Записки северного медведя (nord_ursus) wrote,
Записки северного медведя
nord_ursus

Categories:

Лабытнанги. Город Семи Лиственниц

Город с загадочным и ласкающим слух названием, которое можно видеть на табло Ярославского вокзала Москвы, находится на левом берегу Оби, напротив Салехарда, фактически являясь его городом-спутником, а также железнодорожными воротами, — наличие здесь вокзала и тупика железной дороги с Большой Земли во многом определяет сущность этого города. А название Лабытнанги в переводе с хантыйского языка означает "Семь лиственниц".



В прошлых частях я показал Салехард, в котором мы с Ильёй varandej окончательно разделились, и оставшаяся часть моего путешествия уже проходила в одиночку. Как уже сказано, через Обь нет моста, и чтобы попасть в Лабытнанги, нужно переправиться через широкую реку на пароме. Переправа расположена за городом, и я точно не знал, какой транспорт до неё ходит, и, посетив салехардский аэропорт, расположенный возле шоссе на переправу, я минут двадцать простоял на автобусной остановке, укрываясь под козырьком от начавшегося дождя. Хотел было уже начать стопить, но место было для этого не очень удачным, в итоге наконец приехала маршрутка. Сам аэропорт уже за городом, а от него до переправы ещё километров пять.

2. Маршрутка привезла меня к берегу Оби, где пассажиров и машины уже ожидает паром. Ходят они здесь постоянно и по заполнению, — в середине дня не приходится ждать отправления больше, чем 10-15 минут. Для пассажиров без машины паром бесплатный.



3. У переправы стоит скульптура мамонта, поставленная около десяти лет назад. Кстати, обратите внимание на очередь из машин, — между двумя берегами народ курсирует постоянно.



4. Поблизости стоят другие паромы. Некоторые из них идут на юг — в Приобье. Это один из возможных путей доставить в Салехард машину, пока постоянной дороги с Большой Земли нету.



5. Итак, наконец загрузились. Паром отчаливает от берега и медленно пересекает Обь. Скорость совсем медленная, и переправа длится около 12 минут. Кстати, это последний в этом путешествии водный транспорт. Можно сказать, заключительный аккорд Большого Водного Пути по Западной Сибири.



6. Последний раз в этой поездке я вижу громадные просторы Оби, ширина которой здесь превышает два километра. Хоть и прохладная, но сухая погода теперь сменилась промозглой хмарью и нудным моросящим дождём. Уральских гор на горизонте опять не видно.



7. Маленькое внутреннее помещение парома, где можно укрыться от дождя:



8. На пароме мне встретился интеллигентный дедушка, который со мной ещё ехал в маршрутке, — геолог, ныне живущий в Лабытнангах, а в прошлом житель заброшенного ныне посёлка Полярный, который мне ещё предстоит увидеть. По моему большому рюкзаку он понял, что я направляюсь на Полярный Урал, причём подумал, что я только прилетел в Салехард на самолёте, — ведь в маршрутку я садился возле аэропорта. Только потом я ему уже рассказал об оставшемся за спиной водном пути от Омска.



9. Навстречу идёт ещё один паром. Зимой переправа организуется прямо по льду. А самый сложный период — это межсезонье; в периоды ледохода и ледостава здесь, вроде, используют суда на воздушной подушке, — настолько важная переправа может себе это позволить.



10. А впереди уже виден порт, — его краны слагают речной фасад города Лабытнанги. Впрочем, трассу парома мы уже пересекали на теплоходе "Механик Калашников".



11. Наконец, паром пристаёт к берегу, и весь водный транспорт в этой поездке окончательно остаётся у меня позади. Первое, на что я обращаю внимание на левом берегу, — железная дорога! Как же я успел в этой поездке от неё отвыкнуть!



Но это лишь подъездные пути речного порта, и с этой стороны переправа тоже за городом. Здесь только болотистая обская пойма, а город Лабытнанги стоит на сухом возвышенном месте у берега протоки Вылпосл (с хантыйского, вроде, "новая протока"). Сажусь уже в другую маршрутку, которая минут семь идёт по дороге среди болот...

12. ...и привозит меня к железнодорожному вокзалу. Последний отрезок железной дороги проходит точно вдоль речного берега. Здание новое, и построено где-то в середине нулевых, притом неожиданно большое для вокзала, который отправляет и принимает всего два поезда в день, — на Москву и Воркуту. Кстати, своей архитектурной формой вокзал подозрительно напоминает ферму железнодорожного моста, — через Обь мост не построили, так хоть здесь решили воплотить что-то похожее.



13. А железная дорога к обскому берегу пришла в 1948 году, — про стройку-501 я уже упоминал в контексте Салехарда. Самое обидное, что железную дорогу успели проложить и гораздо дальше, но однажды стройку в одночасье свернули, оставив действующим только небольшой участок. Разумеется, моста в Салехард не было и тогда, — составы летом перевозились на паромах, а зимой по льду прокладывались временные рельсы, — прямо как на Байкале до постройки Кругобайкальской железной дороги.



Зал ожидания я не фотографировал, но он оказался довольно скучным, хотя и цивильным. Заметил там немалое количество туристов с большими рюкзаками, держащих путь на Уральские горы. Ещё одна интересная деталь, которая там бросилась в глаза, — это информационный стенд, посвящённый пограничному режиму в ЯНАО. Забавно, но посещённые нами Новый Порт и Антипаюта входят в погранзону, и туда требуется пропуск. Но на практике строгость закона компенсируется необязательностью его выполнения.

14. Поезд Лабытнанги - Москва ждёт своего отправления следующим утром. Но мне предстоит уезжать другим поездом — воркутинским.



15. И до его отправления я и базировался на вокзале, в комнате отдыха. В кадре, кстати, виден мой рюкзак.



16. Правда, одна деталь в комнате отдыха меня убила наповал. Видимо, автор этого шедевра страдает дистрофией и спроектировал санузел чисто под себя :)



17. Отправимся теперь в город, который я осматривал частично вечером 21 августа, частично уже утром следующего дня, до отправления воркутинского поезда. Местность возле вокзала выглядит примерно так.



До постройки железной дороги здесь было небольшое хантыйское село, выросшее из стойбища. В 1930-е годы в нём был основан колхоз. А железная дорога привела к быстрому росту посёлка, который стал городом в 1975 году. Сейчас Лабытнанги меньше Салехарда примерно в два раза, — здесь живёт 27 тысяч человек (причём в советские годы разница между двумя городами была намного меньше), и выглядит город значительно скромнее, чем Салехард.

18. У вокзала можно видеть вот такие домики. Очень похоже, что это осколки того старого посёлка конца 1940-х, где проживали железнодорожники и вольнонаёмные строители.



19.



20. Углубляясь в центр по улице Первомайской, я уже вижу новые разноцветные дома. Вот этот квартал так и хочется назвать "Изумрудным городом". Кстати, обратите внимание, — дома на сваях, но они прикрыты щитами!



21. Иногда из-за вечной мерзлоты происходят и вот такие вещи:



22.



23. Свернув в сторону с центральной улицы, можно увидеть и вот такую картину, которой колорита добавляет грустный брошенный автобус-КАвЗ. Даже и не подумаешь, что находишься в нефтегазовом регионе, но на самом деле, всё дело времени. Постепенно барачных домов, как и в Салехарде, становится меньше. А лет сорок назад так выглядели почти все города Тюменского Севера.



24. Квартал с другой стороны от Первомайской улицы. Это детский сад, и не какой-нибудь элитный, а вполне обычный!



25. Школа:



26. И новые, очень приятные на вид, жилые дома:



27. По соседству — церковь Георгия Победоносца, перестроенная в 1990-е годы из сталинского деревянного дома культуры:



28.



29. Это уже самый центр города — перекрёсток улиц Первомайской и Гагарина, и площадь Победы, которая видна в кадре.



30. На площади — военный мемориал:



31. С частицей земли из Брестской крепости:



32. Как мне подсказали в прошлой части, в Салехарде многие из домов советского облика на самом деле построены в 1990-е годы по советским проектам. Вероятно, в Лабытнангах такая же ситуация.



33. Название гостиницы на улице Гагарина напоминает о переводе имени города на русский язык.



34. Почта:



35.



36. Вернёмся на улицу Первомайскую. В позднесоветской пятиэтажке расположены ЗАГС и музей, который я, к сожалению, не посетил, — он был закрыт в оба моих прихода.



37. А это главная площадь города — имени Владимира Нака. Названа она в честь инженера, руководившего строительством самой северной в мире железной дороги Обская - Бованенково, которая была проложена в 2000-е годы к газовым месторождениям полуострова Ямал, и начинается от станции Обская в отдалённом микрорайоне Лабытнанг. Начало её мне ещё предстоит увидеть из окна поезда. Жаль только, что проехать по этой железной дороге нельзя, — она исключительно ведомственная, и принадлежит Газпрому.



38. Владимира Нака увековечили не только в названии площади, но и в таком необычном и своеобразном памятнике возле городской администрации.



39. Интересно, что Лабытнанги — единственный город ЯНАО, который расположен полностью за полярным кругом. При том, что в Заполярье находится больше половины территории округа.



40. Сваи под домами здесь не всегда прикрывают.



41. В августе в Лабытнангах начинается золотая осень. А температура воздуха была около 5-6 градусов выше нуля.



42. Соседние улицы:



43. Как и в Салехарде, новые дома здесь нередко соседствуют с ветхими бараками.



44.



45. Социальная реклама. Кстати, обратите внимание, — сверху изображен узнаваемый силуэт вокзала. Видимо, за несколько лет он уже успел стать одним из символов города.



46.



47. Взгляд назад по улице Первомайской. Вдалеке видна Обь и её высокий правый берег.



48. Вторая церковь в городе — тоже Георгия Победоносца. Построена в 2008 году.



49. Памятник Бородинскому хлебу в честь двухсотлетия войны 1812 года. Точно такой же есть и в Салехарде и, насколько я знаю, почти во всех городах ЯНАО.



50. Все коммуникации здесь проложены над землёй. Опять же, из-за вечной мерзлоты.



51. Пожарная часть:



52. А вот и город закончился, — я прошёл его до конца. Автодорога ведёт в отдельно стоящий микрорайон Обской (тот самый, где станция Обская) и посёлок Харп в предгорьях Урала в 30 километрах.



53. Осенняя лесотундра. Красивый в своей суровости заполярный пейзаж.



54. Лиственницы пока ещё стоят зелёные. Наверное, самые яркие краски здесь в начале и середине сентября.



55. Теперь уже другой дорогой возвращаюсь к вокзалу. В целом довольно приятные пейзажи.



56. Идёт жизнь. На стадионе играют в футбол.



57. Вдалеке снова видна Обь. А здания справа — это городская больница.



58. Вечер в Лабытнангах:



Вот так и выглядит этот город, который давно манил своим названием. Железнодорожный мост через Обь так и не построили (хотя проект его строительства существует уже не одно десятилетие), поэтому до Салехарда поезда не ходят. От 501-й стройки действующим остался участок Чум - Лабытнанги. Именно по этой железной дороге мне и предстояло направиться из Салехарда к горам Полярного Урала, а оттуда в Воркуту, о чём я и расскажу дальше.
Tags: Железная дорога, Западная Сибирь, Зауралье, Крайний Север, Путешествия, Россия, Сибирь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments