Записки северного медведя (nord_ursus) wrote,
Записки северного медведя
nord_ursus

Category:

Путь по Иртышу. Отход от Омска

Миллионный город Омск, расположенный среди лесостепи на юге Западной Сибири, на берегах текущего в северном направлении извилистого Иртыша, стал в августе 2015 года стартовой точкой нашей с Ильёй varandej водной экспедиции на Север. О двух теплоходах постройки 1950-х годов — "Родина" и "Механик Калашников", на которых мы путешествовали, я уже подробно рассказывал. На "Родине" нам предстояло пройти по Иртышу от Омска до Ханты-Мансийска, стоящего у его устья. Две тысячи километров по реке неспешный теплоход шёл целых четыре дня. Множество сибирских сёл и природных пейзажей предстояло нам увидеть с борта судна. Но прежде всего, мы прощальным взглядом посмотрели с теплохода и на сам Омск.



Теплоход для нас обоих был совершенно новым и непривычным видом транспорта. Поэтому новые впечатления мы начали получать уже на омской пристани. Во-первых, сам вид теплохода, стоящего на реке, который, само собой, выглядит совсем не так, как поезд, во-вторых, просто ощущение того, что мы отправляемся в такие края, где нет сухопутных дорог, и где этот теплоход является одним из немногих возможных в это время года средств перемещения. Теплоход "Родина" от Омска до Салехарда (именно там его конечный пункт, то есть мы шли не до конца) идёт шесть дней, а обратно — восемь. Поэтому отправляться может лишь не чаще двух раз в месяц. Кстати, это обстоятельство и породило главную сложность в планировании маршрута, — необходимо было всё подстраивать под редкий график теплоходов. В итоге отправляться мы решили восьмого августа.

В тот прохладный день с самого утра на речной пристани Омска царило оживление. На пришвартованный к дебаркадеру теплоход, ещё до начала посадки, загружали какие-то мешки, тюки, коробки, многие из которых разместились на палубах. Как я об этом уже писал, там, где нет сухопутных дорог, только большой теплоход и может перевозить крупногабаритные грузы. Потом в течение всего рейса мы видели лежащие на палубе и накрытые плёнкой и брезентом запчасти от снегоходов, разобранную мебель, стремянки и тому подобные вещи. В полдень — за час до отправления, началась посадка. Участок от Омска до Ханты-Мансийска интересен тем, что, в отличие от более северных мест, дороги здесь есть, и пассажирское речное сообщение на нём сохраняется, видимо, лишь благодаря тому, что Омск является портом приписки судна. Правда, и остановку на этом участке теплоход делает всего одну — в Тобольске (раньше были остановки в райцентрах Омской области, но их отменили).

На плавучем крытом дебаркадере мы во время посадки встретились с нашими спутниками — кировскими путешественниками Димой и Леной и аргентинцем Патрисио, который поехал вместе с ними. Правда, наши с ними маршруты несколько различаются. У них, как и у нас, конечным пунктом путешествия является посёлок Антипаюта на севере ЯНАО, но в Ханты-Мансийске мы с ними разойдёмся и вновь встреимся в Салехарде.

Итак, показываем билеты, проходим на борт и размещаемся в каюте, продолжая получать новые впечатления. Сразу замечаем, что здесь есть некоторые сходства с купейным вагоном поезда, — и каюты напоминают купе, и проводница есть (хотя её присутствие заметно гораздо слабее), и даже объявление за десять минут до отхода "Просьба провожающим покинуть борт теплохода". Но всё же отличия есть, и их немало, — гораздо более медленная скорость, и гораздо больше пространства для хождения. Да и в конце концов, под нами — не рельсы, а речная вода.

2. С первых же минут потихоньку осваиваемся на судне, на котором нам предстоит провести без малого четверо суток. В момент отчаливания мы уже стоим на верхней палубе. За бортом остался дебаркадер, где провожающие машут руками. По расписанию, в 13-00 отдаём швартовы, по радиосвязи постоянно раздаются какие-то команды, а затем играет "Прощание славянки".



3. Сначала, стоя на носовой палубе, мы смотрели на Иртыш вверх по течению, — по правилам речного судоходства, судно всегда швартуется носом против течения.



4. Правый берег Иртыша в Омске. Здесь же отлично виден и особняк Батюшкина, где находилась ставка Колчака в гражданскую войну.



5. Тарахтят двигатели, вращается гребной винт, и из-под кормы начала выходить пеной кильватерная волна. Теплоход выполняет разворот, оставляя позади пристань, чтобы отправиться из Омска в путь на север — к полярным просторам.



6. В этот момент мимо нас вверх по Иртышу (то есть навстречу) прошла какая-то порожняя баржа, о которой мы сразу пошутили, что её можно использовать как футбольное поле, ­— только играть придётся без аутов. Такие баржи (как и различный другой водный транспорт) ещё неоднократно встретятся нам на пути.



7. А мы продолжаем разворачиваться в северном направлении. Мимо нас, тем временем, проходит прогулочный кораблик, откуда публика машет руками. Интересно, знают ли эти люди, что через шесть дней наше судно будет на полярном круге?



8. Итак, разворот завершён. Пристань и провожающие остались за кормой, затихла музыка. Мы, подхваченные быстрым течением Иртыша, отправились в путь. Проходим стрелку Иртыша и Оми, на которой стоит ныне занятый гостиницей и киноцентром бывший речной вокзал. С правой стороны в Иртыш впадает речка Омь.



9. Даже на расстоянии хорошо заметно, что в двух реках вода разного цвета, с совершенно чёткой границей. Похожее явление, кстати, мы ещё увидим в Тобольске, где в Иртыш слева впадает Тобол (а ещё это можно наблюдать при слиянии Бии с Катунью, а также Енисея с Ангарой). Справа, тем временем, — правобережье Оми, где когда-то стояла Омская крепость.



10. Некоторое время Омь ещё продолжает течь вдоль правого берега, и её тёмная вода смешивается с Иртышом не сразу. Пока мы проходим мимо бывшей Омской крепости, впереди по курсу у нас — несостоявшийся метромост, он же мост 60-летия Победы.



11. Знакомые уже виды города смотрим с незнакомого ракурса. Вон за домами видны купола Успенского кафедрального собора.



12. В воде повсеместно установлены бакены, отмечающие речной фарватер. Такие мы будем наблюдать на протяжении всего маршрута, и в тёмное время суток на них зажигаются огни.



13. Проходим под мостом. На его опорах, кстати, чётко видна "ватерлиния", обозначившая наиболее высокий уровень воды, наблюдавшийся на реке в половодье. Зима 2014-2015 годов в Западной Сибири выдалась небывало снежной, что привело к масштабному разливу на реках, который, в силу их большой длины, продолжался в низовьях до конца лета. Уже в Ханты-Мансийске нам предстояло увидеть залитую до горизонта пойму, — и это в середине августа!



14. Надо сказать, "речной фасад" Омска довольно невзрачен и представлен в основном панельными многоэтажками. Весь красивый исторический центр скрыт где-то в глубине. Хотя вообще, надо сказать, примерно так же выглядит и морской фасад Петербурга со стороны Финского залива.



15. А сибирское небо весьма необычно. Какие-то причудливые конфигурации облаков, какие редко увидишь в Средней полосе России. Всё-таки сказывается особенность резко-континентального климата с частой сменой направления ветров и переменчивостью погоды. Между прочим, в те дни в Омске было сильное похолодание после недавно прошедшей жары, — несколькими кадрами выше хорошо видно, как одеты провожающие на пристани.



16. Центр Омска уже остался позади. А над кормой, как и положено, реет государственный флаг.



17. А на самой корме, как я уже показывал в предыдущем посте, лежат арбузы и мешки с овощами, — часть из них предназначена для расположенного за стеной судового кафе, а часть отправляется на Крайний Север.



18. Впереди показался следующий мост — 60-летия ВЛКСМ (вот ведь заковыристое название, — могли бы назвать просто Комсомольским!). Многоэтажные окраины Омска медленно проплывают за бортом.



19. Вода в Иртыше — характерно зелёного цвета и мутноватая. Но вовсе не от экологических загрязнений, — это её вполне естественный вид. Кстати, после устья Тобола цвет речной воды станет более тёмным. Пока что Иртыш ещё не так широк, как в низовьях. Но всё же полноводен, и небольшая ширина русла компенсируется весьма быстрым течением. А Иртыш, между прочим, является крупнейшим в мире притоком, и длина его 4248 километров: начинается река на западе Китая, затем течёт по Казахстану (на Иртыше стоят Усть-Каменогорск и Павлодар), а затем уже по Сибири, впадая в Обь сразу за Ханты-Мансийском.



20. Движение по реке вокруг нас достаточно оживлённое. Моторная лодка с государственным флагом и человеком в камуфляже, — может быть, сотрудник ГИМС или Рыбнадзора, а может и просто рыбак. А ещё навстречу нам проехал быстроходный катер полиции, — до этого я полицейский водный транспорт видел только в Питере.



21. На правом берегу остаётся окраинная часть Городка Нефтяников, который я показывал довольно подробно. Более старые сталинские районы от реки сокрыты современными многоэтажками. А из сталинской архитектуры на реке сохранились постройки водозабора. Наверное, илистую и мутную иртышскую воду используют всё же в промышленности (на нефтезаводе, видимо), а не в водоснабжении жилых домов.




22. На прогулочной палубе теплохода народу маловато. Кто-то ещё не успел толком освоиться в каюте, но в основном, похоже, на свежий воздух народ не очень-то и стремится. Было ощутимо холодно — около +15 градусов, и холодную погоду приносил сильный северный ветер, дующий нам навстречу. Стоять на носу теплохода при встречном холодном ветре было трудно, и тёплая одежда мне пригодилась сразу. "Если уже здесь так холодно, то что же тогда будет на Обской губе по дороге в Антипаюту?", — подумали мы в этот момент.



23. Под ветром гнутся ветки прибрежных ивняков, а на реке пеной колышутся волны.



24. Справа — грузовой речпорт. Причём это скорее аванпорт основного омского порта, расположенного выше по течению, — вблизи железнодорожного моста через Иртыш на Транссибирской магистрали.



25. Холодный ветер продолжает дуть нам навстречу. Как я уже сказал, в Сибири погода бывает ещё более переменчивой, чем в Петербурге, — вот, прямо впереди видна пелена дождя; она совсем близко, но прошла мимо нас. В целом погода явно с самого начала дала нам знать, куда именно мы направляемся. Ведь мы взяли курс, ни много, ни мало, к Арктике!



26. Хмурые тучи изливаются дождём на Омский нефтеперерабатывающий завод, который остался где-то на правом берегу, и который мы уже осматривали накануне с близкого расстояния.



27. Снова встречный буксир толкает баржу. Эта уже загружена песком. В противовес почти исчерпавшему себя на Иртыше (но не на Оби в ХМАО и ЯНАО!) пассажирскому сообщению (которое на этом участке только нашим теплоходом и ограничивается), грузовое движение здесь достаточно активное.



28. Взгляд назад. Между прочим, с момента отправления от пристани прошёл уже целый час, а мы всё ещё не вышли за пределы города! Заметно, что скорость судна гораздо медленнее, чем у поезда.



29. Лес труб нефтезавода постепенно удаляется за кормой:



30. Буксирное судно стоит на рейде:



31. Городские районы уже закончились, начинаются деревни и природные пейзажи. А ещё, — по снимку это не очень понятно, но это вид, как ни странно, не вбок, а вперёд. Справа заметно, что река круто поворачивает излучиной. И таких мест на нашем пути очень много. Иртыш постоянно меандрирует, что делает путь по реке, вероятно, раза в два длиннее географического расстояния.



32. А природа здесь в основном такая. Пологие берега, песок, ивовые заросли и берёзовые рощицы. На самом деле, неправильно думать, что природа Сибири — это обязательно тайга. На нашем пути дремучая тайга тоже будет, но позже, севернее. А Омск, между прочим, находится южнее Москвы — примерно на широте Рязани.



33. Нефтебаза у берега реки. Кстати, оставшийся позади пейзаж НПЗ на нашем маршруте довольно символичен. Всё-таки, направляемся мы не куда-нибудь, а в основные регионы страны, добывающие нефть и газ. Правда, путь наш в целом пролегает в стороне от основной части месторождений.



34. Только мы вышли за пределы города, наш теплоход "Родина" опять стал сбавлять ход и неожиданно разворачиваться носом против течения! Как оказалось, здесь его ожидает бункеровочное судно, которое примерно в течение 30-40 минут заправит теплоход топливом на весь предстоящий путь.



35. К бункеровщику теплоход пристаёт левым бортом, с которого пассажиров на время выполнения бункеровки по радиосвязи просят уйти.



36. Мир речного флота разнообразен. Своей очереди на бункеровку дожидаются (исправно пропуская вперёд пассажирский теплоход) танкер и судно переработки отходов.



37. Наконец, бункеровка завершена, и теплоход вновь разворачивается по течению реки, продолжая идти на север. Остановок теперь не будет до самого Тобольска, то есть больше двоих суток.



38. Местность вокруг пока ещё довольно обжитая. Вблизи города расположено много садоводств омских дачников.



За четыре дня пути нам предстояло пройти на судне по территории трёх регионов — Омской области, Тюменской области (точнее, её основной части) и Ханты-Мансийского АО. Пейзажи будут разными, — множество сёл и деревень по разным берегам Иртыша, речные излучины, устья других рек, поля, леса и постепенная смена природных зон. Об окрестностях Омска, которые мы наблюдали с теплохода, я расскажу в следующей части.
Tags: Западная Сибирь, Путешествия, Россия, Сибирь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments