Записки северного медведя (nord_ursus) wrote,
Записки северного медведя
nord_ursus

Category:

Витебск. Часть 3

Продолжим осмотр белорусского города Витебска. Если в прошлый раз мы, сделав круг от Успенского собора к северу от центра, вернулись к ратуше, то теперь пройдём к югу, чтобы в конце вернуться на Кировский мост и дальше пойти в Задвинье.



Карта перемещения по городу с отмеченными на ней номерами фотографий по месту их создания. Зелёная стрелочка возле ряда номеров снимков означает направление ракурса. Фиолетовым пунктиром я отметил тот участок, который мы проехали на трамвае.



Улица Ленина, идущая параллельно Западной Двине, пересекается в самом центре Витебска с одной из важнейших городских магистралей — проспектом Фрунзе, переходящим в Замковую улицу. Название последней происходит от располагавшихся когда-то поблизости двух витебских замков — Верхнего (у устья Витьбы) и Нижнего (примерно на месте нынешней площади Свободы и упомянутого перекрёстка). Археологические раскопки 1980-х годов выявили на свет остатки фундамента Нижнего замка. И над одним из специально законсервированных фрагментов была уже в 2007 году возведена вольная реконструкция Нарожной (то есть расположенной в оконечности стены) башни. Причём, что интересно, этой постройке (где разместили небольшой музей) было присвоено название башни, которая стояла здесь уже позже — в XVII веке — "Духовской круглик".

2. И вот как это выглядит. Выходит, что кругликом назвали квадратную в плане постройку. Мы с schelkunov даже пошутили, что логичнее было бы назвать её "квадратлик" :)



3. А по соседству — здание первой витебской электростанции, построенное в 1898 году, когда в городе появился электрический трамвай (между прочим, один из первых в Российской империи).



4.



5. Внутри современного Духовского круглика — остатки фундамента Нарожной башни, найденные археологами в 1980-е годы:



На следующих этажах башни находится маленький музей, посвящённый истории Витебска (со старыми картами города и фотографиями дореволюционной эпохи), а также ежегодно проходящему в Витебске фестивалю "Славянский базар".

6. А на самом верхнем этаже — остеклённая смотровая площадка с интересными видами на центр Витебска. Все здания в кадре уже хорошо знакомы по предыдущим частям. Справа налево: ратуша, Воскресенская церковь, Успенский собор, и, в уголке, луковица церкви Свято-Духова монастыря.



7. Вид на площадь Свободы и улицу Замковую. В перспективе виден Кировский мост через Двину и ворота улицы Кирова на другом берегу, которые я также показывал ещё в первой части.



8. Чуть левее — стеклянные пирамиды торгового центра (в котором, как уже говорилось, находится единственный в Витебске эскалатор), а ещё левее видна строительная площадка будущего областного управления КГБ.



9. Ну а с другой стороны рядом с Кругликом стоит летний амфитеатр, в котором как раз и проводится тот самый "Славянский базар", завершившийся незадолго до моего приезда.



Осмотрев Духовской круглик, отправляемся дальше по улицам города.

10. Вид летнего амфитеатра уже изнутри. Когда Славянский базар уже закончился, и здесь никого нет, пройти через него можно вполне свободно.



11. Рядом по дну оврага протекает забранный в жёлоб ручей Дунай:



12. Так мы вышли на пешеходную улицу Гоголя, где расположен Витебский облисполком (да, в Беларуси это до сих пор называется именно так!), занимающий здание женского духовного училища постройки XIX века.



13. А это вид обратно — в сторону Двины. Вдалеке видна своеобразная достопримечательность Витебска — крестовидная телебашня, которая, на мой взгляд, даже довольно изящна. И между прочим, её отлично видно из проходящих через Витебск поездов, в связи с чем ещё в детстве она была у меня одной из основных ассоциаций с Витебском, — вплоть до того, что лет в пять-шесть я однажды её даже нарисовал :)



14. Так мы вернулись на улицу Ленина и пошли по ней в южном направлении от центра:



15. Витебск хоть и в войну пострадал сильно, но не настолько, как Минск. И здесь местами встречается вполне цельная дореволюционная застройка.



16. Барельеф с каким-то абстрактным рисунком на одном из советских зданий:



17. Новодельное здание банка:



18. А это — Покровский кафедральный собор, построенный изначально как костёл, ещё при Речи Посполитой, в начале XIX века, а в 1830-е годы (после одного из польских восстаний) закрытый и затем ставший православным.



19. Дальше уже улица Ленина выходит за пределы центра города, и начинает преобладать советская застройка. В общем, по облику Витебск здесь вполне сходен с областными центрами Средней полосы России, — такими, как, например, Рязань или Кострома. Хотя всё же, более высокий уровень благоустройства в глаза бросается.



20.



21. А затем мы вышли на просторную площадь Победы (ну или Перамогi), с фонтанами (брызгами от которых обдаёт на весьма почтительном расстоянии) и стеклобетонным зданием.



22. Улица Ленина уходит дальше, после площади переходя в улицу Черняховского:



23. Взгляд обратно — уже с другой стороны площади:



24. Огромная площадь Победы другой стороной выходит точно к набережной Западной Двины. И в расположенном на ней мемориале Великой Отечественной войне центральное место занимает распространённая во многих городах композиция "Три штыка".



25. Барельеф:



Витебск был оккупирован гитлеровскими войсками 11 июля 1941 года и пробыл в неволе почти три года, в течение которых в городе и области действовало развитое партизанское подполье (а Белоруссия, как исторически пограничная земля, во всех войнах была партизанским краем). Советские войска вышли на подступы к Витебску уже в октябре 1943 года (примерно тогда же, когда был освобождён Невель), но попытки взять город в течение восьми месяцев были безуспешными (напоминает историю Старой Руссы в войну). И лишь 26 июня 1944 года, после трёхдневного наступления, витебская группировка немецких войск была окружена, а над городом поднялось победное Красное Знамя. Витебско-Оршанская наступательная операция стала одним из начальных этапов операции "Багратион" по освобождению Белоруссии.

26. А эта пушка напоминает уже об Отечественной войне 1812 года, в зону боевых действий которой Витебск также попал (как об этом уже говорилось в предыдущей части). Характерная черта этих мест, — здесь память о войнах 1812 и 1941-1945 годов тесно переплетена и часто сочетается в мемориалах. Такое можно наблюдать ещё в Смоленске и Полоцке.



27. Вид на Западную Двину, через которую на правый берег ведёт мост Блохина, названный в честь Героя Советского Союза, одного из участников освобождения Витебска (собственно, он как раз провёл операцию по захвату моста через Двину).



28. С северной стороны к площади Победы прилегает парк Победителей с выставкой военной техники под открытым небом. Весьма приятное для прогулки и довольно многолюдное место (поблизости мы даже видели свадьбу).



29. Вертолёт Ми-8:



30. Танк Т-34, — куда же без него?



31. БМД-1, это уже из более позднего (впрочем, в подобных местах обычно не только технику времён войны выставляют).



32. МиГ-17:



33. Прилегающие улицы:



34. Двухэтажный дом справа, может быть, ещё довоенный:



35. Пожарная часть и управление МЧС по Витебской области:



36. Тихие и зелёные витебские дворы, где возле детских площадок сушат бельё. Кстати, дом, по-видимому, тоже довоенный.



Затем поблизости от этого места мы сели на трамвай и поехали в восточном направлении, — посмотреть трамвайное депо, расположенное на проспекте Фрунзе.

37. Проспект Генерала Людникова. Кстати, идя по нему, можно прийти к уже показанному в прошлой части Смоленскому рынку.



38. А мы идём по проспекту Фрунзе — в направлении центра города. Внешне улицы выглядят весьма характерно для Беларуси. Пятиэтажки аккуратно выкрашены в яркие цвета. Впрочем, такое можно увидеть и в некоторых городах России, — например, в Саранске.



Так мы пришли к трамвайному депо (что интересно, такое наименование для меня непривычно, так как в Петербурге традиционно используется слово "парк"). Между прочим, электрический трамвай в Витебске появился на девять лет раньше, чем в Петербурге, — в 1898 году, став, таким образом, старейшим трамваем Белоруссии.

39. Трамвай-памятник у ворот депо:



40. А вот такие два вагона конца XIX века (это уже не подлинный трамвай, а довольно произвольные макеты) стоят на постаменте по соседству:



41. Можно заглянуть внутрь. Имеются и таблички с дореволюционной орфографией, правда, не знаю, насколько исторически достоверные по тексту (впрочем, это и не столь важно).



42. Вроде, рычаг скорости:



43. Рядом есть и музей истории Витебского трамвая. Причём основанный ещё в 1960-е годы.



44. Памятник русскому инженеру Фёдору Пироцкому, который считается изобретателем электрического трамвая. Впрочем, это скорее тот случай, когда одна и та же вещь была независимо изобретена в разных странах, так как в Германии, в свою очередь, электрический трамвай изобрёл Вернер Сименс.



45. Граффити с видами старого Витебска рядом с трамвайным депо:



46. На глаза попался проезжавший по депо старый трамвай РВЗ-6, выпущенным Рижским вагоностроительным заводом (RVR), который производил также и электрички для всего Союза. В Витебске ещё осталось на ходу несколько экскурсионных трамваев этой модели. На заднем плане видны действующие маршрутные трамваи КТМ-5.



47. От депо мы пошли обратно в центр по проспекту Фрунзе, вдоль советских корпусов Витебского медицинского университета.



48.



49. Ближе к центру снова появились дореволюционные дома. Правда, к сожалению, в левой части кадра можно наблюдать пример изощрённого издевательства над старой архитектурой.



Затем мы вновь вышли к показанным в начале поста летнему амфитеатру и Духовскому круглику, и оттуда на площадь Свободы. Последним этапом знакомства с Витебском для меня стала прогулка по Задвинью, и, как следует из названия района, чтобы попасть туда, нужно пересечь реку по мосту.

50. Вид с Кировского моста вниз по течению Двины. Вдалеке, на левом берегу, видны уже узнаваемые Три Штыка.



51. И один из домов-ворот улицы Кирова, которые я показывал ещё в первой части рассказа о Витебске:



Перейдя мост, мы оказались в Задвинье (в котором, как уже говорилось, находится и вокзал). И об этом старом и весьма колоритном и красивом районе и будет последняя — четвёртая часть.
Tags: Беларусь, Витебская область, Путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments