Записки северного медведя (nord_ursus) wrote,
Записки северного медведя
nord_ursus

Categories:

Слоним

"Слоним — это город, куда не ездят со своим хоботом", — однажды родилась в голове такая шутка. Но на самом деле, забавное на слух название белорусского города происходит от слова "заслонять", и город когда-то носил название Услоним (то есть "укрепление"), под которым впервые упоминается в 1252 году, причём есть версия, что возник он здесь ещё двумя столетиями раньше. На протяжении нескольких столетий Слоним был вотчиной Сапег — влиятельного дворянского рода Великого княжества Литовского, в составе России оказался после третьего раздела Речи Посполитой в 1795 году, а в XX веке успел побывать в составе Польши в 1920-39 годах, то есть до присоединения Западной Белоруссии к СССР. В наши дни это третий по величине (50 тысяч жителей) город Гродненской области с довольно немалым количеством исторических достопримечательностей.



В июле 2015 года я провёл две недели на своей даче в Минской области, и в Слоним в один из дней мы съездили на машине с моим братом Иваном и двумя его друзьями, которые путешествовали по Беларуси. Ехать в соседнюю Гродненскую область, — расстояние от дачи вышло примерно в два раза больше, чем до Минска, — около 150 километров.

2. Так как в город мы приехали с восточной стороны, первой увиденной нами достопримечательностью Слонима стал костёл святого апостола Андрея, построенный в 1770-75 годах — на закате Речи Посполитой. Довольно сдержанный, но красивый образец виленского барокко.



3.



4. Нынешний храм — не первый на этом месте. Первый костёл здесь был построен ещё в 1490-е годы по указу польского короля Казимира IV Ягеллона, но он был деревянным и сгорел во время русско-польской войны 1654-1667 годов.



5.



6. Как видно, в виленском барокко акцент делается на вертикальных формах, а не на горизонтальных. Поэтому сколь вытянутым и стремящимся кверху выглядит лицевой фасад костёла, столь небольшим кажется основной объём здания.



7. На прихрамовой территории — видимо, могилы священнослужителей.



8.



9.



10. Вход:



11. И изящное внутреннее убранство костёла:



12. Перед костёлом — площадь Льва Сапеги. С именем этого человека связан значительный подъём Слонима в конце XVI века; будучи городским старостой, он занимал должность великого канцлера ВКЛ.



13. Это ещё не центр Слонима, а исторический район Замостье (то есть находится за рекой). Здесь же рядом находится и железнодорожный вокзал, но его посмотрим уже в конце.



14. На переднем плане виден мост, а вдалеке вырисовывается силуэт православного Спасо-Преображенского собора.



15. В стороне виден железнодорожный мост:



16. А под мостом какое-то болото. Это речка Щара, основное русло которой обмелело и заболотилось из-за того, что воду забрали в канал, через который переброшен следующий мост.



17. Идём дальше. В центр ведёт улица Янки Купалы, на которой попадаются и довольно старые домики.



18. Как это часто бывает в Белоруссии и соседних с ней российских областях, многие дома стоят боковым фасадом к улице.



19. Широко распространены полувальмовые крыши (как у дома посередине), здесь ещё больше, чем на востоке Беларуси. Иногда такие и на новых домах можно увидеть.



20. А вот и канал, в который забрано течение реки Щары. Он является частью водной системы Огинского канала, прорытого в 1770-е годы, и соединяющего Щару — приток Нёмана, с Ясельдой — притоком Припяти, то есть балтийский бассейн и днепровским. Канал в Слониме лишь вспомогательный, и служит для поддержания уровня воды и, в прошлом, возможности судоходства (как, например, Цнинский канал в Вышнем Волочке), а сам Огинский канал расположен южнее, в Брестской области, но и его мне было бы интересно посмотреть отдельно.



21. Взгляд обратно на Замостье. Виден Андреевский костёл, с православным собором они довольно удачно перекликаются.



22. А это уже центр. Встречается дореволюционная застройка времён Российской империи.



23. Возле магазина дверей стоит дверь в никуда, а может быть, даже и портал в другое измерение :)



24. Центр довольно оживлённый:



25. Переулок поблизости. Старый домик в конце него сейчас занимает почта.



26. Спасо-Преображенский кафедральный собор. Это православный храм, превращённый из костёла во второй половине XIX века, что даже видно по архитектуре. Впрочем, на самом деле, подлинный собор был снесён в 1960-е годы, а нынешний — новодел 2000-х годов. В Беларуси такие воссоздания храмов — явление довольно частое.



27. Гостиница напротив — вроде, советское здание:



28. А чуть левее — памятник Ильичу, открывающий перспективу бульвара Первомайской улицы. Между прочим, в кадре этого не видно, но вождь рукой указывает прямо на храм.



29. Ещё один костёл — Непорочного Зачатия Девы Марии, построен ещё в XVII веке (1664-70). Что интересно, к улице он обращён апсидой.



30. Вид с другой стороны. Двор, бельё на леске и башня костёла.



31. Городская жизнь. Кстати, Слоним почему-то кажется меньше, чем он есть. Если бы я не знал, что здесь живёт 50 тысяч человек, то подумал бы, что не больше тридцати. Забавно, но это город одного размера с Салехардом (хотя лучше сказать наоборот).



32. Танк Т-34 — памятник воинам-освободителям. В Великую Отечественную войну Слоним был оккупирован немецкими войсками на третий день войны — 24 июня 1941 года, а освобождён Красной армией в ходе операции "Багратион" 10 июля 1944 года.



33. А это синагога, построенная в 1642-48 годах. К сожалению, стоит заброшенная, и реставрация всё никак не начнётся (синий деревянный забор вокруг стоит, похоже, уже не одно десятилетие). Не забываем о том, что мы в Белоруссии, то есть в бывшей территории черты оседлости. Слоним долгое время был еврейским местечком, и надо сказать, что эта синагога на редкость большого размера.



34. Так она выглядит сбоку:



35. И можно даже заглянуть внутрь:



36. На местами уже покосившемся заборе, окружающем синагогу, обнаружилась вот такая прекрасная надпись. Правда, к кому этот крик души обращён, я так и не понял.



37. Колоритная улочка, прилегающая к синагоге:



38. И ещё более колоритный переулок...



39. ...с вот таким странным названием:



40. Возле синагоги даже сохранилась какая-то атмосфера еврейского местечка.



41. А в этом старом домике, видимо, церковь каких-то протестантов.



42. Выходим к площади Ленина:



43. Поблизости, на фоне кирпичных хрущёвок, стоит ещё один храм — церковь Святой Троицы, ныне православная, но в здании бывшего костёла бернардинцев середины XVII века (между прочим, старейшее сохранившееся здание Слонима). В отличие от Преображенского собора, это уже не новодел. Что интересно, православной церкви храм был передан в XIX веке (после польского восстания 1863 года), снова стал костёлом "за польским часом" XX века, то есть в 1920-39 годах, после вхождения города в состав СССР был закрыт, а православной церкви возвращён не в постсоветские годы, а сразу после войны, то есть действовал в советские времена.



44. Тенистый уютный переулок:



45. Старые домики:



46. Так мы вышли на набережную уже показанного канала.



47. Угловой дом в правой части кадра, скорее всего, построен в межвоенной Польше:



48. В одном из дворов стояла моторная лодка, что меня слегка удивило. Чаще такое можно увидеть где-нибудь на Севере или в Сибири :) Или хотя бы там, где водоёмы более-менее крупные.



49. Завершу я рассказ о Слониме железнодорожным вокзалом, который расположен в заречной части, рядом с показанным в самом начале Андреевским костёлом. Гудок паровоза и стук колёс Слоним впервые услышал в 1886 году, когда была построена железная дорога Барановичи - Белосток (в наше время разорвана белорусско-польской границей), входившая в состав так называемых Полесских железных дорог, строившихся как стратегические, вблизи западных рубежей империи.



50. Вокзал в Слониме — польский, 1923 года постройки. И, надо сказать, очень красивый. Кстати, посмотрев местное расписание поездов, я удивился, поняв, что до Слонима можно напрямую доехать из Петербурга — гродненским поездом, которым я неоднократно ездил в Минск.



51. Водонапорная башня, по-видимому, тоже польская:



52. В пустынном зале ожидания сохранились старые добрые советские камеры хранения. Таких сейчас довольно мало осталось, хотя в 2013 году я пользовался такими на одном из вокзалов Рязани.



53. Автовокзал рядом с железнодорожным:



54. Вид в сторону Волковыска и Гродно. Электрификации на железной дороге здесь нет.



На этом и завершу рассказ об этом небольшоим западно-белорусском городе.
Tags: Беларусь, Железная дорога, Путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments