкое барокко — своя местная архитектурная школа. Церковь, как видно, двухэтажная, — разделена на зимнюю и летнюю.



6. Сейчас храм не действует, — в нём располагается краеведческий музей (снимок выше с макетом кремля я сделал именно там).



7. Торопецкое зодчество впечатляет. Даже оттенок зелёного у стен этого храма какой-то необычный.



8. А напротив Богоявленской церкви растёт так называемый дуб Александра Невского. Не знаю, сколько лет именно этому дубу, но он вырос от отростков дуба, который посадил Александр Невский в год своего венчания с полоцкой княжной Александрой Брячиславной, то есть в 1238 году.



9. Здесь же, рядом — бывшее здание тюрьмы, построенное в XIX веке. А перед ним (довольно странное соседство!) стоит памятник Учителю. Причём не конкретному учителю, а Учителю вообще. Насколько я знаю, этот памятник — первый в своём роде.



10. Идём дальше. На южной стороне Особливого острова, который насквозь пронзает Комсомольская улица (выводящая в итоге за город), стоит собор Корсунской иконы Божией Матери, построенный в 1804 году на месте собора, возведённого ещё в XVII веке по личному указу царя Алексея Михайловича. Необычное посвящение храма вызвано тем, что Корсунская икона была своей "домашней" иконой Богоматери в этом городе и, по преданию, была подарена городу, опять же, Александром Невским после его венчания.



11. Пройдя насквозь остров, я вышел снова на мост через Торопу — теперь уже через её южный рукав, где течение слабее, и уже начинает вставать лёд.



12. Взгляд обратно — с моста на остров:



13. За Особливым островом уже начинается своего рода предместье Торопца, ставшее таким в наше время. Вокруг — уютного вида деревянные домики, где в первые морозные дни топятся печи.



14. А боковые улочки выводят точно на берег озера Соломено, в которое разливается Торопа.



15. И вдруг среди частного сектора — ещё один земляной вал, и уже гораздо более высокий и заметный!



Это — Малое, оно же Высокое, городище. На этом месте Торопец стоял до постройки нового города на Красном Валу, то есть до XVI века. Выходит, что с течением времени город несколько раз смещался с юга на север: Красный Вал находится севернее Малого городища, а нынешний центр города, где сосредоточена основная часть его жизни — и вовсе за рекой.

16. Городище, хоть и Малое, но зато действительно Высокое! Вот такой вид с вала открылся мне на уже покрытое тонким льдом Соломено озеро. На другом берегу видны дачные посёлки.



17. А вот такой вид в направлении центра города. Над домами очень хорошо виден Корсунский собор.



18. А это центр городища с домонгольским культурным слоем. Подумать только, — как много помнит этот вал, на котором я стою! И ведь сколь мала его площадь, столь велик и возраст этого старинного города.



19. Потом я спустился с вала к берегу озера. Лёд на водной глади уже появился, но ещё совсем свежий и тонкий, и выходить на него пока не стоит. На другом берегу озера хорошо видны дачи, за которыми простираются красивейшие сосновые и еловые леса.



20. И с этой стороны к берегу озера прилегают городские дома. Ну и как же без лебедей, вырезанных из покрышек!



21. Пока я решил вернуться на Комсомольскую улицу. По другую сторону от неё находится самое древнее из торопецких городищ — Большое (оно же Старое). Но его я осмотрю на обратном пути. А сейчас я решил сходить к южной окраине города, где он уже заканчивается.



22. Всё дальше и дальше от центра города. Машины, между тем, продолжают ездить довольно часто, — ведь это, по-прежнему, главная городская магистраль.



23. Мироносицкое кладбище с церковью святых Жён-Мироносиц (1806 год) на другой стороне улицы. Такой погост на городской окраине.



24. Кладбище и церковь находятся на пригорке, с которого открывается очень живописный вид на озеро Соломено и прилегающую к нему южную часть города. Торопец вообще очень красиво расположен и вписан в окружающий природный пейзаж.



25. На южной окраине города, у выезда, нашлась кирпичная двухэтажка, построенная, как гласит надпись, в 1974 году — в год 900-летия Торопца. Отчего же новый дом в столь знаменательный юбилей построили на такой окраине, а не в центре? Или это чтобы въезжающие в город видели? Въезжающие, кстати, со стороны Москвы, которая, между прочим, младше Торопца!



26. Возле автозаправки Комсомольская улица соединяется с Окружной, которая проходит по западной окраине города, — и дальше начинается автодорога, ведущая из Торопца к трассе М-9 Москва - Рига. Здесь город уже заканчивается, — дальше только лес (хотя официальная граница города проходит чуть дальше). Вышеупомянутая Окружная улица ведёт на северо-западную окраину города, откуда продолжается дальше на север и приводит в город Холм в Новгородской области.



27. А на юго-восток от города уходит среди леса просека высоковольтной ЛЭП. Вроде бы, обычная просека. Но, как я установил по старым картам, она совпадает с трассой рокадной военной железной дороги Торопец - Старая Торопа, которая была построена летом 1942 года для соединения Московско-Рижской магистрали с Бологое-Полоцкой, а через это и с остальной сетью железных дорог СССР, а после войны была разобрана. Насыпи здесь не видно, а скорее всего, её и не было, — рокадные дороги обычно строились, по понятным причинам, с максимальной быстротой, и здесь было не до изысканий и капитального строительства насыпей.



Дело в том, что в ходе Торопецко-Холмской наступательной операции зимы 1942 года советским войскам удалось освободить участок Московско-Рижской железной дороги — примерно от Нелидова до Куньи. Но на этом участке не было ни одной узловой станции. Единственные узлы, через которые можно было попасть на этот участок магистрали — Ржев и Великие Луки, были по-прежнему оккупированы немцами. С этой целью железнодорожными войсками летом 1942 года было построено две рокадных дороги вдоль линии фронта, соединявших Рижскую магистраль с Бологое-Полоцкой: Торопец - Старая Торопа, а также Соблаго - Земцы. Вместе с этим была построена рокадная дорога Жарковский - Духовщина, соединявшая запад Калининской области со Смоленщиной. И строительство этих дорог значительно расширило возможности в деле перемещения советских войск в районе Ржевско-Вяземского выступа и Великих Лук.

28. Припорошенный первым снегом лес. Природа на западе Тверской области весьма живописна.



29. Немного погулял я по лесу:



После чего вышел обратно на дорогу, чтобы теперь возвращаться в центр города, по пути осмотрев Большое (Старое) городище.

30. Вот и оно. Внушительный и тоже довольно высокий вал, плотно окружённый со всех сторон городским частным сектором, огородами и заборами.



31. Высота действительно заметная. Наверху даже дует ощутимый ветер, которого нет на городских улицах. Старое городище, как уже сказано, — наиболее древнее в Торопце. Малое (Высокое) городище тоже домонгольское, но это и ещё старше! Точный его возраст не установлен, и ряд археологов предполагает, что ему около полутора тысяч лет. Возможно, что полулегендарный город Кривитеск был именно здесь.



32. Внизу остались улочки, проходящие вдоль вала:



33. Вид в сторону центра города. Между деревьями вновь виднеется красный Корсунский собор (его верхушка, кстати, видна над домами и на предыдущем кадре), бесчисленное множество городских домиков, озёрная и лесная даль. Всё-таки, торопецкий пейзаж необычайно красив. Здесь нет такого количества церквей, как, например, в Суздале, но пейзаж города и сам по себе выглядит очень цельным и завершённым, а кроме того, ещё и весьма органично сливается с окружающей природой.



34. Вид поближе. Очень хорошо видна показанная в первой части Спасо-Преображенская церковь, в которой служил отец патриарха Тихона.



35. Колоритные старые улочки возле городища:



36. Потом я пошёл обратно на остров Особливый. Вот уже и хорошо знакомая Богоявленская церковь, в которой ныне находится краеведческий музей. А по улице школьники возвращаются с уроков.



37. А затем я вернулся в центр города. В кадре — уже знакомый по первой части мост через северный рукав Торопы и самолёт-памятник между домами.



38. Перейдя мост, и вернувшись в центр, я снова пошёл по улице Советской, чтобы рассмотреть поближе ещё несколько мест в этой части города, расположенных на боковых улицах.



39. Церковь Казанской иконы Божией Матери (1698 год) на улице Октябрьской (историческое название — Благовещенская) — один из старейших сохранившихся храмов Торопца.



40. А это уже по другую — восточную сторону от центральной улицы:



41. Дореволюционный купеческий особняк, ныне занятый техникумом:



42. На фасаде этого здания попалась вот такая интересная деталь. Можно сперва подумать из-за этого, что здание уже советской сталинской постройки, но, по всей видимости, этот элемент декора был просто позже приделан.



43. Рядом — заброшенная Успенская церковь (1768) — ещё один образец торопецкого барокко. Как я понимаю, это единственный из храмов города, пребывающий в подобном состоянии.



А в былые годы она выглядела вот так:



44. Детский сад в старинном купеческом доме:



45. В Торопце может удивить даже типовая советская архитектура. Вот эта двухэтажка явно переняла форму крыши у сельских изб в этих местах. Как уже говорилось, такой тип крыши называется "четырёхскатная полувальмовая", и, по моим наблюдениям, кроме исторической восточной части Псковской губернии (а Торопец именно в её состав и входил), больше особенно нигде и не встречается.



46. Какой-то ручеёк среди частного сектора:



47. Набережная Урицкого со старой деревянной застройкой. Да, набережной она называется именно по этому ручейку!



48. Среди этих покосившихся деревянных домиков сначала возвышается над домами ещё одна барочная колокольня, а потом показывается и целый храм. Церковь Рождества Богородицы (1762) — ещё одна в стиле торопецкого барокко.



49. Разумеется, как это часто бывает у архитектурных школ, возникших в российской провинции, торопецкое барокко выглядит каким-то особенно русским.



50. А по соседству — смычка городи и деревни интересное соединение зданий, построенных в разную эпоху. Примерно 1890-е годы с 1960-70-ми.



51. Световой день в конце ноября проходит быстро, и обаятельный старинный русский городок постепенно погружается в вечерние сумерки.



52. Деревянная резьба местами очень впечатляет:



53. Пушистый торопецкий кот:



54. А где-то уже закрыты ставни. Кстати, рисунок резьбы на этом доме явно советский, — обратите внимание на пятиконечные звёзды.



55. Затем улица Ленинградская привела меня к Всехсвятскому кладбищу со стоящей на нём церковью (1796 год) — соответственно, Всех Святых. Вроде, я даже видел её издалека с вала Малого городища, и издалека она немного похожа на кирху.



56. Торопецкие улочки с их уютными деревянными домиками так и манят путешественника всё идти куда-то дальше:



57. Здесь, у восточной окраины города, находится воинское кладбище, где захоронено около тысячи красноармейцев. По-видимому, здесь лежат не только погибшие в боях за Торопец, но и воины-земляки — уроженцы Торопца, павшие на других фронтах. Потому как на плитах встречаются и такие даты гибели, как 1943 и 1944 годы (а Торопец был освобождён в январе 1942). Захоронены здесь и партизаны, которые оказывали существенную поддержку Красной армии в Торопецко-Холмской наступательной операции.



58.



59. Пешком, среди разнообразных деревянных домов, я затем пошёл обратно в центр города.



Найдя на центральной улице кафе, пообедав и отогревшись (за время хождения по улицам я несколько подмёрз), я вышел оттуда уже почти в пять часов, когда небо темнело, и пошёл пешком обратно на вокзал. Ехать домой в Питер мне предстояло тем же путём, которым я ехал сюда, — через Великие Луки.

60. Торопецкий вокзал, который я показывал в первой части. На часах пять вечера, ноябрьские сумерки, на перроне собираются люди, — скоро прибудет пригородный поезд на Луки из Осташкова.



61. Уютный зал ожидания. Очень люблю такие, веет от них тёплой атмосферой железнодорожных путешествий. Особенно уютны они в такое время года.



62. Наконец, в 17-15 раздался голос по громкой связи: "Пригородный поезд Осташков - Великие Луки прибывает на первый путь". Вдали засветился прожектор, и к вокзалу прибыл уже знакомый с утра дизель-поезд "рельсовый автобус" РА2.



63.



На улице стемнело. Два с половиной часа пути до Великих Лук по Бологое-Полоцкой железной дороге я просто отдыхал после прошедшего дня в Торопце, даже сумел немного поспать в сидячем вагоне пригородного поезда. В Луках поезд был, строго по расписанию, в половине восьмого вечера. До отправления обратного поезда на Питер оставалось ещё сорок минут, в течение которых я успел немного прогуляться по великолукскому вокзалу. Обратно шёл тот же самый поезд — с теми же вагонами и теми же проводниками. Но отправлялся он теперь уже не с Балтийской стороны вокзала, на которую прибыл утром, а с противоположной — Октябрьской. Что интересно, билеты в обе стороны мне продали так, что на обратную дорогу достался тот же вагон и даже то же самое место! В 20-13 поезд тронулся и вскоре покинул город Великие Луки. Через полчаса была пятиминутная стоянка в Новосокольниках, где поезд вышел на Петербургско-Витебскую железную дорогу.

64. Восьмиминутная стоянка поздним вечером где-то в глуши Псковской области. Станция Стримовичи.



65. Загадочное неизвестное науке место. Здесь только горел свет в здании дежурного по станции, а в остальном, вокруг — полная темнота и глушь.



Длительная стоянка была в райцентре Локня — целых 37 минут, во время которых я решил прогуляться по уже знакомому мне по майской поездке (а также по сну про троллейбус) посёлку городского типа. Поезд наш стоял на первом пути, пропуская встречные (дорога ведь однопутная) — Петербург - Калининград и Петербург - Гомель.

66. Пустынная привокзальная площадь Локни. Чуть правее центра кадра виден красивый послевоенный вокзал (сравните с майским снимком с похожего ракурса).



67. Угловое здание универмага. За полгода, однако, произошли изменения, — в мае здесь аптечного пункта не было :)



68. Поздний вечер. Локнянские улицы пустынны. И только троллейбусы на поворотах... ой, что-то меня понесло уже.



69. Вид того же переулка обратно — в сторону вокзала (сравните с почти тем же ракурсом в мае):



70. Улица Первомайская (точно тот же ракурс в мае). Дальше идти я уже поленился, хотя времени было предостаточно. Вернулся в поезд за двадцать минут до отправления.



Дальше были уже знакомые мне станции Витебской магистрали — Сущёво, Ашево, Чихачёво, Дедовичи, после которых я лёг спать. А проснулся уже ранним утром, когда поезд въезжал на южные окраины Петербурга.

71. В шесть часов утра поезд прибыл на Витебский вокзал. На тот же самый путь, с которого уезжал позавчера вечером. И тепловоз в голове, кажется, тот же самый (правда, точно я бортовой номер не запомнил). А ещё в обе стороны к поезду был прицеплен вагонзак (в этом кадре он в голове состава) :)



Так ранним утром я вернулся в Питер, и завершилась моя короткая ноябрьская поездка в Торопец — последнее путешествие 2015 года.

ТОРОПЕЦ - НОЯБРЬ 2015:

Часть 1: Путь в Торопец и центр города (по Советской улице)
Часть 2: Юг города (три городища и окраина), боковые улицы центра и путь обратно
Tags: Дорогами войны, Железная дорога, Локнянский троллейбус, Псковская область, Путешествия, Россия, Северо-Запад, Тверская область, Центральная Россия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments