?

Log in

No account? Create an account

nord_ursus


Записки северного медведя

Cogito ergo sum


Previous Entry Share Next Entry
Витебск. Часть 1
nord_ursus
Осмотрев маленький город Невель на юге Псковской области, я направился в Беларусь. Огромное множество раз, начиная с раннего детства, я ездил на поезде между Петербургом и Минском, проезжая при этом и Невель, и Витебск, а в этот раз впервые пересекал российско-белорусскую границу в этом месте автотранспортом. Пригородное железнодорожное сообщение между Невелем и Езерищем, к сожалению, отменено, поэтому в Белоруссию я поехал на автобусе Великие Луки - Витебск, который заходит в Невель. За два с половиной часа дороги я доехал до Витебска — самого северного белорусского областного центра (население ныне около 375 тысяч жителей) и одного из наиболее древних городов страны (основан, как считается, в 974 году).



По прибытию в город, на автовокзале меня встретил Андрей schelkunov, вместе с которым я осматривал Витебск, а в последующие два дня совершил короткую поездку по Беларуси. Первая часть рассказа о Витебске будет про местность в районе вокзала (расположенного в историческом районе Задвинье, который я ещё покажу отдельно и более подробно), а также самый центр города, который, хоть и за рекой, но к вокзалу довольно близок.

2. Ворота Витебска — его вокзал (автовокзал, на который приехал я, всё равно находится рядом). Город впервые услышал гудок паровоза ещё в 1860-е годы, когда строилась Риго-Орловская железная дорога. Затем здесь уже возник железнодорожный узел (в 1902 году была построена дорога на юг — в направлении Могилёва, а в 1904 с северной стороны пришла магистраль из Петербурга). Но старый вокзал был разрушен в войну, а нынешний — образец послевоенного сталинского ампира (1952 год, архитектор Б. С. Мезенцев).



3. Так выглядит вокзал со стороны путей (снимок сделан уже на следующий день). Здесь я его видел неоднократно (потому как всегда проезжал Витебск по пути между Питером и Минском), и, надо сказать, что с этой стороны в его облике есть какие-то дореволюционные черты. Если не приглядываться, то можно и не понять, что здание советское.



4. Интерьеры. Внутри вокзал Витебска напомнил мне главный вокзал Ярославля, где я был двумя годами ранее. Правда, при попадании в Беларусь, конечно, бросается в глаза (и, я бы сказал, радует глаз) отсутствие огромного количества рамок и охраны.



5.



6. Так выглядит вокзал с Полоцкого путепровода над железной дорогой. Справа виднеется довоенная постройка из красного кирпича. А ещё, — обратите внимание, в Витебске нет электрификации. И на всей Витебщине она есть только на магистрали Москва - Брест. Здесь же — царство тепловозов и дизелей. Впрочем, в Белоруссии в последние годы железные дороги электрифицируют быстро, и контактная сеть может дойти и до Витебска.



7. А это автовокзал, на который я приехал из Невеля (этот снимок, как и предыдущий, сделан не после приезда, а уже вечером, во время завершения прогулки по городу). Типовое здание 1966 года постройки, — похожий автовокзал и в соседних Великих Луках, только поменьше.



8. Прямо от Привокзальной площади в центр Витебска ведёт улица Кирова (бывшая Вокзальная, а в 1930-34 — Маркса), которую обрамляют "ворота" — два симметричных сталинских дома. Почти как в Минске, даже название улицы совпадает. Только в Минске более монументальные дома и более узкая улица, а здесь наоборот.



9. Так по улице Кирова мы пошли в центр Витебска. Интересное у меня было ощущение в тот момент. Я привык, что обычно в Беларусь приезжаю после ночи пути на поезде, а в этот раз, — ещё три часа назад я гулял по российскому Невелю, а теперь уже вроде и в другой стране. Хотя и отличий особых не чувствуется.



10. Застроенная монументальным сталинским ампиром улица Кирова мне напомнила Красный проспект в Новосибирске. Может быть, потому что там тоже широкий бульвар посередине.



11.



12. Имена авторов архитектурного ансамбля увековечены на мемориальной доске на одной из домов. Здесь же, кстати, есть и барельефный фрагмент карты центра города, на которой всё наглядно видно: обозначена река Западная Двина и мост через неё, а уходящая вверх от моста улица — это и есть Кирова. В самом верху этой карты — уже Привокзальная площадь.



13. Сейчас мы находимся в Задвинье. Как следует из названия, историческое ядро города расположено на другом берегу реки (а этот район, соответственно, "за Двиной" относительно центра). То есть, если когда-то здесь было предместье, то с постройкой железной дороги, а также ряда промышленных предприятий, значение Задвинья возросло. Железная дорога Двину пересекает уже чуть южнее.



14. Монументальный сталинский ансамбль здесь можно увидеть именно на парадной улице Кирова, связывающей вокзал с центром. А в целом Задвинье — колоритный и довольно тихий старый район, который я ещё покажу более подробно (по нему мы гуляли в последнюю очередь, — уже вечером).



15. Так мы дошли до Кировского моста через Двину, под которым проходит улица Ильинского (фактически — набережная реки). Прежде, чем идти по мосту в центр, мы всё же немного прошли по Задвинью в стороне от улицы Кирова.



16. Вид на улицу Кирова от моста в обратном направлении (то есть в сторону вокзала):



17. С правого берега Двины открывается красивый вид на центр Витебска. На переднем плане хорошо видно устье речки Витьбы, а на другом берегу — ратуша и Воскресенская церковь, которые мы ещё осмотрим поближе. В архитектурном облике своей старой части белорусские города уже, разумеется, зачастую сильно отличаются от российских, — наследие Речи Посполитой даёт о себе знать.



18. А вдоль правого берега идёт тенистая улица Ильинского, высаженная вековыми деревьями. Слева видно прикрытое заброшенное конструктивистское здание, где раньше находился клуб металлистов. Надо сказать, в наши дни данное словосочетание вызывает другие ассоциации :)



19. Дореволюционная архитектура. Задвинье на неё довольно богато, на фоне того, что Витебск заметно пострадал в Великую Отечественную войну (хотя, конечно, не так сильно, как Минск).



20.



Задвинье ещё и исторически было еврейской слободой. Витебск был одним из основных еврейских центров Российской империи. Впрочем, свой еврейский квартал был почти в любом городе на бывших территориях Речи Посполитой (то есть в черте оседлости), и во время войны, при нацистской оккупации, почти в каждом таком городе появлялось и еврейское гетто. В Витебске оно было как раз в этом месте.

21. Красный кирпич в Задвинье преобладает повсеместно, как мы в этом ещё убедимся. Причём как в старой застройке, так и в советской.



22.



23. Затем мы вернулись уже на Кировский мост (начало 1950-х) и пошли в самый центр Витебска. В кадре, кстати, виден характерный атрибут городского транспорта белорусских городов — сдвоенный автобус "МАЗ" ярко-зелёного цвета.



24. Фрагмент ограждения:



25. Вид с моста обратно на улицу Кирова. Со стороны реки, как и со стороны вокзала, её начало обрамлено "воротами" из двух домов. В общем, сталинский ансамбль улицы Кирова весьма внушителен и достоин, пожалуй, и Минска.



26. Вид с моста на Двину вверх по течению (в Витебске у Двины левый берег высокий, а правый низкий, а в Полоцке наоборот). Летом 2015 года река сильно обмелела, — видимо, сказались аномально малоснежные зимы. Кстати, в начале мая я видел эту реку в верхнем течении, проезжая по железной дороге город Западная Двина на юго-западе Тверской области. Начало эта река берёт в глухих лесах возле озера Селигер, а несёт свои воды в Балтику.



27. Над левым берегом возвышается Успенский кафедральный собор в стиле виленского барокко. Собор был построен в конце XVIII века, то есть во время заката Речи Посполитой, причём изначально строился как униатский, а в 1799 году стал православным, после чего его архитектурный облик был несколько видоизменён. Впрочем, подлинный храм был снесён в 1936 году, а нынешний уже воссоздан (как и Воскресенская церковь) в 2000-е годы.



28. Перейдя мост, мы оказываемся в центре города — на улице Замковой (в неё фактически и переходит улица Кирова после моста). По правую руку остаётся гостиница "Витебск" 1970-х годов постройки (чуть ли не в каждом областном центре есть такого типа высотная гостиница, носящая название города), а левее — сталинский универмаг с более поздними пристройками.



29. Драматический театр имени Якуба Коласа — поздняя сталинка:



30. А это вид на Двину. Течёт она в Полоцк, а дальше в Латвию — в Даугавпилс (что в переводе с латышского и означает "город на Двине") и затем в Ригу.



31. Здесь же, у набережной, напротив показанного выше театра, — Благовещенская церковь, построенная в 1990-е годы. Воссоздание домонгольской церкви XII века, от которой в оригинале сохранился только фундамент, а полуразрушенные во время войны стены снесли окончательно в 1960-е годы. Впрочем, сохранившиеся подлинные фрагменты стен довольно чётко обозначены на фасаде храма. Причём, на мой взгляд, здесь воссоздание получилось не очень удачным, — в отличие от Воскресенской церкви. Вообще, мне не раз доводилось слышать, что в советские времена в БССР отношение власти к религии было особенно нетерпимым, в сравнении с РСФСР. Всё-таки, я не помню примеров сноса домонгольских храмов, допустим, в Новгороде в послевоенный период.



32. Крест:



33. По соседству — деревянная церковь Александра Невского (1992-1995) не очень белорусского вида. Напоминает скорее деревянные храмы Владимиро-Суздальской Руси (похожие, привезённые из деревень, я видел в Суздале и Юрьеве-Польском). На заднем плане виден бетонно-стеклянный торговый центр, примечательный тем, что, как сказал мне Андрей, там находится единственный в Витебске эскалатор.



Но южную часть центра осмотрим потом. Пока вернёмся на северную сторону Замковой улицы.

34. Памятник Петру Машерову — известному политическому деятелю Советской Белоруссии (есть, кстати, версия, что его фамилия имеет французское происхождение):



35. Самый центр города и одно из его основных прогулочных мест. На заднем плане виден бугор над высоким берегом Двины, именуемый Успенской горой, — название пошло от хорошо заметного в кадре Успенского собора. У подножия Успенской горы — Свято-Духов женский монастырь, известный с XIV века, во времена Речи Посполитой успевший побыть униатско-базилианским, а в конце XIX века упразднённый (после чего в келейном корпусе разместилось духовное училище). Нынешняя церковь Святого Духа, купол которой хорошо виден, — тоже постсоветский новодел, старый храм был снесён в 1947 году.



36. Крайне необычный памятник Пушкину. Мало того, что в шляпе, так ещё и меньше натуральной величины!



37. Мостик через речку Витьбу, давшую городу название. Львы, по-видимому, сделаны "под Питер".



38. Наверх, на Успенскую гору, ведёт вот такая масштабная лестница. Но туда мы дойдём чуть позже, — от мостика через Витьбу мы пошли к ратуше по улице Льва Толстого, которая идёт по низу.



39. Пешеходная улица Толстого (старое название — Подвинская) с дореволюционной застройкой, имеет довольно аутентичный вид. Хотя местами застройка всё же слегка разбавлена новоделами.



40. Взгляд обратно:



41. Так мы дошли до Воскресенской церкви. Ещё один (и весьма красивый) образец виленского барокко. Да, в Белоруссии иметь такую архитектурную форму может и православный храм, а не только костёл. Воскресенская церковь также была снесена в 1936 году и восстановлена с нуля уже в 2000-е годы. И, надо сказать, сейчас даже довольно трудно представить, что 15 лет назад в Старом Витебске не было ни этой церкви, ни Успенского собора.



42.



43. Я не очень удачно подобрал ракурс, поэтому покажу вид на Воскресенскую площадь и церковь издалека, с площади Свободы.



44. Установленный в 2014 году памятник литовскому князю Ольгерду, при котором Витебск вошёл в состав Великого княжества Литовского, — после того, как в 1318 году Ольгерд женился на княжне Марии — дочери витебского князя Ярослава.



Пожалуй, для соответствующей исторической справедливости, по соседству не хватает памятника Екатерине II :)

45. Вид на площадь Свободы — одну из главных площадей города, украшенную лозунгом "Цвети, родная Витебщина!" (кстати, в белорусском произношении слова "родная" ударение падает на О). На переднем плане — Октябрьский мост через Витьбу.



46. А это ратуша, построенная также в 1770-е годы, когда Витебск вошёл в состав Российской империи. Ратуша уже, кстати, вполне подлинная, а не новодел, — в отличие от витебских храмов, и от ратуш в Минске и Могилёве. Ныне в ратуше расположен городской краеведческий музей.



47. От ратуши вверх на Успенскую гору ведёт улица Суворова (прежнее название — Взгорская). На скамейках сидят и рисуют, видимо, учащиеся художественной школы. Ведь, как гласит надпись на заднем плане, "Вiцебск — горад мастацтваў"!



48. Улица Комиссара Крылова выводит прямо к Успенскому собору. Что интересно, названа она в честь витебского революционера Семёна Крылова, но до 1970-х годов называлась улицей Крылова уже в честь его более известного однофамильца — писателя.



49. Дом архитектора Кибардина (конец XIX века). Обратите, кстати, внимание на кусочек баннера с гербом Словакии в правой части кадра, — напоминание о прошедшем незадолго до моего приезда Славянском базаре.



50. Витебская духовная семинария. Основана она была в 1807 году и до 1856 года находилась в Полоцке. Будучи закрытой после революции, в постсоветское время она была возрождена сперва как духовное училище, а с 2011 года — снова семинария.



51. А вот и Успенский собор, теперь уже с близкого расстояния. Изначально он был построен в 1740-е годы как собор униатского базилианского монастыря по проекту итальянского архитектора Иосифа Фонтана III, а в 1799 году передан православным. Нынешний собор, как уже сказано, — новодел, появившийся меньше десяти лет назад.



51. К собору с северной стороны прилегает бывший корпус базилианского монастыря (виден справа), ныне занятый техникумом, а напротив входа в собор стоит памятник патриарху Алексию II, напомнивший мне, кстати, памятник патриарху Никону в Саранске.



52. По соседству стоит крест Ефросиньи Полоцкой, установленный и освящённый в 1992 году, во время основания Витебской и Оршанской епархии.



Здесь же, на Успенской горе, перед собором, — смотровая площадка, с которой открываются виды на Двину и её противоположный берег. Но их посмотрим в следующей части. Там же и пойдём на север от Старого города.


  • 1
6 -- это кирпичное здание вряд ли дореволюционное (хотя, всё может быть). Скорее, довоенное. Мне отец говорил, что мой дед участвовал в его строительстве после войны, но я думаю, что он только восстанавливал его.

Автовокзал не позднесоветский. 1966 год. Но реконструирован в 2000-х, тогда сильно облик его был изменён.

А в целом спасибо за рассказ :))


А я, кстати, следов реконструкции в автовокзале не заметил. Или она больше коснулась интерьера?

Красивый городок, не доехал я до него когда в Беларуси был.

Хотя он к России как раз ближе, то есть доехать проще) А в Полоцке был?

Действительно красиво и сильно перекликается с Минском. Тоже все время езжу мимо,а надо бы заехать просто так.

Да, заехать туда стоит.

Красивый город, уютный он какой то. Как впрочем и большинство городов в Белорусии.

Да, есть такое дело.

Про памятник хорошо подметили

По фотографиям мне Витебск необъяснимо напоминает Минск в миниатюре))

Местами действительно так, — особенно улица Кирова.

Edited at 2016-01-12 12:13 pm (UTC)

Успенский собор воссоздан не в первоначальном виде, а уже после "православной" реконструкции. Там уже не "чистое" виленское барокко, а смешение с классицизмом - классицистский портик между башнями вместо барочного щита. Плюс купола изначально не было.
А вот Воскресенскую церковь воссоздали в первоначальном виде - с барочным щитом над апсидой и без купола. Причем на Воскоесенскую церковь вроде пытались претендовать униаты.

Edited at 2016-01-12 02:01 pm (UTC)

Ну, я скорее как раз и имел в виду, что воссоздали Успенский таким, каким он был на момент сноса. Вообще, я заметил, что в Беларуси в большом почёте воссоздания снесённых в советские времена памятников архитектуры. Слышал тут о проекте вообще воссоздания Новогрудского замка, но это, по-моему, явный перебор.

Очень красивый город! Мечтаю туда попасть) Но сколько раз был в Беларуси, никак до него не добирался, а жаль! Отличный репортаж получился.

При возможности советую съездить, это да.

>>Летом 2015 года река сильно обмелела, — видимо, сказались аномально малоснежные зимы

Там же недавно плотину выше города только что построили. Может из-за этого.

Может, и из-за этого тоже.

Прочтено. Думал ты таки выложишь памятник встречающим на вокзале, ан нет

  • 1