?

Log in

No account? Create an account

nord_ursus


Записки северного медведя

Cogito ergo sum


Previous Entry Share Next Entry
Жлобин. Рассвет на Днепре
nord_ursus
Жлобин в июле 2015 года стал следующим после Полоцка местом короткого путешествия по Беларуси. Этот промышленный город в Гомельской области был скорее промежуточным пунктом на пути в Бобруйск, но и сюда было ради чего заехать: через Жлобин протекает Днепр, — ещё не та широкая река, что течёт по степям Украины, а лишь верхнее его течение, где он мало отличается от Свислочи или Нёмана.



Мы с Андреем schelkunov вечером жаркого дня сели на вокзале Полоцка на пассажирский поезд Полоцк - Гомель из категории "шестисотых". Проехав Витебск, Оршу и Могилёв, в наш конечный пункт мы прибывали ночью — в четыре часа.

Ночной подъём в полупустом вагоне, утренний (точнее, опять же, ночной) чай. Когда на часах было почти четыре, за окном показались огни города, а также большое количество путей и контактной сети, — Жлобинский узел недавно электрифицировали.

2. Прибытие ровно в четыре. На небе лишь едва светает, но на вокзале и в это время кипит жизнь. Гудки локомотивов, манёвры, голос диспетчера по громкой связи. Слева в кадре виден наш поезд, который, спустя несколько минут, уехал дальше в Гомель.



Первый гудок паровоза Жлобин услышал в 1873 году, когда была построена Либаво-Роменская железная дорога (а точнее — участок Минск - Гомель). Спустя три десятилетия, станция стала узловой, — в 1902 году сюда пришла железная дорога из Витебска (по которой ехали мы), а в 1915 она была продлена на Калинковичи и далее на Украину — в Коростень и Житомир.

3. Нынешний вокзал Жлобина — уже сталинский, послевоенный. В традициях "агроренессанса" одетый в последние годы в стеклянный "чехол" (правда, всё же это не самый неудачный пример подобной реконструкции). Кстати, этот вокзал я хорошо помню по дороге из Минска в Крым в 2002 и 2004 годах: на жлобинских перронах поезда тогда атаковали продавцы мягких игрушек гигантского размера. В то время, кстати, электрификация железной дороги со стороны Минска заканчивалась на станции Осиповичи, а до Жлобина её довели в 2013 году. Сейчас уже электрифицируют участок Жлобин - Гомель.



4. Паровоз-памятник:



5. По короткому переулку от вокзала выходим на пустынную площадь Освободителей с обелиском Великой Отечественной войне. На небе, тем временем, разгорается рассвет, — наступает утро. На прогулку по Жлобину у нас есть почти два часа до отправления первой бобруйской электрички.



6. Вид с другой стороны. Слева видно сталинское здание райисполкома.



На восток, в сторону Днепра, идёт улица Первомайская. В городе тихо и пустынно, лишь в одном месте мы видели ещё не закончившуюся с вечера гулянку (ночь была как раз с субботы на воскресенье). Современный Жлобин — промышленный город с населением 75 тысяч жителей. А основан он был, предположительно, в XV веке как укреплённое поселение (в 1654 году, в контексте русско-польской войны, упоминается как "замок Злобин"). В Российской империи Жлобин был местечком в составе Рогачёвского уезда Могилёвской губернии.

7. Улица Барташова, пересекающая Первомайскую в самом центре города. Как это обычно бывает в Белоруссии, город хорошо благоустроен, а дома раскрашены в различные яркие цвета.



8. У перекрёстка — послевоенный кинотеатр "Родина" по типовому проекту Зои Брод:



9. Дальше идём по Первомайской, к днепровскому берегу:



10.



11. По левую руку — школа. А в скверике целое собрание советских скульптур, видимо специально свезённых из разных мест. Даже бюст Ленина есть слева :)



12. Так за полчаса мы дошли до улицы Карла Маркса, проходящей вдоль берега Днепра. Напротив — собор Святой Троицы, построенный в 1995 году, и довольно необычный по архитектуре. Да ещё и с отдельно стоящей колокольней.



13. Рядом с церковью — частный сектор, за которым простирается широкая долина Днепра. На часах уже почти пять.



14. А вот и он — Днепр. Ещё совсем не тот могучий Днипро, который можно увидеть на Украине, а пока ещё небольшая река, шириной меньше Западной Двины. Здесь любая птица долетит не только до середины, но и до противоположного берега. И ведь это ещё не самое верхнее течение: я видел Днепр в Могилёве, Орше и Смоленске, то есть ещё выше. Жлобин стоит на правом высоком берегу, а напротив — пойменные луга.



15. Но между прочим, после малоснежных зим 2014-2015 годов Днепр, как и Западная Двина, сильно обмелел, что очень хорошо заметно. Впереди виден железнодорожный мост на Либаво-Роменской дороге. По нему я ездил ещё в детстве по дороге в Крым. А сейчас, когда мы здесь стояли, по нему один раз прогремел грузовой поезд.



"Эта ветка приплывёт в Киев", — пошутил я, забросив в днепровскую воду ветку, подобранную с земли. После этого мы пошли обратно в сторону вокзала.

16. Уже почти рассвело. Вместе с тем сгустились тучи, и начал накрапывать дождик. Правда, продолжалось это недолго, — по приходу на вокзал стало выглядывать утреннее солнце.



17. Свернув с улицы Первомайской в сторону, можно увидеть и частный сектор, перемешанный с пятиэтажками. На многих домах резные наличники и очень характерные для Белоруссии полувальмовые крыши.



18. В одном из таких домов обустроили церковь Василия Великого. При виде церкви, переделанной из жилого дома, мне сразу вспомнилась Териберка на Баренцевом море, — там таких храма целых два.



19. Геометрические узоры на торцах пятиэтажек:



20. И деревянные домики по соседству:



21. Возвращаемся на площадь Освободителей (сравните с фото 6):



22. Фасад райисполкома:



23. В пол шестого возвращаемся к вокзалу, на фоне которого стоит белоснежный Ильич:



24. Интерьер. На мой взгляд, на нём современная реконструкция вокзала отразилась лучше, чем на фасаде.



25. Необычное ощущение, — ещё нет и шести утра, а мы уже два часа, как на ногах :) На одном из путей станции стоит дизель-поезд ДР1А, направляющийся в Могилёв, — в сторону, откуда мы приехали.



26. А на соседнем пути — первая за день электричка на Бобруйск, на которую садимся мы. Отправление — в 5-54.



На этой электричке мы за полчаса доехали до села Красный Берег, что между Жлобином и Бобруйском. Об этом живописном месте я и расскажу в следующей части.

  • 1
До, чего ж хороши белорусские города.

обычный провинциальный городок) Чистенький) Ухоженный) А у меня вот моё путешествие:http://z-laya.livejournal.com/823720.html

Там ещё Штадлер, помнится, стоял :)

Да, кстати. Был он там :)

В Смоленске Днепр ещё уже.

Логично. Ибо Смоленск выше

Магазин "Жлобинчанка" ещё живой?

Не помню, не обратили внимания.

Хорошо! Даже в сумерках.

Настоящим внешним видом город обязан одним из последних Дожинок, до них все было в разы обшарпанее и раздолбанее

Неудивительно. Так в Беларуси довольно часто бывает.

На этих выходных с другом едем туда в мемориальный комплекс ) сам жлобин осмотреть не получится , друг не особо любитель , но мемориал обязательно


Мемориал — это который в Красном Берегу?

ага, он самый. в этот раз обязательно достигнем. У друга уже 5 попытка будет, у меня четвёртая. Неудачи были, когда друг паспорт не взял в дорогу (в Брянске дома оставил), второй раз, когда я не смог, третий раз - неисправна его машина, в четвёртый - моя неисправна ))

  • 1